Какие особенности характеризуют группу детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития? — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Какие особенности характеризуют группу детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития?

2019-05-26 415
Какие особенности характеризуют группу детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К категории детей с трудностями в обучении, вызванными задержкой психического развития, относятся «дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии

выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы».

Категория детей с трудностями в обучении определяется как «дети с нарушениями психического развития, обусловленными задержкой или расстройством психического развития»

Задержка психического развития (ЗПР) — это временное отставание развития психики в целом или отдельных её функций, нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

Специфика детей с ЗПР проявляется в сочетании незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер. Дети с трудностями в обучении, как правило, не имеют нарушений отдельных анализаторов, у них нет интеллектуальной недостаточности, но в то же время они стойко не успевают в массовой школе вследствие незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушений работоспособности.

К типичным особенностям, свойственным всем детям с трудностями в обучении, относятся:

• замедленное восприятие и переработка информации, необходимость в наглядно-практической опоре и в предельной развёрнутости инструкций;

• неустойчивость, большая отвлекаемость внимания, недостаточная концентрированность на объекте;

• особенности памяти, проявляющиеся в преобладании наглядной памяти над словесной; недостаточной сформированности умения использовать рациональные способы запоминания; низкой продуктивности и устойчивости памяти (особенно при значительной нагрузке), слабом развитии опосредственного запоминания, снижении при его осуществлении интеллектуальной активности; отсутствии умения использовать вспомогательные средства для запоминания, потребности в более длительном периоде для приёма и переработки сенсорной информации;

• своеобразие в качестве навыков интеллектуальной деятельности; сниженный уровень познавательной активности (недостаточная любознательность), нет готовности к решению познавательных задач, к интеллектуальному усилию; недостаточность сформированности словесно-логического мышления не позволяет ребёнку на должном уровне освоить мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); затрудняются в ориентировании в задаче и планировании свей деятельности;

• бедный словарный запас, высказывания односложны, имеют место негрубые нарушения произношения, грамматического строя, нарушения логики высказывания, специфические ошибки в письменной речи;

• повышенная истощаемость психических процессов и, как следствие, низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, сниженный объём и темп работы;

• незрелость эмоций, воли, поведения; наивность, несамостоятельность, непосредственность, частые конфликты со сверстниками (дети не воспринимают и не выполняют школьных требований, но в то же время прекрасно чувствуют себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для них учебной деятельности; поведение одних детей характеризуется импульсивностью, расторможенностъю, повышенной двигательной активностью, других — медлительностью, вялостью);

• недостаточная сформированность учебной мотивации: слабо выражен интерес к учебной деятельности, познавательная направленность весьма слаба и нестойка, преобладают игровые интересы; испытывают затруднения в организации собственной целенаправленной деятельности как результат недостаточного осознания себя учеником и непонимания мотивов учебной деятельности; низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в учебной деятельности.

Трудности в овладении элементарной грамотой, счётом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности. Дети всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивать принцип решения задания и переносить этот принцип на выполнение других сходных заданий.

Такие особенности развития детей могут приводить к трудностям в учении трёх видов:

1)трудности осуществления учения как деятельности;

2)трудности формирования отдельных школьных навыков (чтения, письма, счёта, решения задач и др.);

3)трудности осмысления учебной информации.

Среди трудностей в обучении детей с ЗПР можно выделить следующие:

1) недостаточность процесса переработки сенсорной информации приводит к тому, что ребёнок затрудняется в целостном восприятии наблюдаемых объёктов и предметов, выделяя лишь некоторые признаки; дети затрудняются в узнавании даже знакомых объектов, если они изображены в непривычном ракурсе или плохо освещены; сам процесс восприятия предметов занимает у них больше времени, чем у нормально развивающихся сверстников;

2) младший школьник с ЗПР способен решать задачи на наглядно-практическом уровне мышления, однако он может затрудняться в самостоятельном установлении причинно-следственных связей между объектами и предметами;

3) недостаточно высокий уровень сформированности всех основных интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др.) обусловливает ограничения в процессе становления обобщающей функции слова, что снижает освоение ребёнком родовых понятий, формирование умения самостоятельно выделять существенные признаки однородной группы предметов; в результате младшие школьники с трудностями обучения, обусловленными задержкой психического развития, обнаруживают недостаточную гибкость мышления, склонность к стереотипным мыслительным операциям;

4) небольшие несложные рассказы, сказки дети слушают с вниманием, пересказывают с помощью вопросов, но быстро забывают, хотя общий смысл прочитанного понимают;

5) владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах пяти (часто с ошибками), однако они затрудняются в обратном счёте; пересчитывая небольшое количество предметов (в пределах пяти), нередко не могут назвать результат;

6) нередко наблюдается малая дифференцированность движений кистей рук; в результате у них наблюдаются трудности в формировании сложных серийных движений и действий, а это отрицательно сказывается на продуктивной деятельности — письме, лепке, рисовании, конструировании;

7) дети затрудняются в осознании своих действий и облечении их в словесную форму: выполняя задание, ребёнок проговаривает его вслух, но при этом говорит много лишнего, не имеющего отношения к работе; вербальные ответы детей характеризуются недостаточной точностью, недифференцированностью словесных определений. Такие особенности связаны с любым учебным предметом, однако в зависимости от его специфики (русский язык, математика, ручной труд и т. д.) они проявляются по-разному;

8) не сформирована потребность в самопроверке заданий, связанной с выполняемой работой; низкий уровень развития навыков самоконтроля как в процессе деятельности, так и по её окончании;

9) с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: смешение букв, для различения которых требуется тонкий анализ пространственных элементов, перестановка и пропуск букв, а иногда и целых слогов. В целом чтение детей характеризуется монотонностью, невыразительностью, замедленным темпом. Такая плохая техника чтения, сочетающаяся с малым запасом представлений об окружающем мире, бедность словаря и ограниченность общего речевого развития приводят к недостаточному осмыслению лексического значения отдельных слов и текстов в целом;

10) быстро угасает непосредственный интерес к заданию, ребёнок не проявляет достаточной активности в работе, не стремится улучшить свой результат, преодолеть возникающие трудности. К допущенным ошибкам дети относятся более или менее безразлично, часто не замечают их, не проявляют активного желания понять их причину.

Основной отличительной особенностью этой категории детей от детей с более грубыми нарушениями интеллектуального развития является полноценная возможность их дальнейшего развития при создании необходимых педагогических условий: они обладают более высокой обучаемостью, лучше используют помощь взрослого и способны осуществлять перенос способа действия на аналогичное задание.

Создание специальных условий для детей с трудностями обучения, обусловленными задержкой психического развития, детерминируется причинами и характером имеющихся трудностей и обеспечивается группой сопровождения ребёнка в условиях инклюзивного образования.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.