Глава 2. Традиционный уклад в семье — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Глава 2. Традиционный уклад в семье

2019-05-27 196
Глава 2. Традиционный уклад в семье 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семья. Семейный быт Карел

Реферат

 

 

Студентка кафедры туризма

4 курса очной формы обучения

Группы 01404

Зубочекян Дарья Олеговна

Преподаватель:

Кандидат педагогических наук,

Хуусконен Нина Михайловна

                                        подпись

«   »                              201г.

 

Петрозаводск

2013


Оглавление

Введение……………………………………………………….…….………3

Глава 1. Первые дни молодой семьи………………………….…….……..4

Глава 2. Традиционный уклад в семье………………………….…………7

Глава 3. Карельская семья в ретроспективе………………….……….…..9

Глава 4. Общая картина рождаемости у карелов в 19-20 в.в….………..16

Заключение…………………………………………………………..……..18

Список источников литературы…………………………………………..19
Введение

Исследование темы «Семья. Семейный быт Карел» оказалось очень полезным, интересным и немаловажным. В современном мире в условиях демографического кризиса очень важно вспоминать свои корни, обычаи и традиции, которые позволяли нашим предкам сохранять крепкие семьи и продолжать свой род, оставаясь в здравии долгие годы.

Целью нашего реферата являлось изучение традиционного уклада семьи карелов 19-20 веков. Для этого мы поставили следующие задачи:

 - изучить обряды, связанные с первыми неделями замужества;

 - исследовать автобиографические данные карельских крестьян (записанные с их слов);

 - узнать о семейном укладе в традиционной карельской семье;

- сопоставить жизненный уклад и традиционные промыслы;

 - сделать вывод о месте семьи в жизни карел 19-20 веков.

Объектом исследования явились карельские семьи и уклад жизни наших предков, проживающих на территории различных районов Карелии. Предметом исследования послужили многочисленные материалы,собранные исследователями и неравнодушными писателями в очень интересные и доступные книги. Одной из самых полезных и заинтересовавших меня книг оказалась недавно изданная «Карельская крестьянка в зеркале историко-этнографических исочников». В этом источнике вместилось очень много исторических статистических данных (что всегда наиболее полно отражает действительность), но также и воспоминания карельских крестьян, их письма друг другу (супругов), что помогло окунуться в атмосферу того времени и действительно понять, как жили и чем руководствовались древние предки.
Глава 1. Первые дни молодой семьи

Ценность семьи в традиционном обществе, в том числе ее экономическая целесообразность, выражена в карельских пословицах: «Жизнь одинокого, что пасмурный день»; «Семейный котел гуще кипит».

По данным Всероссийской переписи 1897 г. средний размер семьи в Олонецкой губернии составлял 5,4 чел. В этот период еще сохранялись большие неразделенные семьи, состоявшие из трех–четырех поколений родственников и доходившие численно до 20—25, а иногда и 40 человек. Такая семья была обычно патрилокальна: брачные пары селились в родительском доме мужа. Согласно обычаю, глава семьи (старший мужчина или его старший сын), распоряжавшийся ее достоянием и ведавший хозяйством, не мог без согласия женатых сыновей и жены ни продать, ни подарить ничего из семейной собственности: все имущество считалось общим. Возраст и опыт ценились высоко: иногда после смерти хозяина семьей руководила его вдова. Хозяйкой большой семьи обычно была жена главы семьи или его старшая сноха. Она, с помощью подчинявшихся ей невесток и незамужних дочерей, должна была заботиться о домашнем хозяйстве: ухаживать за скотиной, готовить пищу, изготавливать пряжу, ткани, вязать и шить одежду. Невестки сильно зависели от свекра и свекрови. У северных карелов существовал обычай: первые шесть недель после свадьбы невестка каждый вечер должна была кланяться в ноги свекру или свекрови и ждать их распоряжений, касающихся работы.

Жительница д. Эльмитозеро Никифорова Анастасия Федоровна – о сватовстве и трудовых обязанностях молодой жены:

«…Раньше говорили: в чужом («другом») доме по-другому двери скрипят,по-другому ворота визжат, по-другому воду носят. Но двери и ворота одинаково открывабтся, просто так к слову приходится, ведь в чужой дом уходишь. Вступив в чужой дом, ты ничего не знаешь, что делать, с чего начать. Каждую работу надо спрашивать. До шести недель матушка будит каждое утро,и хотя уже проснулась, все равно лежишь в постели: пусть придет будить. Будит: «Невестка, вставай!» Встанешь, умоешься, завтрак уже готов. «Садитесь, ешьте!» Позавтракаешь. «Что теперь делать? Мыть ли посуду или что делать?» Иногда велит посуду, чашки вымыть: «Вымой посуду и чашки». Вымоешь.

Затем для первой работы даст лен. Первым делом – лен в прялку: умеет ли молодуха лен прясть или не умеет. Сначала льна принесет: «Вот пучок, распуши, растяни, сделай куделю, пряди лен». Умеешь нитченки прясть или нет. Уже как пройдет свадьба и первые две ночи, провожатые уедут домой. В тот день принесет матушка лукошко с мукой: «Вот мука!» Тут сама и думай, что делать, как стряпать! А до свадьбы подсказывали, что как матушка принесет муку, пусть запачкаются руки в муке; тут сама и думай.как жить и что стряпать.

Опустишь руки в муку, запачкаются руки в муке, вытрешь,потом садишься кушать, так что самым первым делом надо опустить руки в муку. Опустишь руки муку, вытряхнешь муку с рук, и тогда уберут муку, уберут.

А потом, как поешь да попьешь, в тот день почти ничего больше делать не заставляют, не дают работы. А на другой день дадут шерсти. Обрабатывать шерсть, прясть – будто счастье будет лучше, счастливее будешь. Немного попрядешь: «Вот мои нитки. Я напряла».

Как попрядешь шерсти, приготовят обед. Накормят обедом, потом за водой: «Молодые, идите, принесите воды!» Идешь вдвоем. Начерпаешь ушат, муж спереди, жена сзади, начнешь нести воду. Придут и опрокинут ушат; озорничают, ни капли воды не останется, на дорогу выльют ушат, снова идешь.

Принесли ушат воды в избу и перестали носить. А воду, ушат-то воды принести первым делом заставляют. Немного заставляют носить, но ушат воды принести надо, есть такая примета: сумеем ли мы носить или нет.

И стирку устраивали. Баня была на берегу. Как загрязнится белье, соберут белье и кладут в бочку, сверху накрывали постельником. Вокруг бочки кладут лучины, на лучины расстилают постельник, в него сыплют золу. Затем начерпывают туда воды, разводят огонь. Когда на улице холодно, кипятили в бане, а когда на улице тепло. На улице нагревают камни. Камней опускают до тех пор, пока до дна не нагреется вода. Целыми днями кипятят. Сверху кипит, бурлит, где постельник с золой на лучинах, а внизу вода холодная, воду спускают вниз из крана, не нагрелась через белье, уж очень большая бочка была».

После рождения мальчика престиж невестки (как, впрочем, и любой замужней женщины) возрастал. Предпочтение иметь сына подчеркнуто в фольклоре: «хоть и некрасивый, да петушок (мальчик), хоть красивая, но курочка (девочка)». Дочь, которая после замужества должна была покинуть родительский дом, по сравнению с сыном-кормильцем оценивалась лишь как „половина” его. Это сопоставление по линии дочь—сын представлено, например, в словах колыбельной песни: «Баю-баю, детка-дочка, половиночка [стоишь половиночку] сыночка!». Девочек и девушек называли «половинками», исходя из того, что их линия наследования («женское колено») считалась вдвое ниже, чем мужская. В данном случае в фольклоре отразились нормы обычного права карел: после смерти отца та часть имущества, которая доставалась в наследство дочери, составляла половину по сравнению с долей сына.

 

 

Заключение

В ходе нашей работы мы выполнили поставленную цель нашего реферата: изучили традиционны уклада семьи карелов 19-20 веков. Для этого мы выполнили следующие задачи:

 - изучили обряды, связанные с первыми неделями замужества;

 - исследовали автобиографические данные карельских крестьян (записанные с их слов);

 - узнали о семейном укладе в традиционной карельской семье;

- сопоставили жизненный уклад и традиционные промыслы;

 - сделали вывод о месте семьи в жизни карел 19-20 веков.

Ознакомившись со многими источниками в ходе подготовки реферата, мы можем сделать очень важный вывод о том, что карельская семья отличалась от традиционной российской семьи с её укладом. Карелы отличались большей лояльностью к женщинам и детям. Многие добродетельные традиции необходимо помнить и в сегодняшнем мире. В карельской семье невестку, с самого её появления в доме, ценили и уважали, а в дальнейшей жизни у супругов были теплые и уважительные отношения, поэтому семьи у карелов были крепкие и часто в одном доме уживались несколько семей и все поколения, несмотря на патриархальный уклад в традиционном его понимании. Женщины уважали мужей не из страха, а за определенные качества и взаимную любовь. Именно взаимные дружеские и уважительные отношения являлись залогом семейного благополучия наших предков.


Семья. Семейный быт Карел

Реферат

 

 

Студентка кафедры туризма

4 курса очной формы обучения

Группы 01404

Зубочекян Дарья Олеговна

Преподаватель:

Кандидат педагогических наук,

Хуусконен Нина Михайловна

                                        подпись

«   »                              201г.

 

Петрозаводск

2013


Оглавление

Введение……………………………………………………….…….………3

Глава 1. Первые дни молодой семьи………………………….…….……..4

Глава 2. Традиционный уклад в семье………………………….…………7

Глава 3. Карельская семья в ретроспективе………………….……….…..9

Глава 4. Общая картина рождаемости у карелов в 19-20 в.в….………..16

Заключение…………………………………………………………..……..18

Список источников литературы…………………………………………..19
Введение

Исследование темы «Семья. Семейный быт Карел» оказалось очень полезным, интересным и немаловажным. В современном мире в условиях демографического кризиса очень важно вспоминать свои корни, обычаи и традиции, которые позволяли нашим предкам сохранять крепкие семьи и продолжать свой род, оставаясь в здравии долгие годы.

Целью нашего реферата являлось изучение традиционного уклада семьи карелов 19-20 веков. Для этого мы поставили следующие задачи:

 - изучить обряды, связанные с первыми неделями замужества;

 - исследовать автобиографические данные карельских крестьян (записанные с их слов);

 - узнать о семейном укладе в традиционной карельской семье;

- сопоставить жизненный уклад и традиционные промыслы;

 - сделать вывод о месте семьи в жизни карел 19-20 веков.

Объектом исследования явились карельские семьи и уклад жизни наших предков, проживающих на территории различных районов Карелии. Предметом исследования послужили многочисленные материалы,собранные исследователями и неравнодушными писателями в очень интересные и доступные книги. Одной из самых полезных и заинтересовавших меня книг оказалась недавно изданная «Карельская крестьянка в зеркале историко-этнографических исочников». В этом источнике вместилось очень много исторических статистических данных (что всегда наиболее полно отражает действительность), но также и воспоминания карельских крестьян, их письма друг другу (супругов), что помогло окунуться в атмосферу того времени и действительно понять, как жили и чем руководствовались древние предки.
Глава 1. Первые дни молодой семьи

Ценность семьи в традиционном обществе, в том числе ее экономическая целесообразность, выражена в карельских пословицах: «Жизнь одинокого, что пасмурный день»; «Семейный котел гуще кипит».

По данным Всероссийской переписи 1897 г. средний размер семьи в Олонецкой губернии составлял 5,4 чел. В этот период еще сохранялись большие неразделенные семьи, состоявшие из трех–четырех поколений родственников и доходившие численно до 20—25, а иногда и 40 человек. Такая семья была обычно патрилокальна: брачные пары селились в родительском доме мужа. Согласно обычаю, глава семьи (старший мужчина или его старший сын), распоряжавшийся ее достоянием и ведавший хозяйством, не мог без согласия женатых сыновей и жены ни продать, ни подарить ничего из семейной собственности: все имущество считалось общим. Возраст и опыт ценились высоко: иногда после смерти хозяина семьей руководила его вдова. Хозяйкой большой семьи обычно была жена главы семьи или его старшая сноха. Она, с помощью подчинявшихся ей невесток и незамужних дочерей, должна была заботиться о домашнем хозяйстве: ухаживать за скотиной, готовить пищу, изготавливать пряжу, ткани, вязать и шить одежду. Невестки сильно зависели от свекра и свекрови. У северных карелов существовал обычай: первые шесть недель после свадьбы невестка каждый вечер должна была кланяться в ноги свекру или свекрови и ждать их распоряжений, касающихся работы.

Жительница д. Эльмитозеро Никифорова Анастасия Федоровна – о сватовстве и трудовых обязанностях молодой жены:

«…Раньше говорили: в чужом («другом») доме по-другому двери скрипят,по-другому ворота визжат, по-другому воду носят. Но двери и ворота одинаково открывабтся, просто так к слову приходится, ведь в чужой дом уходишь. Вступив в чужой дом, ты ничего не знаешь, что делать, с чего начать. Каждую работу надо спрашивать. До шести недель матушка будит каждое утро,и хотя уже проснулась, все равно лежишь в постели: пусть придет будить. Будит: «Невестка, вставай!» Встанешь, умоешься, завтрак уже готов. «Садитесь, ешьте!» Позавтракаешь. «Что теперь делать? Мыть ли посуду или что делать?» Иногда велит посуду, чашки вымыть: «Вымой посуду и чашки». Вымоешь.

Затем для первой работы даст лен. Первым делом – лен в прялку: умеет ли молодуха лен прясть или не умеет. Сначала льна принесет: «Вот пучок, распуши, растяни, сделай куделю, пряди лен». Умеешь нитченки прясть или нет. Уже как пройдет свадьба и первые две ночи, провожатые уедут домой. В тот день принесет матушка лукошко с мукой: «Вот мука!» Тут сама и думай, что делать, как стряпать! А до свадьбы подсказывали, что как матушка принесет муку, пусть запачкаются руки в муке; тут сама и думай.как жить и что стряпать.

Опустишь руки в муку, запачкаются руки в муке, вытрешь,потом садишься кушать, так что самым первым делом надо опустить руки в муку. Опустишь руки муку, вытряхнешь муку с рук, и тогда уберут муку, уберут.

А потом, как поешь да попьешь, в тот день почти ничего больше делать не заставляют, не дают работы. А на другой день дадут шерсти. Обрабатывать шерсть, прясть – будто счастье будет лучше, счастливее будешь. Немного попрядешь: «Вот мои нитки. Я напряла».

Как попрядешь шерсти, приготовят обед. Накормят обедом, потом за водой: «Молодые, идите, принесите воды!» Идешь вдвоем. Начерпаешь ушат, муж спереди, жена сзади, начнешь нести воду. Придут и опрокинут ушат; озорничают, ни капли воды не останется, на дорогу выльют ушат, снова идешь.

Принесли ушат воды в избу и перестали носить. А воду, ушат-то воды принести первым делом заставляют. Немного заставляют носить, но ушат воды принести надо, есть такая примета: сумеем ли мы носить или нет.

И стирку устраивали. Баня была на берегу. Как загрязнится белье, соберут белье и кладут в бочку, сверху накрывали постельником. Вокруг бочки кладут лучины, на лучины расстилают постельник, в него сыплют золу. Затем начерпывают туда воды, разводят огонь. Когда на улице холодно, кипятили в бане, а когда на улице тепло. На улице нагревают камни. Камней опускают до тех пор, пока до дна не нагреется вода. Целыми днями кипятят. Сверху кипит, бурлит, где постельник с золой на лучинах, а внизу вода холодная, воду спускают вниз из крана, не нагрелась через белье, уж очень большая бочка была».

После рождения мальчика престиж невестки (как, впрочем, и любой замужней женщины) возрастал. Предпочтение иметь сына подчеркнуто в фольклоре: «хоть и некрасивый, да петушок (мальчик), хоть красивая, но курочка (девочка)». Дочь, которая после замужества должна была покинуть родительский дом, по сравнению с сыном-кормильцем оценивалась лишь как „половина” его. Это сопоставление по линии дочь—сын представлено, например, в словах колыбельной песни: «Баю-баю, детка-дочка, половиночка [стоишь половиночку] сыночка!». Девочек и девушек называли «половинками», исходя из того, что их линия наследования («женское колено») считалась вдвое ниже, чем мужская. В данном случае в фольклоре отразились нормы обычного права карел: после смерти отца та часть имущества, которая доставалась в наследство дочери, составляла половину по сравнению с долей сына.

 

 

Глава 2. Традиционный уклад в семье

Устойчивость больших семей (финские исследователи иногда называют их «братскими»), существовавших на протяжении многих столетий. В этнографической исследовательской традиции обычно это связывается с образом жизни карелов; ее экономическими и социальными основами: комплексным характером хозяйства, необходимостью «социального страхования» и т.д. В последнее время «социально ориентированные» историки отстаивают мысль о том, что семья такого типа никогда не была преобладающей в Карелии. Так, финский исследователь Т. Хямюнен отмечает, что исследователи нередко ошибочно уравнивают домохозяйство с семьей. По его мнению, далеко не каждая такая хозяйственная единица являлось семьей в полном смысле слова: входившие в состав домохозяйства малые семьи могли быть полностью автономны. По мнению этнолога Э. Варис форма большой семьи выбиралась и поддерживалась крестьянами сознательно.

Карельская семья, сохраняя основы традиционной культуры, веками устоявшихся норм поведения и ролевых установок ее членов, не оставалась вместе с тем неизменной. Начавшийся в конце XIX в. быстрый распад больших семей связан с активизацией миграционных процессов, ростом социальной мобильности, переходом ряда функций семьи к общественным организациям (в том числе — частичной передачей функции воспитания в руки народного образования), а в конечном итоге — с началом формирования нового образа мышления, ориентированного на индивидуума. Ощутимым фактором разрушения большой семьи было желание невесток избавиться от гнета свекрови, стремление молодых пар к раздельному ведению хозяйства, а также противоречия, подобные спорам между невесткой и свекровью о воспитании детей.

Браки у корелов, как и везде в простонародье, совершаются большею частью в силу необходимости. Этою экономической необходимостью обуславливается и возраст, в который бывают брачные союзы. Если семья нуждается в рабочих руках, то она побуждает жениться сына или брата как можно раньше, желая избегнуть нанимать работниц на стороне. При этом, в случае недостатка у жениха или невесты определенных церковью лет, недостаток их сглаживается прибавкой недостающих лет или месяцев, что вовсе не считается за грех. Если же в семье довольно работниц и работников, то старший холостой мужчина обыкновенно женится не ранее 22-23 лет, а иногда в 25-26, точно также вступают в брак и младшие холостяки.

При этом заслуживает внимания факт, что жених выбирает себе по возможности более близкую по годам невесту.

Что касается религиозных убеждений карел, то в этом отношении не было никаких затруднений и мужчина-раскольник свободно брал в жены православную и наоборот.

Редко корелы вступали в брак с финками, с русскими и норвежцами они брак не вступают.

У корелов венчание не считается безусловно необходимым обрядом – достаточно соблюдения других свадебных обрядов.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.