Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2019-05-26 | 227 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ФГБОУ ВПО
«Иркутский государственный технический университет»
Факультет заочно-вечерний
Кафедра Автомобильного транспорта
образовательная программа дисциплины
(рабочая учебная программа дисциплины)
СЕРТИФИКАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В СФЕРЕ
ПРОИЗВОДСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ И
ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И
ОБОРУДОВАНИЯ _________________________________________________________________
Направление подготовки: 23.03.03- «Эксплуатация транспортно – технологических машин и комплексов»
Профиль подготовки: «Автомобили и автомобильное хозяйство»,
«Автомобильный сервис»
Квалификация (степень) Академический бакалавр
Форма обучения заочная
Составитель программы Свирбутович Ольга Александровна, к.соц.н.,
доцент кафедры «Автомобильный транспорт» ИрГТУ
Иркутск 2014 г.
1. Информация из ФГОС, относящаяся к дисциплине
Вид деятельности выпускника
Дисциплина охватывает круг вопросов относящиеся к виду деятельности выпускника:
· организационно-управленческую.
Задачи профессиональной деятельности выпускника
В дисциплине рассматриваются указанные в ФГОС задачи профессиональной деятельности выпускника:
Организационно-управленческая деятельность:
§ участие в составе коллектива исполнителей в организации работы коллектива, выборе, обосновании, принятии и реализации управленческих решений;
§ участие в составе коллектива исполнителей в совершенствовании организационно-управленческой структуры предприятий по эксплуатации, хранению, техническому обслуживанию, ремонту и сервису транспорта и транспортного оборудования;
|
§ участие в составе коллектива исполнителей в организации и совершенствовании системы учета и документооборота;
§ участие в составе коллектива исполнителей в выборе и, при необходимости, разработке рациональных нормативов эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения транспорта и оборудования;
§ участие в составе коллектива исполнителей в нахождении компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) при долгосрочном и краткосрочном планировании и определение рационального решения;
§ участие в составе коллектива исполнителей в оценке производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции и услуг;
§ участие в составе коллектива исполнителей в осуществлении технического контроля и управлении качеством изделий, продукции и услуг;
§ участие в составе коллектива исполнителей в совершенствовании системы оплаты труда персонала.
Перечень компетенций, установленных ФГОС
Освоение программы настоящей дисциплины позволит сформировать у обучающегося следующие компетенции:
· способен в составе коллектива исполнителей к использованию основных нормативных документов по вопросам интеллектуальной собственности, проводить поиск по источникам патентной информации (ПК-31).
Введение
Целенаправленное развитие социально-экономической системы может осуществляться только в случае оптимального сочетания детерминированной и стохастической составляющих. В случае чрезмерного усиления любой из частей система утрачивает высокие темпы развития. Это было убедительно продемонстрировано развитием экономики России и других стран на протяжении длительного времени. В конце 80-х и начале 90-х годов XX века в экономике России преобладала стохастическая составляющая.
Такая ситуация была характерна для одной из самых важных отраслей народного хозяйства - автомобильного транспорта. Положение усугубляется еще и тем, что подвижной состав автомобильного транспорта является объектом повышенной опасности как для тех, кто им пользуется, так и для окружающей среды. С учетом этого государством был взят курс на упорядочение данной системы, и одним из его механизмов стали институты лицензирования, а позднее сертификации.
|
Целью освоения дисциплины является получение теоретических знаний и практических навыков в области лицензирование и сертификации транспортных и транспортно-технологических машин.
В состав задач входит:
· изучение систем сертификации транспортных и транспортно-технологических машин;
· изучение нормативно-правового обеспечения лицензионной деятельности и сертификации;
· определение основных направлений лицензионной деятельности на автомобильном транспорте;
· определение основных задач и направлений сертификации транспортных и транспортно-технологических машин;
· изучение особенностей сертификации и лицензирования перевозочного процесса, технической эксплуатации, ремонта, прочих видов деятельности и услуг автотранспортных предприятий и организации.
Вопросы лицензирования и сертификации на автомобильном транспорте нашли отражение в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Кроме того, рассматриваемые системы государственного регулирования имеют опыт эксплуатации. Эти два момента послужили причиной написания предлагаемого учебного пособия.
Настоящая работа построена таким образом, чтобы осветить основные понятия и процедуры лицензирования и сертификации в целом и на автомобильном транспорте в частности. Весь материал базируется на общих положениях, действующих в России. При этом излагаемый материал не ограничивается такими положениями, но существенно дополнен.
Тема 1. Сертификация. Основные понятия.
Термин «сертификация» (в переводе с латыни - «сделано верно») в нашей стране появился не так давно. Однако общий смысл сертификации известен издавна. Ранее существовал такой вид проверки как государственные испытания. С давних времен изготовители клеймили свою продукцию, и это являлось подтверждением высокого качества изделия (изделия фирмы Фаберже, тульских оружейников и т. д.). Заверение продавцом покупателя относительно качества товара также было старейшей и простейшей формой того, что сейчас мы называем сертификацией.
|
В определении, содержащемся в Руководстве ИСО/МЭК2 (ИСО — Международная организация по стандартизации, МЭК-Международная электротехническая комиссия), сертификация - это процедура, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.
Из определения следует:
1)независимость лица или органа, проводящего сертификацию, от участвующих сторон, т. е. действие «третьей» стороны (не поставщика - «первой стороны» и не покупателя - «второй стороны»);
2)продукция (процесс, услуга) должна быть идентифицирована, т. е. проведена определенная процедура, посредством которой установлено ее соответствие заранее сформулированным требованиям, предъявляемым к данному виду продукции (в нормативной и технической документации, в информации о продукции). Без установленных (не заданных заранее) требований сертификацию проводить нельзя;
3)письменное подтверждение соответствия заданным требованиям специальным документом, имеющим определенную степень защиты - Сертификатом соответствия.
Посредством сертификации потребителю гарантируется, что изделие (процесс, услуга) с определенной (не абсолютной) степенью уверенности соответствует требованиям действующих документов, независимо от того, когда, кем и где оно произведено или выполнено.
В период развития рыночных отношений формируется новая система управления, включающая рыночные механизмы управления. Основным принципом развития рыночной экономики является постоянное расширение прав и ответственности субъектов хозяйствования (предприятий, предпринимателей) при минимальном государственном вмешательстве в хозяйственную деятельность. Одним из важнейших регуляторов хозяйственной деятельности, с одной стороны, является конкурентоспособность продукции (услуги), с другой стороны, регулирующее воздействие государственных органов, направленное на обеспечение безопасности продукции (процесса, услуги) для здоровья и жизни граждан, их имущества и окружающей природной среды.
|
Для нашей страны деятельность по сертификации стала крайне необходимой именно по этим причинам, а также в связи с вхождением в мировое экономическое сообщество, в частности с присоединением к ГАТТ - Генеральному соглашению о торговле и тарифах.
Цели сертификации:
• создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
• защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
• контроль безопасности продукции (услуги) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;
• содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
• содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
• подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Объектами сертификации на автомобильном транспорте являются продукция, услуги и иные объекты (процессы, работы, системы качества и т. д.).
Продукция (процессы, услуги) сертифицируются по разным причинам. Однако среди них следует выделить две основные:
первая - подтверждение безопасности товара для здоровья и жизни человека, его имущества и окружающей природной среды;
вторая - завоевание рынка, т. е. повышение конкурентоспособности изделия.
Первая цель достигается путем проведения обязательной сертификации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. В частности, по товарам народного потребления - Законом «О защите прав потребителей» (принят Государственной Думой РФ 05.12.95 г. взамен аналогичного закона от 07.02.92 г.).
Организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации (Госстандарт России) и другие государственные органы управления Российской Федерации, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются данные полномочия в пределах своей компетенции.
Перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утвержден Постановлением Правительства России № 1013 от 13 августа 1997 г. «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации».
Вторая цель достигается в результате добровольной сертификации. Объектами в системе добровольной сертификации на автомобильном транспорте могут являться продукция, услуги, работы, системы качества и производства, производимые или реализуемые в сфере автомобильного транспорта, не подлежащие в соответствии с законодательными актами РФ обязательной сертификации, а также объекты автомобильного транспорта, подлежащие обязательной сертификации, по требованиям, не подтверждаемым при обязательной сертификации.
|
Прицепов.
Система сертификации механических транспортных средств и прицепов была утверждена и введена в действие с 1.05.1992г. постановлением Госстандарта от 01.04,1992г. N 1. На основе предложений заинтересованных министерств, изготовителей, потребителей, инофирм - поставщиков транспортных средств и других организаций была подготовлена и утверждена постановлением Госстандарта от З1. ОЗ. 199З г. N 7 новая редакция Системы.
Система учитывает обязательства и требования, вытекающие из участия Российской Федерации в Соглашении о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств, заключенного в Женеве 20 марта 1958 года, а также в Венской конвенции о дорожном движении 1968 года.
Этой новой Системой предусматривается поэтапное введение обязательной сертификации по требованиям ЕЭК ООН в соответствии, с утверждаемыми Перечнями, процедура признания зарубежных сертификатов, а также уточнена процедура сертификации запасных частей.
Порядок сертификации в Системе включает в себя подачу и рассмотрение соответствующей заявки признание сертификатов соответствия, испытания сертифицируемой продукции, выдачу и регистрацию Сертификата соответствия, выдачу и регистрацию одобрения типа транспортного средства, осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией и проверку условий ее производства (сертификацию производства, сертификацию системы качества).
Подобное описание процедур и организационной структуры системы сертификации механических транспортных средств приведено в разделе З.1 настоящего пособия.
В рассматриваемой Системе определено, что Госстандарт является не только национальным органом по сертификации, но и выполняет функции центрального органа, которые возложены на главное Управление стандартизации и сертификации в машиностроении. Поскольку в соответствии с упомянутым выше соглашением о разграничении полномочий и взаимодействии в области сертификации в транспортно-дорожном комплексе, ряд вопросов по сертификации автотранспортных средств передаются в ведение Минтранса РФ, действующая Система требует изменении и доработки.
Весь процесс сертификации механических транспортных средств может быть разбит на отдельные этапы, каждый из которых связан с проведением определенных видов деятельности по сертификации объектов, в качестве которых могут быть:
· агрегаты, узлы, детали (т. е. составные части), которые предназначены для установки на новый автомобиль;
· отдельные свойства транспортного средства (например, эффективность тормозов);
· механическое транспортное средство в целом (по совокупности свойств, привносимых в него агрегатами, узлами, деталями).
Сертификация механического транспортного средства в целом сопровождается выдачей документа «Одобрение типа транспортного средства», который подтверждает, что должным образом идентифицированное транспортное средство соответствует перечню технических требований, предъявляемых к данному типу транспортных средств. Технические требования, представляемые системой нормативной документации, зависят от категории транспортного средства.
Все автомобили разделяются на три группы:
1) пассажирские - легковые автомобили и автобусы;
2) грузовые - грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в том числе специализированные для выполнения транспортной работы;
3) специальные - автомобили, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ.
Центральный орган по сертификации автотранспортных средств создается при Департаменте автомобильного транспорта Минтранса России.
В качестве органа по сертификации автотранспортных средств (в целом) в настоящее время ухе аккредитовано Агентство по сертификации автотранспортных средств (САТР), а в качестве органов по сертификации агрегатов, узлов, деталей и отдельных свойств - орган по сертификации автомобильных изделий при ГНЦ НАМИ (ОСАИ ГНЦ НАМИ), орган по сертификации при НИИ шинной промышленности (НИИШП) и др..
На базе НИНАТ и Центрального автополигона coздaн единый Научно-методический центр систем сертификации и контроля технического состояния автомобильного транспорта, а на базе АО "Трансконсалтинг" - учебно-методический центр по подготовке и повышению квалификации кадров для автомобильного транспорта.
В качестве Головного испытательного центра определен Центральный автополигон, а испытательных лабораторий - НИИ "Автоэлектроника", НИИШП (институт шинной промышленности) и другие лаборатории. В работе Совета Системы и апелляционной комиссии должны быть представлены новые участники системы.
Для скорейшей доработки и внедрения Системы сертификации автотранспортных средств первоочередной задачей является разработка необходимых организационных и методических документов и обеспечение функционирования Центрального органа при Департаменте автомобильного транспорта, органов по сертификации, научно-методического центра на базе НИИАТ и Центрального автополигона, учебно-методического центра на базе АО "'Трансконсалтинг".
Автомобильным транспортом.
В настоящем параграфе рассматривается порядок сертификации услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом (далее - услуг), проводимой органом по сертификации услуг (ОСУ) в Системе сертификации услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом. Рассматриваемый порядок в значительной степени сходен с порядком сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Вместе с тем имеются существенные отличия. Рассмотрим эти отличия.
Рассматриваемая процедура основывается на положениях Руководств ИСО/МЭК 2, 7, 16, 23, 27, 28, 40 и документов соответствующей Системы сертификации ГОСТ Р. Используемые понятия, термины и их определения соответствуют Законам Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», Руководству ИСО/МЭК 2 и стандарту ИСО 8402.
Основная особенность состоит в том, что в рассматриваемой системе могут использоваться другие схемы сертификации. Эта особенность определена документом «Система добровольной сертификации на автомобильном транспорте. Правила добровольной сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом».
Схема 2 применяется, как правило, при сертификации небольших и средних предприятий (от 1 до 30 человек, занятых в сфере основного производства), в которых ответственность за качество и безопасность услуг либо в полном объеме возлагается на непосредственных исполнителей услуг, либо, при наличии двух-, трехуровневой структуры управления, существует распределение ответственности за качество и безопасность оказания услуг. Отдельные составляющие процесса могут иметь различных ответственных исполнителей. Процесс оказания услуг основан, как правило, на использовании документированных процедур (технологические инструкции, паспорта маршрутов и т. п.). «Оценка оказания услуг» по схеме 2 осуществляется посредством оценки процесса оказания услуг. Оценка процесса оказания услуг производится путем оценки возможностей исполнителя осуществлять конкретный процесс оказания услуги в соответствии с установленными требованиями.
Оценка процесса оказания услуг предусматривает проверку:
• обеспеченности процесса нормативными и техническими документами;
• обеспеченности процесса необходимыми техническими средствами, подвижным составом, оборудованием, оснасткой и т. п.;
• соответствия квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик персонала требованиям, установленным в нормативных и технических документах.
При этом в протоколах (актах) фиксируются основные параметры оцениваемого процесса оказания услуги, которые являются ограничениями на область действия сертификата соответствия. В качестве параметров могут выступать технологии или отдельные элементы процесса оказания услуги, маршруты; виды применяемого подвижного состава, технического обеспечения и оснащения процесса оказания услуги; требования к квалификации, опыту работы, иным профессиональным характеристикам персонала и др.
Схема 3 применяется в большинстве случаев для крупных предприятий (с числом занятых в сфере основного производства более 30 человек), имеющих, как правило, многоуровневую структуру управления и распределения ответственности, использующих документально оформленные процессы оказания услуг, а также располагающих организационно-техническими и кадровыми ресурсами для проектирования процесса оказания услуг.
«Оценка оказания услуг» по схеме 3 осуществляется посредством анализа состояния производства.
Анализ состояния производства осуществляется путем оценки возможностей исполнителя стабильно проводить весь комплекс работ, связанных с оказанием услуги, с учетом возможностей проектирования процесса оказания услуги или его отдельных параметров.
При этом оценивается:
• обеспеченность заявителя должными процедурами, кадрами, способными осуществлять проектирование процесса оказания услуги или его отдельных параметров;
• процесс оказания услуги в соответствии с процедурами оценки процесса, осуществляемыми по схеме 2.
При сертификации по данной схеме за счет подтвержденных возможностей исполнителя проектировать процесс оказания услуги или его отдельные параметры. Ограничения на деятельность исполнителя в рамках сертифицируемой услуги, как правило, менее жесткие, чем при сертификации по схеме 2.
Вторая особенность вызвана технологическими особенностями рассматриваемого процесса. Она состоит в отражении различных видов информации в документах специальной формы
Практическое занятие № 1
Практическое занятие № 2
Практическое занятие № 3
Практическое занятие № 4
Практическое занятие № 5
Практическое занятие № 6
ФГБОУ ВПО
«Иркутский государственный технический университет»
Факультет заочно-вечерний
Кафедра Автомобильного транспорта
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОБОРУДОВАНИЯ
Направление подготовки: 23.03.03 - «Эксплуатация транспортно – технологических машин и комплексов»
Профиль подготовки: «Автомобили и автомобильное хозяйство»,
«Автомобильный сервис»
Квалификация (степень) Академический б акалавр
Форма обучения заочная
Учебный год 2014-2015 г.
Составитель программы Свирбутович Ольга Александровна, к.соц.н.,
доцент кафедры «Автомобильный транспорт»
ИрГТУ
Иркутск 2014 г.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ
ЗАНЯТИЙ
ЛЕКЦИИ
№ пп | Разделы и темы дисциплины по учебной программе | Кол-во часов | |
Курс 4
2
Курс 5
2
4
4
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ пп | Тема занятия | Кол-во часов |
Курс 5
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
№ пп | Вид работ | Кол-во часов |
Курс 4
Курс 5
План составил:
Свирбутович Ольга Александровна, к.соц.н., доцент кафедры «Автомобильный транспорт»
_________________________ «02» сентября 2014 г.
(подпись)
План одобрен на заседании кафедры «Автомобильный транспорт» Протокол № 1 от « 4» сентября 2014 г. Заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» ____________________ Федотов А.И. « 4 » сентября 2014 г. Руководитель ООП ___________ /Федотов А.И./« 4 » сентября 2014 г. План одобрен на заседании Методической комиссии заочно-вечернего факультета Протокол № от « » 2014г. Декан ____________________ /Елшин В.В./ «» 2014г. |
ФГБОУ ВПО
«Иркутский государственный технический университет»
Факультет заочно-вечерний
Кафедра Автомобильного транспорта
образовательная программа дисциплины
(рабочая учебная программа дисциплины)
СЕРТИФИКАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В СФЕРЕ
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!