Беседа одиннадцатая. О сценарии — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Беседа одиннадцатая. О сценарии

2019-05-27 179
Беседа одиннадцатая. О сценарии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исходным, моментом непосредственного воплощения режиссером театрализованного представления является его сценарий, в котором еще на уровне его создания учитываются все предлагаемые обстоятельства. Как правило, автором сценария театрализованного представления явля­ется сам режиссер. Создавая сценарий, он одновременно мысленно осуществляет его постановку. Уже тогда в сознании режиссера в какой-то мере возникает зрелищная картина будущего концерта.

В силу ряда причин профессиональные драматурги не пишут такие сценарии, и режиссерам приходится брать в свои руки перо. Такова особенность профессии режиссера театрализованного представления.

Дело в том, что в этом виде сценического искусства первичным яв­ляется не драматургический, а режиссерский замысел. Вернее, режис­серский замысел представления является и замыслом драматургиче­ским. Именно он подсказывает пути драматургического решения пред­ставления, подсказывает и определяет, исходя из темы и идеи, построе­ние его действенной линии.

И даже, когда в силу разных причин режиссер сам не пишет сцена­рий, все равно, первоосновой сценария будущего театрализованного концерта является его режиссерский замысел.

Драматург, знакомый с особенностями и законами театрализованных концер­тов, массовых представлений, — явление весьма редкое.

Конечно, создание сценария — это сложный, не только логический, но и творческий процесс. Дело в том, что не так просто выбрать и выстроить из многих разнообразных компонентов стройную конструкцию, найти образное и композиционное драматургическое решение содержания события, которому будет посвящен театрализованный тематиче­ский концерт. Да, к тому же, как много раз справедливо подчеркивал А.П.Довженко, это «произведение... должно обладать в первую очередь действенностью, во вторую очередь - действенностью и в третью оче­редь - действенностью и зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим».

И все это режиссер-автор, как правило, начинает придумывать и писать, как говорится, «с чистого листа». И так каждый раз, когда ем) приходится осуществлять постановку какого-либо театрализованного тематического концерта или представления. Я не ошибусь, если скажу, что каждый раз, когда режиссер-автор изучает новый для него пласт реальной жизни: содержание события, его идейную, нравственную, со­циальную сущность и значимость для будущего зрителя, - он невольно становится разведчиком, исследователем не только этого события, но и этой жизни. Правда, именно здесь подстерегает режиссера-автора опас­ность увлечься открывающимися для него новыми примечательными, неизвестными ему и будущей аудитории фактами, документами, свиде­тельствами, и «утонуть» в их обилии. Решающую роль в том, чтобы остаться «на плаву», играет режиссерский замысел бу­дущего театрализованного тематического концерта. Именно режиссер­ский замысел, будучи путеводной звездой, определяет выбор и отбор необходимого материала, форму будущего концерта и многое другое.

Поскольку в основе сценария будущего театрализованного темати­ческого концерта лежит замысел режиссера, то, естественно, что он же и подсказывает не только пути драматургического решения сценария, но и определяет построение его действенной линии. А это означает, что создание сценария неразрывно связано с одновременным обдумывани­ем режиссером-автором будущей постановки театрализованного кон­церта. Иначе говоря, режиссерское решение театрализованного пред­ставления возникает на уровне создания сценария. Именно поэтому перед режиссером-автором открываются такие возможности, которых не знает режиссер традиционного театра.

Таким образом, можно говорить, что, во-первых, единство сценар­ного и режиссерского творчества - одна из важнейших специфических особенностей профессии режиссера театрализованного тематического концерта. Во-вторых, нигде так не слиты взаимотворчеством режиссер и автор, как в современных театрализованных представлениях.

Естественно, что специфика сценария театрализованного тематиче­ского концерта довольно четко проявляется и в ряде других особенно­стей. В основе содержания драматургии театрализованного представле­ния - сценария, как правило, лежит реальное событие. По сути дела, сценарий театрализованного тематического концерта - это всегда ху­дожественное осмысление реального события жизни.

Не ставя своей целью во всей полноте осветить вопросы, относя­щиеся к сценарному, драматургическому мастерству, к процессу созда­ния сценария (тем более, что нет и не может быть рецептов его написа­ния, и каждый раз это, до поры до времени, постижение неведомого), все же существует выработанная практикой некоторая последователь­ность этого процесса, не отрицающая творческий поиск режиссера-автора. Правда, эта последовательность - не догма. Нечего и говорить, что сочинению сценария, как и любой пьесы, предшествует большая предварительная работа. Тут и глубокое изучение и постижение особенностей события, по поводу которого режиссеру-автору предстоит создать театрализованный тематический концерт и, прежде всего, изучение документального, исторического, иконографического материалов. Тут и доскональное изучение всех предлагаемых обстоятельств, гут и поиск образного решения, сюжетного хода и многое, многое дру­гое. Но поскольку, я веду речь о постановке театрализованного тематического концерта, то в этих беседах я буду затрагивать только те особенности сценария, которые непосредственно влияют на постановоч­ную работу режиссера.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.