Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2019-05-27 | 658 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Невербальная (несловесная) коммуникация является важ-
нейшим способом коммуникации, по мнению специалистов, на
долю этого вида коммуникации приходится до 80 % информации
в процессе общения. Поскольку невербальная коммуникация в
большей степени связана с рефлекторной, почти не контроли-
руемой и трудно рационализируемой реакцией человека на ту
или иную ситуацию (сообщение, действие), она, как правило, де-
монстрирует истинное отношение к происходящему (существует
поговорка «слова обманут, жесты — никогда»).
Невербальная коммуникация весьма разнообразна по своим
формам, и как способ обмена информацией она может быть клас-
сифицирована по 9 основным каналам передачи сообщения (вы-
ражения намерений):
- проксемика (пространственное расположение, дистанция в
общении);
- кинесика (движения тела, жесты, мимика и т. д.);
- вокалика (голосовые характеристики, тембр голоса, его
громкость и т. д.);
- физические характеристики (форма тела, размеры, цвет волос и т. д.);
- хаптика (прикосновения, формы физического контакта);
- хрономика (время, паузы, длительность общения);
- артефакты (одежда, украшения, косметика и т. д.);
- ольфактика (запахи);
- эстетика (цвет, музыка, характеристики фона и т. д.).
С позиций поставленной нами задачи рассмотрим некоторые
направления невербальной коммуникации, в первую очередь та-
кие как проксемика и кинесика, применительно к характеристи-
ке публичной коммуникации. Знание подобных характеристик
позволило нам вычленить и сформулировать целый ряд техник
распознавания истинных намерений аудитории в публичной
коммуникации.
Одним из главных проксемических законов коммуникации
является закон изменения дистанции. Любая попытка сократить
расстояние между говорящим и слушающим (придвинуться, на-
клониться, подойти ближе и т. д.) свидетельствует о доброжела-
тельности, заинтересованности, доверии. И наоборот, стремле-
ние увеличить расстояние говорит о враждебности, недоверии,
потере интереса. Понимание данного закона позволяет фикси-
ровать реакцию аудитории и делать соответствующие выводы по
поводу отношения к содержанию учебного материала, предлага-
емого преподавателем (или самому преподавателю).
|
В рамках проксемики разработано учение о проксемических
зонах (основоположник этого учения — американский антропо-
лог Э. Холл). Выделяют четыре проксемические зоны, обладаю-
щие различными коммуникативными характеристиками.
1. Зона интимного (или личного) пространства — до 0,5 м
(оптимальный тип коммуникации — неформальная групповая
коммуникация). В эту зону человек склонен допускать лишь
близких или приятных ему людей, любое насильственное и не-
контролируемое вторжение в эту зону (давка в часы пик, посадка
рядом незнакомого человека и т. д.) резко увеличивает агрессию
и раздражение человека.
Существует технический прием, использующий данную прок-
семическую характеристику. Специально осуществляемое про-
никновение в зону личного пространства преподавателем в ходе
лекции (коснуться слушателя, поправить разложенные вокруг
него предметы и т. д.) должно показать, как слушатель настро-
ен по отношению к говорящему. Если реакция на это действие
отсутствует, налицо доверие и благоприятное расположение (и
соответственно — наоборот).
Другой технический прием распознавания связан с тем, что
межличностная рассадка демонстрирует нам систему личных
(приятельских) предпочтений в группе, которую необходимо
учитывать как фактор психологического обеспечения доброже-
лательной коммуникации во время занятий.
Зная проксемические особенности общения, можно также
конструировать определенные коммуникативные ситуации пу-
тем соответствующей организации коммуникативного простран-
ства. Чтобы создать интенсивно напряженную, эмоциональную
атмосферу общения, содержащую высокий креативный потен-
циал, необходимо поместить группу коммуникаторов в относи-
тельно тесное помещение, где расстояния между людьми будут
вынужденно малы. Однако следует учитывать при этом, что по-
добная коммуникативная ситуация сопровождается повышен-
ной возбудимостью участников и даже агрессивностью. И, на-
против, если группу коммуникаторов поместить в относительно
просторном помещении, атмосфера общения будет более спокой-
ной и доброжелательной, но при этом и менее интенсивной в пла-
не совместного творчества.
|
2. Зона межличностного (группового) пространства — от 0,5
до 1,2 м (оптимальный тип коммуникации— неформальная
групповая коммуникация). Именно наличие такого расстояния
является признаком формирования ситуативных малых групп.
Учет данной проксемической характеристики может служить
не только техникой распознавания, но и своего рода техникой
диагностики коммуникативной атмосферы в группе. Если при
спонтанной рассадке в аудитории группа садится с соблюдени-
ем данного типа пространства, можно говорить о том, что атмос-
фера в этой группе отличается доброжелательностью и сплочен-
ностью. Если при рассадке обнаруживаются «мертвые» зоны
больших расстояний между членами группы, то можно говорить
о напряженных отношениях в группе, об отсутствии сплоченности. В первом случае преподаватель должен учитывать, что
слушатели будут реагировать на содержание материала бурно,
поскольку эффект психологического заражения будет весьма
сильным. Такую группу легко зарядить эмоционально, но вместе
с тем трудно вывести из этого состояния и переключить на новую
тематику обсуждения. Во втором случае, наоборот, в силу слабо-
го психологического заражения группу трудно сфокусировать на
общем предмете внимания, но зато легче вывести из определен-
ного эмоционального состояния и переключить внимание.
3. Социальное пространство — от 1,2 до 3,7 м (оптимальный
тип коммуникации — деловая формальная коммуникация).
В условиях коммуникации на данной дистанции необходимо ис-
пользовать определенные техники социального влияния. Дело в
том, что данное расстояние человек рассматривает как зону лич-
ного контроля при общении с группой лиц. Люди, оказавшиеся
за пределами этой зоны влияния, в случае их спонтанного по-
ведения (ухода из комнаты, занятий, не соответствующих теме
заданной коммуникации, и т. д.) не рассматриваются как угроза
влиянию лидера коммуникации и их «непослушное» поведение
не вызывает у него психологического раздражения.
|
Данная проксемическая характеристика может служить ос-
новой техники распознавания намерений аудитории в коммуни-
кации, например, в том случае, когда преподаватель фиксирует
стремление определенной группы лиц постоянно занимать места
«на галерке». С позиций проксемики этих слушателей можно
охарактеризовать как стремящихся выйти из заданной комму-
никации за пределы личного контроля преподавателя (с надеж-
дой не получить при этом наказания).
4. Пространство публичной коммуникации — от 3,7 м и далее
(оптимальный тип коммуникации — публичная коммуникация).
Особенности осуществления публичной коммуникацйи связа-
ны в первую очередь с умением рассчитать силу воздействия на
большую и физически отдаленную аудиторию. Речь идет о тех-
никах усиления воздействия на слушателей. Целый ряд таких
техник предлагает риторика. Однако заметим, что риторические
приемы преимущественно ориентированы на линейное воздей-
ствие на аудиторию.
Стремление сохранить и поддержать в публичной коммуни-
кации интеракцию, совместное достижение общего интеллек-
туального результата несколько трансформирует основную цель публичной коммуникации. Такая коммуникации, безусловно,
должна использовать приемы, усиливающие влияние, но при
этом не отвлекать внимание от самого преподавателя, подчинять
коммуникацию собственно предмету обсуждения.
В качестве невербальных характеристик, которые использу-
ются при этом, можно назвать вокалику (регулированное силы и
тембра голоса), кинесику (выразительность жестов, сопровождаю-
щих речь, и их релевантность), физические характеристики и ар-
тефакты (создание определенного образа, соответствующего при
возможности тематике материала), хрономику (искусство органи-
зовать паузы и внутреннее чувство времени, позволяющее регули-
ровать хронометраж в подаче и обсуждении материала) и т. д.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!