Тема 2.3. Правовое положение лиц в римском праве — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 2.3. Правовое положение лиц в римском праве

2018-01-28 711
Тема 2.3. Правовое положение лиц в римском праве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Задания для самостоятельной работы

1) Великий римский поэт Публий Овидий Назон попал в немилость императора Октавиана Августа. В 8 г. н.э. император приказал Овидию навсегда покинуть Рим и отправиться в изгнание в Скифию. Какие юридические последствия имела для Овидия ссылка в Скифию?

а) он лишался статуса свободы и переставал быть обладателем каких-либо прав и нести какие-либо обязанности;

б) он лишался римского гражданства и не мог вступать в законный римский брак, а также заключать различного рода сделки;

в) ссылка влекла за собой личное бесчестие;

г) он лишался семейного статуса и не мог быть домовладыкой.

2) Заполните пробелы в схеме по проблеме «Правовой статус лица в Древнем Риме»:

3) Слова претора таковы: «Признается пользующимся дурной славой тот, кто за позорные поступки уволен из войска императором… или тот, который выступает на сцене для увеселения людей или для декламации, т.е. сценические выступления без слов либо со словами». Следует ли считать гладиаторов и атлетов лицами, пользующимися дурной славой?

С какого момента человек, обвиненный в клевете, считается лицом, пользующимся дурной славой?

5) Определите особенности правового положения различных категорий населения Древнего Рима. Возможен ли был переход из состояния латина в состояние римского гражданина, из перегринов в состояние латинского или римского гражданства? Ответы зафиксируйте в тетради.

Прочитайте перечень прав гражданина и установите, какие из них были характерны для гражданина Древних Афин (А)? Древнего Рима (Р)? Впишите в клетки буквы «А» и/или «Р».

 

 Иметь в собственности участок земли в полисе и его окрестностях

 Носить оружие, выступать в составе войска на защиту полиса

 Право участвовать в составлении законов

 Право голоса в народном собрании

 Право быть избранным на государственную должность

 Право вести предпринимательскую деятельность

 Право на три имени – личное, родовое и прозвище

 Право на законный брак

 Право на составление завещания и наследование имущества

 Право на получение жалования за участие в народном собрании

 Право на судебную защиту

 

7) Свобода (юридическая), говорил Флорентин, есть естественная возможность поступать по своей воле, если этому не препятствует:

 

а) право;

б) собственная неспособность;

в) религиозное ил нравственное убеждение;

г) насилие.

Флорентин указывает на два препятствия. Какие?

 

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная, заочная)

 

1. Понятие лица и правоспособности.

2. Правовое положение римских граждан.

3. Правовое положение латинов и перегринов.

4. Положение рабов.

5. Правовое положение вольноотпущенников.

6. Правовое положение колонов.

7. Юридические лица.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

 

Задания по содержательной линии «Правовое положение лиц в римском праве» определяют уровень владения основными понятиями, к которым относятся следующие: «правоспособность», «дееспособность», «правомочия лица», «семейный статус», «гражданство», «право постлиминия», «латины», «вольноотпущенники», «колоны», «пекулий» и др.

Для выполнения заданий необходимо усвоить основные понятия содержательной линии данной темы, уметь соотнести понятие или правовой термин (дефиницию) с конкретным правовым явлением, правовой областью, с возможной деятельностью и др. Для решения некоторых заданий следует применить логическое мышление. Перед выполнением заданий важно внимательно изучить соответствующие разделы базовых учебников и учебных пособий.

Для понимания вопросов данной темы из курса теории государства и права необходимо вспомнить, что такое субъект права и какие правовые характеристики придает ему такое комплексное качество как правосубъектность.

При изучении данной темы следует обратиться к Институциям Гая (Кн.1), который отмечал, что все правовые нормы относятся «либо к лицам, либо к вещам, либо к судебным действиям». Совокупность правовых установлений, регулирующих вопросы право - и дееспособности субъектов права как участников общественной и частной жизни римского общества, представляло собой статусное право, которое и должно стать объектом изучения данной темы. Важно помнить, что римское учение о субъектах права – учение о лицах, внешне существенно отличается от современных определений и трактовок. Однако в римском праве впервые нашло отражение сущности и содержания тех характеристик, которые в настоящее время мыслятся под понятием «субъекты права».

Первоочередного внимания заслуживает правовое положение физических лиц в Древнем Риме. Такой интерес вызван совершенностью юридических конструкций института правового статуса личности, приспособленных под пестрое население древнеримского государства. Основные группы населения в Древнем Риме были объединены в сословия.

Необходимо представить характеристику социальной структуры населения, определить какие критерии лежали в её основе, установить взаимосвязь с политической системой. Важно при этом обратить внимание на особенности становления классового общества и государства, влияния завоеваний, необходимости обеспечения господства над покоренным населением.

Следует уяснить, что означает в римском праве понятие «лицо» - persona и понятие «правоспособность» – caput. Необходимо помнить, что правоспособность – это общественное свойство лица, являющееся выражением его социального и экономического положения, и что объем правоспособности отдельных категорий участников гражданского оборота расширялся по мере развития товарно-денежных отношений, роста торговых связей.

Разные степени и формы участия населения в гражданском обороте определяли юридические состояния, называемые римлянами статусы. Необходимо разобраться в сущности каждого из трех статусов (libertatis, civitatis, familiae) и учесть, что от степени и характера наличия (отсутствия) их у лица происходила градация субъектов права по нескольким категориям. Кроме того, следует иметь в виду, что носителю полной правоспособности римское государство предоставляло совокупность прав публичного и частного права, являвшихся дополнительными к статусам элементами правоспособности. Следует четко различать категории лиц, обладающих (не обладающих) полной правоспособностью. Важным аспектом изучаемой темы является выяснение вопроса о причинах и способах возникновения, умаления или утраты и прекращения правоспособности.

На полную правоспособность влияла и дееспособность (то есть способность индивида совершать действия с юридическими последствиями) лиц, которая, в свою очередь, зависела от возраста, половой принадлежности, физического и душевного состояния. Следует определить, в каком возрасте, и при каких условиях возникает дееспособность, кто относился к категории недееспособных, частично недееспособных и частично дееспособных, а также пояснить, какие условия и факторы влияли на ограничение дееспособности, почему женщина в Древнем Риме считалась недееспособной. Одним из оснований ограничения правоспособности и дееспособности римского гражданина являлось бесчестие. Что понимали римские юристы под этим термином? В какой мере разные виды бесчестия ограничивали дееспособность в римском праве?

Изучение темы следует продолжить рассмотрением вопросов об особенностях правового положения отдельных категорий населения древнеримского государства: граждан, латинов, перегринов, рабов и вольноотпущенников, колонов. Правосубъектность отдельных категорий физических лиц целесообразно рассматривать в двух сферах – в сфере частного и сфере публичного права. При этом следует помнить, что самой правоспособной частью древнеримского населения являлись граждане Рима, обладавшие правосубъектностью (singulae personae). Важно вникнуть в сущность понятия «римское гражданство», определить способы приобретения и утраты римского гражданства.

К категории свободных относились и латины. Необходимо определить их правовой статус, выявить способы приобретения jus latinum и определить категории латин по их правоспособности, а также возможности приобретения ими римского гражданства.

Характеризуя правовой статус перегринов, которые также являлись свободными, важно помнить, что главным основанием правового положения перегринов было включение в состав римского государства завоеванных Римом территорий, населению которых, не обращаемому в рабство, в тоже время не предоставлялось римское гражданство.

Приступая к изучению положения рабов, следует помнить об эволюции социального положения рабов в контексте эволюции самого античного рабства: от патриархального к классическому. Следует проанализировать источники рабства, законодательство о рабстве, показать личное и имущественное положение рабов на разных этапах развития рабства. Необходимо выяснить, как, когда и почему рабовладельцы начали использовать рабов для совершения сделок, и какие в таком случае наступали юридические последствия. Рабовладелец отвечал за вред – noxa, причиненный его рабом другому лицу по особому иску (ноксальному). Следует обратить внимание на категорию «пекулий», институт которого способствовал и изменению правового положения рабов. Важно также проследить, как менялось правовое положение рабов в период кризиса традиционной системы рабства.

Далее следует выяснить основания возникновения колоната и уяснить, чем отличалось правовое положение колонов от правового положения рабов.

Характеризуя правовой статус либертинов (вольноотпущенников), следует рассмотреть правовые взаимоотношения их с патронами, помня при этом, что вольноотпущенники в принципе навсегда оставались носителями некоторой ограниченной правоспособности в сфере как публичных, так и частноправовых отношений.

Субъектами права (persona) в римском государстве являлись не только физические, но и юридические лица. Это указывает на высокий уровень развития имущественных отношений в древнеримском обществе. Римские юристы проводили различие между физическим лицом и организацией, то есть субъектом права, не являющимся физическим лицом, но действующим в «качестве лица». Необходимо установить какие термины применялись для понятия юридического лица. Несмотря на отсутствие четкой и ясной научной дефиниции, уже в Законах ХII Таблиц упоминается о религиозных и профессиональных союзах, за которыми признавался статус особого субъекта права. Развитие торговых отношений определило обособленность и нераздельность имущества корпораций.

Необходимо также показать порядок основания и прекращения юридического лица, а также особенности регулирования правового положения юридических лиц на разных этапах: в древнем, классическом и постклассическом праве. Следует уяснить систему управления, а также границы правоспособности юридического лица.

 

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

 

1. Памятники римского права. – М., 1997.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/ под ред. Черниловского З.М. - М., 2002.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т./ отв. ред. Н.А. Крашенинникова. Т. 1 Древний мир и Средние века/ Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. – М., 2003.

Основная литература

1. Бартошек, М. Римское право: понятия, термины, определения/ М. Бартошек. - М., 1989.

2. Боголепов, Н.П. Учебник истории римского права/ Н.П. Боголепов. – М., 2004.

3. Графский, В.Г. Всеобщая история государства и права: учебник/ В.Г. Графский. - М., 2010.

4. Дождев, Д.В. Римское частное право/ Д.В. Дождев. – М., 1997.

5. Пухан, И., Поленак-Акимовская, М. Римское право: учебник для вузов/ И. Пухан, М. Поленак-Акимовская. - М., 1999.

6. Римское частное право: учебник/ под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. – М., 1997.

7. Санфилиппо, Ч. Курс римского частного права/ Ч. Санфилиппо. – М., 2000.

Дополнительная литература

1. Гарридо Мануэль Хесус Гарсия. Римское частное право: Казусы, иски, институты.- М., 2005.

2. Гетьман-Павлова, И.В. Римское частное право. – М., 2005.

3. Гримм, Д.Д. Лекции по догме римского права. – М., 2003.

4. Омельченко, О.А. Римское право. - М., 2000.

5. Покровский, И.А. История римского права.- СПб.,1998.

6. Рыбак, С.В. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. Государственно-правовое развитие древних цивилизаций: учебное пособие/ С.В. Рыбак. Ростов-на-Дону: РТА, Ростовский филиал, 2011.

7. Смирнова, Е.С. Некоторые вопросы регулирования правового статуса иностранцев в Древнем Риме// История государства и права. - 2005. - № 5.

8. Яровая, М.В. Римское частное право. – СПб., 2004.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что римляне вкладывали в понятие «лицо»? Что такое правоспособность и дееспособность по римскому праву?

2. Из каких статусов и элементов складывалась полная правоспособность лиц в Древнем Риме?

3. Каковы основания ограничения правоспособности, и в каких формах она выражалась?

4. Каковы способы приобретения и утраты римского гражданства?

5. Какую роль в понятии видов дееспособности играла опека и попечительство?

6. Кто такие патриции и плебеи? Почему плебеи сначала не входили в римскую общину?

7. В чем особенности правового положения латинов? Вольноотпущенников?

8. Каковы основные источники рабства на разных этапах развития института рабства в Древнем Риме?

9. Было ли известно римскому праву понятие «юридическое лицо»? Что означали в римском праве понятия «universitates» и «soсietas»?

 

Тема 2.4. Семейное право

I. Задания для самостоятельной работы

1) Дайте определение следующим понятиям:

Агнаты – ___________________________________________________

Когнаты - __________________________________________________

Конкубинат – ________________________________________________

Спонсалия – ________________________________________________

Пекулий - ___________________________________________________

Опека - _____________________________________________________

Попечительство - ____________________________________________

 

2) Охарактеризуйте формы брака доюстиниановского периода. Результаты запишите в тетради.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.