Можно ли доверить Ермолаю Лопахину «настоящее» России по чеховскому времени. Будет ли он настоящим хозяином, приведет ли ее к процветанию? — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Можно ли доверить Ермолаю Лопахину «настоящее» России по чеховскому времени. Будет ли он настоящим хозяином, приведет ли ее к процветанию?

2019-05-27 1148
Можно ли доверить Ермолаю Лопахину «настоящее» России по чеховскому времени. Будет ли он настоящим хозяином, приведет ли ее к процветанию? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лопахин – от природы недюжинная натура– человек умный, волевой, и в то же время отзывчивый на чужое горе, способный на великодушие, бескорыстие. Вспомним начало пьесы. Лопахин просидел всю ночь в имении Раневской, ожидая их приезда, В разговоре с горничной Дуняшей упоминает, как еще “мальчонком лет 15, будучи побитым родным отцом, впервые увидел Любовь Андреевну: “ Любовь Андреевна, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской. “ Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет. Привязанность Лопахина к Раневской – это не пережиток холопской привязанности к бывшей барыне, а глубокое, искреннее чувство, выросшее из благодарности, из уважения к доброте и красоте. Ради Любови Андреевны Лопахин терпит барское пренебрежение Гаева. Ради нее он готов поступиться своими интересами: мечтая завладеть имением, он тем не менее предлагает совершенно реальный проект его сохранения в собственности Раневской.

Исследователь творчества А.П.Чехова А.Ревякин утверждает, что “Лопахины – это люди, распоряжающиеся экономическими богатствами страны, “хозяева” жизни, власть имущие”.

“ Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который объедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен” (Петя Трофимов Лопахину, д. 2). С первых страниц пьесы от Лопахина веет чем-то холодным, мерзким. Даже сам факт ожидания его всю ночь хозяев имения говорит о его плохих замыслах, да и с Раневской он не был в таких близких родственных отношениях, чтобы ждать всю ночь их приезда: “На сколько же это опоздал поезд? Часа на 2, по крайней мере (зевает и потягивается) Я-то хорош. Какого дурака свалял! Нарочно (подчеркиваю это слово!) приехал сюда, чтобы на станции встретить и вдруг проспал… Сидя уснул. Досада..” Он уже знал, что имение Раневской продается, поэтому он специально приехал разузнать все. Хозяева имения, встретив его, даже и не обрадовались; Гаев, брат Раневской, старается его принизить в присутствии всех, к его словам никто и не прислушивается. Цитирую : “Лопахин: Да, время идет. Гаев: Кого? Лопахин: Время, говорю, идет. Гаев: А здесь пачулями пахнет” Зная о горе Раневской, делая вид якобы сочувствующего человека, он ищет, где и что можно слопать. У него даже фамилия “говорящая”: Лопахин – от слова “лопать”. После очередных притеснений со стороны Гаева Лопахин заявляет Раневской: “Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но мне это решительно все равно. Пускай говорит. Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде…” и тут же предлагает свой проект спасения вишневого сада с вырубанием деревьев и раздачей земли под дачи с годовым доходом в 25 тысяч. Лопахин даже не понимает, что это кощунство – рубить такую красоту, самое прекрасное, что есть во всей губернии “Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в 2 года, да и ту девать некуда, никто не покупает,” – заявляет он хозяевам. Не случайно Чехов вкладывает в уста Лопахина слова: “И можно сказать, дачник лет через 20 размножится (подчеркиваю!) до необычайности” Так можно было сказать только о животных, но не о людях! Он даже говорит по-звериному, используя грубую вульгарную лексику и фразеологию: “Со звериным рылом в калашный ряд; Экая прорва; Пишу я …как свинья; Это называется вылакать”.

Таким образом, Лопахины в своей жизни руководствуются в первую очередь интересами личного, хищнического блага. Их огромная энергия, трезвый ум, жизненная цепкость направлены на удовлетворение интересов личной наживы, личного благоденствия, личного насыщения.

Лопахин, не дождавшись отъезда Раневской, которой многим обязан (по его словам) явно бестактно начал рубить вишневый сад, хотя его попросили не делать этого. Эти настойчивые удары топора заставляют думать о том, что гибнет красота, купленная хищником-капиталистом. Лопахин – эксплуататор более практический, грубый, энергичный. Проявляя эту грубую силу, он и кричит: “Идет новый помещик, владелец вишневого сада!”. Итак, Ермолай Лопахин – это хищный зверь, думающий только о своей личной выгоде, ставящий на 1 план личное обогащение, для которого не существуют вопросы морали, чести. Новая счастливая жизнь кажется ему возможной на “дачных десятинах”, на основе какой-то предпринимательской деятельности. Лопахины пустили свои корни глубоко. Даже спустя столько лет их можно встретить и среди наших современников. Принципом их жизни становятся слова Лопахина: “ За все могу заплатить!”.

 

БУДУЩЕЕ Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди. Их помыслы устремлены в будущее: Петя говорит о «непрерывном труде», Аня – о «новом саде». Однако красивые слова не приводят к конкретным действиям и потому не внушают абсолютного доверия.

И сюжет, и герои, и проблематика пьесы показывают нам Россию на перепутье, Россию, в которой еще не изжито до конца прошлое, где еще не наступило окончательно настоящее, но уже проглядывает будущее. Пассивный мечтатель и идеалист Петя Трофимов вряд ли сможет изменить жизнь, недаром его зовут «облезлым барином». Но, по мнению А. П. Чехова, именно Петя должен сменить Лопахина, ведь именно в его уста автор вкладывает мысль о том, что «вся Россия - наш сад». А. П. Чехов был глубоко убежден в том, что человеку, чтобы быть свободным, нужен весь земной шар. Близилась буря, и А. П. Чехов предвидел и ждал ее.

 

Второстепенные герои пьесы также не поддаются однозначной характеристике. «Двадцать два несчастья» конторщика Епиходова, долги помещика Симеонова-Пищика, житейская неустроенность гувернантки Шарлотты Ивановны, беспомощность Фирса, безусловно, достойны сострадания. Однако постоянные жалобы героев при отсутствии каких-либо решительных действий не могут не раздражать.

Особую роль в «Вишневом саде» играют внесценические герои: ярославская тетушка, любовник Раневской, дочь Симеонова-Пищика. Благодаря им художественное пространство пьесы расширяется и приближается к реальному.

Действие в «Вишневом саде» развивается не от события к событию, а от настроения к настроению. Его создают диалоги (точнее недоговоренные монологи), авторские ремарки (которые иногда противоречат сказанному на сцене), музыкальный фон (герои играют на гитаре, напевают), символы (вишневый сад, звук лопнувшей струны, стук топора). Эту особенность чеховской пьесы деятели МХТ назвали «подводным течением», а литературоведы – подтекстом.

 

Кажется, что многие персонажи все-таки противостоят друг другу и можно выделить в чем-то контрастные пары. «Я ниже любви» Раневской и «мы выше любви» Пети Трофимова, или у Фирса – все лучшее в прошлом, а Аня безоглядно устремлена в будущее; у Вари – старушечий отказ от себя ради родных, имение ею держится, у Гаева – детский эгоизм, он «проел имение»; комплекс неудачника у Епиходова и наглого завоевателя – у Яши. И так далее: сопоставления-противопоставления можно проводить и по иным признакам и между другими персонажами.

Но, несмотря на эту разобщённость, эти все персонажи связаны скрытой общностью.

Давайте подумаем, как связаны между собой персонажи пьесы?

Каждый из персонажей вдохновлён своей правдой, каждый прокладывает свой индивидуальный путь, а итоговый эффект возникает от рукоположения, соотнесенности, реже - столкновения этих путей и правд.

В чем главное несчастье всех героев пьесы? (Они не слышат, не понимают и не любят друг друга. Герои слишком погружены в переживание собственной внутренней драмы.)

 

- А. П. Чехов утверждал: «Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он человек». Это может быть физическая боль, это может быть душевная боль из-за своих неудач, мы можем чувствовать боль близких. И, наконец, это боль за судьбу Родины, за ее будущее. Каким оно будет, зависит от нас.

Неоднократно Россия находилась на перепутье. 1903 год, год написания пьесы «Вишнёвый сад», был одним из таких периодов в истории России.

Чехов говорил: «Вся Россия – наш сад». Герои его пьесы – это люди, которые строят судьбу России 20 века.

- Вишневый сад - образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ - символ. (Символ - (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.)

С образом вишнёвого сала связаны основные события всех 4 действий; это сквозной образ, объединяющий всех героев пьесы.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.