Заметки на полях. О фантазии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Заметки на полях. О фантазии

2019-05-27 241
Заметки на полях. О фантазии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фантазия - изобретательная сила ума - в той или иной степени свойственна любому человеку и относится к психологической стороне его деятельности. Заключается она в способности человека создавать представления и мысленные ситуации, никогда целиком не восприни­мавшиеся им в действительности. А это означает, что человек не может воображать, фантазировать «на пустом месте». Новые представления создаются на основе имеющихся путем их преобразования. То есть наше воображение комбинирует и преобразует прежние образы и представ­ления в новые, до этого момента не существовавшие. Создаются они прежде всего в нашем сознании мысленно.

В то же время, возникающие в нашем сознании новые образы как одна из форм отражения реальной жизни не есть простая механическая комбинация, слепок впечатлений бытия.

Образы могут значительно отличаться от первоначальных воспри­ятий, слагаться в причудливые облики. Например, сказочные русалки, мифологические кентавры, сфинксы египетских пирамид, химеры собора Парижской богоматери не существуют в реальной жизни, их создала человеческая фантазия. Но давайте присмотримся к ним внимательно, и мы обнаружим, что отдельные части всех этих фантастических полулюдей-полуживотных: девушка с хвостом рыбы и кожей-чешуей, лев с ли­цом человека, ковер-самолет и т.д. - существуют в реальной жизни. Это человеческая фантазия соединила их вместе.

И не просто соединила, а наделила их новыми, не существующими в жизни качествами. Именно это природное свойство человеческого ума позволяет художнику, отталкиваясь от реальных явлений, предметов, складывать свои причудливые образы. При этом творческая фантазия художника не противостоит действительности, и является особой, при­сущей только искусству формой отражения жизни, ее познания и обоб­щения. Вот почему мы имеем право говорить, что существенной особенностью творческого художественного воображения является способность на основе переработки прежних представлений создавать новый целостный образ, умение освещать и раскрывать новые, еще неизвестные никому связи вещей и явлений.

Конечно, богатство и сила фантазии зависит от природных данных художника, от его психики. Но не только! Решающее значение для твор­ческого воображения, творческой фантазии художника имеет его эмо­циональная память, способность ассоциативно мыслить, мироощущение, неразрывно связанное с мировоззрением, глубина познания им реаль­ной действительности, постижение общественно-исторического опыта, личный жизненный опыт и, не менее важное - степень увлеченности бу­дущим художественным произведением.

Но если сила фантазии, воображения зависит и от опыта, и от уме­ния наблюдать, видеть, запоминать явления жизни, факты, человеческие характеры и т.д., если фантазия питается богатством знаний, значит ее можно развивать? Конечно. Как губка, впитывая впечатления действи­тельности, режиссер должен постоянно заполнять «кладовую своего соз­нания», которая безгранична. В процессе творчества именно из этой «кладовой» фантазия черпает строительный материал. И чем больше заполнена кладовая, тем ярче и интереснее режиссерские находки, раз­нообразнее режиссерские замыслы.

 

Окончательное решение сборного концерта у нас выстроится толь­ко после того, как мы конкретно будем знать не только какими творче­скими силами (номерами) мы располагаем, но и их репертуар, то есть приступим к просмотру номеров.

Я не удивлюсь, если вы возразите мне: мол, как же так, ведь реше­ние будущего концерта должно определиться у режиссера еще до про­смотра номеров. Может быть. Не хочу спорить. Искусство режиссуры -вещь очень индивидуальная. У разных режиссеров решение концерта рождается по-разному: до, после или во время просмотра номеров. У Меня до просмотра номеров возникает только «набросок» решения. Окончательно же оно оформляется после, а чаще всего во время про­смотра номеров. Просматривать и отбирать номера мне позволяет зна­ние темы будущего концерта. А уж сами номера дают пищу фантазии, которая рождает окончательный вариант концерта. Именно тогда у меня возникает прием, который придаст концерту единый образ. А без знания номеров, их содержания, манеры исполнения найти такое ре­жиссерское решение, такой прием, как правило, не удается. Вообще, должен заметить, что именно номера чаще всего наталкивают режиссе­ра на определенное образное решение концерта. Конечно, случается и так, что в процессе просмотров и репетиций задуманное приходится отбрасывать, заменять другим, так как неожиданно какой-то номер под­сказывает новое, более интересное режиссерское решение концерта. Но это бывает крайне редко.

Поиск решения концерта дело нелегкое. Приходится перебирать десятки, а может быть сотни различных подсказанных фантазией реше­ний, пока ты находишь то единственное, которое наиболее полно выра­зит задуманное тобою. И, избежав традиционности, придаст концерту собственное неповторимое лицо. А это для режиссера очень важно. Ибо довольно часто приходится видеть концерты, построенные по одному принципу: в начале — чтение, пение, танец в конце первого отделения, второе — откроет оркестр... Оригинальные номера в конце и общий по­клон. И так каждый раз, независимо от того, по какому поводу режис­сер поставил концерт. Кстати, замечу, что даже сегодняшние концерты, имеющие разные названия, которые проводятся на сцене концертного зала «Россия», практически строятся по одной схеме, становясь своеоб­разным штампом. И не только потому, что в каждом концерте, по сути, принимает участие одна и та же обойма артистов. Хотя каждый празд­ник, событие, дата, повод имеет не только собственное содержание, но и свой единственный неповторимый образ. И задача постановщика концерта заключается в том, чтобы, поняв эту особенность, найти такое решение, которое бы наиболее полно и интересно раскрывало тему концерта. Лишь тогда режиссер сумеет отойти от штампа не только в решении самого концерта, но и в построении концерта, в отборе и вер­стке его номеров.

В конечном счете, именно от точности, стройности, ясности режис­серского решения зависит не только оригинальность, но и художест­венная целостность концерта, а значит, и его успех у зрителей. «Важно только не загонять воображение в рамки привычных форм» (А.Гончаров).

Нужно учитывать, что каким бы интересным не было придуманное решение концерта, если оно рождено в отрыве от имеющихся в распо­ряжении постановщика творческих сил, оно не может быть осуществ­лено.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.