Алгоритм обучения построению сериационного (упорядоченного) ряда и анализу размерных отношений между его элементами — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Алгоритм обучения построению сериационного (упорядоченного) ряда и анализу размерных отношений между его элементами

2018-01-14 2422
Алгоритм обучения построению сериационного (упорядоченного) ряда и анализу размерных отношений между его элементами 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Данный алгоритм применяется при формировании у детей умений строить сериационный (упорядоченный) ряд по образцу или словесному указанию. В процессе обучения учим анализировать отношения по величине между элементами ряда и оформлять в речи специальными словами упорядоченность выявленных отношений. Процесс обучения в средней группе только начинается и будет иметь продолжение в старшей группе.

Для обучения следует подготовить специальный материал — полоски разного цвета, отличающиеся по одному или двум параметрам величины одновременно.

Размерная разница полосок должна составлять 1/7 или 1/8 часть. Например, если длина одной полоски равна 14 см, то длина другой будет на 1/7 меньше, т. е. 12 см, третьей — 10 см, четвертой — 8 см, пятой — 6 см. При этом не следует забывать, что длина должна превалировать над шириной. Значит, в данном примере ширина полосок должна быть не более 4 см.

Если длина одной полоски 16 см, а ширина 8 см, то длина другой полоски может составить 14 см, а ее ширина — 7 см, длина третьей полоски — 12 см, а ширина — 6 см и т. д. В данном примере оба параметра величины уменьшаются.

Усложнением для детей будет, если один параметр величины уменьшается, а другой увеличивается. Например, у первой полоски длина 16 см, а ширина 3 см; у второй полоски длина будет 14 см, а ширина 4 см; у третьей длина 12 см, а ширина —

4 см и т. д.

Так же следует подготовить ориентир для построения ряда, к которому будут приставляться полоски. Это может быть какое-либо вертикальное (для сериационного ряда по длине, по ширине) или горизонтальное (для построения упорядоченного ряда по высоте) изображение, вертикальная или горизонтальная линия на плоскости. Особо следует подчеркнуть необходимость соблюдения строгой вертикальности или горизонтальности при оформлении ориентира (вертикальная стена дома, строго вертикальный, а не наклонный ствол дерева) и наличие прямого угла при соединении изображенного ориентира и линии, на которую «ставится» ориентир — линии основания (рис. 2).

 

       
 
   
 

 

 


Рис. 2. Варианты оформления ориентиров для построения сериационного (упорядоченного) по величине ряда: а — правильное; б — неправильное

 

Заранее следует продумать сюжет, в ходе которого ребенком будет строиться сериационный ряд. Персонаж сюжета будет подниматься и спускаться по ряду, чтобы данные действия не носили формальный характер, а имели практическое значение. Например, космонавты прибыли на другую планету и отправились исследовать ее. Встретили на планете очень маленькое животное, хотели его рассмотреть, но вспомнили, что оставили на космическом корабле специальный прибор — лупу. Командир отправился назад, чтобы взять лупу. Возвратившись к своему кораблю, он обнаружил, что оставленную космонавтами лестницу разбросал космический ветер и теперь, чтобы командиру попасть в люк ракеты, а он находится высоко, надо построить новую лестницу. Построив (с помощью детей) лестницу (упорядоченный по длине и ширине ряд полосок), космонавт поднимается по ней вверх (анализ отношений по величине между элементами ряда) и спускается вниз (вновь анализ отношений по величине между элементами ряда).

Должен быть изготовлен (нарисован и вырезан) или взят из маленьких игрушек персонаж сюжета, который будет передвигаться по элементам ряда. Если педагог сам придумывает персонаж сюжета, рисует его и затем вырезает, то следует помнить о том, что лучше изображать персонаж во фронтальной плоскости. Если персонаж изображается в профиль (все-таки он поднимается и спускается по ряду, стоя к нам боком), то изображение должно быть двусторонним, чтобы при повороте его для спуска был виден персонаж, а не белая сторона изображения (рис. 3). Размер персонажа должен пропорционально соответствовать длине и ширине полосок, всему ряду, т. е. при расположении персонажа на полоске он не должен ее перекрывать или закрывать собой весь ряд.

Рис. 3. Варианты оформления персонажей к сюжетам для построения сериационного (упорядоченного по величине) ряда

Алгоритм обучения

Вариант I

Используется при обучении построению сериационного ряда по образцу.

1. Представляем ориентир и персонаж. Рассказываем начало сюжета. Используется демонстрационный материал. Например, на магнитной доске располагается изображение дерева с нарисованным вверху дуплом. На ветви дерева расположено съемное (на магните) изображение белочки. Педагог рассказывает историю белочки, то, как она заготавливает в лесу на зиму орехи, грибы и т. д.

2. Создаем проблемную ситуацию, разрешить которую можно путем построения упорядоченного ряда. Например, «белочка ушла в лес, набрала орехов, а когда возвращалась, то ушибла лапку и ей очень трудно запрыгнуть в дупло. Надо ей помочь — построить лестницу». Предъявляются «разбросанные» в произвольном порядке полоски-бревнышки, из которых надо построить лестницу.

3. Анализируем качественные признаки полосок. Вопросы: «Сколько полосок-бревнышек? Разные они или одинаковые? Чем отличаются?» (Длиной и цветом.) «Назови цвет каждой полоски-бревнышка».

4. Показываем построение ряда на демонстрационном материале с объяснением правил построения. Из всех полосок- бревнышек надо выбрать самую длинную. «Какого она цвета?» (Красного.) Надо положить ее на землю и придвинуть к стволу дерева так, чтобы между ними не было щели. Из оставшихся полосок надо выбрать опять самую длинную. «Какого она цвета?» (Желтого.) Желтую полосу-бревнышко надо положить сверху на красную полоску и придвинуть к стволу дерева, чтобы не было щели. И так далее выбирается из оставшихся самая... и она кладется в ряд. Например, синяя и зеленая. Дети выбирают, сравнивая полоски с помощью глазомера. Если они затрудняются в выборе или их ответ требует проверки, то педагог должна предложить ребенку воспользоваться не глазомером, а освоенным ранее (во второй младшей группе) практическим способом сравнения величин (приложением или наложением).

5. Сравниваем попарно элементы ряда по выделенному параметру величины или по двум параметрам величины одновременно. Определяем словами отношения между элементами ряда в убывающем или возрастающем порядке. Продолжая сюжет о белочке, педагог дает детям задания и задает вопросы:

— Подошла белочка к лестнице (педагог ставит изображение белочки возле лестницы), встала на красную ступеньку (ставит белочку на красную ступеньку) и подумала: «Красная ступенька самая длинная или самая короткая?» Помогите ей дети и ответьте на этот вопрос.

— Поднялась она на желтую ступеньку (ставит белочку на желтую ступеньку) и задумалась: «Желтая ступенька длиннее или короче красной?» Поднялась на синюю (ставит белочку на синюю ступеньку): «Синяя ступенька длиннее или короче желтой?» И т. д. до конца ряда.

— Положила белочка орехи в дупло, отдохнула и решила вновь в лес пойти, но уже за грибами. Вспомнила с благодарностью детям, что у нее теперь есть замечательная лестница. Встала она на зеленую ступеньку (ставит белочку) и подумала: «Зеленая ступенька самая длинная или самая короткая?» (Самая короткая.)

— Спустилась на синюю ступеньку (ставит белочку). Синяя ступенька длиннее или короче зеленой? и т. д. до конца ряда.

— Спустилась белочка на землю (ставит белочку возле лестницы), а к ней подбежал зайчик. Белочка вновь посмотрела на лестницу и стала рассказывать зайчику про свою чудесную лестницу: «Я когда поднималась вверх, узнала, что красная ступенька — самая длинная, желтая — короче, синяя — еще короче, зеленая — еще короче, она самая короткая.А когда спускалась вниз, то поняла, что зеленая ступенька самая короткая, синяя — длиннее, желтая — еще длиннее, а красная — еще длиннее, она самая длинная».

Просим повторить детей характеристику ряда в убывающем или возрастающем порядке.

Оформляя речью отношения по величине между элементами сериационного ряда, ребенок опирается на освоенные действия попарного сравнения и начинает осознавать закономерности упорядоченного ряда.

6. Даем задание детям: из полосок на своем рабочем месте нужно построить для белочки лестницы. Построенный ряд остается перед глазами детей как образец.

7. Самостоятельное построение ряда детьми. Для того чтобы действия детей носили более осознанный характер, а не были репродуктивным подражанием действиям взрослого, полоски им надо дать иного цвета, чем на демонстрационном материале.

8. Индивидуальное словесное обозначение отношений между элементами в самостоятельно построенных детьми рядах.

Вариант II

Используется при обучении построению сериационного ряда по названному условию (по правилу). На начальных этапах обучения можно использовать вариант I данного алгоритма (пункты 1—5), а затем продолжить его следующим образом.

Даем задание детям: на своем рабочем месте нужно из полосок построить для белочки лестницы от самой длинной ступеньки до самой короткой. В данном случае построенный ряд убирается (например, в лесу поднялся сильный ветер и разрушил лестницу).

Пункты 7 и 8 остаются такими же, как в варианте I.

На последующих этапах обучения пункты 3, 4, 5 могут отсутствовать. Детям сразу предлагается построить ряд и называется правило (от самого длинного до самого короткого; от самого высокого до самого низкого и т. п.).


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.