Феофан Прокопович (1681–1736) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Феофан Прокопович (1681–1736)

2019-05-27 180
Феофан Прокопович (1681–1736) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

8. За Могилою Рябою

За Могилою Рябою.

над рѣкою Прутовою

было войско в страшном бою.

В день недѣлный ополудны

стался нам час велми трудный,

пришол турчин многолюдный.

Пошли навстрѣчь козацкия,

пошли полки волоския,

пошли загоны донския.

Легкий воин дѣлав много,

да что был числа малого,

не отнял мѣста лихаго.

Поял то был город близкий,

врагом добрый, бо был ниский,

дал бы на вас пострѣл рѣский.

Пришли на Прут коломутный,

тут же то был бой окрутный,

тут же то был нам час смутный.

Стали рядом уступати,

иншаго мѣста искати,

а не всуе пропадати.

Скоро померк день недѣлный,

ажно российския силы

на отворот загримѣли.

Страшно грѣмят и облаки,

да страшный там Марс жестокий

гримѣл на весь пляц широкий.

Зоря з моря выходила,

ажно поганская сила

в тыль обозу зашумѣла.

Всю нощь стуки, всю ночь крики,

всю ночь огонь превеликий:

во всю нощь там Марс шел дикий.

А скоро ночь уступила,

болшая злость наступила,

вся армата загримѣла.

Не малый час там стреляно,

аж не скоро заказано,

«На мир, на мир!» — закричано,

Не судил бог христианства

освободить от поганства,

еще не дал збить поганства.

Магомете, Христов враже,

да что далший час покаже,

кто от чиих рук поляже.

 

<1711>

 

 

9. Плачет пастушок в долгом ненастьи

Коли дождусь я весела ведра

и дней красных,

Коли явится милость прещедра

небес ясных?

Ни с каких сторон св&#1123;та не видно, —

все ненастье.

Н&#1123;т и надежды. О многоб&#1123;дно

мое щастье!

Хотя ж малую явит отраду

и поманит,

И будто н&#1123;что полготить стаду,

да обманит.

Дрожу под дубом; а крайним гладом

овцы тают

И уже весма мокротным хладом

исчезают.

Прошол день пятый, а вод дождевных

н&#1123;т отм&#1123;ны.

Н&#1123;т же и конца воплей плачевных

и кручины.

Потщися, боже, нас свободити

от печали,

Наши нас д&#1123;ды к теб&#1123; вопити

научали.

 

<1730>

 

 

Антиох Кантемир (1708–1744)

 

 

10. Сатира I на хулящих учение

К уму своему

(Отрывок)

Уме недозрелый, плод недолгой науки!

Покойся, не понуждай к перу мои руки:

Не писав летящи дни века проводити

Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.

Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,

На которых смелые не запнутся ноги;

Всех неприятнее тот, что босы проклали

Девять сестр. Многи на нем силу потеряли,

Не дошед; нужно на нем потеть и томиться,

И в тех трудах всяк тебя как мору чужится,

Смеется, гнушается. Кто над столом гнется,

Пяля на книгу глаза, больших не добьется

Палат, ни расцвеченна марморами саду;

Овцу не прибавит он к отцовскому стаду.

Правда, в нашем молодом монархе надежда

Всходит музам немала; со стыдом невежда

Бежит его. Аполлин славы в нем защиту

Своей не слабу почул, чтяща свою свиту

Видел его самого, и во всем обильно

Тщится множить жителей парнасских он сильно.

Но та беда: многие в царе похваляют

За страх то, что в подданном дерзко осуждают.

«Расколы и ереси науки суть дети;

Больше врет, кому далось больше разумети;

Приходит в безбожие, кто над книгой тает, —

Критон с четками в руках ворчит и вздыхает,

И просит, свята душа, с горькими слезами

Смотреть, сколь семя наук вредно между нами;

Дети наши, что пред тем, тихи и покорны,

Праотческим шли следом к божией проворны

Службе, с страхом слушая, что сами не знали,

Теперь, к церкви соблазну, библию честь стали;

Толкуют, всему хотят знать повод, причину,

Мало веры подая священному чину;

Потеряли добрый нрав, забыли пить квасу,

Не прибьешь их палкою к соленому мясу;

Уже свечек не кладут, постных дней не знают;

Мирскую в церковных власть руках лишну чают,

Шепча, что тем, что мирской жизни уж отстали,

Поместья и вотчины весьма не пристали».

Силван другую вину наукам находит.

«Учение, — говорит, — нам голод наводит;

Живали мы преж сего, не зная латыне,

Гораздо обильнее, чем мы живем ныне;

Гораздо в невежестве больше хлеба жали;

Переняв чужой язык, свой хлеб потеряли.

Буде речь моя слаба, буде нет в ней чину,

Ни связи, — должно ль о том тужить дворянину?

Довод, порядок в словах — подлых то есть дело,

Знатным полно подтверждать иль отрицать смело…»

 

1743

 

 

Примечания

 

1  Ткт3, народный, восходящий к устной традиции былин, духовного стиха; окончания д с частыми дополнительными ударениями на последнем слоге. 2  Стих демократической сатиры, восходящий к скоморошьему раёшнику, рифмованный. Зарифмованы только связанные синтаксически пары, рифма только смежная; стихотворной единицей были зарифмованные пары, почему и писали их в одну строку. Рифма может быть неточной и точной.

И. М. Катырев-Ростовский. 3  Досиллабический фразовый стих, рифмованный, стихи соединяются попарно синтаксической связью, рифма только грамматическая. В последнее время авторство И. М. Катырева-Ростовского ставится под сомнение.

Монах Герман. 4  Силлабический 8-сложник. В силлабике XVII в. сохраняется попарная связь стихов, что подчеркнуто графически: 2-й стих — с отступом и со строчной буквы. 4-ст из двух смежных пар + рефрен. Рифма грамматическая, преобладает ж, но встречаются м и д. Акростих: в конце стихотворения начальные буквы (не считая рефрена) составляют фразу: Герман сие написа.

Симеон Полоцкий. 5  13-сложник ц (7 + 6); смежная рифмовка, связь стихов в пары; разноударные рифмы (себе — потребе). 6  11-сложник ц (5 + 6); разноударные рифмы. 7  13-сложник, ц (7 + 6). Во всех приведенных стихотворениях преобладают ж цезуры и рифмы, но встречаются м и д цезуры, разноударные рифмы.

По изд.: Полоцкий Симеон. Избр. соч. М.; Л., 1953.

Феофан Прокопович. 8  Светская тематика. 8-сложник хореизированный; рифмы тройные (ААА), только ж, разноударных у Феофана нет. Как в украинском языке, произносит &#1123; как и (рифмы близкий, ниский, р&#1123;зкий и т. д.), что встречалось и у Симеона. 9  Чередование 10-сложников ц (5 + 5) и 4-сложников. Первая в XVIII в. перекрестная рифмовка (АБАБ). &#1123; рифмуется с и.

А. Д. Кантемир. 10  13-сложник (7 + 6), рифмы только ж, (АА), ц только м и д (ср. стихи 4-й и 5-й); в первоначальной редакции (не позже 1831 г.) встречались также и ж. Не приняв реформы Тредиаковского, Кантемир все же упорядочил ударения предцезурные и в рифме. Стих освобожден от синтаксической связи пар, появляются разнородные рифмы (многи — ноги и т. п.), внутристиховые паузы и переносы.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.