Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишневый сад». — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишневый сад».

2019-05-27 4395
Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишневый сад». 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

 

В 1890-1900 в обществе назревали перемены. Драма Чехова выражает характерные особенности начинающегося общ.пробуждения, которое становится массовым. В скрытом брожении начинает проявляться недовольство всех и всем. Изменяется понимание героического: на смену героизма одиночек приходит недовольство всех, неудовлетворенность жизнь ощущается людьми постоянно.

Значение А. П. Чехова в истории русского театра трудно переоценить. К написанию драматургических произведений А. П. Чехов обращался на протяжении всей жизни - от первой незаконченной пьесы «Безотцовщина» (1878) до пьесы «Вишневый сад» (1903). Драматургическое наследие писателя составляет более 20 пьес. «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1896), «Три сестры» (1900) и «Вишневый сад» открыли новую эпоху в русской и мировой драматургии. Чехов выступил в своих пьесах как реформатор классического театра. Хрестоматийно утверждение о том, что Чехов заложил основы «новой драмы», создал «театр философского настроения». Однако в начале века это положение не представлялось бесспорным. Современникам писателя его пьесы казались несценичными, лишенными действия, нарушающими традиции.

Так, «собрат» Чехова по сцене Художественного театра М. Горький увидел в «Вишневом саде» перепевы старых мотивов: «Слушал пьесу Чехова — В чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового — ни слова. Все — настроения, идеи, — если можно говорить о них — лица, все это уже было в его пьесах. Конечно — красиво, и — разумеется — со сцены повеет на публику зеленой тоской. А — о чем тоска — не знаю».

Вопреки таким прогнозам пьесы Чехова стали классикой отечественного театра и до сегодняшнего дня остаются одной из пленительных загадок. Рассмотрим принципы «новой драмы», созданной Чеховым-драматургом.

В классической драматургии до Чехова преобладал театр действия. В основе конфликта, организующего пьесу, лежала обычно борьба характеров, столкновение героя с обстоятельствами. Чехов создал театр настроения. В его пьесах нет явных столкновений, нет противоборства сил. Внимание автора сосредоточено на внутреннем состоянии персонажей.

Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:

— создание «театра настроения» (вместо «театра действия»);

— отсутствие «сквозного действия», ключевого события, организующего сюжетное единство классической драмы. Единство внутреннее, так называемое «оркестровое звучание судеб героев» => полифония.

   Чехов осознавал необычность своих пьес. Так, работая над «Чайкой», он понимал, что пишет что-то «странное», что «страшно врет» против условий сцены. Он считал, что вышла комедия-повесть, написанная «вопреки всем правилам драматического искусства» (А. П. Чехов). Драматург не придавал решающего значения интриге, не строил действие на борьбе характеров, его интересовал внутренний мир персонажей.

Точно понял авторский замысел «Чайки» А. Ф. Кони, едва ли не первым заметивший, что главное действующее лицо пьесы — «это сама жизнь... обыденная, всем доступная и почти никем не понимаемая в ее внутренней жесткой иронии».

Л. Андреев воспринял новаторство Чехова-драматурга как создающего иллюзию потока жизни: «Взят кусок жизни такой, какова она есть, с ее медленным движением и потаптыванием на 1 месте, когда люди успевают состариться, наплодить детей, умереть, а «действий» как будто никаких не совершить. Поступков много, а действий нет. Пьют, едят, разговаривают, ссорятся, сходятся и расходятся, являются участниками происшествий и сплошной копошащейся массой движутся куда-то вперед. И только тогда, когда увидишь, как все они ушли далеко вперед и как конец не похож на начало, — только тогда почувствуешь, поймешь, что за этим видимым отсутствием действия кроются могучие силы жизни, разрушающей, карающей, судящей и созидающей».

В пьесах Чехова система образов принципиально отлична от классической драматургии. Писатель предупреждал, что в его пьесах не следует искать «ни святых, ни подлецов», что его правилоне выводить ни злодеев, ни ангелов, никого не обвинять, никого не оправдывать, а его задача состоит в том, чтобы нарисовать человека, простого и в то же время сложного — «как в жизни». Важную роль драматург отводит внесценическим персонажам. Они становятся незримыми участниками действия. (Л. А. Иезуитова).

Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:

— отсутствие классической одногеройности, сосредоточенности классического сюжета вокруг главного героя, отсутствие деления героев на «+» и «-», нет явного деления персонажей на главных и второстепенных, «каждый представлен один на один со своей судьбой»

В классической драме диалог движет действие и раскрывает характер персонажа. Это всегда разговор на общую тему, возможно, спор героев о чем-либо. Драматургию Чехова отличают диалоги, в которых каждый из участников ведет свою партию, произносит «случайные» реплики, тематически не связанные с высказываниями собеседников.

Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:

— новый тип диалога, наполненность текста «случайными» репликами

 

Чеховский диалог полифоничен как внешне, так и внутренне. Благодаря этому приему автор развивает тему человеческой разъединенности, одиночества, создавая в то же время внутренний сюжет пьесы, формируя ее подводное течение.

Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:

— наличие лирико-психологического подтекста (подводного течения). Подводное течение (подтекст) – невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей и прочего отношение автора к действующим лицам и их взаимоотношениям.

 

Подводное течение (подтекст) является важной особенностью «новой драмы». Чехов в совершенстве владел искусством передавать настроение персонажа через быт, умел показать «за внешне бытовыми эпизодами и деталями присутствие непрерывного интимно-лирического потока» (А. П. Скафтымов).

Для Чехова значимы каждая реплика, каждый штрих. В его пьесах нет ничего случайного: каждое слово, каждая деталь непременно играет определенную роль в раскрытии авторского замысла. «Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет ввиду выстрелить из него», — считал драматург.

Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:

— открытие новых возможностей в изображении характеров (не борьба за достижение цели, а переживание противоречий жизни). Пафос действия сменяется пафосом размышления. Это тоже отголосок подводного течения.

 

Важным способом выражения авторской позиции становятся у Чехова ключевые символы: «чайка» («Чайка»), «дом» («Три сестры»), «сад» («Вишневый сад»). По мнению Л. А. Иезуитовой, символы Чехова восходят к реалистическим символам (вспомним «Грозу» А. Н. Островского), но в то же время существенно от них отличаются «почти музыкальным сочетанием лирической тонкости, зыбкости, философской глубины и способностью связывать будничное и вечное в неразложимое поэтическое целое».

Каждый образ-мотив создает вокруг себя семантическое поле символических значений. Поиск «общей идеи», «за которую можно отдать душу, искание силы, которая могла бы преодолеть холод всемирного одиночества» — постоянный мотив творчества Чехова.

Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:

— символическая образность пьес

 

Чеховская концепция жизни наиболее полно реализовалась в драме:

1) чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия, в них нет счастливых людей

2) всеобщее неблагополучие приводит к ощущению всеобщего одиночества

3) царит атмосфера психологической глухоты

4) особое ощущение драматизма жизни – зло растворяется в мелочах, т.е. прямого носителя зла нет.

 

ВИШНЕВЫЙ САД

Художественные открытия Чехова в драматургии и его особая «оптика» отчетливо проявились в «Вишневом саде». Характер конфликта, персонажи, поэтика чеховской драмы — все было неожиданно и ново. Последняя пьеса А. П. Чехова — его поэтическое завещание.

Вспомним историю создания пьесы «Вишневый сад». С весны 1901 года в письмах А. П. Чехова встречаются мысли о новой пьесе. Она задумывалась каккомедия, «как смешная пьеса, где бы черт ходил коромыслом». В пору работы над «Вишневым садом» в 1903 году А. П. Чехов писал друзьям: «Вся пьеса веселая, легкомысленная». Тема ее — «имение идет с молотка» — была не нова для Чехова. Впервые она прозвучала в его ранней драме «Безотцовщина» (1878—1881). Сюжетная ситуация продажи имения, утраты дома интересовала и волновала писателя на протяжении всего творческого пути.

Работа над последней пьесой требовала от А. П. Чехова больших усилий: «Пишу по 4 строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями», — жаловался он друзьям. Однако, превозмогая недомогание и болезнь, Чехов писал «бодрую пьесу».

Неоценимо значение писем Чехова режиссерам и актерам, в которых он комментирует отдельные сцены «Вишневого сада», дает характеристики ее персонажам, высказывается о жанре своего творения. В этом вопросе А. П. Чехов разошелся с К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Основатели Художественного театра, высоко оценив пьесу, восприняли ее как драму. Чтение «Вишневого сада» в труппе имело «блестящий успех». По словам Станиславского, она была принята «единодушно восторженно».

После ее чтения в труппе Станиславский писал Чехову: «Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Слышу, как Вы говорите: «Позвольте, да ведь это же фарс». Нет, для простого человека это трагедия... Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь».
Было очевидно, что пьеса потребует нового театрального языка, особых интонаций, и это отчетливо понимали и ее создатель, и актеры. М. П. Лилина (первая исполнительница роли Ани) писала Чехову 11 ноября 1903 года: «...мне представилось, что «Вишневый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, но без реальных грубостей».

Режиссерская интерпретация «Вишневого сада» не во всем удовлетворяла Чехова. «Это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте», — писал Станиславский Чехову, утверждая свою логику движения пьесы к трагическому финалу, в сущности, к уничтожению прежней жизни, к утрате дома и исчезновению сада. В его видении спектакль лишался комедийных интонаций, что бесконечно возмущало Чехова. «Сгубил мне пьесу Станиславский», — заявлял он на репетициях 1 акта. По его мнению, Станиславский (исполнитель роли Гаева) затягивал это действие. «Как это ужасно! — высказывался Чехов жене. — Акт, который должен идти 12 минут, maksimum, у вас идет 40 минут».

  Станиславский в свою очередь жаловался в декабре 1903 года: «Он («Вишневый сад». — И. Б.) пока не цветет. Только что появились было первые цветы, приехал автор и спутал всех нас. Цветы опали, а теперь появляются только новые почки».
  И все же, несмотря на неизбежные сложности репетиционной работы, спектакль был подготовлен к выпуску, Его премьера состоялась в день рождения А. П. Чехова 17 января 1904 года. МХТ чествовал в первый и последний раз своего любимого писателя и автора в связи с 25-летием его литературной деятельности.

Появление Чехова в зале в антракте после II I действия вызвало гром аплодисментов. Среди зрителей находились Андрей Белый, В. Я, Брюсов, А. М. Горький, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин.

5 октября 1903 года Н. К. Гарин-Михайловский писал одному из своих корреспондентов: «Познакомился и полюбил Чехова. Плох он. И догорает, как самый чудный день осени. Нежные, тонкие, едва уловимые тона. Прекрасный день, ласка, покой, и дремлет в нем море, горы, и вечным кажется это мгновение с чудным узором дали. А завтра... Он знает свое завтра и рад, и удовлетворен, что кончил свою драму «Сад вишневый».
   Чехов писал свою последнюю пьесу о доме, о жизни, о родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени. Пронзительно-печальная комедия «Вишневый сад» стала завещанием читателям, театру, ХХ веку.

Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 г., на стыке эпох, когда во всех сословиях в России ощущалось ожидание крупных и решительных перемен. И в своем последнем произведении А. П. Чехов размышляет о судьбе России, ее будущем. «Вишневый сад» называют лебединой песней писателя, и в этом произведении особенно полно проявилось его новаторство.

 

«Вишневый сад» – итоговая пьеса А. П. Чехова, пьеса о родине, о подлинных и мнимых хозяевах русской земли, о близком обновлении России.

Фронтальный опрос на знание текста:

1. Кто сказал «Вся Россия – наш сад» (Петя)

2. Кто себя сравнивает со свиньей? Почему? (Лопахин)

3. Кого называют вечным студентом? (Петю)

4. Какое историческое событие старый слуха Фирс называет несчастьем? Почему?

5. Каким символическим действием закончилась пьеса?

 

О сюжете.

В основе сюжета – продажа дворянской усадьбы. Драматург рассказал в пьесе о судьбе трех общественных групп: дворянства, буржуазии и интеллигенции.

О композиции. Интересна композиция пьесы:

1. Первый акт – надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи.

2. Второй акт – нервозность, отрезвление. Приближение торгов.

3. Третий акт – герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы – вишневый сад продан за долги.

4. Четвертый акт – расставание с прошлым, отъезд, прощание

Характерная черта сюжета «Вишневого сада» – внешняя «бессобытийность». Главное событие пьесы – продажа вишневого сада – не происходит на сцене; герои только говорят о нем. Кульминация внешнего сюжета – продажа с аукциона 22 августа вишневого сада – совпадает с развязкой. Надежда, что все как-нибудь само собой устроится, растаяла как дым. Вишневый сад и имение проданы, но в расстановке действующих лиц и их судьбах ничего не изменилось.

Уже современники Чехова заметили, что «главное, невидимое действующее лицо в его произведениях – беспощадно уходящее время» пьеса дает почти физическое ощущение текучести времени, его неумолимый ход – главный нерв внутреннего сюжета комедии.

 

СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА

На 1 взгляд, классическая расстановка сил в русском обществе: уходящее дворянство (Раневская, Гаев), нарождающаяся буржуазия (Лопахин), новые силы (Петя, Аня). Конфликт, основанный на противоборстве социальных сил, приглушен. Дело не в экономическом банкротстве, а в невозможности героев принять условия новой жизни.

Внешний, бытовой конфликт – борьба за вишневый сад; внутренний конфликт – недовольство жизнью всеми персонажами, ощущение скорой гибели.

 

Образная система.

ПРОШЛОЕ Среди героев пьесы есть представители разных социальных слоев и поколений. Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и Гаев – милые добрые люди. Они не могут жить без вишневого сада, однако ничего не делают, чтобы спасти его: их время уже прошло. Вишневый сад дорог им как воспоминание о детстве, о молодости, о легкой и изящной жизни. Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. Эти люди, по выражению Горького, «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики». У них нет будущего.

В пьесе показана историческая смена социальных упадков. Кончается период вишнёвых садов с элегической красотой уходящего усадебного быта, с поэзией воспоминаний о прошлом. Герои терпят крах, потому что ушло их время. Люди подчиняются велению истории больше, чем личным чувствам.

Гаев и Раневская не могут спасти от топора свой вишнёвый сад, потому что пришел срок погибать дворянским имениям, переходить в чужие проворные руки, и ничего с этим поделать уже нельзя.

Дворянство, которое привыкло праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться в новых условиях после отмены крепостного права. И имение Раневской заложено и перезаложено, она давно «спустила» свое состояние, но в силу привычки не может изменить свой расточительный образ жизни. Раневская не понимает, что наступившее время требует от нее постоянных усилий, но Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о прошлом, она растеряна, сломлена всем происходящим и скорее всего просто боится думать о настоящем. Но она всего лишь женщина, избалованная многолетней праздной жизнью, и ее можно понять, но ее брат Гаев - это смесь тупого самомнения и полнейшей ничтожности во всем. Важной деталью в обрисовке характера Гаева является то, что в его возрасте ему штаны продолжает надевать его старый лакей Фирс. Гаев заявляет, что все свое состояние он «проел на леденцах», он произносит длинные речи, и это является лишь пародией на культурного и образованного человека. В русской классической литературе Гаев стал завершающим этапом в галерее «лишних людей».

Представителей дворянства Чехов не наделяет теми деспотическими чертами, которые мы видим в произведениях других авторов. Раневская и Гаев предстают перед читателями порядочными, честными людьми. Так, отзываясь о Раневской, Чехов характеризовал ее как “нежную, очень добрую” женщину. О Раневской благодарно говорит Лопахин. Петр Трофимов выражает Любови Андреевне свою признательность за то, что она приютила “вечного студента”. Раневская и Гаев душевно относятся к слугам. Но всем положительным чертам владельцев вишневого сада противопоставлен их иждивенческий образ жизни.

 

ТЕМА ПРОШЛОГО, УХОДЯЩЕГО, КРЕПОСТНИЧЕСТВА

В «Вишневом саде» есть прошлое, настоящее и есть живая нить, которая тянется от этого прошлого к настоящему. Фирс, старый верный слуга, – это прошлое, которое существует в настоящем. Если бы не Фирс и не последняя сцена, где его забывают в заколоченном доме, все рассуждения о крепостничестве, прошлых грехах, которые придется искупить страданиями и трудом, остались бы просто словами. Но ветхий старец, верный слуга, забытый в пустом доме, это уже не разговоры. О нем как будто бы и помнят, и заботятся, а все-таки забывают из-за барской небрежности и равнодушия.

Таким образом, действующие лица «Вишневого сада» составляют одну общую группу лиц, но не потому только, что Фирс соблюдает порядки барского дома, Дуняша подражает манерам усадебной барышни, а у Гаева есть черты почти такие же смешные, как и у Епиходова. Господа и слуги связаны в «Вишневом саде» несравненно крепче, чем в старой классической комедии. И не только через древнего Фирса, преданного владельцам имения до гробовой доски, осуществляется эта кровная связь, идущая, как электрический ток, от одного к другому – когда одни держит другого за руку.

Вишневый сад – вот их общая судьба, общая жизненная тема, общее «настроение». Никто из героев пьесы не отделен от судьбы вишневого сада, ни старые его владельцы, ни новый хозяин, купец не из знатного рода, ни разночинец, сын аптекаря, ни господа, ни слуги, ни чужие люди.

 

НАСТОЯЩЕЕ Купец Лопахин – деловой и практичный человек. Он любит Раневскую «больше, чем родную» и пытается ей помочь. Но Раневская не слушает его, и Лопахин поступает, как настоящий капиталист: покупает имение, чтобы разбить вишневый сад на дачные участки.

Явной противоположностью владельцам вишневого сада становится Лопахин, «хищный зверь», по определению Пети Трофимова. Энергия и хозяйственная целеустремленность Лопахина противопоставлены беспечности и непрактичности старых владельцев вишневого сада. Он - потомок крепостных крестьян, тех, «чьи лица глядят с каждого вишневого дерева в саду», и поэтому он пирует, купив имение. Петя Трофимов говорит о Лопахине: «Как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается на пути, так и ты нужен».


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.