Каковы особенности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата? — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Каковы особенности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата?

2019-05-26 225
Каковы особенности детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существуют следующие виды нарушений функций опорно-двигательного аппарата (далее — ОДА):

• заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит;

• врождённая патология функций ОДА: врождённый вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев и кисти; артрогрипоз (врождённое уродство);

• приобретённые заболевания и повреждения ОДА: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулёз, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

Степень выраженности двигательного нарушения определяет уровень независимости ребёнка от окружения и может быть: легкой (физическое нарушение даёт возможность свободно передвигаться, не вызывает трудностей в социальной адаптации, позволяет интегрироваться в общество с наименьшими ограничениями); средней (частичная помощь со стороны ближайшего окружения в передвижении и самообслуживании); тяжёлой (полная зависимость от помощи окружающих).

Степень тяжести двигательного нарушения обусловливает особенности работы по социальной адаптации детей с нарушениями функций ОДА. В этой работе определяются два направления: 1) приспособление к ребёнку окружающей среды (специальные технические средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах); 2) приспособление ребёёнка к обычным условиям социальной среды.

Наиболее распространенным нарушениями функций ОДА является ДЦП (89% от общего количества детей с нарушениями функций ОДА). Частота его проявлений достигает в среднем 6 случаев рождения ребёнка с ДЦП на 1 000 новорожденных. Наибольшее значение в возникновении ДЦП придаётся поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это собирательный термин, объединяющий группу непрогрессирующих, но часто меняющихся синдромов моторных нарушений, вторичных по отношению к поражению головного мозга, возникающих на ранних стадиях его развития.

Проявляется ДЦП в виде различных психомоторных и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП в той или иной степени страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь. Двигательные нарушения могут быть различными: нарушение мышечного тонуса; ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи); насильственные движения (гиперкинезы) и тремор (дрожание пальцев рук и языка); нарушения      равновесия и координации движений (атаксия, дети ходят на широко расставленных ногах, пошатываясь, отклоняясь в сторону); непроизвольные содружественные движения (синкинезии: например, при попытке письма возникают сосательные или облизывающие движения языка, губ, насильственное открывание рта, что не позволяет ребёнку сопровождать письмо проговариванием, исключает возможность устного оформления ответа); неправильные патологические позы и положения и др.

Основные особенности детей с ДЦП:

• задержка и нарушение формирования всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности;

• нарушение умственной работоспособности, которое проявляется в виде синдрома раздражительной слабости, включающего два основных компонента: 1) повышенную истощаемость психических процессов; 2) чрезвычайную раздражительность, плаксивость, капризность;

• повышенная утомляемость;

• отсутствие чёткой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений (тяжёлые двигательные расстройства могут сочетаться с задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжёлым недоразвитием психических функций);

• неравномерный темп психического развития с диспропорциональностью в формировании отдельных психических функций;

• особенности мышления (затруднения переработки информации, получаемой в процессе общения и предметно-практической деятельности; нарушение динамики мыслительных процессов (в большинстве случаев — замедленность мышления, а иногда и более выраженная инертность); недостаточная последовательность мышления (склонность к резонёрству, побочным ассоциациям и т. д.), сформированность операций планирования и самоконтроля; зависимость уровня мыслительных операций от степени знакомства детей с объектами и явлениями окружающей действительности);

• нарушения речи и степень их выраженности зависят как от локализации, тяжести поражения мозга, степени двигательного расстройства (нарушение иннервации артикуляционного аппарата, мышц языка, затруднённость дыхания, голосообразования, произвольного открывания рта, движений языка вперед и вверх), так и от ряда социальных факторов (ограничение объёма знаний и представлений об окружающем мире, недостаточность предметно-практической деятельности, допускаемые родителями ошибки воспитания);

• у некоторых детей отмечаются разнообразные насильственные движения в речевом аппарате, которые особенно проявляются во время устных ответов и могут вызывать неестественную улыбку, гримасы, непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперед. В устных ответах такие дети стараются выражать свои мысли сжато, экономно, отвечают только на вопросы учителя, используя речевые штампы. Иногда дети испытывают значительные затруднения в быстром ответе на вопрос (им требуется какое-то время для подготовки ответа), они могут отказаться отвечать.

Для более эффективного общения с детьми с ДЦП целесообразно придерживаться следующих правил: 1) речь взрослого должна быть внятной, разборчивой; 2) взрослому следует терпеливо выслушивать ребёнка; 3) необходимо наличие специальной посуды, мебели, учебных принадлежностей и др.); 4) следует развивать самостоятельность ребёнка.

Особенности учебной деятельности таких детей могут быть связаны с недостаточной сформированностью контрольных действий, вследствие чего они «не видят» своих ошибок и не могут проверить свои работы.

Включение ребёнка с нарушениями функций ОДА предполагает правильную организацию физической учебной среды: его следует посадить в том ряду и за ту парту, которые не сковывают возможности его движений (свободно стоять и выходить из-за парты); пространство на столе или парте должно быть достаточным для свободной манипуляции учебными принадлежностями и учебными книгами; путём наблюдений следует определить, в какой позе ему легче выполнять письменные работы, как удобнее отвечать (стоя или сидя).


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.