Б. Пиз, А. Пиз. Новый язык телодвижений. Расширенная версия М.: Эксмо-Пресс, 2005. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Б. Пиз, А. Пиз. Новый язык телодвижений. Расширенная версия М.: Эксмо-Пресс, 2005.

2019-05-27 409
Б. Пиз, А. Пиз. Новый язык телодвижений. Расширенная версия М.: Эксмо-Пресс, 2005. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Б. Пиз, А. Пиз. Новый язык телодвижений. Расширенная версия М.: Эксмо-Пресс, 2005.

 

Глава 1. Изучение основ

Для представителя западного мира этот жест означает «хорошо», для итальянца – «один», для японца – «пять».

 

У каждого из нас есть знакомые, которые, войдя в комнату, полную народа, через пять минут могут точно рассказать, кто, с кем и в каких отношениях находится. Способность понимать отношения между людьми и их мысли по поведению – это древняя система обще- ния, и люди использовали ее задолго до появления устной речи.

До изобретения радио общение по большей мере происходило письменно – посред- ством писем, книг и газет. Грязные политики и плохие ораторы могли добиться успеха, настойчиво потрудившись и написав хорошую, отточенную статью. Авраам Линкольн не был гениальным оратором, но отлично умел выражать свои мысли на бумаге. Эпоха радио открыла дорогу ораторам. Уинстон Черчилль считался уникальным оратором, но он вряд ли добился бы успеха сегодня, в эпоху телевидения.

Сегодня политики понимают, что их успех определяется внешностью и имиджем. У большинства серьезных политиков имеются консультанты по языку телодвижений, которые помогают им выглядеть искренними, заботливыми и честными, хотя в действительности подобные свойства для них абсолютно нехарактерны.

Кажется невероятным, что за тысячи лет эволюции язык телодвижений начали изучать только в 60–е годы ХХ века. Многие и сегодня считают основной формой общения речь. В эволюционном смысле, речь появилась совсем недавно. Она используется, как правило, для передачи фактов и данных. Устная речь появилась примерно 500 000 лет назад. За это время мозг человека увеличился в размерах втрое. До этого основной формой передачи эмоций и чувств был язык телодвижений и звуки, издаваемые горлом. Надо сказать, что ситуация практически не изменилась и сегодня. Но, поскольку мы сосредоточены на произносимых словах, большинство из нас не обращают ни малейшего внимания на язык телодвижений. А ведь он по – прежнему играет важную роль в нашей жизни.

Тем не менее в устной речи сохранилось множество выражений, показывающих, насколько важен язык телодвижений в жизни человека.

Снять груз с плеч. Держаться на расстоянии вытянутой руки. Встретить лицом к лицу. Не склонить головы. Плечом к плечу. Сделать первый шаг.

Порой такую фразу нелегко воспринять спокойно, но уж не понять ее смысла просто невозможно.

 

 

В начале было…

Актеры немого кино первыми стали активно использовать язык телодвижений, поскольку это было единственное доступное им средство общения. Хорошие актеры поль- зовались жестами и сигналами тела хорошо, плохие – плохо. С появлением звукового кино невербальным аспектам актерской игры стало придаваться меньше значения. Многие актеры немого кино оказались невостребованными. Успеха сумели добиться лишь те, кто умело сочетал вербальные и невербальные навыки.

Среди научных работ, посвященных языку телодвижений, можно выделить работу Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», опубликованную в 1872 году. Однако с этой работой знакомы исключительно ученые. И тем не менее она в значительной степени повлияла на современные исследования выражений лица и языка телодвижений. Многие идеи и наблюдения Дарвина и сегодня широко используются исследователями всего мира. С момента написания дарвиновской работы ученые выделили и зафиксировали почти миллион невербальных ключей и сигналов. Альбер Мерабян, пионер в области изучения языка телодвижений, работавший в 50–е годы ХХ века, обнаружил, что информация любого сообщения делится следующим образом: 7 % ее передается вербально, то есть словами, 38 %

– вокально (тоном голоса, ударением и способом произнесения звуков) и 55 % – невербальными сигналами.

Смысл того, что вы хотите сказать, в большей мере передается тем, как вы выглядите в момент речи, а отнюдь не вашими словами.

Антрополог Рэй Бердвистелл провел оригинальное исследование невербального обще- ния. Он назвал свои наблюдения «кинезикой». Бердвистелл оценивал степень невербального общения между людьми. Он пришел к выводу о том, что средний человек говорит примерно 10–11 минут в день, а среднее предложение длится всего 2,5 секунды. Бервистелл также установил, что человек может произвести и распознать около 250 000 выражений лица.

Как и Мерабян, Бердвистелл обнаружил, что вербальный компонент межличностного общения составляет менее 35 %, а свыше 65 % информации, передаваемой при общении, передается невербально. Наш анализ многочисленных торговых сделок и переговоров, про- веденный в 70–е – 80–е годы, показал, что язык телодвижений помогает передать от 60 % до 80 % информации за столом переговоров. Большинство людей формируют мнение о незнакомом человеке менее чем за четыре минуты общения. Исследования также показывают, что в тех случаях, когда переговоры ведутся по телефону, выигрывает участник, опирающийся на более сильные аргументы. Если же переговоры ведутся в процессе личного общения, результат не столь предсказуем, поскольку окончательное решение во многом зависит от того, что мы видим, а не только от того, что слышим.

 

Что говорит наука

Большинство женщин обладают более организованным и настроенным на общение мозгом, чем мужчины. Снимки, сделанные с помощью ядерно – магнитного резонанса, совершенно четко объясняют, почему женщины обладают лучшими способностями к обще- нию и оценке, чем мужчины. От четырнадцати до шестнадцати участков женского мозга оценивают поведение собеседника, тогда как у мужчины таких участков всего четыре – шесть. Вот почему женщина, придя на вечеринку, может сразу же оценить отношения между остальными гостями: кто поссорился, кто в кого влюблен, кто недавно расстался и т. п. Неудивительно, что женщины считают мужчин невероятными молчунами, а мужчины думают, что заставить женщин молчать практически невозможно.

Как мы уже говорили в книге «Язык взаимоотношений», женский мозг ориентирован на мультитрекинг. Обычная женщина может одновременно говорить на две и более не свя- занных между собой тем. Она может смотреть телевизор, одновременно с этим говорить по телефону, прислушиваться к разговору за ее спиной и еще пить кофе. Она может во время одной беседы затронуть несколько совершенно разных тем и использовать пять интонаци- онных выделений, чтобы сменить тему или что-то подчеркнуть. К сожалению, большинство мужчин в состоянии распознать лишь три подобных выделения. В результате, когда жен- щины пытаются общаться с мужчинами, те часто теряют нить разговора.

Исследования показывают, что человек, полагающийся на визуальные сигналы, воз- никающие в личном общении, делает более верные выводы о своем собеседнике, чем тот, кто доверяется только словам. И в этом им помогает знание языка телодвижений. Женщины владеют этим навыком подсознательно, все остальные же могут этому научиться. Для этого мы и написали свою книгу.

 

Некоторые основы

Большинство основных сигналов общения являются одинаковыми во всем мире. Когда люди счастливы, они улыбаются; когда печальны – хмурятся или насупливаются. Кивок почти везде означает «да», то есть подтверждение. Кивок – это фактически наклон головы. Судя по всему, это врожденный жест, поскольку точно так же ведут себя и те, кто родился слепым. Покачивание головой из стороны в сторону чаще всего означает отрицание, то есть «нет». Этому жесту ребенок учится еще в младенчестве. Когда ребенок уже получил достаточно молока, он начинает мотать головкой из стороны в сторону, отталкивая материн- скую грудь. Когда маленький ребенок сыт, он тоже трясет головой, отвергая любые попытки накормить его с ложечки. Таким образом, он быстро усваивает жест отрицания и несогласия и продолжает пользоваться им во взрослой жизни.

Покачивание головой – это сигнал отрицания. Своими корнями он уходит в младенческие годы и связан с отталкиванием материнской груди.

Эволюционное происхождение некоторых жестов можно выяснить, если углубиться в первобытное животное прошлое человека. Улыбка у большинства плотоядных животных

– это сигнал угрозы, но приматы сопровождают улыбку неугрожающими жестами, демонстрирующими подчиненность.

Обнажение зубов и вздергивание носа берут свое начало от угрожающих жестов, используемых другими приматами. Вздергивание носа используется животными как сигнал предупреждения. Тем самым зверь сообщает противнику, что в случае необходимости не преминет воспользоваться зубами и когтями для атаки или обороны. Этот жест сохранился и у людей, хотя, конечно же, вряд ли кто-то в наши дни решит атаковать противника зубами.

 

 

 

 

Посмотрите, насколько одинаковое выражение лиц! Вам вряд ли захочется идти на свидание с такими кавалерами

 

Раздувание ноздрей увеличивает приток кислорода, что позволяет телу подготовиться к ответной атаке или бегству. В мире приматов такой жест говорит о том, что зверь гото- вится к реакции на очевидную угрозу. В мире людей раздувание ноздрей – это сигнал гнева, раздражения, ощущения физической или эмоциональной угрозы, а также неправильности происходящего.

Универсальные жесты

Хорошим примером универсального жеста может служить пожимание плечами. Этот жест показывает, что человек не знает или не понимает того, о чем вы говорите. Это множе- ственный жест, состоящий из трех основных частей: демонстрация раскрытых ладоней, то есть отсутствия в них угрожающих предметов; поднятие плеч с целью защитить горло от атаки; поднятие бровей, то есть универсальный знак подчинения.

 

 

Пожимание плечами демонстрирует подчинение

 

Точно так же, как вербальные языки отличаются друг от друга, так и невербальные сиг- налы в разных культурах могут иметь разное значение. Тогда как определенный жест может быть весьма распространен в определенной стране и иметь абсолютно однозначное истол- кование, в другой стране его значение может быть полностью противоположным. Нацио- нальные различия мы с вами обсудим позже, в главе 5 нашей книги.

 

Екатеринбург, 2015. – с 19 – 40.

Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния. На основе полисенсорной природы невербальной коммуникации выделяются различные ее виды.

Акустический (аудиальный) канал. Акустические средства передачи невербальной информации сопровождают вербальную. То, как мы говорим, иногда является даже более важным, чем само содержание сообщения. Акустические невербальные сигналы придают вербальным сообщениям соответствующую эмоционально-содержательную нюансировку:

· акцентируют актуальное для данной ситуации значение слова, фразы с использованием таких средств, как ударение, паузы, интонирование. Ср. возможности разного актуального членения высказывания (и соответственно его смыслового варьирования) в зависимости от интонации, логического ударения: Сколько тебя можно ждать? Сколько тебя можно ждать? Сколько тебя можно ждать? Сколько тебя можно ждать?

· «сигнализируют» о биофизических характеристиках (пол, возраст) и некоторых личностных особенностях говорящего. «Глухость или звонкость голоса выдает возраст говорящего. Быстрая речь вызывает представление о человеке активном, энергичном, с одной стороны, либо о неуверенном, суетливом, с другой. Низкий, глухой, богатый интонациями голос связывают с человеком целеустремленным, волевым, решительным» [Куницына и др. 2001: 79-80]. Голосовые характеристики, следовательно, формируют образ говорящего в восприятии других: ср. ситуацию когнитивного диссонанса, когда мы впервые встречаемся с человеком, о котором сложили представление только на основе восприятия его голоса по телефону (низкий голос, ассоциируемый с человеком крупного телосложения, возможно, полным, оказывается принадлежащим худосочному мужчине невысокого роста). С целью моделирования «я-образа» в целях успешной самопрезентации нередко используются постановочные модуляции голоса (аффектированное произношение, изменение высоты голосового регистра и т.п.);

· кодируют основные эмоции – страх, гнев, радость, печаль, удивление, а также такие сопутствующие им эмоциональные состояния (доброжелательность, тревожность, уверенность, неуверенность, скрываемое раздражение, волнение и т.п.). Так, «для эмоции гнева характерны общее увеличение силы и высоты голоса, усиление резкости речевых звуков. Эмоция печали, напротив, характеризуется медленным нарастанием и спадом силы и высоты голоса, увеличенной длительностью слогов, падением силы и звонкости голоса. Ритмичная речь характеризует приподнятость настроения;

 · выполняют регулятивную функцию в разговоре (в частности, паузы могут подчеркивать важные моменты речи, дают аудитории возможность обдумать сказанное);

· свидетельствуют о скорости протекания латентных мыслительных процессов (например, так называемые хезитации, типа э-э-э, м-м-м, а-а-а, и-и-и, а также другие неконтролируемые говорящим фонации, являются знаком спонтанности, неподготовленности речи, когда содержание высказывания формируется в самом процессе говорения). Эти же знаки могут передавать информацию о волнении говорящего.

Психологи вместе с тем отмечают, что «…хотя индивидуальные характеристики голоса не могут служить надежным показателем личности, тем не менее следует помнить о важной особенности восприятия человека по голосу. Слушатели склонны наделять более высокими достоинствами людей с более совершенно звучащей речью (приятный тембр, интонации и т.д.), приписывать людям с такой речи не только интеллектуально-эстетические и психологические качества (симпатичность, интеллигентность, образованность, доброжелательность, великодушие, чувство собственного достоинства), но и значительно более высокие партнерские и деловые характеристики (компетентность, надежность, инициативность, энергичность, уверенность, заинтересованность)» [Куницына, Казаринова, Погольша 2001: 79-80].

Оптический канал

1.  Мимика, или выражение лица, – это основной канал передачи человеческих эмоций, который сигнализирует об эмоциональных и психофизических состояниях человека. Мимические реакции могут быть спонтанными и произвольными (преднамеренными, контролируемыми).

 Мимические движения считываются комплексно, однако каждая часть лица «специализируется» на передаче определенной группы мимических сигналов.

Широкую известность получила разработанная Полом Экманом методика, «… основанная на анализе мышечных изменений, позволяют свести любые наблюдаемые движения лица в систему единиц действий» (цит. по: [Куницына 2001]). Однако «…ни одна из зон лица не обнаруживает эмоцию исчерпывающим образом. Описанные симптомокомплексы мимики соответствуют интенсивно проявленным состояниям. Для опознания такая мимика субъективно менее сложна, так как представлена четко. Сложнее распознавать те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным чувствам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны, представлены нечетко. Смешанные эмоции появляются в обстоятельствах, вызывающих более одного чувства. замечает только те эмоции, которые характерны для него самого, не воспринимая то, что для него чуждо» (Там же: 74-75].

Схематично базовые элементы мимики (кины) представлены на рисунке:

 

2.    Контакт глазами – важное средство регулирования общения, – как известно, обозначает начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив, прекращения общения; наконец, он указывает на окончание реплики: человек, закончив высказывание, прямо смотрит в глаза собеседнику, давая знать, что теперь его очередь. Способы обмена взглядами в момент беседы, организация визуального контакта (время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации) используются при исследовании атмосферы интимности в межличностном общении. Установлено, что направление взгляда в общении зависит от содержания общения, от индивидуальных различий, от сложившегося характера взаимоотношений. Для правильного понимания взглядов как невербальных сообщений имеют значение не столько статистические параметры, сколько их изменение: то, как часто собеседник смотрит в глаза другого, менее важно, чем то, что он вообще перестает это делать, или, напротив, начинает искать взгляд собеседника, хотя перед этим не смотрел на него. Контакт глазами может указывать и на эмоциональные отношения партнеров. Длительный взгляд может быть знаком влюбленности … он психологически сокращает дистанцию между людьми. Иногда такой взгляд может оказаться неуместным и вызвать у того, на кого смотрят, беспокойство, страх, раздражение. Если вы смотрите на человека противоположного пола, то долгий взгляд в глаза может быть понят как предложение интимного характера [Там же: 74-75].

Прямой взгляд «без согласия» часто воспринимается как угроза, стремление к доминированию (см. рис. ниже).

Однако и отсутствие прямого взгляда может стать причиной некомфортного общения, когда собеседник интерпретирует этот сигнал как нежелание поддерживать с ним контакт, оценку себя как не личности, не интересной для партнера. Важно помнить, что умышленный отказ от визуального контакта бывает средством жесткого манипулирования зависимым партнером. Взгляд, устойчиво направленный в переносицу или чуть выше, характеризует грубо доминирующее, антипартнерское поведение. Существуют и другие разновидности «невидящего взгляда»: он может, например, проходить насквозь, может «зависать» перед лицом партнера, как бы до него не дотягиваясь, глаза бывают немного расфокусированными, обращенными в себя или на какой-то воображаемый объект, обычно помещаемый в стороне от реального собеседника. Бывает и так, что способность отстраняться с помощью «невидящего взгляда» развивается вынужденно как защитная реакция на избыточные, непосильные требования внимания и реагирования (например, у тех, чья профессия связана с постоянным контактом с другими людьми – у продавцов, работников регистратуры и т.п.).

Наиболее комфортным для общения является так называемый скользящий взгляд, который фиксируется на собеседнике не более 2-3 секунд. Это как будто бы мягкое «поглаживание глазами», когда участник ситуации общения неоднократно в процессе коммуникации возвращается взглядом к партнеру. Такой контакт глазами показывает, что собеседник постоянно находится в поле зрения (внимания) говорящего, но при этом не подвергается чрезмерному контролю (давлению).

3. Жесты – выразительные движения рук или кистей рук. Они могут иметь как произвольный, так и непроизвольный характер, быть генетически заданными, типичными для данного человека или вовсе не характерными для него, случайными (ситуативными, одномоментными). По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.

1. Описательно-изобразительные и выразительные, дополняющие, усиливающие, «иллюстрирующие» содержание передаваемого сообщения. Сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл. Например, волнообразное движение рукой в момент рассказа о морском круизе может изображать качку. В другой ситуации речи это может быть знаком, например, перепадов температуры (если речь идет о погоде).

2.  Конвенциональные – жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные, дразнящие. Замещают в речи элементы языка, понятны без речевого контекста, имеют собственное значение в общении. Например, покачивание указательным пальцем как знак угрозы, замечания тому, к кому обращен данный жест.

3.   Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Они сопровождают речевое высказывание, например, при перечислении каких-то фактов (регулярно повторяемые удары ребром ладони по столу), энергичные вращательные движения кистью руки как знак, призывающий к ускорению речи и т.п.

4.   Модальные (или в другой терминологии – эмоционально-оценочные) – жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления. Выражают оценку, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в процессе коммуникации. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

5.   Ритуальные – жесты, используемые в различных ритуалах, типовых ситуациях с мифосимволической подосновой (постучать по дереву, сплюнуть три раз через плечо, чтобы не сглазить кого-, что-либо; перекреститься перед началом какого-л. действия, имеющего особую значимость для говорящего: знак используется как своего рода оберег, «обеспечивающий удачу»).

Существуют определенные нормы употребления жестов:

1. Соответствие ситуации. Телесные движения должны соотноситься с темой выступления, размером и составом аудитории. Официальная тема, небольшая аудитория, люди старшего возраста требуют уравновешенных, относительно ограниченных телесных движений.

2. Физическая координация. Все телесные движения должны быть скоординированы между собой. Человек может показаться смешным, если он прижимает локти к бокам и двигает только кистями рук и т.п.

3. Словесная координация. Телесные движения должны быть синхронизированы со словами, которые они призваны подкреплять. Недостаток такой координации может выглядеть комично.

4. Динамичность. Движения должны быть «живыми», спонтанными, естественными. Начинающему оратору надо научиться контролировать естественные движения для выражения или подкрепления мыслей.

5. Разнообразие. Любые телесные движения, особенно жесты, должны постоянно варьироваться. Однообразные движения регистрируются аудиторией и в конечном итоге становятся отвлекающими. Случайный или бессмысленный жест, используемый умеренно, не вредит коммуникации, но если он постоянно повторяется, то может повлиять на результат речи. Человек обычно не замечает своих естественных жестов, поэтому начинающий оратор должен воспользоваться посторонней помощью или возможностями видеоаппаратуры, чтобы оценить характер и уместность своих жестов. Обучение технике самопредставления и самопрезентации с учетом норм телесных движений – кропотливый процесс, который должен осуществляться под руководством педагога. Например, известные бизнесмены и популярные политики говорят и держатся безупречно именно потому, что берут уроки у специалистов, которые учат их ходить, стоять, произносить слова, пожимать руки, соболезновать, смеяться [Гойхман, Надеина 2008].

В плане интерпретации невербалики большую практическую значимость имеет способность коммуникантов считывать «семантику» жестов, указывающих, в частности, на то, что один из собеседников обманывает другого.

Рука прикрывает рот.

 Хорошо известно, что руки, поднесенные к лицу, – это основной жест, связанный с обманом. Другими словами, когда мы видим, слышим или говорим неправду, мы невольно пытаемся прикрыть рот, глаза или уши руками. Дети используют жесты подобного рода бессознательно и открыто. Если маленький ребенок говорит неправду, он часто прикрывает рот ладонями, как будто бы пытаясь остановить поток лживых слов.

Если ребенок видит что-то, что ему видеть не хочется, он прикрывает глаза ладонями или локтем. По мере того как он взрослеет, прикосновения рук к лицу становятся более изощренными, не настолько очевидными, но они все же возникают, когда человек говорит неправду, слышит неправду или становится свидетелем обмана. Такие же жестовые реакции сопровождают состояния сомнения, неуверенности, преувеличения чего-л. до размеров невероятного, неестественного.

Следует, однако, учитывать, что рассматривать движение рук, поднесенных к лицу, необходимо в совокупности с другими сигналами невербального поведения, а также в соотношении с вербальной составляющей общения.

Потирание века

«Ничего не вижу!» – провозгласила мудрая обезьянка. Потирание века – это попытка мозга блокировать визуальное восприятие обмана, сомнения или лжи, а также избежать взгляда в глаза человеку, которому говорят неправду. Мужчины обычно начинают энергично тереть глаза. Если же ложь серьезная, то они не смотрят в глаза собеседнику, предпочитая «уставиться в пол». Женщинам свойственно легкое потирание нижнего века. Если женщина не хочет смотреть в глаза собеседнику, она, скорее, будет смотреть на потолок.

Потирание уха.

 Этот жест говорит о нежелании слушать явную ложь. Человек может прикрыть ухо рукой, почесывать его или теребить мочку. Это более изощренная версия бесхитростного детского зажимания ушей ладонями, чтобы не слышать упреков родителей. Еще один вариант этого жеста – потирание обратной стороны уха, вращение в ушной раковине кончиком указательного пальца, потягивание мочки или заворачивание уха так, чтобы слуховое отверстие оказалось закрытым. Последний жест свидетельствует о том, что человек уже услышал достаточно или хочет что-то сказать сам

Почесывание шеи.

 В этом случае указательный палец доминирующей руки (той, которой человек пишет) начинает почесывать шею непосредственно под ухом или всю боковую сторону шеи. Выявлена интересная особенность: обычно человек почесывает шею не более пяти раз. Этот жест говорит о сомнениях и неуверенности. Особенно часто такой жест свидетельствует о неконгруэнтности вербального сообщения и невербального поведения говорящего.

4. Поза – это положение человеческого тела. Как отмечают исследователи, это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения. Поза несет в себе значимую информацию о физическом и эмоциональном состоянии человека в процессе коммуникации. Поза может выражать усталость или субдоминантность (ср., например, ситуативную сутулость от недостатка физических сил или в общении с лицом более высокого социального статуса); решительность или неуверенность (ср., например, позу спортсмена на старте, опущенную голову и плечи ребенка при предъявлении дневника с плохими оценками родителям и т.п.).

Любое смена позы или синхронизация поз собеседников указывают на изменение отношений между ними. В частности, поза «отзеркаливания» собеседника – продуктивный способ «подстройки» к нему и гармонизации общения.

Выделяется три основных группы поз, выражающих отношение к партнеру (см.: [Куницына и др. 2001]):

· Включение или исключение из ситуации (открытость или закрытость). Различные способы строить свою позу как закрытую – скрещенные на груди руки; сплетенные в замок пальцы, фиксирующие колено сидящего «нога на ногу»; отклонение спины назад и т.д. – соответствуют и внутренней закрытости в контакте.

Закрытая поза явно свидетельствует о нерасположенности участников ситуации к общению или (как минимум) о том, что они мало знакомы, возможно, они недружелюбно настроены по отношению друг к другу.

Стиль дистанцированного общения, к сожалению, характерный для современных межличностных контактов, можно проиллюстрировать таким афоризмом: «Сегодня стоит подойти к двери, как она автоматически открывается; стоит подойти к человеку, как он автоматически закрывается» (Пер Хальворсен).

Противоположностью описанных поз являются позы, «указывающие на готовность к общению: человек улыбается, установлен доброжелательный контакт глазами, голова и тело повернуты к партнеру, ладони открыты, туловище наклонено вперед» [Куницына, Казаринова, Погольша 2001: 77]

Ниже на рисунке представлена невербалика гармоничного общения: позы синхронизированы, открыты, свободны

· «Доминирование («нависание» над партнером, похлопывание по плечу, рука «забытая» на плече собеседника, при этом взгляд намеренно сверху вниз и т.д.) или зависимость (взгляд снизу; ситуативная сутулость и т.д.)» [Куницына, Казаринова, Погольша 2001: 77].

· Противостояние (человек стоит, сжав кулаки, или подбоченясь, или «набычившись», выставив плечо вперед). Как правило, такие позы сопровождаются соответствующим контактом глазами (агрессивный взгляд «в упор» или исподлобья) и мимикой (плотно сжатые губы, «желваки играют», брови нахмурены, сдвинуты к переносице).

Вопросы по тексту Гридина Т.А., Коновалова Н.И., Воробьева Н.А. Невербальная коммуникация: практикум:

1. Какие нюансы придают вербальным сообщениям акустические невербальные сигналы?

2. Охарактеризуйте контакт глаз как канал передачи невербальных сообщений

3. Назовите примеры для каждого типа жестов.

4. Каковы правила гармоничного употребления жестов в коммуникации?

5. Приведите примеры жестов, указывающих на то, что один из собеседников обманывает другого.

6. Какие сигналы передают позы собеседников об отношении друг к другу?

 

 

Василькова В.В. Невербальные аспекты публичной коммуникации в образовательном процессе. СПб: Скифия-принт, 2008. Параграфы: 1.2, 1.3, 2.3.

Раппорт и присоединение

Каждый из нас замечал, что есть люди чрезвычайно комфортные в общении, а есть те, с которыми разговаривать бывает одно мучение, как будто к ним никак не подобрать нужного «ключа». Скорее всего, это значит, что с такими людьми нам сложно найти ситуативное сходство. Разница в манерах общаться иногда приводит к тому, что собеседники пытаются взаимодействовать, попадая в «противофазу» - говорят одновременно, с разной громкостью, не могут создать устойчивый зрительный контакт, двигаются в разных ритмах, скользят по поверхности сказанного и т.д. Ситуация «кто в лес, кто по дрова» сильно затрудняет общение и делает невозможным коммуникативный «танец», поскольку между собеседниками не возникает доверительного контакта.

В чем значение ситуативного сходства? Дело в том, что бессознательно мы больше доверяем тем, и значит, лучше устанавливаем контакт и отношения с теми, кто «похож» на нас. «Похож» не столько в смысле внешнего сходства (хотя и это также имеет значение), сколько в смысле соответствия своего поведения и мышления нашему поведению и мышлению. Видимо, здесь срабатывает древний адаптивный механизм восприятия - «свой-чужой», помогавший выживать нашим предкам.

Состояние бессознательного доверия между собеседниками специалисты по межличностной коммуникации называют раппортом (Олдер, Хэзер: 2000). Доверие возникает бессознательно в том смысле, что люди, как правило, не осознают, за счет чего им становится комфортно или некомфортно с собеседником. То, почему они верят или не верят человеку, находящемуся перед ними, обычно становится предметом их размышления уже постфактум. Наличие раппорта или его отсутствие не всегда зависит от степени знакомства. Хотя между знакомыми людьми, родственниками, друзьями, сослуживцами раппорт может устанавливаться быстрее, поскольку собеседники хорошо знают друг друга и стихийно выработали свои способы установления взаимопонимания. Однако и хорошо знакомые, и даже близкие нам люди, бывают в состоянии, которое диссонирует с нашим и тогда раппорт стихийным образом не устанавливается. Это создает нам проблемы межличностной коммуникации, поскольку без установления раппорта она становится непредсказуемой.

Для того чтобы контролировать установление раппорта практически с любым собеседником (а в деловой коммуникации нам приходиться общаться с самыми разными людьми), нужно обладать чрезвычайно важным коммуникативным умением, а именно: осуществлять «подстройку» или «присоединение». Этими терминами практики межличностной коммуникации обозначают «процесс заимствования элементов поведения другого человека, чтобы стать для него более своим, повысить уровень бессознательного доверия» (Любимов 2002: 21).

Дело в том, что также как не бывает людей с идентичными отпечатками пальцев, не существует двух людей, обладающих идентичным жизненным опытом, даже если эти люди никогда не расставались друг с другом и имеют одинаковый генетический код (как в случае однояйцевых близнецов). Уникальная «биографически детерминированная ситуация» (А. Шюц) делает уникальной личность и внутренний мир каждого из нас. В этом смысле каждый человек является фундаментально одиноким созданием, поскольку никто другой не может в полной мере разделить его сенсорный, эмоциональный, мыслительный и иной опыт. Уникальный способ, которым каждый человек структурирует свои переживания, рождает уникальную внутреннюю реальность – «карту» или модель мира, опираясь на которую каждый человек по-своему воспринимает сигналы окружающего мира и действует в нем. Для того чтобы в коммуникации достигать понимания и договоренности, необходимо сделать так, чтобы «карты» общающихся пришли в некоторое соответствие. «Подстройка» - это те действия, которые позволяют, выражаясь образно, «перекинуть мост» между разными субъективными «картами» или моделями мира, которая отличает каждого из нас от другого. «Присоединиться» или «подстроиться» к партнеру означает поставить свою активность – скажем, свои движения, мимику, скорость и/или громкость речи - в соответствие с аналогичными проявлениями собеседника. Чем тоньше и естественнее будет произведена «подстройка», тем лучше и глубже будет установлен раппорт.

«Подстройка» может осуществляться по многим параметрам. Наиболее важными являются:

1. Телесность: поза, мимика, жесты, дыхание.

2. Голос: тон, темп, быстрота речи и прочие ее составляющие.

3. Язык и образ мышления: используемые слова и соответствующая «система представления» (зрение, слух, ощущения).

4. Личный опыт (поиск общей основы в профессиональной деятельности, интересах, взглядах)

В идеале стоит использовать все виды подстройки к собеседнику одновременно. Но начинать учиться нужно с одного и переходить на другой, доводя способы подстройки до автоматизма, когда вы сможете подстраиваться естественно и незаметно.

Особую роль здесь играет первый вид подстройки, т.е. подстройка по телесности. Психофизиологи давно доказали, что любые мысли и эмоции сопровождаются внешними телесными проявлениями. Наша телесность «кодирует» все психические процессы и изменения. Через них можно как бы «заглянуть» во внутренний мир психики человека, который в силу своей идеальной природы не доступен прямому наблюдению.

Кроме того, телесные проявления не только репрезентируют наши мысли и чувства, но в значительной степени сами определяют их. Об этом говорит «закон» Джемса-Ланге, открытый в 1880-1890-е годы и утверждающий, что эмоции являются следствием осознания человеком физических и физиологических изменений в организме. Несмотря на то, что эта теория была подвергнута критике современными исследователями, в модифицированном виде она по-прежнему признается в науке (Feldman 2012). Следствием этого закона является то, что человек, например, не смеётся, когд


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.