Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2019-05-27 | 337 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель: Снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Описание: Звучит веселая музыка. Дети, построившись в колонну по одному, стараются крепко держаться друг за друга (за плечи)- По команде учителя первый ученик («голова дракона») пытается поймать последнего игрока («хвост дракона»).
Условия:
1. Следить, чтобы дети не отпускали друг друга.
2. Следить, чтобы роли «головы дракона» и «хвост» выполняли все желающие.
Аутотренинг (аутогенная тренировка)
Средства восстановления, как известно, бывают самые раз личные. В основном на уроке применяют определенные физические упражнения, влияющие на общее состояние организма занимающегося. Единственный их недостаток в том, что процесс восстановления проходит без активного участия центральной нервной системы (ЦНС). А ведь данные процессы во многом определяются психическим состоянием учащихся в данный момент занятий. Учитывая это, имеет резон включать в заключительную часть уроков элементы аутогенной тренировки, что дает возможность в последние минуты занятия воздействовать на восстановительные процессы организма школьников, формируя у них при этом навыки саморегуляции.
B аутогенной тренировке определены три основных пути "Действия на состояние ЦНС: тонус скелетных мышц и дыхания; представления, чувственные образы; слово (произносимое вслуx и мысленно). Эти воздействия используют последовательно и в комплексе.
Прежде чем приступать непосредственно к аутотренингу, необходимо предварительно вырабатывать у учеников определенные физические и психические навыки. Первым вырабатывается навык мышечного расслабления (релаксация), так как он является стержневым компонентом аутогенной тренировки. Поэтому овладение им имеет первостепенное значение.
|
А. Мышцы. Из курса анатомии и физиологии человека известно, что все части организма, а соответственно и мышцы имеют свое «представительство» в мозгу. Но не все они представлены в нем одинаково. Значительную часть коры больших полушарий человека занимают клетки, связанные с деятельностью рук и функциями мимических мышц. Поэтому основные, компонентом в структуре релаксации является расслаблена именно указанной мускулатуры, повышенный тонус которой особенно характерен для логопатов.
Несколько слов о механизме действия релаксации. Потом импульсов от напряженных мышц возбуждает определенные зоны ЦНС. Посредством мышечного расслабления уменьшается импульсация в мозг, и как результат — снижается уровень бодрствования. Для лучшего освоения этого навыка аутогенной тренировки рекомендуется включать в заключительную: часть уроков, а также в домашние задания упражнения на расслабление определенных групп мышц:
1. Расслабление мышц лица (лба, век и т. д.) и шеи.
2. Расслабление мускулатуры артикуляционного аппарата (щек, языка, губ, нижней челюсти и т. д.).
3. Расслабление мышц рук (кисти, предплечья, плеча).
4. Расслабление мускулатуры туловища (живота, груди, спины).
5. Расслабление мышц ног (стопы, голени, бедра).
Б. Дыхание. После овладения учащимися навыками релаксации следует приступать к обучению их управлению ритмом дыхания, причем, как обычного (вдох — выдох — пауза), так и речевого (быстрый вдох ртом — пауза —- продолжительный выдох). Установлено, что во время вдоха происходит активация мозговых процессов, тогда как при выдохе наступает успокоение. Именно поэтому максимальное физическое усилие можно воспроизвести, задерживая дыхание на вдохе. А наибо-!(е полное расслабление мышц наступает в период глубокого выдоха. На уроках и дома школьники должны выполнять задания, регулирующие дыхание в комплексе с релаксацией. Например: вдох — напряжение определенной группы мышц, выдох — расслабление. Лишь после формирования этих физических навыков имеет смысл переходить к отработке психических навыков.
|
В. Внимание является важным и необходимым условием эффективности всех видов деятельности. Поэтому выработку психических навыков нужно начинать именно с внимания. И в добавление к ранее обозначенным упражнениям по развитию данного навыка можно присовокупить следующие задания:
а) фиксация внимания на движении секундной стрелки;
б) фиксация внимания на каком-либо (обязательно неинтересном) предмете — карандаше, ручке, палочке и т. д.
В этой связи целесообразно широко использовать и различные игровые моменты. Так, например, весьма полезна и популярная психотехническая игра «Хромая обезьяна».
Описание: Детям предлагается закрыть глаза. Затем педагог объявляет классу: «Сейчас вы получите задание. Кто из вас почувствует, что с ним не справляется, должен хлопнуть в ладоши или поднять руку. Внимание! Задание: не думать о хромой обезьяне».
Г. Чувственные образы. Добившись хорошего усвоения упражнений на совершенствование внимания, стоит приступить к выработке у учащихся более сложного навыка аутотренинга — чувственного образа. Так, реальные предметы, используемые в вышеизложенных заданиях по фиксации внимания на движении за секундной стрелкой, на каком-либо интересном предмете, заменяются воображаемыми. К примеру педагог обращается к ученикам: «Представьте, что у каждого из вас на ладони вытянутой вперед руки находится стакан с водой. Спокойно продвигаясь вперед, вообразите ваши ствия, направленные на то, чтобы пронести стакан, не расплескав ни капельки воды».
В эту же серию упражнений полезно включать задания такого типа:
а) ощутите тепло, распространяющееся с отдельных участков (рук, ног) тела на все тело;
б) ощутите тяжесть, распространяющуюся по всему телу.
Развивает воображение и психотехническая игра «Термометр».
Описание: Учащиеся строятся в две шеренги. Затем они поворачиваются лицом друг к другу. Стоящим в первой шеренге следует представить, что одна рука у них погружена в нагретый солнцем песок или ванну с теплой водой. Игроки из второй шеренги должны, касаясь рук товарищей, определить, какая рука теплее — левая или правая. После этого ученики меняются ролями.
|
Д. Представления. Как одно из основных составляющих аутогенной тренировки, используемой на уроках, они должны быть положительно-эмоциональными. Хорошо, если учитель настраивает учащихся вызывать, отдыхая от физических упражнений, в своем воображении такие картины:
а) летний день с зеленой лесной лужайкой;
б) берег моря с ритмичным шумом волн;
в) голубое небо с парящей в небе чайкой.
Эти и другие представления должны сочетаться с соответствующими физическими ощущениями (тепло, освежающий ветерок) и внутренними переживаниями (расслабленность, безмятежность, покой).
Е. Слово воздействует на течение физиологических процессов не непосредственно, а путем повышения или понижения уровня активности нервных процессов. Эффективное воздействие слова проявляется в течение самого аутотренинга, когда образные представления подкрепляются соответствующими словесными формулами, произносимыми мысленно.
Когда школьники овладевают основными психическими и физическими навыками, пора приступать непосредственно к аутогенной тренировке. Для аутотренинга, исходя из советов специалистов, применяются две позы.
Поза «кучер на дрожках» (рис. 4): сесть на гимнастическую скамейку, слегка согнуть спину, опустить голову; ноги слегка расставить, руки положить без упора на бедра так, чтобы свободно свисали кисти.
Поза «лежа на спине» (рис. 5): лечь на спину на гимнастическом мате, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, положить «свободно вдоль туловища ладонями вниз, ноги развести,
Аутогенная тренировка состоит из успокаивающей и мобилизующей частей. В успокаивающей части нужно добиться некоторого снижения уровня бодрствования мозга, во время стилизующей части — его повышения.
И то и другое достигается при соблюдении трех условий:
1) регуляций мышечного тонуса;
2) управления ритмом дыхания;
3) оперирования чувственными образами.
1. Регуляция мышечного тонуса.
Успокаивающая часть: полное расслабление всех мышц тела (релаксация).
Мобилизующая часть: повышение тонуса всех мышц тела.
|
2. Управление ритмом дыхания.
Успокаивающая часть (для неречевого ритма дыхания): относительно короткий вдох, плавный, медленный выдох, пауза.
Успокаивающая часть (для речевого ритма дыхания): короткий вдох через рот, пауза, плавный, длительный выдох.
Мобилизующая часть: длительная фаза вдоха, пауза, относительно короткий выдох.
3. Оперирование чувственными образами.
Успокаивающая часть: «Лежу на берегу реки», «Купаюсь
в море», «Лежу на светлой поляне».
Мобилизующая часть: «Хожу босиком по снегу», «Купаюсь в проруби», «Стою на краю пропасти».
Примерные формулы самовнушения, которые ученики могут использовать в процессе аутогенной тренировки.
Вариант первый:
Успокаивающая часть.
1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь...
2. Мое дыхание ровное, спокойное...
3. Мои руки полностью расслаблены... теплые... неподвижные...
4. Мои ноги полностью расслаблены... теплые... неподвижные...
5. Моя шея расслаблена...
6. Мое туловище полностью расслаблено...
7. Мое лицо расслаблено...
а) расслаблен лоб,
б) расслаблены веки,
в) расслабление переходит на щеки,
г) расслаблен язык,
д) губы и зубы разжаты...
8. Состояние приятного полного покоя...
9. Весь мой организм отдыхает... и набирается сил... 10. Самочувствие отличное! (Пауза).
Мобилизующая часть.
1. Постепенно расслабление заканчивается.
2. Уходит чувство расслабленности и неподвижности из рук... ног... туловища... шеи... лица...
3. Все мышцы моего тела отдохнувшие... легкие... сильные...
4. Хорошее самочувствие сохранится надолго...
5. При счете «три» легко и просто откроются глаза и голова будет ясной, светлой, отдохнувшей.
Итак,
«раз» — расслабление начинает проходить и исчезает.,,
«два» -— удается подвигать руками и ногами, сжать пальцы рук в кулаки, ощутить энергию, упругость, силу в мышцах отдохнувшего организма..,
«три» — открываю глаза, смотрю напряженно. Я бодр, активен, работоспособен и здоров. Готов приступить к очередным делам. Встать!
вариант второй:
Успокаивающая часть (звучит фонограмма с шумом листвы и пением птиц).
1. Я лежу на берегу реки в лесу...
2. Журчит вода, поют птицы...
3. Шумит листва деревьев...
4. Я спокоен...
5. Я лежу на спине, смотрю в голубое небо...
6. Там плывут облака...
7. Надо мной качаются верхушки деревьев...
8. слушаю успокаивающий шум леса...
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!