Д. Самойлович – первый российский эпидемиолог. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Д. Самойлович – первый российский эпидемиолог.

2019-05-27 817
Д. Самойлович – первый российский эпидемиолог. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вариант 1

Вопрос 2

Кисель Александр Андреевич (1859-1938) в начале свой врачебной деятельности работал в детской клинике Военно-медицинской академии под руководством проф. Н.И. Быстрова, где в 1887 г. защитил докторскую диссертацию. А.А. Кисель с 1910 г, заведовал кафедрой детских болезней медицинского факультета Московского университета (ныне Медицинская академия им. И.М. Сеченова). Известен как один из организаторов педиатрического факультета в ныне Российском медицинском университете, горячий сторонник профилактического направления в педиатрии и использования природных факторов (воздух, солнце, вода) как для предупреждения, так и для лечения болезней детей, санаторно-курортного лечения, наблюдения за естественным течением болезни. Он описал хроническую туберкулёзную интоксикацию, выделил «большие» симптомы ревматизма (критерии Киселя-Джонса). Будучи сторонником минимальной фармакотерапии у детей и применения медикаментов с доказанным эффектом, он подчеркивал, что склонность течения большинства заболеваний у детей — выздоровление. 

 

Сперанский Георгий Несторович (1873-1968) — выдающийся педиатр, ученик Н.Ф. Филатова, Герой социалистического труда, акад. АМН СССР и чл.-кор. АН СССР, основатель (1922) и многолетний редактор старейшего отечественного журнала «Педиатрия» (сейчас журнал носит его имя). Был одним из основоположников организации системы охраны материнства и детства в России. Ещё в 1908 г. он организовал в Москве консультацию для матерей по уходу за грудными детьми и был одним из первых педиатров, начавших работать в родильном доме (1906), редактор и основной автор учебника «Болезни раннего детского возраста» (1934). Исследования Г.Н. Сперанского и его школы в области расстройств питания и пищеварения у детей раннего возраста, неонатологии, сепсиса, пневмоний у детей грудного возраста, нефрологии и т.д. отличаются новизной мысли, большой практической значимостью. Он был горячим сторонником профилактического направления педиатрии, организации перинатальной службы и специализированных родильных домов. 

Арво Юльппё (фин. Arvo Ylppö; 27 октября 1887, Акаа, Великое княжество Финляндское — 28 января 1992, Хельсинки, Финляндия) — финляндский педиатр, который значительно снизил младенческую смертность в Финляндии в XX веке. Считается создателем системы государственных детских клиник Финляндии, около 40 лет занимал должность архиятра. Находясь в Германcкой империи Арво Юльппё сконцентрировался на исследованиях детской патологической анатомии и получил международное признание. Благодаря его деятельности в медицине произошёл прогресс, связанный со снижением смертности недоношенных детей. В 1925 году стал профессором педиатрии и продолжил свои исследования, публиковался в медицинских журналах об уходе за детьми.

 

ВАРИАНТ № 2.

1. Блохин Н.Н. – советский онколог, основатель российского онкологического Центра, прези-дент АМН СССР.

Окончив среднюю школу, в 1929 году поступил на медицинский факультет Нижегородского университета. После окончания учёбы некоторое время работал в Дивеевской сельской больнице, затем — ассистентом кафедры госпитальной хирургии Горьковского медицинского института. В годы Великой Отечественной войны Николай Николаевич Блохин был главным хирургом горьковских госпиталей. В 1952 году Н. Н. Блохин уехал в Москву. Здесь он занимался организацией онкологического центра. Ныне это — Российский онкологический научный центр.

С 29 января 1960 года по 8 февраля 1968 года и с 13 октября 1977 года по 15 мая 1987 года — президент Академии медицинских наук СССР[2]

 15 марта 1979 года избран академиком АН СССР по отделению физиологии.

Как общественный деятель, Н. Н. Блохин был депутатом Верховного Совета СССР 7 созывов[3], делегатом XXII, XXIII[4], XXIV съездов КПСС; председателем Комитета по международным Ленинским премиям «За укрепление мира между народами»; президентом общества «СССР — США».

Скончался 16 мая 1993 года в г. Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище[5].

Не́стор Макси́мович Амбоди́к-Максимо́вич (известен также как Максимо́вич-Амбоди́к или просто Амбоди́к; 27 октября (7 ноября) 1744[А 1], Веприк, Гадячский полк, Киевская губерния, Российская империя — 24 июля (5 августа) 1812, Санкт-Петербург, Российская империя) — российский учёный-медик, биолог и переводчик; статский советник.

Выпускник Киево-Могилянской духовной академии, магистр богословия. Выпускник Страсбургского университета, доктор медицины, профессор. Почётный член Медицинской Коллегии Российской империи, член Императорского Вольного экономического общества.

Один из основоположников российской акушерской и педиатрической школ. Автор первого русскоязычного руководства по фитотерапии.

Псевдоним Амбодик, с латинского «скажи дважды» (лат. ambo dic), был взят им в знак того, что его отчество и фамилия совпадают[2]. Комиссия оценила высокий уровень подготовки юного богослова и направила его студентом на медицинский факультет Московского университета. На следующий год Нестор Максимо́вич волонтером перевелся в Санкт-Петербургскую хирургическую школу при адмиралтейском и сухопутном военных госпиталях[5], в стенах которой проучился всего 1 год.

Ещё обучаясь в Московском университете, Н. М. Амбодик обратил на себя внимание особыми способностями, высокой работоспособностью и хорошим знанием иностранных языков. Эти качества стали определяющими, когда в 1770 году в числе троих студентов он по особой стипендии из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир был направлен учиться медицине и главным образом повивальному делу в Страсбургский университет

В Страсбурге Нестор Макси́мович учился акушерству у знаменитого профессора Ридерера, но диссертацию на учёное звание доктора медицины 26 сентября 1775 года. 

о возвращении в Санкт-Петербург в сентябре 1776 года и сдачи обязательного экзамена в Медицинской Коллегии для подтверждения своей квалификации, Нестор Макси́мович был принят младшим доктором Петербургского морского госпиталя. Одновременно с практической деятельностью он начал преподавать повивальное искусство и Materia medica в двух главных Санкт-Петербургских госпиталях.  

бург.

10 мая 1781 года Медицинская Коллегия назначила Н. М. Амбодика возглавлять «повивальное дело»[9] с обязанностью организовать подготовку повивальных бабок в «бабичьей школе» столицы[10].

Усилиями лейб-медика П. З. Кондоиди «бабичья школа» в Санкт-Петербурге существовала с 1757 года, однако подготовка повивальных бабок в ней велась исключительно теоретическая. В 1770 году по инициативе императрицы Екатерины II для призрения незаконнорождённых детей и сирот в Петербурге был открыт Воспитательный дом, где годом позже было организовано несколько родильных коек. В 1775 году Воспитательный дом был соединен с ранее открытым Домом для беременных женщин[5][11]. Наконец, в 1783 году, когда Нестор Макси́мович уже возглавлял повивальное дело в Петербурге, здесь, в устье Фонтанки, под руководством П. В. Завадовского было открыто третье в столице Хирургическое училище для подготовки лекарей[5]. Училище располагало небольшим госпиталем, в составе которого было 10 коек для рожениц. На базе этих коек была организована вторая в Петербурге «бабичья школа».

Н. М. Амбодик занимался подготовкой повивальных бабок в обеих этих школах, причем с октября 1782 года в ранге первого в России профессора повивального искусства. Главным для Нестора Макси́мовича стала «бабичья школа» при Воспитательном доме, где он фактически возглавил родильный госпиталь (отделение) на 20 коек. К сожалению, помещение было очень тесным и тёмным[12], но и в этих условиях Н. М. Амбодику удалось достигнуть больших успехов. Так, родильная горячка, которая в те годы была основной причиной материнской смертности, снизилась до 5 % и держалась на таком уровне в течение многих лет.

В этот период деятельности важной обязанностью Нестора Макси́мовича, как члена Медицинской Коллегии стала выдача разрешений на право врачебной практики в России докторам, прибывшим в Петербург из Европы. Так именно Н. М. Амбодик в 1790 году экзаменовал приехавшего из Шотландии будущего президента Медико-хирургической академии и баронета Я. В. Виллие[13].

 

Экслибрис Н. М. Амбодик-Максимо́вича

В 1793 году статус Нестора Макси́мовича в Медицинской Коллегии поменялся. За заслуги в повивальном деле он был избран её почётным членом[14][15]. Ещё ранее, в октябре 1789 году он был принят членом Императорского Вольного экономического общества[16]. В течение многих лет, не имея статуса лейб-медика, Н. М. Амбодик состоял личным лекарем её императорского величества Екатерины II и пользовался её особым расположением[17]. В последние годы правления императрицы он составил проект развития акушерского образования в России (который так и не был реализован), и подготовил соображения о реорганизации родовспоможения в России. Всеподданнейший доклад на эту тему был подан от лица Медицинской Коллегии уже на имя нового самодержца 19 января 1797 года.

С вступлением на престол 6 ноября 1796 года императора Павла I карьера Н. М. Амбодика пошла на спад. Павел I занялся ломкой порядков, заведённых матерью, отправив в отставку очень многих сановников из её окружения. Коснулись эти преобразования и Нестора Макси́мовича, который вскоре был отстранён от преподавательской деятельности. Правда, в сентябре 1797 года он ещё успел поспособствовать организации Повивального института на 20 коек. Учреждение было открыто на месте «императорской родильни» и второй «бабичьей школы» при госпитале Хирургического училища в устье Фонтанки у Калинкина моста. Пожалуй, это было последнее деяние Нестора Макси́мовича на посту профессора повивального искусства.ю

 

ВАРИАНТ № 3.

1. Становление и развитие органов управления здравоохранения в советский период

В первые годы советской власти в России свирепствовали эпидемии сыпного тифа, холеры, брюшного тифа и других инфекционных заболеваний. Медицинское дело было рассосредоточено по ведомствам, не имело достаточного финансирования и обеспечивалось главном образом за счет бюджетов земств и самооотверженной работы передовых земских врачей. Повсеместно крайне недоставало квалифицированных медицинских кадров, лечебных учреждении, медикаментов. Гражданская война и военные операции на всей территории страны усиливали, разруху в промышленности и сельском хозяйстве. Население страны голодало. Не хватало топлива. Транспорт, системы водоснабжения и очистки городов и деревень находились в весьма запущенном состоянии, что создавало опасную эпидемиологическую ситуацию.

«Основное впечатление от положения в России — это картина колоссального непоправимого краха, — писал Герберт Уэллс, посетивший нашу страну в сентябре—октябре 1920 г. — Громадная монархия, которую я видел в 1914 году, с ее административной, социальной, финансовой и экономической системами, рухнула и разбилась вдребезги под тяжким бременем шести лет непрерывных войн. История не знала еще такой грандиозной катастрофы. На наш взгляд, этот крах затмевает даже саму Революцию... Большевистская статистика, с которой я познакомился, совершенно откровенна и честна... Смертность в Петрограде—-свыше 81 человека иа тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом. европейском городе. Рождаемость среди недоедающего и глубоко удрученного населения — 15 человек на тысячу; преж де она была почти вдвое больше»

В создавшейся чрезвычайной ситуации усилия правительства Советской России были направлены прежде всего на установление мира, столь необходимого для решения всех внутренних проблем. Декрет о мире от 26 октября (8 ноября) 1917 г. стал одним из первых декретов советской власти. Он создавал условия и для осуществления задач по сохранению жизни и здоровья трудящихся, провозглашенных правительством в числе первоочередных. «В стране, которая разорена,-— говорил В. И. Ленин в 1919 г.,—• первая задача — спасти трудящегося. Первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся. Если он выживет, мы все спасем и восстановим»

Борьба с грязью, эпидемиями и болезнями в масштабах страны требовала организационного единства здравоохранения, ликвидации ведомственной раздробленности, создания государственной сети больниц и аптек, преодоления нехватки медицинских кад» ров. Осуществление этих задач в масштабах огромной страны в условиях войны, голода и разрухи было возможно только при наличии государственной системы здравоохранения, которая организационно оформилась в 1918 г.

Создание Народного комиссариата здравоохранения

26 октября (8 ноября) 1917 г. при Военно-революционном комитете Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов был образован Медико-санитарный отдел (во главе с М. И. Барсуковым); отделу поручалось реорганизовать медико-санитарное дело в стране.

Реализуя задачи, поставленные еще в 1903 г. в первой программе РСДРП, Совет Народных Комиссаров издал декреты: о 8-часовом рабочем дне — от 29 октября (11 ноября) 1917 г.,'о помощи пострадавшим от несчастных случаев на предприятиях — от 9 (22) ноября 1917 г., о бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений предприятий — от 14 (27) ноября 1917 г., о страховании на случай болезни — от 22 декабря 1917 г. (4 января 1918 г.) и др.

Для осуществления этих постановлений и оказания медицинской помощи населению на местах с ноября 1917 г. в различных районах страны стали создаваться Медико-санитарные отделы (при местных Советах) и Врачебные коллегии (при некоторых Народных комиссариатах),

 

Подготовка медицинских кадров в России в XVIII ВЕКЕ.

В XVIII веке русская наука в области медицины и медицинского образования сомкнулась не с подавляющим отсталым большинством, господствовавшим на медицинских факультетах многих университетов Западной Европы, а с передовым, прогрессивным для того времени Лейденским университетом. В отличие от остававшегося в течение всего XVII века схоластическим, чисто книжным, обучения будущих докторов медицины на медицинских факультетах западноевропейских университетов, госпитальные школы России с первых лет своего существования построили обучение будущих врачей практически. Организуя медицинское образование, Россия и заимствовала этот передовой и еще не общепризнанный по тому времени метод обучения студентов у постели больного. Не случайно поэтому школы для подготовки врачей в России были созданы при госпиталях. Задача подготовки врачей в XVIII веке была в России разрешена оригинальным, самобытным путем: был создан новый вид высшего учебного заведения для подготовки врачей — школы на базе крупных госпиталей.

Русские госпитальные школы XVIII века. Первая госпитальная школа на 50 учеников была организована в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале. В 1733 г. были открыты аналогичные школы при сухопутном и адмиралтейском (морском) в Петербурге, адмиралтейском в Кронштадте госпиталях по 10 подлекарей и 20 учеников в каждом. В 1756 г. контингент учащихся в Петербургском сухопутном госпитале был увеличен до 50, а в адмиралтейском — до 30 учеников. В 1758 г. была открыта рассчитанная на 15 учеников школа при Колывано-Воскресенском заводском госпитале, выпустившая около 160 врачей. С 1788 по 1796 г. существовала госпитальная школа при Елисаветградском госпитале, выпустившая 152 врача.

Московский госпиталь Петр I поручил строить и организовать голландскому врачу Николаю Бидлоо, ученику Бургава, племяннику анатома, атласом которого пользовался сам Петр I. Ему же Петр I поручил организовать при госпитале и школу для подготовки врачей. В качестве преподавателей в госпитале были приглашены врачи-иностранцы, незнакомые с русским языком, имевшие возможность преподавать только па латинском и иностранных языках (преимущественно голландском и немецком). Находившиеся на русской службе врачи-иностранцы, боясь конкуренции, нередко пытались противодействовать подготовке отечественных русских врачей. Некоторые поэтому и рекомендовали принимать в госпитальную школу лишь детей проживавших в Москве иностранцев.

Среди врачей-иностранцев находились даже такие, которые утверждали, что русские не способны усвоить обширные знания, необходимые врачу. Позднее в 1715 г. в письме Петру I рассказывал об этом: «Многие хирурги советовали дабы я народу сего (русского) юноши не учил, сказующе что не возможешь сие дело совершить». К чести Бидлоо следует отметить, что он правильно понял те задачи, которые перед ним ставились, и честно служил интересам России, решительно преодолевая противодействие врачей-иностранцев. Бидлоо не испугался трудностей и нашел выход из положения: он получил разрешение набирать в госпитальную школу слушателей из числа учащихся Славяно-греко-латинской академии и школ духовного ведомства, где учащиеся изучали греческий и латинский языки.

В программу преподавания в госпитальных школах были включены все теоретические и практические медицинские дисциплины в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Преподавались теоретические дисциплины: анатомия человека с физиологией,, элементами гистологии и судебной медицины, патологическая анатомия, «материя медика», включающая фармакогнозию, минералогию, ботанику,, фармацию и фармакологию. С преобразованием в 1786 г. госпитальных школ в медико-хирургические училища были введены химия, математика к физика. При госпиталях были организованы анатомические музеи и ботанические сады («аптекарские огороды»).

Клинические дисциплины преподавались в госпитальных отделениях, первостепенным считалось обучение хирургии. В курс [внутренних болезней входило ознакомление учеников с инфекционными, кожно-венерическими и детскими болезнями. С 1763 г. было введено изучение акушерства. Старший и младшие доктора госпиталя вели лекционные курсы по терапии, фармакологии и анатомии, главный лекарь читал курс хирургии, оператор госпиталя руководил анатомической и хирургической практикой. Лекари вели с учениками практические занятия по хирургии и внутренним болезням. В госпитальных школах учились не только по книгам, ученики регулярно работали в госпитале, «где повседневно от ста до двух сот больных суть». Учащиеся ухаживали за больными, помогали при перевязках, работали <в аптеке, в аптекарском огороде по выращиванию лекар-гтвенных растений, присутствовали на операциях, судебномедицинских и татологоанатомических вскрытиях. Благодаря этому учащиеся получали пир окне знания и практические навыки.

Русские ученые в XVIII веке впервые в мире разработали и осущетвили на практике новую систему медицинского образования, обеспечив юдготовку высококвалифицированных Врачей. Выпускники госпитальных школ составили в России XVIII века основную массу деятелей 'медицины i сыграли большую роль в развитии отечественного здравоохранения.

Характерными особенностями госпитальных школ XVIII века являлось: высокий общеобразовательный уровень учащихся, приходивших из чебных заведений духовного ведомства, знакомых с латинским языком, нлософией, многими классическими произведениями греческих и латинских писателей и философов, демократическое их происхождение, так как в госпитальные школы поступали выходцы из мало обеспеченных слоев населения (дети мелкого духовенства, лекарей, казаков, придворных певчих, купцов, солдатские дети и т. п.). Обучение в госпитальных школах продолжалось от 5 до 7 лет и заканчивалось строгим публичным экзаменом: экзаменующийся, кроме ответов на вопросы по анатомии, физиологии, хирургии и внутренним болезням, собственноручно в присутствии экзаменаторов производил 3—4 операции на трупе.

Врачи, получившие образование в госпитальных школах, занимали немалое место в русской медицине, особенно в середине и второй половине XVIII века. Они находились в составе действующих армий, были участниками многих научных экспедиций (Камчатской Беринга, Бразильской) и кругосветных плаваний русских кораблей в XVIII веке. Некоторые из них во второй половине XVIII века стали преподавателями в госпитальных школах.

Система обучения будущих врачей в России строилась и совершенствовалась на протяжении всего XVIII века- Начало положил в 1707 г. Н. Бидлоо. В 1735 г. в «Генеральный регламент о госпиталях» была включена подробная глава о госпитальной школе, где определены задачи и периоды обучения в ней. В 1753—1760 гг. П. 3. Кондоиди и М. И. Шеия улучшили преподавание анатомии и клиники, устроили клинические палаты, были введены обязательные вскрытия, преподавание акушерства и женских болезней, изменен порядок экзаменов. В разработке вопросов преподавания медицины во второй половине XVIII века приняли активное участие многие передовые врачи (П. И. Погорецкий, А. М. Шумлянский, М. М. Тереховский и др.). В 1782 г. Д. С. Самойлович, находясь во Франции, написал «Речь к слушателям госпитальных школ Российской империи», где подробно осветил задачи медицинского образования. В 1785 г.

М. М. Тсреховский и А. М. Шумлянский были командированы с целью «собрать и доставить точные сведения об устройстве и организации высших медицинских училищ в разных странах Европы». После этой поездки ими были разработаны предложения об улучшении медицинского образования с учетом расширившихся к концу XVIII века медицинских знаний и начавшегося деления медицинских наук.

Госпитальные школы как основная форма подготовки врачей в России просуществовали около 80 лет, т. е. в течение почти всего XVIII века. В 1786 г. госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища. В 1798 г. были организованы медико-хирургические академии в Петербурге и Москве с более обширными программами, с новым учебным планом.

 

Вариант 1

Д. Самойлович – первый российский эпидемиолог.

Выдающийся русский врач Даниил Самойлович Сушковский появился на свет 22 декабря 1742 года (по другим данным 1744) в деревне Яновка, расположенной в Черниговско. В 1756 году, окончив Черниговский коллегиум, Даниил Сушковский поступает в Киевское общеобразовательное заведение. При поступлении мать записала своего сына под фамилией Самойлович (ударение на 3-ем слоге). Известно, что при поступлении в Запорожское войско или в монастырь меняли фамилию или имя. Эта традиция была и в истории Киевской академии.й губернии.

Для медицинских госпитальных школ Москвы и Петербурга из Украины – Киева, Чернигова и Переяслава приглошали достойных студентов – В 1761 его зачисляют в Петербургскую медицинскую школу при Генеральном адмиралтейском госпитале. Его оставили работать в Адмиралтейском госпитале преподавателем, но пришлось учить студентов лишь несколько месяцев. в октябре 1768 года Турция вновь объявила войну России, Даниил Самойлович получает назначение на должность полкового врача Особо внимательно армейские врачи в те дни следили за появлением чумы Анализ путей распространения заразы на землях Валахии убедил Даниила в том, что болезнь передаётся вовсе не через воздух, как считалось ранее. Он пришёл к выводу, что заражение происходит при прямом контакте с больным, или через вещи, которыми он пользовался. Изнуряющая работа, связанная с огромным количеством раненых и больных из числа гражданского населения и военных, а также борьба с отсталостью и косностью в медицине подорвали здоровье Даниила Самойловича. Коллегия издала распоряжение о переводе больного доктора Самойловича в тыловой город Оренбург. В апреле 1771 г. Даниил Самойлович отправился в место своего нового назначения, но проездом оказался в Москве, которая в это время была охвачена страшной эпидемией чумы. И добровольно остался здесь. В эти дни ему первому из русских учёных пришла в голову блестящая идея о противочумных прививках, которые врач готовил из содержимого бубонов больных. И хотя предрассудки помешали внедрить прививки в Москве, Самойлович стал первым в мире врачом, предложившим делать противочумные прививки. Большая заслуга Самойловича в том, что он разработал систему противоэпидемических мероприятий: изоляция заразившихся больных, специальная одежда для медперсонала, профилактические мероприятия при транспортировке больных, большая премия за сдачу зараженных вещей — вот лишь несколько из предложенных учёным противоэпидемических мер. В 1780 году Самойлович успешно защитил в Лейденском университете докторскую диссертацию «Трактат о сечении лонного срастания и о кесаревом сечении», и был удостоен степени доктора медицины. Его избирают членом 12 иностранных академий и обществ. Среди них Парижская хирургическая академия, Парижское свободное королевское собрание, Марсельская, Тулузская, Лионская, Мангеймская и другие академии.

И только официальный Петербург оставался равнодушным к его личности, его знаниям, высокой квалификации врача. Возвратившись в Петербург, он не только не был избран академиком, но и остался без работы. В 1784 г. его пригласил в Херсон граф Потёмкин. Под руководством Самойловича эпидемию удалось быстро остановить. Небывалой для того времени величины достигло количество выздоровевших – 49 В июле 1784 года Самойлович учредил «Собрание медицинское в Херсоне», которое было первым медицинским научным обществом в Российской империи. Целью общества стало изучение того, «какие болезни и в какое время возрождаются в городе Херсоне и его округе, как от них защищать и вылечивать людей самыми верными и простыми способами». %. утомимая деятельность по улучшению карантинной службы и скорейшей ликвидации очагов инфекции были оценены — в 1796 г. Даниил Самойлович получил орден Святого Владимира.

В 1797 г. он был удостоен чина статского советника, а спустя два года — действительного статского советника. В то время среди медиков такие высокие чины практически не встречались.

В 1800 г. карантинная служба была реорганизована, и Даниил Самойлович стал инспектором Черноморской медицинской управы в Николаеве, где и проработал последние годы жизни.

Именно здесь талантливый эпидемиолог закончил свой капитальный четырёхтомный труд, подводящий итог его многолетней борьбы с чумой. Ноябре 1804 г., несмотря на холодную зиму, врач отправился в тысячекилометровую поездку по городам Херсон, Берислав, Севастополь, Акмечеть, Таганрог. В них он осматривал госпитали, аптеки и лазареты, проверял работу медперсонала.

Вернувшись из поездки, Самойлович тяжело заболел, и 20 февраля 1805 года скончался в городе Николаеве.

 

Вопрос 2

Кисель Александр Андреевич (1859-1938) в начале свой врачебной деятельности работал в детской клинике Военно-медицинской академии под руководством проф. Н.И. Быстрова, где в 1887 г. защитил докторскую диссертацию. А.А. Кисель с 1910 г, заведовал кафедрой детских болезней медицинского факультета Московского университета (ныне Медицинская академия им. И.М. Сеченова). Известен как один из организаторов педиатрического факультета в ныне Российском медицинском университете, горячий сторонник профилактического направления в педиатрии и использования природных факторов (воздух, солнце, вода) как для предупреждения, так и для лечения болезней детей, санаторно-курортного лечения, наблюдения за естественным течением болезни. Он описал хроническую туберкулёзную интоксикацию, выделил «большие» симптомы ревматизма (критерии Киселя-Джонса). Будучи сторонником минимальной фармакотерапии у детей и применения медикаментов с доказанным эффектом, он подчеркивал, что склонность течения большинства заболеваний у детей — выздоровление. 

 

Сперанский Георгий Несторович (1873-1968) — выдающийся педиатр, ученик Н.Ф. Филатова, Герой социалистического труда, акад. АМН СССР и чл.-кор. АН СССР, основатель (1922) и многолетний редактор старейшего отечественного журнала «Педиатрия» (сейчас журнал носит его имя). Был одним из основоположников организации системы охраны материнства и детства в России. Ещё в 1908 г. он организовал в Москве консультацию для матерей по уходу за грудными детьми и был одним из первых педиатров, начавших работать в родильном доме (1906), редактор и основной автор учебника «Болезни раннего детского возраста» (1934). Исследования Г.Н. Сперанского и его школы в области расстройств питания и пищеварения у детей раннего возраста, неонатологии, сепсиса, пневмоний у детей грудного возраста, нефрологии и т.д. отличаются новизной мысли, большой практической значимостью. Он был горячим сторонником профилактического направления педиатрии, организации перинатальной службы и специализированных родильных домов. 

Арво Юльппё (фин. Arvo Ylppö; 27 октября 1887, Акаа, Великое княжество Финляндское — 28 января 1992, Хельсинки, Финляндия) — финляндский педиатр, который значительно снизил младенческую смертность в Финляндии в XX веке. Считается создателем системы государственных детских клиник Финляндии, около 40 лет занимал должность архиятра. Находясь в Германcкой империи Арво Юльппё сконцентрировался на исследованиях детской патологической анатомии и получил международное признание. Благодаря его деятельности в медицине произошёл прогресс, связанный со снижением смертности недоношенных детей. В 1925 году стал профессором педиатрии и продолжил свои исследования, публиковался в медицинских журналах об уходе за детьми.

 

ВАРИАНТ № 2.

1. Блохин Н.Н. – советский онколог, основатель российского онкологического Центра, прези-дент АМН СССР.

Окончив среднюю школу, в 1929 году поступил на медицинский факультет Нижегородского университета. После окончания учёбы некоторое время работал в Дивеевской сельской больнице, затем — ассистентом кафедры госпитальной хирургии Горьковского медицинского института. В годы Великой Отечественной войны Николай Николаевич Блохин был главным хирургом горьковских госпиталей. В 1952 году Н. Н. Блохин уехал в Москву. Здесь он занимался организацией онкологического центра. Ныне это — Российский онкологический научный центр.

С 29 января 1960 года по 8 февраля 1968 года и с 13 октября 1977 года по 15 мая 1987 года — президент Академии медицинских наук СССР[2]

 15 марта 1979 года избран академиком АН СССР по отделению физиологии.

Как общественный деятель, Н. Н. Блохин был депутатом Верховного Совета СССР 7 созывов[3], делегатом XXII, XXIII[4], XXIV съездов КПСС; председателем Комитета по международным Ленинским премиям «За укрепление мира между народами»; президентом общества «СССР — США».

Скончался 16 мая 1993 года в г. Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище[5].

Не́стор Макси́мович Амбоди́к-Максимо́вич (известен также как Максимо́вич-Амбоди́к или просто Амбоди́к; 27 октября (7 ноября) 1744[А 1], Веприк, Гадячский полк, Киевская губерния, Российская империя — 24 июля (5 августа) 1812, Санкт-Петербург, Российская империя) — российский учёный-медик, биолог и переводчик; статский советник.

Выпускник Киево-Могилянской духовной академии, магистр богословия. Выпускник Страсбургского университета, доктор медицины, профессор. Почётный член Медицинской Коллегии Российской империи, член Императорского Вольного экономического общества.

Один из основоположников российской акушерской и педиатрической школ. Автор первого русскоязычного руководства по фитотерапии.

Псевдоним Амбодик, с латинского «скажи дважды» (лат. ambo dic), был взят им в знак того, что его отчество и фамилия совпадают[2]. Комиссия оценила высокий уровень подготовки юного богослова и направила его студентом на медицинский факультет Московского университета. На следующий год Нестор Максимо́вич волонтером перевелся в Санкт-Петербургскую хирургическую школу при адмиралтейском и сухопутном военных госпиталях[5], в стенах которой проучился всего 1 год.

Ещё обучаясь в Московском университете, Н. М. Амбодик обратил на себя внимание особыми способностями, высокой работоспособностью и хорошим знанием иностранных языков. Эти качества стали определяющими, когда в 1770 году в числе троих студентов он по особой стипендии из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир был направлен учиться медицине и главным образом повивальному делу в Страсбургский университет

В Страсбурге Нестор Макси́мович учился акушерству у знаменитого профессора Ридерера, но диссертацию на учёное звание доктора медицины 26 сентября 1775 года. 

о возвращении в Санкт-Петербург в сентябре 1776 года и сдачи обязательного экзамена в Медицинской Коллегии для подтверждения своей квалификации, Нестор Макси́мович был принят младшим доктором Петербургского морского госпиталя. Одновременно с практической деятельностью он начал преподавать повивальное искусство и Materia medica в двух главных Санкт-Петербургских госпиталях.  

бург.

10 мая 1781 года Медицинская Коллегия назначила Н. М. Амбодика возглавлять «повивальное дело»[9] с обязанностью организовать подготовку повивальных бабок в «бабичьей школе» столицы[10].

Усилиями лейб-медика П. З. Кондоиди «бабичья школа» в Санкт-Петербурге существовала с 1757 года, однако подготовка повивальных бабок в ней велась исключительно теоретическая. В 1770 году по инициативе императрицы Екатерины II для призрения незаконнорождённых детей и сирот в Петербурге был открыт Воспитательный дом, где годом позже было организовано несколько родильных коек. В 1775 году Воспитательный дом был соединен с ранее открытым Домом для беременных женщин[5][11]. Наконец, в 1783 году, когда Нестор Макси́мович уже возглавлял повивальное дело в Петербурге, здесь, в устье Фонтанки, под руководством П. В. Завадовского было открыто третье в столице Хирургическое училище для подготовки лекарей[5]. Училище располагало небольшим госпиталем, в составе которого было 10 коек для рожениц. На базе этих коек была организована вторая в Петербурге «бабичья школа».

Н. М. Амбодик занимался подготовкой повивальных бабок в обеих этих школах, причем с октября 1782 года в ранге первого в России профессора повивального искусства. Главным для Нестора Макси́мовича стала «бабичья школа» при Воспитательном доме, где он фактически возглавил родильный госпиталь (отделение) на 20 коек. К сожалению, помещение было очень тесным и тёмным[12], но и в этих условиях Н. М. Амбодику удалось достигнуть больших успехов. Так, родильная горячка, которая в те годы была основной причиной материнской смертности, снизилась до 5 % и держалась на таком уровне в течение многих лет.

В этот период деятельности важной обязанностью Нестора Макси́мовича, как члена Медицинской Коллегии стала выдача разрешений на право врачебной практики в России докторам, прибывшим в Петербург из Европы. Так именно Н. М. Амбодик в 1790 году экзаменовал приехавшего из Шотландии будущего президента Медико-хирургической академии и баронета Я. В. Виллие[13].

 

Экслибрис Н. М. Амбодик-Максимо́вича

В 1793 году статус Нестора Макси́мовича в Медицинской Коллегии поменялся. За заслуги в повивальном деле он был избран её почётным членом[14][15]. Ещё ранее, в октябре 1789 году он был принят членом Императорского Вольного экономического общества[16]. В течение многих лет, не имея статуса лейб-медика, Н. М. Амбодик состоял личным лекарем её императорского величества Екатерины II и пользовался её особым расположением[17]. В последние годы правления императрицы он составил проект развития акушерского образования в России (который так и не был реализован), и подготовил соображения о реорганизации родовспоможения в России. Всеподданнейший доклад на эту тему был подан от лица Медицинской Коллегии уже на имя нового самодержца 19 января 1797 года.

С вступлением на престол 6 ноября 1796 года императора Павла I карьера Н. М. Амбодика пошла на спад. Павел I занялся ломкой порядков, заведённых матерью, отправив в отставку очень многих сановников из её окружения. Коснулись эти преобразования и Нестора Макси́мовича, который вскоре был отстранён от преподавательской деятельности. Правда, в сентя


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.