Сопоставление журнализма с родственными профессиями. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Сопоставление журнализма с родственными профессиями.

2018-01-14 1178
Сопоставление журнализма с родственными профессиями. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специфику профессии журналиста можно выяснить путем детального сопоставления журнализма с родственными профессиями, которые тоже имеют дело с информацией, словом, коммуникацией, воспитанием, творчеством, социальной деятельностью.

Журналист и писатель.

Основное сходство журналистской профессии с писательством -- это слово, инструмент профессии, и та же массовая и анонимная аудитория. Но писатель творит в тиши кабинета, его герои рождаются неторопливо и живут своей развернутой жизнью на протяжении многих страниц, показывая некий обширный фрагмент окружающего мира в его завершенности и типичности, в глубинном проявлении.

У журналиста объект -- текущая действительность, сегодняшние злободневные конкретные ситуации, актуальные явления. Он, в отличие от писателя, в работе опирается на факты, а не на свою фантазию. Его творчество документально, сиюминутно, фрагментарно. Журналист должен быть оперативен, спешить за событиями, выкладывать их горячими, как блины, иначе они потеряют новизну и свежесть.

К сожалению, из-за недостатка времени и постоянной спешки журналистике свойственны подчас штампованность и стандартизация содержания, языка и стиля, в отличие от тщательной работы над языком писателя и самоценности формы художественного произведения. Но динамизм, который отличает журналистскую профессию от писательской, оборачивается и его положительной стороной.

Журналист и деятель искусства.

Журналистику с искусством роднят множество функций, и главная -- создание модели мира. Но в искусстве это образная, часто воображаемая форма, а в журналистике -- реальная, конкретная, объективная Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: учебник / Л.Г. Свитич. -- М.: Аспект Пресс, 2003. -- 27-29 с..

Основной инструмент художника -- художественный образ, у журналиста -- документальный факт реальной жизни, но и он нередко пользуется образом. Функции искусства? познавательные и эстетические, в журналистике они тоже присутствуют, но на первом плане стоят информационные, социально ориентирующие и регулирующие функции.

Журналист и ученый.

Задача ученого -- выявление, описание, объяснение и предсказание процессов действительности на основе открываемых наукой законов. В отличие от видов деятельности, результат которых известен заранее, научная деятельность дает приращение нового знания, результат ее принципиально непредсказуем. Искусство развивает преимущественно чувственно-образную сторону творческих способностей человека, наука -- в основном интеллектуально-понятийную, Журналистика -- смешанный тип.

Самая важная сходная черта -- общность функций науки и журналистики, т.е. исследование. Однако ученый изучает сущностные процессы природы и общества в их систематическом, глубоком, специализированном виде. Журналист же познает мир фрагментарно. Его объект? это обычно случайные явления, а не закономерности. Он исследует эмпирическим путем, редко пользуясь логическими и абстрактными моделями.

Язык его аргументов -- живая деталь и конкретный факт, а не статистическая закономерность. Продукт ученого -- научная монография или публикация, стиль изложения -- сугубо строго научный. Продукт журналиста -- текст, телелерадиопередача, способ изложения доступен широкой аудитории, хотя в некоторых специализированных изданиях он близок к научному. Потребители научного продукта -- ученые, специализированная аудитория. Потребители журналистского продукта -- массовая аудитория Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: учебник / Л.Г. Свитич. -- М.: Аспект Пресс, 2003. -- 30-32 с..

Журналист и историк.

Профессия историка очень близка к журнализму, потому что и тот, и другой основываются на документальных фактах и пишут историю в ее динамическом развитии. Но историк изучает прошлое, последовательно и системно излагает основные исторические события. Журналист отражает современность фрагментарно.

Журналист -- «историк» быстротекущей современности. Он не ставит перед собой задачи охватить ее в сущностных исторических моментах, хотя так может получиться, если он объективен в изложении и если в поле его зрения попадают важные, крупные события.

Журналист и политик.

Политика -- это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными общностями, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Основная сфера государственной власти -- регулирование политических, экономических и социальных процессов в обществе. И здесь она близка журналистике, ибо во многом ее функцией является управление и регулирование. Но журналист воздействует на общество при помощи информации, на социальные институты -- путём влияния на общественное мнение. У политиков и государственных служащих в силу их полномочий есть возможность влиять на общество напрямую.

Представитель государственной власти имеет право приказать, наложить определенные санкции, наказать. Журналист такого права не имеет. Он воздействует словом, а карает только информацией через общественное осуждение Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: учебник / Л.Г. Свитич. -- М.: Аспект Пресс, 2003. -- 32-33 с..

Журналист и юрист.

Новые грани в профессии журналиста открывает и родство его с профессиями правоохранительной сферы. Главной функцией таких профессий является воспитание правосознания граждан и охрана общественного правопорядка.

С прокурорской профессией журналистскую объединяет то, что они содействуют обнаружению отклонений от правовых норм и правового поведения; со следователем -- изучение обстоятельств дела и причин этих нарушений; с адвокатом -- непредвзятое расследование и защита обвиняемых; с судьей -- справедливое решение, осуждение и наказание виновных или оправдание невиновных. Иными словами, их роднят функции социальной правовой «санитарии».

Однако способы расследования, сбора фактов и доказательств, процесс обвинения или защиты различны. Протокольные и скрупулезно проверенные у работника правоохранительной сферы; часто публицистические, фрагментарные, эмоционально-субъективные -- у журналиста, хотя он тоже пользуется и обязан использовать объективные данные и доказательные аргументы. Естественно, разнятся стили изложения позиций.

Журналист и оратор.

Часто сравнивают профессии журналиста и оратора, тем более что генетически они вышли из одного гнезда. Еще Платон определял риторику как «искусство убеждения при помощи слов, получающее свое значение в самих словах, убеждающее, но не поучающее». Аристотель назвал риторику искусством слов.

Основное различие оратора и журналиста в том, что у них разный объем аудитории, и в том, что у журналиста более широкие функции. Вот что писала «Неделя» еще в 1878 году: «Теперешняя печать такая же трибуна, но более удобная. Удобство её в том, что она открыта постоянно, что не приходится ждать очереди, не приходится бояться, что голос трибуна не будет услышан... Писатель-публицист является, таким образом, тем же оратором и трибуном, таким же прорицателем, таким же проводником идеи и воспитателем толпы, как древний трибун, но с более удобными, широкими внешними возможностями пропаганды» Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: учебник / Л.Г. Свитич. -- М.: Аспект Пресс, 2003. -- 33-36 с..

И оратор, и журналист воздействуют на общественное мнение, формируют взгляды и убеждения аудитории. Но оратор имеет локальную аудиторию и основная его цель -- политическое воздействие, желание добиться определенного поведения от слушателей. Аудитория журналиста более объемная и часто невидимая ему, и функции его деятельности шире.

Журналист и педагог.

И тот и другой осуществляют воспитательные и обучающие функции, но у педагога -- это главные задачи, а у журналиста часто скрытые, неявные и зависят от типа общества и журналистики. Педагогические функции в советской журналистике были очень сильны, в постсоветском обществе, в странах Запада они скрыты за доктриной информационной объективности и менее явны, хотя, безусловно, присутствуют.

Педагог дает знания и воспитывает своих подопечных в непосредственном контакте. Журналист обычно общается со своей аудиторией опосредованно. Учитель дает систематические знания, журналист -- мозаичные, подчас случайные, пригодные моменту. Но нужно иметь в виду, что существуют специальные педагогические газеты и журналы, учебные передачи на телевидении и радио, где обучающая функция является главной, а не побочной.

Журналист и священник.

Проповеднические, пасторские функции священника близки и профессии журналиста. Однако предмет проповеди священника -- вечные божественные истины, предмет же журналиста -- земная конкретная людская жизнь во всех ее противоречиях, конфликтах и сложностях.

Аудитория у священника довольно узкая -- его прихожане. У журнализма же аудитория массовая и контакт с нею часто опосредованный.

Цель священника -- спасти и просветлить человеческую душу, привлечь к вере в Бога, дать религиозные знания. У журналиста -- удовлетворить потребности личности в конкретной документальной оперативной, актуальной жизненной информации, хотя нередко он воздействует не только на сознание и поведение, но и на душу, правда, в отличие от священника, не всегда в позитивном направлении.

Журналистская профессия - одна из самых полифункциональных, сложных, самоорганизующихся и социально важных профессий, включающих практически любые роли и выполняющих любые функции, которые свойственны другим профессиям, но только выполняемые с помощью оперативной, актуальной информации, адресованной массовой рассредоточенной аудитории Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: учебник / Л.Г. Свитич. -- М.: Аспект Пресс, 2003. -- 36-38 с..


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.