Библия в религиозно-идеологическом и культурном контексте древнерусской литературы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Библия в религиозно-идеологическом и культурном контексте древнерусской литературы

2019-05-27 188
Библия в религиозно-идеологическом и культурном контексте древнерусской литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 1. Жанровая система.

Древнерусская литература с момента своего возникновения развивалась по двум идейно-художественным направлениям: религиозно-церковном и светском (мирском). Это один из принципов классификации и критериев определения жанров в средневековой литературе древнейшего периода. Второй – рассмотрение переводных и оригинальных текстов.

Более логичным является первый принцип классификации, хотя и другой не стоит игнорировать, поскольку, по меткому высказыванию Д.С. Лихачёва, «русская литература начала сначала читать чужое, а затем создавать своё».

К церковной книжности относятся:

Библейские книги Ветхого и Нового заветов, излагавшие их с толкованиями и рассуждениями палеи; паремийник – сборник отрывков из книг Ветхого Завета; апостол – сборник отрывков из книг Нового Завета.

Апокрифы – легенды на библейские сюжеты и о библейских персонажах, но сюжетно отличающиеся от канонических книг Священного Писания. Они не входили в круг памятников, официально признанных церковью («Как Бог сотворил Адама», «Хождение Богородицы по мукам»).

Агиография – это литература нравоучительных биографий – жития святых, христианских подвижников, либо прославившихся своим благочестием и аскетизмом, либо погибших за свои убеждения («Житие Феодосия Печерского», «Сказание о Борисе и Глебе»).

Патерики – сборники коротких рассказов из жизни монахов какой-либо обители (скита или монастыря, «Синайский патерик», «Киево-Печерский патерик»).

Различными проповедями, поучениями, словами, беседами, речами представлены жанры ораторской прозы – торжественного и учительного красноречия. Эти тексты произносились в церкви во время службы. В них прославлялись христианские праздники, раскрывалась символика Священного писания, обличались пороки, прославлялись добродетели, верующие наставлялись в основах христианской морали («Слово о законе и благодати» Илариона, слова Кирилла Туровского).

Светская книжность:

Хроники и хронографы – книги, в которых излагалась мировая история (χρσησς – время): Хроники Георгия Амартола, Иоанна Малалы.

Летописи – книги об истории Руси (лЂто – год): «Повесть временных лет».

Исторические и воинские повести – повествования об отдельных важнейших событиях русской и мировой истории, о славных битвах, победах, о выдающихся исторических личностях («Александрия», «Девгениево деяние»).

Хождения (хожения) – своеобразная «географическая» литература о путешествии в Святую землю, описывающая архитектурные сооружения, природу, местные обычаи (Хождение игумена Даниила в Святую землю).

Мир природы описывался в книгах, которые принято называть естественно-научными сочинениями (Шестодневы, «Филиолог»).

 

 

Таблица принятых жанровых обозначений древних текстов

Религиозно-церковная книжность         Светская (мирская) книжность

Библия                                                           Хроники, хронографы

Апокрифы                                                  Летописи

Жития                                                         Светские повести

Патерики                                                     Хождения

Красноречие                                               Естественно-научные сочинения

                                 

В этом перечне – жанры XI-XIV веков. Здесь мы не встречаем ведущих жанров нового времени: ни романа, ни повести бытового характера, где изображается частная жизнь человека, ни поэзии, ни драматургии. Некоторые из этих жанров появятся в древнерусской литературе, но гораздо позже – к 15 или даже к 17 веку.

Выписанная здесь таблица не во всём соответствует действительности. Изображена идеальная, безукоризненная, дóлжная быть схема, которая канонизировалась как безупречная, но на поверку оказывалась весьма условной. В эту схему не вписываются «Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника. А к 15 в., не говоря уже о 16 и 17-м, эта идеальная схема будет постепенно нарушаться.         

 

Сентиментализм

(от фр.: sentiment – чувство,  sentimental – чувствительность) – литературное течение последней трети 18 века, которое развивалось в рамках Просвещения как своего рода протест против крайностей просветительской идеологии, пуританства, жёсткого прагматизма и прямолинейного рационализма. Специфика этого литературного течения заключается прежде всего в том, что из двух духовных начал, которыми природа наделила человека (разумом и чувством), главным сентименталисты объявили чувство, чувствительность, то есть, эмоциональную реакцию на внешний мир. Культу разума был противопоставлен культ чувства.

Писатели-сентименталисты отказались от рационализма и творили беспорядочно, «беззаконно», вернее, так, как диктуют им их эмоции. В полном согласии с антирационализмом художественной концепции, сентиментализм не получил собственно теоретического обоснования. Его своеобразными «визитными карточками», заменившими обычный в таких случаях теоретический манифест, стали произведения самих писателей: дидактическая поэма Дж. Томпсона «Времена года», эпистолярная проза С. Ричардсона «Памелла, или вознаграждённая добродетель», «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна; в России – повести Н.М. Карамзина [если спросят о своеобразии русского сентиментализма, говорите, что отличий от европейского практически нет. Современное литературоведение признало некорректным деление русского сентиментализма на демократический (активный, Радищевский) и дворянский (пассивный, Карамзинский). Разве Карамзин пассивен в своей идейной концепции? ]

Эстетические принципы сентиментализма:

1.Чувство, а не рационалистическое задание (свойственное поэтике классицизма) должно преобладать в литературном произведении.

2.Признание внесословной ценности человека.

3. Психологизм:внимание к частной жизни героя, миру чувств и переживаний.

4.Субъективно-чувствительное, эстетизированное восприятие действительности.

5. Изображение чувствительной души на лоне природы.

6.Лиризм повествования.

7.Отказ от однозначных, прямых линий в характерологии.

8. «Рваный», неопределённый, дискретный сюжет.

9. Алогичная, с эффектами обманутого ожидания, композиция.

10. Простой, «изящный» язык.

Эстетический идеал сентиментализма:

Сентиментализм, превознося человека как духовную личность, сосредотачивал внимание на изображении нравственной жизни персонажа. Однако литературный герой, противопоставляя имущественному богатству красоту внутреннего мира, был лишён боевого духа: он не выражал протеста, он – беглец из реальной жизни. В жестокой феодальной действительности он – жертва. Но в своём уединении он велик, ибо, как утверждал Жан-Жак Руссо, человек велик своим чувством.

  Герой сентиментализма не просто свободный человек и духовно богатая личность, но это ещё и частный человек, бегущий из враждебного ему общества, не желающий бороться за действительную свободу, пребывающий в своём уединении и наслаждающийся собственным неповторимым «Я». Он – индивидуалистичен и эгоистичен в своих поступках, равнодушен к судьбам других людей. И именно таким своим поведением он выражает весьма своеобразный протест против социальной несправедливости.

Жанровая специфика сентиментализма.

Произведения сентиментализма представлены жанрами всех трёх литературных родов, но весьма специфично.

Проза: сентиментальный роман, психологическая повесть, новелла, путешествие (дорожные записки), дневниковое и эпистолярное повествование.

Драматургия: «слёзная» драма и комическая опера.

Поэзия: все жанры классицизма, считавшиеся «посредственными», стали доминирующими – пастораль (элегия, идиллия, эклога), лирические жанры (романс, любовное стихотворение, песня, анакреонтика и др.).

Писатели – представители русского сентиментализма:

М.М. Херасков («Друг несчастных», слёзная драма «Гонимые»);

И.И. Хемницер (басни);

комическая опера: М.И. Попов («Анюта»); А. О. Аблесимов («Мельник – колдун, обманщик и сват»):

проза: М.Д. Чулков («Прекрасная повариха»); Ф.А. Эмин («Письма Эрнеста и Доравры»);

поэзия: И.Ф. Богданович (поэма «Душенька»); В.И. Майков; М.Н. Муравьёв; Ю.А. Нелединский-Мелецкий (фольклорные мотивы, романс); Н.А. Львов (анакреонтика); И.И. Дмитриев («Ермак», «Освобождение Москвы» - былинная поэзия).

 

 

                                  

6. Романтизм (РР) в русской литературе (РЛ): истоки, осн.черты, жанровая система, представители.

С 19в люди начинают чувствовать историю,быстротечность времени.Неприятие настоящего ведет к поиску идеалов в прошлом/будущем.Отсюда РР.-реакционный,пассивный,консервативный и революционный,активный,прогрессивный. Русский РР-с элементами классицизма и сентиментализма.

РРР как и Евр –из сентиментализма. Тесное переплетение ПредРР и сент тенденций (эпикуризм, элегич.меланхолия, культ природы и естеств.чела, гипертрофия чув-ти) с тенд. К (систематизм, рациональность поэтики, упорядочение жанров)

РР характериз смешением жанров, высшая ценность чел, душа, обращение к индивидуальности, чувству,субъективность худ системы.

Нац особенности РРР:1)лишен пессимизма, сохр исторический оптимизм, надежду на преодоление.2)пафос свободолюбия, а не бунт против миропорядка, нет богоборческих мотивов(кр.МЮЛ),нет скептицизма, мир.скорби.4)РРР не принял культ самодовольной и гордой личности.5)прославляет образ гражданина-патриота.

РРР: форсированный темп развития.Обращается к жанрам РУНТ, возврат к формам силлабо-тоники.

Конкретизация мотивов мести и всего комплекса душевных переживаний. Неотменяемость, императивность цели. Общественные мотивы переживаются не меньше чем личные.

Социальная,революционная напр-ть(а в Евр- РР в отрыве от общ-полит жизни)<-декабризм:установка на воспитание гражданских воззрений,пристрастие к смысловой содержательности,«слова сигналы»(по В.Гофману)-гражданин,вольность,самовластие,надежда-несут конкр политический смысл, прочное взаимопонимание читатель-писатель. Подчинение худ текста внеполитической цели.

Классификация РР (по В.И.Кулешову):1.субъект-лир(Жук).2.гражданский(ДЕКАБР-Рыл,Дельвиг,Раевский,Глинка,Одоевский,Кюх,Бестужев-Марлинский.)

3.байронич(АСП,МЮЛ).4.филос(Одоевск,Веневит).5.народно-историч(Загоскин,Ложечников).

6.славянофильск(бр.Киреевские,Аксаков)

РРР начинается с Жук. был «литературным Колумбом, открывшим для России Америку РР»ВГБ

Периоды РР(~классиф):1.начальный 1801-1815-Жук-грусть по утрач.счастью,Батюшк.-радость бытия2.зрелости-1816-1825-АСП(ЮП) конкрет мотивов отчуждения.3.пер после октябрь развития.1820-1840.МЮЛ.распад РР на направления и потоки, углубление диалектики.

Жанры: элегия, баллада, ром поэма(ЛЭ), друж. послание, дума.

РР – это Золотой Век-период развития РЛ в 1ое 30л 19в.Это АСП и поэты его поры.Это ЗВ Рпоэзии.Конец ЗВ-смерть Дельвига (1831).Характериз появлением и развитием в РЛ всех поэтич жанров.Затрагивает все темы,вечные темы РЛ.РЛ впис.в мир литру.

 

 

ГНВ

1 из 1х в истории псих романов.по причине оригинальности формы не назывался романом в лерм эпоху.цил повестей выстр новый цикл произведения.назв дал краевский «1 из героев нв».объед соц-псих и фол роман.концепц уникальна-1)новый емкий тип романа,соц+филос,2)разножанровость,3)центр проблема-пр личности,раскрыта во всех аспектах.герой ставит глобал вопр,размышляет о смысле жизни.

концентрация выражения личности постдекабр эпохи.печорин-лишний чел,герой не востреб соц.реальностью,идет в своем развитии дальше большинства в условиях обезличенной действительн. ЧертыП.– крайний индивидуализм, цинизм и эгоизм, соц пессимизм, разочарованность и рефлексия, одиночество. перерос сословно-замкнутый уклад, личность не может реализовать себя во времени, герой не востребован соц реальностью.

 

МЮЛ создает новую сложную концепцию чела, кот отражает соотношение природных, социальных, исторических, духовных начал. Печорин - весь опыт развития чела, он - индивидуальность и представитель русского общества и человечества.

 

Герой нашего времени. Единственный завершённый роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В «отечественных записках» за 39г были опубликован «белла», «фаталист» в 40г печатается «томань»,затем двухтомником выходит «ггн». Лермонтов хотел назвать»один из героев нашего века», но Краевский(журналист» предложил «ггн». Собрание «повесте» объединенных одни героем оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом. печорин – человек редкостный, одаренный, волевой, активный, деятельный, но направляющий свою деятельность не на благо. По мере изложения собтий, как они поданы в романе, накапливаются дурные поступки вины Печорина, но все меньше ощущается его вина и все больше вырисовываются его достоинства. В «бэле» он по своей прихоти совершает серию преступлений, хотя по понятиям дворянства и офицерства, учавствовавшего в Кавказской войне они таковыми не являются. В Максим максимыче» и «тамани» все обходится без крови, причем в первой из этих повестей Печорин невольно обидел старого приятеля, а во второй его жертвы- лишь незнакомые люди без нравственных принципов. В «княжне мери» Печорин очень виноват, но окружающие его люди по преимуществу совершенно гнусны – это они превращают задуманную им комедию в тяжелую драму с гибелью человека, не самого худшего из них. В «фаталисте» трагический итог имеет вовсе не пари Печорина с Вуличем, а затем печорин совершает настоящий подвиг, захватывает казака-убийцу, которого уже хотели «пристрелить» фактически на глазах его матери, не дав ему возможности покаяться. Важную роль играет сам повествователь, сам М.М. слишком прост, чтобы понять Печорина, он в основном излагает внешние события. Литератор, наблюдавший печорина воочию, - человек его круга, он видит и понимает гораздо больше, чем старый кавказец. Но он лишен непосредственного сочувствия к печорину, слишком мрачен повод для его шутки по поводу смерти печорина и возможности напечатать его журнал. Композиционный прием, что прощаемся мы с печориным в «фаталисте» совершившим подвиг, выражает скрытый оптимизм автора, веру в человека.

 

9. «Мертвые души» Н.В.Гоголя: история замысла и создания, смысл заглавия; система образов, художественные средства изображения; жанровое своеобразие, лирические отступления, образ автора. Реализм Н.В.Гоголя. «Мертвые души» и «Выбранные места из переписки с друзьями» в литературной критике.

Главным своим произведением, подвигом всей жизни Гоголь считал «Мертвые души». Идею этого произведения или, как принято неточно называть, сюжет этого произведения подал ему Пушкин. Первые три главы первого тома Гоголь читал поэту в самом начале сентября 1835 года.

Пушкин подсказывал создание авантюрного, плутовского романа. Разъезды героя (им будет Чичиков) позволяют вывести множество разнообразных лиц - все они окажутся связанными с Чичиковым «одним делом», и в этом «деле» не потребуется весь человек, обрисовывать его целиком нужды не будет, а потребуется только выделение какой-либо одной, разительной черты. А это как раз и соответствовало природе таланта Гоголя: угадывать человека по какой-либо отдельной черте и выставлять его «вдруг всего, как живого». Было ли тогда же, в беседе с Пушкиным, договорено, что суть авантюрной проделки героя в скупке мертвых душ, или это додумано уже самим Гоголем, неизвестно. Ходило в обществе несколько анекдотов о таких проделках, и об одной из историй говорится в воспоминаниях дальней родственницы Гоголя, М. Анисимо-Яновской, проживавшей в Миргородчине в годы юности писателя.

В первом томе «Мертвых душ» возрастает мастерство речевого самораскрытия героев, так ярко продемонстрированное уже в «Ревизоре» и в других сочинениях Гоголя. Но вступает в силу и могучая авторская речь, передающая и достоверную характеристику явлений, и глубоко запрятанную иронию по отношению к своим героям, и точно фиксирующая логическую бессмыслицу коммерческой проделки Чичикова, и многоразличную, но каждый раз неповторимую настроенность каждого из героев вступить в сделку с Чичиковым, определенную характерность этой сделки в зависимости от обстоятельств и склада героев, и бесконечную вариативность мимикрии и и хамелеонистики Чичикова, умеющего поддакивать в разговоре и принимать вид того, с кем разговаривает. Кроме того, авторская речь несет определенную патетическую нагрузку в лирических местах, позволяющих лучше прокомментировать события, провести дистанцию между автором и героями, излить автору свои чувства как созидателя эпопеи.

Если разъезды Чичикова по помещикам давали возможность показать всю Русь, так сказать, в горизонтальном разрезе, то «Повесть о капитане Копейкине» давала разрез вертикальный. И везде правители Россию грабят, над народом издеваются, духовно нищие, как ни оглянись - везде на Руси у власти «мертвые души».

Чичиков

Итоговый гоголевский вопрос: «Кто же он? стало быть подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два-три человека, да и те говорят уже о добродетели. Справедливее всего назвать его хозяин, приобретатель».

Гоголь идеализировал крепостнические отношения и призывал помещиков перейти к патриархальной жизни, блюсти ее обычаи, вследствие чего, по его мнению, будут преодолены антагонистические отношения между помещиками и крестьянами.

Реализм Гоголя.

Гоголь, субъективно искренне желавший послужить «закону», укрепить законность в существующем укладе жизни, практически как писатель прекрасно показал все уродства русской жизни в условиях полного беззакония. «Закон», пред которым оба - Манилов и Чичиков - «немеют», упоминается лишь всуе, при самой беззаконной коммерческой сделке. Гоголь хотел своим смехом беспощадно покарать все искажения русского человека под гнетом крепостничества и чиновничьего разбоя, но с тем чтобы исправить и личность и среду. Получились же колоритнейшие типы, выхваченные из самой жизни, которые настолько скособочились, превратились в уродов, что принять их за нормальных людей невозможно. И эти типы лучшим образом свидетельствовали, что нормальных «законов» в стране нет.

Итак, вся структура образов и типов у Гоголя целиком строится на предпосылках полного извращения общественной законности и прав личности; неразумия окружающего быта.

У Гоголя «закон» - это власть вещей, «тина мелочей», господствующие над человеком, давящие его. Отсюда - искажение человека, карикатурность его, отсутствие даже попыток пробиться из-под «коры земности». Отсюда - вторжение в произведения Гоголя русского провинциального быта. Гоголь пишет русских с натуры, а жизнь поставляет ему типы смешные и несуразные, фамилии и самохарактеристики героев. При такой ошеломляющей правде его произведения потрясали читателей и породили целую «школу» последователей. Они видели в нем прямого сатирика, а Гоголь как бы вечно извинялся перед соотечественниками, что «горьким смехом» посмеялся над ними...

Критика Мертвые Души

Белинский

По мнению Белинского, «Мертвые души» стоят выше всего, что было в русской литературе. Главной причиной это является то, что это же ставшее бессмертным произведение содержит в себе глубину общественной идеи и высокую художественную выразительность образов и картин.

Гоголь сумел совместить в одной поэме живые, чрезвычайно важные национальные мотивы и высокохудожественные идеалы, которые помогли ему подчеркнуть и в необходимый момент выделить заложенные писателем в поэму идеи.

Белинский подчеркивает, что в поэме нет ничего комического и вызывающего смех, и очевидно, что у автора не было желания насмешить читателя, он преподносит выдуманные им события глубоко и серьезно, так как желает, чтобы подтекст его поэмы был услышан правильно, и чтобы истина стала по-настоящему открытой и очевидной для людей.

Белинский убежден, что данную поэму нельзя рассматривать со стороны привычной для гоголевского творчества сатиры, сам жанр и замысел произведения, включающий целых три тома, говорит о том, что писатель желает, чтобы к образам и событиям поэмы относились с полной серьезностью и вниманием.

Недостатки "М.Д." по Белинскому

Но несмотря на свою положительную оценку «Мертвых душ», Белинский выделяет и недостатки Гоголя. Он подчеркивает слабость гоголевского языка и отчасти напыщенный лиризм писателя, желающего превратиться из писателя и художника в едва ли не национального пророка.

Но скорее всего, своим немного преувеличенным лиризмом Гоголь хочет показать свое личное беспокойство и душевные переживания, касающиеся основной темы произведения.

Критик Герцен

Он посчитал «Мертвые души» удивительной книгой, которая своим прямолинейными обвинениями потрясла всю Россию.

Он выделяет, прежде всего, целесообразность поэмы и ее реалистичность, которая напоминает крик ужаса и стыда, который испытывает Гоголь за свою Отчизну.

Критик Шевырёв

В оценке значимости и художественной ценности «Мертвых душ» критик Шевырев – извечный антагонист Белинского и «натуральной школы» - больше всего выделяет двойственность творчества Гоголя и его внутреннюю противоречивость, которая находит отображение в его произведениях.

Шевырев предполагает, что в первую очередь, в поэме стоит обратить внимание на резкую и явную противоположность внешнего мира и его содержания с прекрасным миром искусства.

По мнению критика, только один Гоголь сумел настолько гармонично воплотить подобную противоречивость жизни в искусство, и сумел сделать это с пользой для людей и полным пониманием того, что именно необходимо выделить в этой неустанной борьбе между реальностью и вымыслом, без которой невозможно создать высокохудожественное произведение того уровня и смыслового наполнения.

Критика "Выбранных мест..."

 

Чаадаев: «При некоторых страницах слабых, а иных и даже грешных, в книге его находятся страницы красоты изумительной, полные правды беспредельной, страницы такие, что, читая их, радуешься и гордишься, что говоришь на том языке, на котором такие вещи говорятся»


Славянофил Иван Аксаков: «Много еще пройдет времени, пока уразумеется вполне все глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха-художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи!»

 

Известный религиозный писатель Игнатий Брянчанинов писал, что книга «издаёт из себя и свет и тьму. Религиозные его понятия неопределённы, движутся по направлению сердечного вдохновения неясного, безотчётливого, душевного, а не духовного... Тут смешение; тут между многими правильными мыслями много неправильных.»

 

Интересна эволюция взглядов на последнюю книгу Гоголя Льва Толстого. Так в 1857 году он записывает в дневнике: «Читал полученные письма Гоголя. Он просто был дрянь человек. Ужасная дрянь». В 1887, перечитав «Выбранные места» Толстой сообщает в письме П. И. Бирюкову: «Очень меня заняла последнее время еще Гоголя переписка с друзьями. Какая удивительная вещь! За 40 лет сказано, и прекрасно сказано, то, чем должна быть литература. Пошлые люди не поняли, и 40 лет лежит под спудом наш Паскаль».

 

Русский философ и богослов Василий Зеньковский усматривал в «Выбранных местах» последовательную критику Запада.

Либеральную традицию в критике переписки Гоголя продолжает Набоков:

 

Вопрос 10. Творчество Ф.М. Достоевского 40 – х годов XIX века. («Бедные люди», «Двойник», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные»: идеи, герои, жанровое своеобразие).

 

1. Творчество Достоевского внесло огромный вклад в развитие литературы, как русской, так и зарубежной. Д.явился основателем нового творческого метода в изображении человека. Д. впервые показал, что человеческое сознание амбивалентно (в его основе лежат противоположные начала, начала добра и зла), противоречиво.

2. Д. стоит у истоков нового философского сознания, сознания религиозного экзистенциализма (эта теория отвергает теорию рационального познания мира и утверждает интуитивное постижение мира). Д. отстаивал позицию, что человек прозревает свою сущность в пограничных ситуациях.

3. Герой у Достоевского

Бахтин писал: «Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на себя самого, как смысловая и оценивающая позиция человека по отношению к себе самому и по отношению к окружающей действительности. Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя самого»; «Не только действительность самого героя, но и окружающий его внешний мир и быт вовлекаются в процесс самосознания, переводятся из авторского кругозора в кругозор героя. Всепоглощающему сознанию героя автор может противопоставить лишь один объективный мир - мир других равноправных с ним сознаний».

Тип героя 40-х годов: 1. Уже в первый "гоголевский период" своего творчества Достоевский изображает не "бедного чиновника", но самосознание бедного чиновника (Девушкин, Голядкин, даже Прохарчин)

2. Дальше в его творчестве появляется "мечтатель", позднее- "человек из подполья".(но это значительно позже,60-ые)

Первое «открытие» Достоевского произошло в 40-е гг. XIX в., когда писатель разрабатывал тему «маленького человека». Другие писатели «натуральной школы» 40-х годов, изображавшие жизнь бедного чиновника и вообще рядового бедняка столицы, склонны были делать акцент в первую очередь на материальной нищете, забитости, юридическом бесправии героев. Молодой Достоевский же особенно остро почувствовал и выразил другую сторону их социальной драмы - каждодневное оскорбление человеческого достоинства. Это самое страшное унижение для человека - пренебрежение его личностью, заставляющее его ощутить себя ничтожной, затертой грязными ногами «ветошкой», - раскрыто с огромной силой в повестях молодого писателя.

Белинский тогда сказал, что в литературу пришел второй Гоголь. В 80-е гг. XIX в. Михайловский замечал, что у Д. «жестокий талант», он гениальный психопатолог. В мае 1845 года Достоевским написано первое произведение, которое он назвал "Бедные люди". (ему было 24 года).

Гл.герой- Макар Алексеевич Девушкин, первый характер, созданный Достоевским. Он жилец одного из тех «капитальных домов», устроенных вроде номеров, где ютится беднота по двое и по трое в одной жалкой комнате, среди грязи и темноты, в воздухе протухлом и нездоровом. Он терпелив и вынослив и работает как вол. Но работа едва обеспечивает его существование. Каждый день он находится под угрозой упасть до нищенства. Нищета и унижение — синонимы, и Девушкин слишком глубоко это чувствует. Борьба с нищетой для него имеет не просто материальный, но, главным образом, моральный смысл: это борьба за свою честь, за свою личность, которой нищета сулит всяческие оскорбления и унижения. Эта борьба за честь, вечное опасение за свое достоинство доводит его до болезненной мнительности. Бедный человек вечно боится стать предметом насмешки и издевательства.

Девушкин хлопочет лишь о том, чтобы не скатиться на дно, чтоб удержаться на старой позиции приличной бедности. Он был бы вполне доволен скромным, но независимым положением, при котором его самолюбие не подвергалось бы оскорблению. Его идеал, — это идеал мирного, спокойного мещанского существования. Среди сутолоки городской жизни, в которой царит принцип — молот или наковальня, он хотел бы сохранить нейтральное положение ни молота, ни наковальни.

4. После "Бедных людей" у Достоевского открывается целый цикл произведений, показывающих жизнь различных слоёв общества. Он пишет повести: "Двойник", "Хозяйка", "Роман в девяти письмах", "Господин Прохарчин", "Ползунков" и к радости многих, несколько повестей о "мечтателях". Причина появления "мечтателей" в жизни: не чувствуя в себе сил для борьбы, они ("мечтатели") уходят в свой вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний.

«Двойник»: характер двойника — первый созданный Достоевским характер. Двойник — излюбленный тип Достоевского, над которым он работал всю жизнь, тип, который является главным действующим лицом почти во всех его произведениях и без которого не обошлось ни одно из них. Герой второго произведения Достоевского Голядкин, родной брат Девушкина и по социальному положению, и по общему складу чувствований и настроений, отличается от него тем, что, хотя и смутно, но он чувствует невозможность удержать старые позиции. Он робко и нелепо, но ведет борьбу за захват новых позиций. Он не просто обороняется, но пробует перейти в наступление. Девушкин борется только за честь; Голядкин почти бессознательно, инстинктивно борется за власть. Первый боится упасть на дно, второй карабкается наверх; первый боится быть обиженным, второй не прочь обидеть. Но именно потому, что у Голядкина самолюбие развилось в более резкую форму властолюбия, в нем раздвоение личности становится еще более глубоким. Стремясь стать властным человеком, Голядкин чувствует в себе присутствие другого человека, робкого, трусливого, забитого. Вот почему Голядкин острей чувствуете свое унижение, сильней реагирует на него. Когда Голядкин чувствует, что он вовсе не властный человек, а «подлая, грязная ветошка», он предается самомучительству, находя в этом злобное, болезненное наслаждение. Голядкин- это человек, у которого душевная дисгармония достигла такой ступени развития, когда — еще шаг, и она станет безумием. Для него раздвоенность его существа становится предметом мучительной галлюцинации. Его галлюцинация — Голядкин второй, горький чиновник, ни перед чем не останавливающийся лишь бы сделать карьеру. Галлюцинация приводит Голядкина в бешенство именно потому, что она есть резкое выражение его бессилия, его неспособности угнаться за своей гордой мечтой. Мечта живет своей, отдельной от его существования жизнью, ему недоступной. Мы застаем Голядкина на границе безумия, и кончает он безумием.

Бесплодная борьба с бедностью, бессильная борьба за честь, жажда силы при полном реальном бессилии, жажда власти при действительной безответности — вот существенные черты в характере двойников Достоевского. Они хотят того, чем не могут стать; в этом трагизм их положения, здесь источник раздвоения их личности. Фигура Голядкина открывает в творчестве Достоевского галерею образов «маленьких людей», в которых таится то «ротшильдовская» жажда обогащения, то «наполеоновская» жажда власти, а часто переплетаются и то и другое.

5. Жизнь современного ему общества (и в особенности жизнь большого города), по Достоевскому, неизбежно порождает тип «мечтателя». Но душа петербургского «мечтателя» - душа капризная, неустойчивая, лишенная внутреннего равновесия. Возвышенная романтика может соседствовать в его мечтах с самой грубой прозой - мстительностью, властолюбием, непомерной гордостью, презрением к другим. Фигуры «петербургских мечтателей» - молодого человека и девушки из городской разночинной среды - стоят в центре «сентиментального романа» «Белые ночи» (1848).. Главный герой повести понимает, что невозможно всю жизнь жить в своих мечтах. И при первом же столкновении с реальной жизнью он терпит поражение. Прототипом главного героя «Белых ночей» — Мечтателя — возможно, стал А. Н. Плещеев, которому Достоевский посвятил эту повесть.

В герое «Белых ночей» явственны автобиографические элементы: «...все мы более или менее мечтатели!» — писал Достоевский. Неудовлетворенность окружающей жизнью, стремление уйти в идеальный мир от убожества повседневности сближает Мечтателя «Белых ночей» с гоголевским Пискаревым из повести «Невский проспект» (1835), мечтателями Э. Т. А Гофмана, В. Ф. Одоевского и других представителей западного и русского романтизма.

Герой «Белых ночей» борется за честь, и бесплодность борьбы отражается на нем гипертрофией фантазии. Мечтая, фантазируя, он чувствует себя блистающим героем, гордым и смелым рыцарем, оставаясь в действительности жалким департаментским чиновником. В характере героя «Белых ночей» болезненная мечтательность оттенена гуще: он — фантазирующий самолюбец, двойник-мечтатель

6. Первый роман Достоевского, написанный после возвращения в Петербург, «Униженные и оскорбленные» (1861), носит еще переходный характер. Но уже здесь намечаются основные черты стиля зрелого Достоевского. Рисуя историю двух семей, разоренных аристократом князем Валковским, автор с первых страниц придает действию лихорадочный, напряженный ритм, насыщая его яркими контрастами света и тени и смело соединяя в романе не лишенную налета мелодраматизма традиционную схему европейского романа-фельетона из жизни большого города с глубокой поэзией чувства и философской масштабностью образов.

7. Л.П. Гроссман утверждает, что особый тип романа возник у Д. еще в 1840-е гг., «когда русская критика стала углубленно разрабатывать теорию повествовательных жанров». Теорию жанра романа Гроссман связывает прежде всего с Белинским: жанр - новейшая эпопея, сочетающая реализм «события с раскрытием его драматизма и выражением лирического отношения к нему автора».

 

ЧЕХОВ

Все творчество Чехова делится на две части: раннее и позднее, они различны. Ранний Чехов высмеивает уродливые стороны жизни. Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые и общественные явления. («Жизнь прекрасна», «Смерть чиновника», «Руководство для желающих жениться» и др.).

Поздний Чехов 80х 90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общества. Характеры героев становятся острее и четче. Разнообразие тематики чеховских произведений и число их до 1888 г. поражают. Так, в 1883 г. он пишет 120 произведений, а в 1885 г.—129. Чехов разоблачает тупого, сонного обывателя России, показывая его тусклую жизнь, невежественность, дикость и жестокость (Человек в футляре, Дом с мезанином, Палата 6). Обрядовая сторона русской жизни, с её постами, именинами и церковными праздниками, семейно-бытовые сцены, служебные отношения, общественная деятельность—всё это входит в поле зрения наблюдательного автора. Темы человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в обществе.

В этих «пёстрых» рассказах Чехов показывает всю классовую и сословную лестницу русского общества, начиная с деревни, продолжая городским мещанством, купечеством, интеллигенцией и кончая дворянством, столичным, и провинциальным. Маленький чиновник Червяков, чихнув в театре на лысину генерала, после неоднократных и неумелых попыток извиниться перед генералом умирает, боясь суровой расплаты за своё «преступление» («Смерть чиновника»). Это анекдот, но анекдот, в котором сквозь внешний комизм бытовых положений проглядывает критика рабской психологии запуганного человека. Отставной унтер Пришибеев, добровольный шпион, и тупо» самозванный администратор, по-своему понимает законы и нормы человеческого поведения. Он терроризирует деревню, в которой живёт, приказывая, чтобы «песней не пели, вечерами не сидели с огнём», не собирались на улице. Он один знает порядки, как «обходиться с людьми простого звания» («Унтер Пришибеев»). Унтер Пришибеев в глухую пору реакции 80-х годов вырастал в фигуру всероссийского «городового», олицетворяя сущность самодержавно-полицейской власти в России.

Показательно, что годы перелома


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.