Сертификация и лицензирование в сфере — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Сертификация и лицензирование в сфере

2019-05-26 227
Сертификация и лицензирование в сфере 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФГБОУ ВПО

«Иркутский государственный технический университет»

 

Факультет заочно-вечерний

Кафедра Автомобильного транспорта

 

образовательная программа дисциплины

(рабочая учебная программа дисциплины)

СЕРТИФИКАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В СФЕРЕ

ПРОИЗВОДСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ И

ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И

ОБОРУДОВАНИЯ _________________________________________________________________

 

Направление подготовки: 23.03.03-  «Эксплуатация транспортно – технологических машин и комплексов»

 

Профиль подготовки: «Автомобили и автомобильное хозяйство»,

«Автомобильный сервис»

Квалификация (степень) Академический бакалавр

Форма обучения                      заочная

 

Составитель программы Свирбутович Ольга Александровна, к.соц.н.,

доцент кафедры «Автомобильный транспорт» ИрГТУ

 

Иркутск 2014 г.


1. Информация из ФГОС, относящаяся к дисциплине

Вид деятельности выпускника

 

Дисциплина охватывает круг вопросов относящиеся к виду деятельности выпускника:

· организационно-управленческую.

 

Задачи профессиональной деятельности выпускника

 

В дисциплине рассматриваются указанные в ФГОС задачи профессиональной деятельности выпускника:

Организационно-управленческая деятельность:

§ участие в составе коллектива исполнителей в организации работы коллектива, выборе, обосновании, принятии и реализации управленческих решений;

§ участие в составе коллектива исполнителей в совершенствовании организационно-управленческой структуры предприятий по эксплуатации, хранению, техническому обслуживанию, ремонту и сервису транспорта и транспортного оборудования;

§ участие в составе коллектива исполнителей в организации и совершенствовании системы учета и документооборота;

§ участие в составе коллектива исполнителей в выборе и, при необходимости, разработке рациональных нормативов эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения транспорта и оборудования;

§ участие в составе коллектива исполнителей в нахождении компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) при долгосрочном и краткосрочном планировании и определение рационального решения;

§ участие в составе коллектива исполнителей в оценке производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции и услуг;

§ участие в составе коллектива исполнителей в осуществлении технического контроля и управлении качеством изделий, продукции и услуг;

§ участие в составе коллектива исполнителей в совершенствовании системы оплаты труда персонала.

 

Перечень компетенций, установленных ФГОС

 

Освоение программы настоящей дисциплины позволит сформировать у обучающегося следующие компетенции:

· способен в составе коллектива исполнителей к использованию основных нормативных документов по вопросам интеллектуальной собственности, проводить поиск по источникам патентной информации (ПК-31).

Введение

 

Целенаправленное развитие социально-экономической системы может осуществляться только в случае оптимального сочетания детерминированной и стохастической составляющих. В случае чрезмерного усиления любой из частей система утрачивает высокие темпы развития. Это было убедительно продемонстрировано развитием экономики России и других стран на протяжении длительного времени. В конце 80-х и начале 90-х годов XX века в экономике России преобладала стохастическая составляющая.

Такая ситуация была характерна для одной из самых важных отраслей народного хозяйства - автомобильного транспорта. По­ложение усугубляется еще и тем, что подвижной состав автомобильного транспорта является объектом повышенной опасности как для тех, кто им пользуется, так и для окружающей среды. С учетом этого государством был взят курс на упорядочение данной системы, и одним из его механизмов стали институты лицензирования, а позднее сертификации.

Целью освоения дисциплины является получение теоретических знаний и практических навыков в области лицензирование и сертификации транспортных и транспортно-технологических машин.

В состав задач входит:

· изучение систем сертификации транспортных и транспортно-технологических машин;

· изучение нормативно-правового обеспечения лицензионной деятельности и сертификации;

· определение основных направлений лицензионной деятельности на автомобильном транспорте;

· определение основных задач и направлений сертификации транспортных и транспортно-технологических машин;

· изучение особенностей сертификации и лицензирования перевозочного процесса, технической эксплуатации, ремонта, прочих видов деятельности и услуг автотранспортных предприятий и организации.

Вопросы лицензирования и сертификации на автомобильном транспорте нашли отражение в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Кроме того, рассматриваемые системы государственного регулирования имеют опыт эксплуатации. Эти два момента послужили причиной напи­сания предлагаемого учебного пособия.

Настоящая работа построена таким образом, чтобы осветить основные понятия и процедуры лицензирования и сертификации в целом и на автомобильном транспорте в частности. Весь материал базируется на общих положениях, действующих в России. При этом излагаемый материал не ограничивается такими положениями, но существенно дополнен.

 

Тема 1. Сертификация. Основные понятия.

 

Термин «сертификация» (в переводе с латыни - «сделано верно») в нашей стране появился не так давно. Однако общий смысл сертификации известен издавна. Ранее существовал такой вид проверки как государственные испытания. С давних времен изго­товители клеймили свою продукцию, и это являлось подтверждением высокого качества изделия (изделия фирмы Фаберже, тульских оружейников и т. д.). Заверение продавцом покупателя относительно качества товара также было старейшей и простейшей формой того, что сейчас мы называем сертификацией.

В определении, содержащемся в Руководстве ИСО/МЭК2 (ИСО — Международная организация по стандартизации, МЭК-Международная электротехническая комиссия), сертификация - это процедура, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет, что должным образом идентифицированная продук­ция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.

Из определения следует:

1)независимость лица или органа, проводящего сертификацию, от участвующих сторон, т. е. действие «третьей» стороны (не поставщика - «первой стороны» и не покупателя - «второй стороны»);

2)продукция (процесс, услуга) должна быть идентифицирована, т. е. проведена определенная процедура, посредством которой установлено ее соответствие заранее сформулированным требованиям, предъявляемым к данному виду продукции (в нормативной и технической документации, в информации о продукции). Без установленных (не заданных заранее) требований сертификацию проводить нельзя;

3)письменное подтверждение соответствия заданным требованиям специальным документом, имеющим определенную степень защиты - Сертификатом соответствия.

Посредством сертификации потребителю гарантируется, что изделие (процесс, услуга) с определенной (не абсолютной) степенью уверенности соответствует требованиям действующих документов, независимо от того, когда, кем и где оно произведено или выполнено.

В период развития рыночных отношений формируется новая система управления, включающая рыночные механизмы управления. Основным принципом развития рыночной экономики является постоянное расширение прав и ответственности субъектов хозяйствования (предприятий, предпринимателей) при минимальном государственном вмешательстве в хозяйственную деятельность. Одним из важнейших регуляторов хозяйственной деятельности, с одной стороны, является конкурентоспособность продукции (услуги), с другой стороны, регулирующее воздействие государственных органов, направленное на обеспечение безопасности продукции (процесса, услуги) для здоровья и жизни граждан, их имущества и окружающей природной среды.

Для нашей страны деятельность по сертификации стала крайне необходимой именно по этим причинам, а также в связи с вхождением в мировое экономическое сообщество, в частности с присоединением к ГАТТ - Генеральному соглашению о торговле и тарифах.

Цели сертификации:

• создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

• защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

• контроль безопасности продукции (услуги) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

• содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

• содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;

• подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Объектами сертификации на автомобильном транспорте являются продукция, услуги и иные объекты (процессы, работы, системы качества и т. д.).

Продукция (процессы, услуги) сертифицируются по разным причинам. Однако среди них следует выделить две основные:

первая - подтверждение безопасности товара для здоровья и жизни человека, его имущества и окружающей природной среды;

вторая - завоевание рынка, т. е. повышение конкурентоспособности изделия.

Первая цель достигается путем проведения обязательной сертификации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. В частности, по товарам народного потребления - Законом «О защите прав потребителей» (принят Государственной Думой РФ 05.12.95 г. взамен аналогичного закона от 07.02.92 г.).

Организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации (Госстандарт России) и другие государственные органы управления Российской Федерации, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются данные полномочия в пределах своей компетенции.

Перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утвержден Постановлением Правительства России № 1013 от 13 августа 1997 г. «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации».

Вторая цель достигается в результате добровольной сертификации. Объектами в системе добровольной сертификации на автомобильном транспорте могут являться продукция, услуги, работы, системы качества и производства, производимые или реализуемые в сфере автомобильного транспорта, не подлежащие в соответствии с законодательными актами РФ обязательной сертификации, а также объекты автомобильного транспорта, подлежащие обязательной сертификации, по требованиям, не подтверждаемым при обязательной сертификации.

 

 

Прицепов.

 

Система сертификации механических транспортных средств и прицепов была утверждена и введена в действие с 1.05.1992г. постановлением Госстандарта от 01.04,1992г. N 1. На основе предложений заинтересованных министерств, изготовителей, потребителей, инофирм - поставщиков транспортных средств и других организаций была подготовлена и утверждена постановлением Госстандарта от З1. ОЗ. 199З г. N 7 новая редакция Системы.

Система учитывает обязательства и требования, вытекающие из участия Российской Федерации в Соглашении о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств, заключенного в Женеве 20 марта 1958 года, а также в Венской конвенции о дорожном движении 1968 года.

Этой новой Системой предусматривается поэтапное введение обязательной сертификации по требованиям ЕЭК ООН в соответствии, с утверждаемыми Перечнями, процедура признания зарубежных сертификатов, а также уточнена процедура сертификации запасных частей.

Порядок сертификации в Системе включает в себя подачу и рассмотрение соответствующей заявки признание сертификатов соответствия, испытания сертифицируемой продукции, выдачу и регистрацию Сертификата соответствия, выдачу и регистрацию одобрения типа транспортного средства, осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией и проверку условий ее производства (сертификацию производства, сертификацию системы качества).

Подобное описание процедур и организационной структуры системы сертификации механических транспортных средств приведено в разделе З.1 настоящего пособия.

В рассматриваемой Системе определено, что Госстандарт является не только национальным органом по сертификации, но и выполняет функции центрального органа, которые возложены на главное Управление стандартизации и сертификации в машиностроении. Поскольку в соответствии с упомянутым выше соглашением о разграничении полномочий и взаимодействии в области сертификации в транспортно-дорожном комплексе, ряд вопросов по сертификации автотранспортных средств передаются в ведение Минтранса РФ, действующая Система требует изменении и доработки.

Весь процесс сертификации механических транспортных средств может быть разбит на отдельные этапы, каждый из которых связан с проведением определенных видов деятельности по сертификации объектов, в качестве которых могут быть:

· агрегаты, узлы, детали (т. е. составные части), которые предназначены для установки на новый автомобиль;

· отдельные свойства транспортного средства (например, эффективность тормозов);

· механическое транспортное средство в целом (по совокупности свойств, привносимых в него агрегатами, узлами, деталями).

Сертификация механического транспортного средства в целом сопровождается выдачей документа «Одобрение типа транспортного средства», который подтверждает, что должным образом идентифицированное транспортное средство соответствует перечню технических требований, предъявляемых к данному типу транспортных средств. Технические требования, представляемые системой нормативной документации, зависят от категории транспортного средства.

Все автомобили разделяются на три группы:

1) пассажирские - легковые автомобили и автобусы;

2) грузовые - грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в том числе специализированные для выполнения транспортной работы;

3) специальные - автомобили, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ.

Центральный орган по сертификации автотранспортных средств создается при Департаменте автомобильного транспорта Минтранса России.

В качестве органа по сертификации автотранспортных средств (в целом) в настоящее время ухе аккредитовано Агентство по сертификации автотранспортных средств (САТР), а в качестве органов по сертификации агрегатов, узлов, деталей и отдельных свойств - орган по сертификации автомобильных изделий при ГНЦ НАМИ (ОСАИ ГНЦ НАМИ), орган по сертификации при НИИ шинной промышленности (НИИШП) и др..

На базе НИНАТ и Центрального автополигона coздaн единый Научно-методический центр систем сертификации и контроля технического состояния автомобильного транспорта, а на базе АО "Трансконсалтинг" - учебно-методический центр по подготовке и повышению квалификации кадров для автомобильного транспорта.

В качестве Головного испытательного центра определен Центральный автополигон, а испытательных лабораторий - НИИ "Автоэлектроника", НИИШП (институт шинной промышленности) и другие лаборатории. В работе Совета Системы и апелляционной комиссии должны быть представлены новые участники системы.

Для скорейшей доработки и внедрения Системы сертификации автотранспортных средств первоочередной задачей является разработка необходимых организационных и методических документов и обеспечение функционирования Центрального органа при Департаменте автомобильного транспорта, органов по сертификации, научно-методического центра на базе НИИАТ и Центрального автополигона, учебно-методического центра на базе АО "'Трансконсалтинг".

 

Автомобильным транспортом.

 

В настоящем параграфе рассматривается порядок сертификации услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом (далее - услуг), проводимой органом по сертификации услуг (ОСУ) в Системе сертификации услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом. Рассматриваемый порядок в значительной степени сходен с порядком сер­тификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Вместе с тем имеются существенные отличия. Рассмотрим эти отличия.

Рассматриваемая процедура основывается на положениях Руководств ИСО/МЭК 2, 7, 16, 23, 27, 28, 40 и документов соответствующей Системы сертификации ГОСТ Р. Используемые понятия, термины и их определения соответствуют Законам Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», Руководству ИСО/МЭК 2 и стандарту ИСО 8402.

Основная особенность состоит в том, что в рассматриваемой системе могут использоваться другие схемы сертификации. Эта особенность определена документом «Система добровольной сертификации на автомобильном транспорте. Правила добровольной сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом».

Схема 2 применяется, как правило, при сертификации небольших и средних предприятий (от 1 до 30 человек, занятых в сфере основного производства), в которых ответственность за качество и безопасность услуг либо в полном объеме возлагается на непосредственных исполнителей услуг, либо, при наличии двух-, трехуровневой структуры управления, существует распределение ответственности за качество и безопасность оказания услуг. Отдельные составляющие процесса могут иметь различных ответственных исполнителей. Процесс оказания услуг основан, как правило, на использовании документированных процедур (технологические инструкции, паспорта маршрутов и т. п.). «Оценка оказания услуг» по схеме 2 осуществляется посредством оценки процесса оказания услуг. Оценка процесса оказания услуг производится путем оценки возможностей исполнителя осуществлять конкретный процесс оказания услуги в соответствии с установленными требованиями.

Оценка процесса оказания услуг предусматривает проверку:

• обеспеченности процесса нормативными и техническими документами;

• обеспеченности процесса необходимыми техническими средствами, подвижным составом, оборудованием, оснасткой и т. п.;

• соответствия квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик персонала требованиям, установленным в нормативных и технических документах.

При этом в протоколах (актах) фиксируются основные параметры оцениваемого процесса оказания услуги, которые являются ограничениями на область действия сертификата соответствия. В качестве параметров могут выступать технологии или отдельные элементы процесса оказания услуги, маршруты; виды применяемого подвижного состава, технического обеспечения и оснащения процесса оказания услуги; требования к квалификации, опыту работы, иным профессиональным характеристикам персонала и др.

Схема 3 применяется в большинстве случаев для крупных предприятий (с числом занятых в сфере основного производства более 30 человек), имеющих, как правило, многоуровневую структуру управления и распределения ответственности, использующих документально оформленные процессы оказания услуг, а также располагающих организационно-техническими и кадровыми ресурсами для проектирования процесса оказания услуг.

«Оценка оказания услуг» по схеме 3 осуществляется посредством анализа состояния производства.

Анализ состояния производства осуществляется путем оценки возможностей исполнителя стабильно проводить весь комплекс работ, связанных с оказанием услуги, с учетом возможностей проектирования процесса оказания услуги или его отдельных параметров.

При этом оценивается:

• обеспеченность заявителя должными процедурами, кадрами, способными осуществлять проектирование процесса оказания услуги или его отдельных параметров;

• процесс оказания услуги в соответствии с процедурами оценки процесса, осуществляемыми по схеме 2.

При сертификации по данной схеме за счет подтвержденных возможностей исполнителя проектировать процесс оказания услуги или его отдельные параметры. Ограничения на деятельность исполнителя в рамках сертифицируемой услуги, как правило, менее жесткие, чем при сертификации по схеме 2.

Вторая особенность вызвана технологическими особенностя­ми рассматриваемого процесса. Она состоит в отражении различ­ных видов информации в документах специальной формы

 

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5

Практическое занятие № 6

ФГБОУ ВПО

«Иркутский государственный технический университет»

 

Факультет заочно-вечерний

Кафедра Автомобильного транспорта

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОБОРУДОВАНИЯ

 

 

Направление подготовки: 23.03.03 - «Эксплуатация транспортно – технологических машин и комплексов»

Профиль подготовки: «Автомобили и автомобильное хозяйство»,

«Автомобильный сервис»

Квалификация (степень) Академический б акалавр

Форма обучения                      заочная

 

Учебный год                    2014-2015 г.

 

Составитель программы Свирбутович Ольга Александровна, к.соц.н.,

доцент кафедры «Автомобильный транспорт»

ИрГТУ

 

Иркутск 2014 г.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ

ЗАНЯТИЙ

ЛЕКЦИИ

№ пп Разделы и темы дисциплины по учебной программе

Кол-во

часов

Курс 4

  1 Введение. Сертификация. Основные понятия. Участники сертификации и их основные функции. Законодательная база сертификации.

2

Курс 5

2 Система сертификации на автомобильном транспорте. Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Сертификация механических транспортных средств и прицепов. Сертификация услуг по перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Сертификация эксплуатационных препаратов. Сертификация гаражного оборудования. Лицензирование на автомобильном транспорте. Деятельность и функции транспортной инспекции. Виды деятельности, лицензируемые на автомобильном транспорте.

2

  Всего

4

  Итого

4

       

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

№ пп Тема занятия Кол-во часов

Курс 5

1 Система сертификации МТС и прицепов. 1 2 Система сертификации услуг по ТО и ремонту АМТС. 1 3 Система сертификации эксплуатационных препаратов. 1 4 Система сертификации гаражного оборудования. 1 5 Лицензирование на автомобильном транспорте. 1 6 Ответственность за нарушение лицензионной деятельности. 1   Всего 6   Итого 6

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

№ пп Вид работ Кол-во часов

Курс 4

1 Самостоятельное изучение разделов дисциплины. 17 2 Выполнение контрольной работы. 17

Курс 5

3 Подготовка отчетов по практическим работам. 12 4 Подготовка к зачету. 12   Всего 58   Итого 58

 

План составил:

Свирбутович Ольга Александровна, к.соц.н., доцент кафедры «Автомобильный транспорт»

 

_________________________ «02» сентября 2014 г.

                 (подпись)

План одобрен на заседании кафедры «Автомобильный транспорт» Протокол №  1  от «  4» сентября 2014 г.                             Заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» ____________________ Федотов А.И. «  4  » сентября 2014 г.   Руководитель ООП ___________ /Федотов А.И./« 4  » сентября 2014 г. План одобрен на заседании Методической комиссии заочно-вечернего факультета Протокол №        от «  »                        2014г.   Декан   ____________________ /Елшин В.В./ «»                      2014г.

 

 

ФГБОУ ВПО

«Иркутский государственный технический университет»

 

Факультет заочно-вечерний

Кафедра Автомобильного транспорта

 

образовательная программа дисциплины

(рабочая учебная программа дисциплины)

СЕРТИФИКАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В СФЕРЕ


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.