Воздействие белогвардейцев на социальную жизнь Стамбула и вызванная ответная реакция — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Воздействие белогвардейцев на социальную жизнь Стамбула и вызванная ответная реакция

2019-05-27 170
Воздействие белогвардейцев на социальную жизнь Стамбула и вызванная ответная реакция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вместе с грустным рассказом о социальной среде того времени, в которой вынуждены были бороться за существование бывшие богачи и люди знатного происхождения, надо отметить, что в развлекательную жизнь была внесена новая окраска. Зафер Топрак, описывая те времена, отмечает: «…Стоило прибыть в город белогвардейцам, как открылись новые рестораны, концертные площадки, бары, кабаре, игорные дома, Бейоглу приобрел новый облик. В этих заведениях, большинство из которых принадлежало русским и евреям, обезумевшие турки знакомились с характерной для русских ночной жизнью и их развлечениями. Таким образом, у населения города, плачущего кровавыми слезами от оккупации, появилсь улыбки на лицах, особенно среди русских, в застывшую и замкнутую жизнь Стамбула поселилась душа».(58) Тот же Зафер Топрак, отмечая новшества, внесенные беженцами в стамбульскую жизнь, пишет: «У многих, не сосчитать у скольких, от грязи и бедности завелись вши. По этой причине женщины стригли волосы наголо, чтобы вши не завелись. Несмотря на бедность, они стремились выразить свою индивидуальность, украшая себя по мере возможности. Местное население переняло от русских женщин моду на короткие стрижки, которые пользовались спросом и получили название «Русская голова». У бедных беженцев, дамы и господа, следующие моде, переняли моду на цветастые накидки. Мигом вошла в моду одежда со споротыми погонами. Таким образом, прибытие эмигрантов, стало источником для «моды на военное» и «русской моды». …Вместе с эмигрантами в Стамбуле изменилось понятие «места для прогулок». Вместо Босфора отдыхающие стали отправляться на Острова. Стамбульцы стали купаться в море. Русские беженцы принесли с собой моду на пляжный отдых. Население Стамбула, столетиями видевшее море, впервые поняли смысл названия района «Фулюрие». Здесь полуодетые русские красавицы купались в море. Издавна сюда, под старые платаны и к чистейшим родникам приходили стамбульцы, только для того, чтобы послушать пение зеленушек, теперь выяснилось, что здесь можно принимать морские ванны. В свою очередь, русские из-за своего произношения способствовали переименованию названия района «Фулюрие» во «Флория». Запреты начали отступать; для турецких женщин начался период раздевания».(59)

Однако наблюдалось и социальная обеспокоенность и ответная реакция на эту разноцветность жизни. Фикрет Адиль пишет: «Русские белогвардейцы, бежавшие в Стамбул от революции, были самыми цивилизованными среди представителей царской России (!)(пометка автора). Они привили турецкому Стамбулу первую отравуцивилизации. Традиции стамбульских семей, оправляющихся от потрясений мировой войны, закончились и растворились, когда прибыли русские белогвардейцы со своими «гаремами». Я познакомился с этим разрушающим ударом, будучи молодым. Только после того, как я потратил последнюю лиру, в моей голове поселился разум. «Пришел ли?» - спросите вы. Нет. Рассудок был полностью утерян, деньги истрачены, сам я находился как в непрекращающемся сновидении, наполненном красивыми женщинами».(60)

Мазхар Осман пишет о начале увлечения походами по барам и употреблении наркотических веществ до полного истощения: «В Ускюдаре находились курильни гашиша, кальянные, в которых также курили гашиш, и в которых их завсегдатаи могли забыться, оглушенные наркотическим туманом, прогнать из памяти грустную действительность, изменив ее до неузнаваемости. Сейчас же, вместе с армией Врангеля, курильщиков сладкого табака захватила новая страсть. Русские употребляли наркотическое вещество в виде белого порошка, называемого героин, и к которому было привлечено внимание». (61)

Негативная реакция против русских женщин, которая чувствовалась в Стамбуле, через некоторое время приняла организованные формы. Ахмет Хамди Башар, глава Стамбульской торгово-промышленной палаты, игравший видную роль в деле национализации во время провозглашения Республики (62), для борьбы с русскими женщинами, промышляющими организацией различных лотерей, образовал «Общество борьбы с организаторами лотерей». (63)

В Стамбуле и других городах монополию на проведение лотерей, имела «Организация содействия инвалидам войны». (64)

«Организация содействия инвалидам войны», созданная под покровительством падишаха, приносило доход правительству, а также оказывало поддержку благотворительным организациям, содержащим приюты для бездомных и сиротские дома. Лотерея, организованная для поддержки инвалидов войны, находящихся в тяжелом положении, проводилась в Стамбуле и других городах Османской Империи, где ее проведение было возможным, только один раз в году и не продолжалась более десяти дней. Из полученных денег половина шла на выплату выйгрышей, двадцать процентов покрывали издержки на проведение лотереи, и тридцать процентов поступали на нужды инвалидов и раненых. Для контроля за проведением лотереи Городским Советом назначались два чиновника, которые следили за проведением лотереи, оглашали ее результаты, а также наблюдали за тем, чтобы средства от ее проведения были распределены среди инвалидов и их семей, и семей погибших. (65)

Лотереи, организованные русскими, не преследовали цели, перечисленные выше, а имели цель зарабатывания денег, что приравнивалась к азартным играм, и не поощрялось устоями исламского мира, и в силу этого вызвало притиводействие против них. Эти игры были сразу запрещены, как противоречащие канонам веры, и Шейх всех мусульман направил соответствующее распоряжение в Министерство внутренних дел. (66)

Оганизаторы азартных игр, одной из разновидностей которых и являлась лотерея, проявляли осторожность, игры приводили к мотовству, противоречащему нравственным устоям, и было принято решение противодействовать им и искоренить. Из министерства внутренних дел было направлено письменное указание в Управление полиции Стамбула, в котором говорилось: «... группы, организующие упомянутые игры, в основном используют русских женщин, подготовка и проведение их осуществляется около кафеен, сбор участников заранее планируется и происходит в назначенное время. Требуется предпринимать разведывательные действия для вскрытия таких случаев и противодействия играм, противоречащим нормам ислама, а также нравственным устоям и нормам общественной безопасности». (67)

Три – четыре сотни членов «Общества борьбы с организаторами лотерей», большинство из которых были студентами университета, баламутили людей, проигравшихся в лотерею, и сеяли беспокойство среди населения. Члены общества, обходили кафе, запугивали как их хозяев, так и русских женщин, работающих там. Не считая этого метода достаточным, они проводили конференции, на которых разъясняли населению вред, который несут лотереи. Итогом всех этих усилий стала проблематичность для русских женщин – лотерейщиц в посещении кафе. (68)

Еще одна негативная реакция исходила непосредственно от стамбульских женщин. Газета «Эхо» в статье под заголовком «Требуется высылка русских женщин» писала, что в администрацию вилайета поступает много жалоб от жительниц Стамбула, в которых требуется высылка из города русских женщин, так как они нарушают основополагающие нравственные устои. В заявлениях, которые сильно не отличались друг от друга, красной строкой прослеживалась мысль: «Вслед за Мудросским соглашением о перемирии, вместе с нашествием на нашу страну подверглись захвату и наши дома; часть наших мужчин арестована, содержится в тюрьмах, выслана вражескими войсками, часть погибла, будучи призванными на войну за веру нашего народа и устои Исламского мира, часть испытывает тяготы и лишения, целиком отдаваясь службе в национальных силах, и в это время обломки тирании, творящей злодеяния и беспорядки, потерпевшие поражение от большевитского режима, оккупировали нравственно чистый Стамбул». (69)

Как видим, новшества, привнесенные русскими белогвардейцами в социальную жизнь Стамбула, в скором времени начали сильно критиковаться. Однако, не смотря на невосприятие всего этого, новшества стали темой многих книг и оставили след в них.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.