Образы городов в произведениях русской и зарубежной классической литературы — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Образы городов в произведениях русской и зарубежной классической литературы

2019-05-27 666
Образы городов в произведениях русской и зарубежной классической литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В романе  Фёдора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" читатель встречается не с парадной стороной прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку. Петербург Достоевского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым. Он душит и давит человека. Он — соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, человеческих трагедий.

Достоевский много внимания уделяет описанию убогих интерьеров меблированных комнат. Но остальное его внимание обращено на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет — символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, "похожая на шкаф или на сундук" каморка Раскольникова. Дома, окрашенные в желто-серый цвет. Соня Мармеладова пошла "по желтому билету", желтоватые обои в ее комнате. "Мебель желтого отполированного дерева" в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Таких примеров много. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Итак, Петербург в романе Достоевского "Преступление и наказание - душит и давит человека. Он — соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, человеческих трагедий.

Петербург для Гоголя - этот город особенный, сложный, безличностный. Тема контрастов Петербурга раскрывается в повести «Невский проспект». Писатель, в самом начале произведения восхищается величественностью Петербурга, его красотами. Он буквально восклицает, что нет ничего лучшего, нежели чем Невский проспект, как минимум в самом этом городе. Гоголь рассказывает, что герой повести видит только мелькающие усы, различные шляпки, рукава и сюртуки, зато за всем этим не заметно ни одного лица. Писатель пытается подчеркнуть отсутствие души в этом мире, в городе, что остались только те «шляпки», а сам живой человек где-то пропал, бесследно исчез.

Петербург для Алекстандра Сергеевича Пушкина — это и оплот самодержавия, и воплощение петровских реформ, и отражение целой эпохи, ее нравов, порядков и привычек. Образ Петербурга возникает практически во всех произведениях крупного жанра: в поэме «Медный всадник», в «Пиковой даме», в «Капитанской дочке» и, конечно же, в романе «Евгений Онегин». И в каждом произведении город выглядит по-разному — в этом и проявляется гениальность поэта.

Пожалуй, самым противоречивым выглядит Петербург в поэме «Медный всадник». Начинается произведение с признания в любви «юному граду Петрову», который вознесся «из тьмы лесов, из топи блат». Созданный самодержцем Петром I, он стал воплощением самодержавия, но для «маленького человека», вроде главного героя поэмы Евгения, он стал источником горя. Построенный вопреки всем законам природы, Петербург регулярно подвергался наводнениям, жертвой которого однажды и стала возлюбленная Евгения.

В итоге протест героя оборачивается его сумасшествием и смертью, и преобразования Петра меркнут на фоне трагического финала. Да, Петербург — символ эпохи Петра, своеобразный памятник его основателю, но в восприятии читателя появляются как будто два Петербурга: «город пышный» и «город бедный», город, чей «строгий стройный вид» восхищает, и город, где царит «дух неволи».

Творчество английского писателя-модерниста Джеймса Джойса неразрывно связано с конкретной топографической категорией. Ирландская столица – Дублин – становится связующим центром многих его текстов.

В раннем произведении Джойса «Дублинцы» (1914) ирландская столица выступает связывающим звеном всего цикла рассказов. Комментируя цель создания коротких эпизодов из жизни дублинских обитателей, писатель сам указывает на то, что город является центром «паралича» и застоя, когда обыденная серая среда «затягивает» своей однообразностью, привычкой. Дублин овладевает сознанием его жителей, которым весьма сложно вырваться из повседневного круга событий (например, рассказ «Эвелин»).

Джеймс Джойс начинает свое исследование с детского сознания («Сестры», «Встреча», «Аравия»). Дети, появляясь на свет, находятся в окружении пошлости, грязи, их взгляды и интересы никто не пытается понять. В рассказе «Аравия» мальчик мечтает купить своей подруге пустяковый подарок на благотворительном базаре, но взрослые забывают о его просьбе, и детская мечта оборачивается грубой реальностью. Иное пространство представляет фантазия героя о далеких восточных странах, где, по его представлениям, есть место свободе и празднику. Но в Дублине, городе тления, нет пространства для мечты, радости и маленького детского счастья.

Рассказы, посвященные юным и зрелым обитателям Дублина («Два рыцаря», «Пансион», «Личины» и др.), углубляют трагедию ирландцев, которые предпочитают не решать свои проблемы, а примириться с течением жизни. Им не хватает сил на действие или личной ответственности для выбора пути. И всему виной Дублин, в котором царит спертая, застоявшаяся атмосфера, взаимонепонимание, отчужденность людей друг от друга и от мира, одиночество, угнетающие сознание дублинцев.

Завершающий рассказ цикла «Мертвые» аккумулирует тему смерти в «мертвом» пространстве Дублина. Все его жители – живые мертвецы, исполняющие ритуал существования, прозябания.

Итоги главы 1

В исследовании будут рассмотрены внешние черты города для выявления его скрытых особенностей, в чем помогут разобранные образы городов в произведениях русских и зарубежных классиков.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.