Акты органов местного самоуправления в системе нормативных правовых актов. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Акты органов местного самоуправления в системе нормативных правовых актов.

2019-05-27 649
Акты органов местного самоуправления в системе нормативных правовых актов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для выявления места актов местного самоуправления в системе нормативных правовых актов целесообразно исходить из позитивистского подхода к пониманию права. В соответствии с фундаментальными положениями теории права право создается государством. В то же время Конституция РФ закрепляет положение, согласно которому местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Таким образом, право и полномочие на принятие правовых актов местному самоуправлению делегированы от государства. В данном случае местное самоуправление можно рассматривать как децентрализованное государственное управление, что характерно и для мировой практики.

Место правовых актов местного самоуправления в системе нормативных правовых актов может быть адекватно определено и понято с учетом многоуровневости правовой основы МСУ, в основе которой лежат принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, среди которых — специальный профильный Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Говоря о месте правовых актов МСУ в системе нормативных правовых актов, мы подразумеваем систему правовых актов МСУ как составную часть национальной правовой системы. Таким образом, правовые акты МСУ с позиции теории систем есть подсистема общей категории «система законодательства» и, соответственно, обладают всеми свойствами последней. Правовые акты МСУ:

1) являются частью национальной правовой системы;

2) являются внешней формой (источником) муниципального права;

3) подразумевают один предмет правового регулирования — вопросы местного значения;

4) характеризуются вертикальной (иерархической) структурой;

5) имеют юридическую силу;

6) включают в качестве составных частей нормативные правовые акты и отдельные статьи нормативных актов, регламентирующих правоотношения в сфере МСУ.

В центре современного теоретико-правового понимания места актов МСУ лежит государственная теория местного самоуправления, определяющая, что полномочия в области МСУ предоставляются государством, а МСУ является одной из (децентрализованных) форм государственного управления. В то же время, в отличие от государственного управления, правовые акты МСУ принимаются (издаются) органами, образуемыми непосредственно местными жителями. Место правовых актов МСУ в национальной правовой системе не является каким-то подчиненным или второстепенным. Их равенство с правовыми актами РФ и субъектов РФ исходит из духа Конституции РФ, гарантирующей МСУ как самостоятельный властный институт. Более того, как указывал еще Б. Н. Чичерин, лучшей почвой для самоуправления является федеративная республика, где именно МСУ «наилучшим образом согласуется с верховным началом государственной жизни»

Раскрывая суть места правовых актов МСУ с позиций позитивистского подхода к пониманию права, мы полагаем, что компетенции органов МСУ определяются и регулируются государством, право и полномочия на принятие правовых актов МСУ делегированы от государства, а отсюда — правовые акты МСУ являются частью не только системы нормативных актов субъекта РФ, но и всей правовой системы РФ.

Правовые акты МСУ, являясь частью национальной правовой системы и внешней формой муниципального права, имеют основной предмет правового регулирования — общественные отношения, возникающие в связи с постановкой, разработкой и решением вопросов местного значения.

Правовые акты МСУ выстроены в вертикальной (иерархической) структуре и по своей юридической природе являются актами органов публичной власти, что не противоречит конституционно закрепленной обособленности органов МСУ от системы органов государственной власти. Правовой акт МСУ является по своей природе основанным на законе юридически властным решением, принятым прямым волеизъявлением граждан, органом или должностным лицом МСУ, устанавливающим, изменяющим или отменяющим правовые нормы МСУ или служащие основанием возникновения, изменения, прекращения муниципальных правоотношений для реализации задач и функций МСУ.

 

 

Локальное правотворчество

Принимаемые в результате локального нормотворчества акты, в системе источников правового регулирования, различаемых в зависимости от юридической силы, обладают наименьшим регулятивным воздействием, распространяя сферу своего правового регулирования исключительно на территорию конкретной организации и состоящих с ней в трудовых правоотношениях лиц.

Тем не менее, значение локального установления правовых предписаний чрезвычайно велико, поскольку именно в рамках данной деятельности происходит приспособление норм законов и иных нормативно-правовых актов к потребностям и условиям функционирования конкретного работодателя. При этом соответствующую локальную правотворческую деятельность в отечественной юридической науке принято определять следующим образом:

Локальное правотворчество – такой вид деятельности по разработке и принятию правовых предписаний, сфера действия которых ограничивается предприятием, организацией, учреждением и т.д., и предполагающий самостоятельное осуществление нормотворческих функций непосредственно работодателем, либо с учетом мнения постоянного действующего представительного органа.

Значение локального правотворчества состоит, с одной стороны в существовании у работодателя возможности оперативного принятия внутренних актов, содержание которых направлено на обеспечение реализации нормативно-правовых предписаний большей юридической силы, с учетом локальных условиях хозяйствования, а с другой – дает возможность работникам, через функционирования их представительных органов принимать участие в разработке и принятии юридических актов, содержание которых, впоследствии, будет составлять основу управления организацией.

Условия и требования, предъявляемые к локальным нормативным актам

Разрабатываемые в рамках правотворчества работодателей локальные акты приобретают свою юридическую силу при одновременном наличии двух ключевых условий:

Ø соблюдена процедура разработки и принятия локального акта;

Ø в действующем законодательстве имеется норма права, наделяющая конкретного субъекта трудовых правоотношений правом выступать в качестве субъекта локального правотворчества, а равно отсутствие нормы из содержания которой следовал бы запрет на осуществление такой деятельности.

Кроме того, действующим трудовым законодательством предъявляется ряд требований и к содержанию локальных правовых актов:

Ø Они не должны ухудшать положение работников по сравнению с условиями, устанавливаемые трудовым законодательством и иными источниками правового регулирования трудовых правоотношений большей юридической силы;

Ø Содержание локальные актов должно отражать особенности производственного процесса на конкретном предприятии, отражать характер и профиль деятельности юридического лица, учитывать его материально-финансовые возможности и производственные ресурсы;

Ø Локальный акт должен в целом соответствовать положениям действующего российского трудового права.

 

Виды локальных нормативных актов

Принимаемые в рамках локального правотворчества акты могут быть проклассифицированы по различным основаниям. Так, в зависимости от сферы действия локальные нормативно-правовые акты делятся на:

Ø Действующие на предприятии в целом;

Ø Действующие в филиалах, представительствах организации;

Ø Действующие в отдельных структурных подразделениях, органах, трудовых обособленных коллективах и т.д.

По кругу субъектов их можно разделить на:

Ø Общие, сфера действия которых распространяется на всех лиц, находящихся в трудовых правоотношениях с принимающим локальный акт субъектом, например, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка и т.д.;

Ø Специальные, действующие в отношении отдельной части сотрудников организации. (Например, положение о премировании отдельных работников, о предоставлении льгот лицам, обучающимся без отрыва от производства, и т.д.).


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.