Тема IV. Правовая культура журналиста — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема IV. Правовая культура журналиста

2018-01-14 185
Тема IV. Правовая культура журналиста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Правовую культуру журналиста мы понимаем как уважение, знание и практическое применение норм права в интересах эффективной и безопасной профессиональной деятельности.

Разберемся в определении подробно. Под уважением норм имеется в виду сознательное их соблюдение, причем не выборочно, с делением на удобные и неудобные, а соблюдение всей системы прав и обязанностей. Для журналистов это обстоятельство имеет особое значение. Специфика профессии - рискованной, требующей настойчивости и даже настырности, временами конфликтной – порождает иллюзию того, что сотрудники СМИ имеют правовой приоритет по сравнению с другими людьми. Однако в действительности профессия рассчитана обществом в первую очередь на защиту интересов граждан, организаций и социальной системы в целом. В законодательстве о СМИ обязанностям журналистов отведено, по меньшей мере, такое же место, как и их правам. На эту мысль наводит и статистика судебных разбирательств по поводу деятельности СМИ. так, за два последних столетия в Верховном Суде США масс медиа выиграли только половину дел (до 1920-х годов – всего 15%). Особенно существенно, что выигрывают они в основном как истцы, тогда как в качестве ответчиков по претензиям граждан и организаций в два раза чаще проигрывают. Подобные статические данные накоплены и в современной России.

Знание норм включает в себя обширный и многообразный материал. Оно позволяет журналисту свободно ориентироваться в социальном мире и мире профессиональном. Перечислим важнейшие его составляющие:

· В связи с социальной средой, в которой разворачивается практика СМИ, - конституционное право, система власти в Российской Федерации, основы международного права;

· В связи с объектом деятельности – права граждан, юридических лиц, органов власти и управления, попадающих в сферу журналистского внимания;

· В связи с предметом деятельности – специальное законодательство, регулирующее массово-информационный обмен;

· В связи с условиями деятельности – трудовое и административное право (касающееся наемного работника), имущественные права (касающиеся менеджера или собственника СМИ), гражданское право (касающиеся работы журналиста по договору подряда);

· В связи с реализацией своих прав - средства, инстанции и порядок правовой защиты и самозащиты журналиста.

Применение норм совсем не автоматически следует из их знания. Комиссия по свободе доступа к информации (общественный правозащитный фонд) установила, что примерно 70% российских журналистов имеют представление о Законе РФ “О средствах массовой информации” как центральном документе в системе права СМИ, еще 30% знакомы с другими законами по профилю своей работы. По пятибалльной шкале такое знание оценивается в 2,6 балла. Однако в суд для отстаивания своих прав журналисты обращаются крайне редко. Значит, знание остается поверхностным, ознакомительным, не применяемым на практике.

Обратив внимание на эффективность и безопасность деятельности журналиста. У права есть не только регулирующая, но и охранительная функция. Оно защищает журналиста от посягательств на его полномочия, на способность выполнять общественный долг и служебные обязанности. Защищает и от соблазна бесшабашного удальства в обращении с фактами, если корреспондент оглядывается на санкции, которые могут быть к нему применены. Если же он их игнорирует, то расплата бывает суровой. Например, американские газетчики заплатили популярному актеру Тому Крузу 320 тыс. долл. так суд оценил измышления, задевающие честь и репутацию кинозвезды.

Право на информацию и обязанности журналистов.

Понятие права на информацию. Как мы уже убедились, права журналиста не являются приоритетными по сравнению с правами человека. Наоборот, даже некоторые привилегии, предоставленные сотрудникам СМИ в связи с их профессиональными обязанностями, - это производное от личных и социальных свобод гражданина. Следовательно, во-первых, как член общества журналист обладает всей полнотой гражданских прав и свобод, в частности в доступе к информации. Во-вторых, по роду деятельности он служит представителем граждан в их отношениях с источниками социально значимых сведений. В третьих, данная роль работников СМИ, чтобы успешно выполняться, должна найти отражение в законодательстве. В законе “О средствах массовой информации” читаем: “Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц”.

В духовной области одним из фундаментальных достояний личности является свобода искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Так гласит статья XIX Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., - может быть, самая знаменитая статья. Сходные формулировки включены во внутреннее законодательство многих государств. В нашей стране действие этой международной нормы гарантированно Конституцией РФ: “Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любом законным способом” (ст. 29).

Сделаем несколько пояснений. Не следует отождествлять право на информацию со свободой мысли и слова во всем ее объеме, как это иногда делается. Оно охватывает лишь отдельные стороны деятельности СМИ – главным образом сбор журналистами фактов и получение аудиторией сведений по каналам массовой коммуникации. Остальные стороны редакционной практики регулируются законодательством иного профиля.

Право на информацию означает свободу доступа к государственным и иным хранилищам разнообразных сведений. Наконец, режим жизни без секретов вступает в противоречие с существованием тайн и с нежеланием конкретных людей, организаций, объединений пускать посторонних в свое информационное хозяйство.

Последнее обстоятельство порождает немалые трудности для законодателей, общественных деятелей, журналистов. Окончательно устранить противоречие невозможно – оно относится к разряду вечных социальных проблем. Однако можно приблизиться к его разрешению в реальной практике. Прежде всего, необходимо руководствоваться общим принципом, заложенным в наше конституционное законодательство: осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц. Наконец, требуется разветвленное законодательство, которое отражало бы многообразие интересов в мере информации и помогало их сбалансировать. Мы найдем регламентацию такого рода в крупнейших по значению соглашениях, принятых интернациональным сообществом. Например, в Международном пакте о гражданских и политических правах говорится об ограничениях, необходимых для уважения прав и репутации других лиц, а также для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Сложность и неоднозначность использования права на информацию можно наблюдать на вопросе об освещении жизни общественных деятелей. В мировой практике выработаны общие подходы к решению данного вопроса, но не точные инструкции для каждого отдельного случая. С одной стороны, политики, управленцы высокого ранга, “звезды” эстрады, популярные литераторы имеют такое же право на ограждение от досужего любопытства толпы, как и прочие граждане. С другой стороны, в мировой социальной практике и в законодательстве давно признано, что их частная жизнь может влиять на решение общественных, в том числе государственных проблем и потому должна быть прозрачной. Не случайно, например, Закон РФ “О государственной тайне” запрещает засекречивать сведения о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации.

В России наиболее полным документом такого плана является Закон “Об информации, информатизации и защите информации”. Здесь приводится толкование основных понятий из данной области, вводится деление информации на открытую и общедоступную (государственные информационные ресурсы) и с ограниченным доступом. Определяется также круг сведений, доступ к которым запрещено ограничивать:

· Законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов власти и общественных организаций, права, свободы и обязанности граждан;

· Информация о чрезвычайных ситуациях, экологическая, метеорологическая, демографическая и иная, влияющая на безопасность населенных пунктов, производства и граждан;

· Документы о деятельности органов власти и самоуправления, об использовании бюджетных средств и других ресурсов, о потребностях населения;

· документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек, архивов, органов власти, общественных объединений, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

 

В Законе есть специальная глава “Пользование информационными ресурсами”. В ней закрепляется равное право доступа всех пользователей к государственным ресурсам, формулируется обязанность собственников и владельцев информации определять порядок ее получения и бесплатно предоставлять пользователям сведения о содержании ресурсов, оказываемых услугах и условиях доступа к ним. Здесь же вводятся гарантии предоставления информации – в том числе возможность через суд обжаловать отказ. За это предусмотрена ответственность по уголовному и гражданскому праву и законодательству об административных правонарушениях.

Доступ журналистов к информации. Несмотря на то, что в принципиальном плане журналисты обладают тем же объемом правомочий, что и рядовые граждане, в законодательстве содержатся специальные нормы, обеспечивающие деятельность СМИ.

Рассмотрим конкретно возможности журналиста в части допуска к информации. Согласно Закону “О средствах массовой информации”, он имеет право:

· посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы. Одним из механизмов осуществления этого права является аккредитация журналиста при названных организациях. Аккредитованный представитель СМИ получает дополнительные гарантии допуска к информации: его предварительно извещают о заседаниях и других мероприятиях, обеспечивают стенограммами и иными документами, ему создают благоприятные условия для производства записи;

· быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации. Правда, закон не налагает на должностное лицо встречное обязательство – принять журналиста о его запросу;

· посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях. Это право имеет ограничения, связанные с охранением общественной безопасности;

· проверять достоверность сообщаемой ему информации;

· получать доступ к документам и материалам (за исключением сведений, относящихся к разряду тайн);

· копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы (кроме оговоренных в законодательстве исключений);

· производить записи, в том числе с использованием средств аудио и видеотехники, кино- и фотосъемки (опять-таки за рядом исключений);

Как видим, предусмотрены права, что называется, на все случаи жизни. Причем они в большинстве своем не дублируют, а дополняют друг друга. Чего, скажем, стоило бы право посещать место стихийного бедствия, если бы было запрещено делать там записи в блокноте или фиксировать события на пленке? Или: доступ к документам теряет смысл, если нельзя снять с них копии и т.д.

Система права СМИ в России.

Федеральное законодательство о СМИ. В России действует система права, базирующаяся на Конституции и официально опубликованных законах. Принципиальные основы законодательства о СМИ содержатся в Конституции РФ: свобода мысли и слова, запрет на антигуманную пропаганду в различных ее проявлениях, беспрепятственное движение информации, запрет на цензуру (ст.29), идеологический плюрализм (ст.13), неприкосновенность частной жизни (ст.23 и 24), свобода творчества (ст.44) и др.

Особо отметим, что Конституция включает в национальную правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России, и более того – они приоритетны по отношению к отечественному законодательству (ст.15). Предусмотрено также право гражданина обращаться к межгосударственным органам по защите прав и свобод человека.

Детализация и развитие положения Конституции содержатся в специальном законодательстве (которое, конечно же, не должно ей противоречить, как и все прочие нормативные документы). Центральное место в законодательстве о СМИ занимает Закон РФ “О средствах массовой информации”.

Закон РФ “О средствах массовой информации” защищает редакции от принудительного воздействия извне и вмешательства в производственный процесс, описывает механизмы взаимодействия редакций с государством, учредителями и издателями, источниками информации и гражданами, гарантирует журналисту защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества и предоставляет ему личную независимость в творческом и гражданском отношениях, формулирует права и обязанности журналиста. Документ выдержал проверку временем, он создает требуемые условия для эффективной журналистской деятельности. Впрочем, некоторые дополнения к тексту были сделаны уже в 1995 г.

В структуру отраслевого права входят федеральные документы, так или иначе затрагивающие сферу массовой информации. Назовем самые известные среди них: “О государственной тайне” (1993), “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” (1994), “Об информации, информатизации и защите информации” (1995), “О рекламе” (1995), Гражданский и Уголовный кодексы и др. Постепенно формируется практика согласования различных законоположений, без чего невозможно добиться реализации каждого из них. Отдельные нормы, которые лаконично представлены в Законе “О средствах массовой информации”, получают подробное толкование в специальных правовых актах.

Типичные нарушения права СМИ. Нарушения норм, связанные с массово-информационной деятельностью, к сожалению, стали привычной характеристикой нашей общественной жизни.

Нарушения со стороны СМИ чаще всего фиксируются на этапе публикации материалов. Из всех стадий и видов журналистского труда публикация оказалась индикатором слабости правовой подготовки авторов. Поведение корреспондентов в процессе сбора информации, организации производства, общения с коллегами и т. п. Вызывает значительно меньшее количество нареканий. Это не должно удивлять – ведь для общественности смысл и содержание журналистики предстают именно в виде опубликованных текстов.

С точки зрения поводов для претензий к журналистам одну из первых позиций занимает ущемление чести и достоинства граждан. Однако не надо смешивать распространение сведений, порочащих честь и достоинство, с клеветой и оскорблением. Первое деяние “подведомственно” гражданскому законодательству, тогда как второе и третье – уголовному. В этом различии заложен секрет: по гражданскому праву, доказывать, что сведения соответствуют действительности, должен ответчик (журналист), по уголовному же, в рамках которого действует презумпция невиновности, - заявитель (оскорбленный человек).

Понятие ущемления свободы массовой информации получило подробное описание в Законе “О средствах массовой информации”:

· осуществление цензуры;

· вмешательство в деятельность редакции и нарушение ее профессиональной самостоятельности;

· незаконное прекращение либо приостановление деятельности СМИ;

· нарушение права редакции на запрос и получение информации;

· незаконное изъятие, а равно уничтожение тиража или его части;

· принуждение журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

· установление ограничений на контакты с журналистом или передачу ему информации (за исключением особых случаев).

 

Нередко встречается и административное давление на СМИ, которое выражается в издании распоряжений и даче указаний журналистам от имени органов управления или должностных лиц. С точки зрения закона оно квалифицируется как нарушение профессиональной самостоятельности редакций. Характерно, что политики и чиновники используют не только властные полномочия и авторитет, но и экономические рычаги, которые – такова реальная расстановка сил в российских СМИ – находятся в их распоряжении. Таким образом, административное принуждение фактически сливается с хозяйственно-финансовым. Особенно подвержены ему местные издания, которые, как правило, дотируются из бюджета.

Чтобы противостоять покушениям на свободу массовой информации, от журналиста требуется незаурядное мужество, так как правовая культура не предполагает каких-либо компромиссов в этой области. Во-первых, потому что независимость СМИ является законодательно признанным достоянием общества, а не конкретной редакции, во-вторых, потому что профессиональная культура включает в себя морально-этические императивы, а именно – неколебимую приверженность свободе как личной жизненной ценности.

 

 

Основные термины изученной темы:

 

Правовая культура журналиста, норму права, право на информацию, открытая и общественно-доступная информация, информация с ограниченным доступом, гарантии предоставления информации, доступ (допуск) к информации, законодательство о СМИ.

Основная литература:

1. Ситников, В. П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание / В. П. Ситников. - М.: Эксмо: Слово, 2005. - 415 с.: ил.; 84х108/32. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 386-390. - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 5-8123-0260-Х. - 5-699-09614-0.

2. Смирнов, В.В.Жанры радиожурналистики: Учеб.пособие для вузов рек.МО РФ / В.В. Смирнов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 287,[1]с.; 60х90/16. - Библиогр.:с.284-286. - ISBN 5-7567-0168-0.

3. Телерадиоэфир: история и современность / Я. Н. Засурский, Л. Д. Азарх, Л. Д. Болотова [и др.]; под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 237, [2] с.; 60х90/16. - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 5-7567-0369-1.

4. Система средств массовой информации России: учеб. пособие для вузов рек. МО РФ / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова [и др.]; под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 259 с.; 60х90/16. - Библиогр.: с. 252-258. - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 5-7567-0141-9.

5. Амзин, А. А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для вузов по напр. ВПО 030600 "Журналистика" и спец. 030601 "Журналистика" для ГОС-2 и напр. ВПО 031300 "Журналистика" для ФГОС / А. А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 138, [3] с.; 60х90/16. - Библиогр.: с. 137-139. - ISBN 978-5-7567-0622-2.

6. Квашина, Т.А. Телевидение и общество: этнокультурные факторы телевизионного дискурса / Т. А. Квашина, С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. - 246, [1] с.: [1] л. цв. карт.: ил., табл.; 60х84/16. - (Социология). - Библиогр.: с. 210-220, в примеч.: с. 184-209, в тексте и в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-288-05109-8.

7. Интернет-СМИ: теория и практика: учеб. пособие для вузов по направлению 030600 и спец. 030601 "Журналистика" рек. УМО РФ / А. О. Алексеева, Е. Л. Вартанова, Л. А. Круглова [и др.]; под ред. М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 346, [2] c.: ил., табл.; 60х90/16. - Библиогр.: с. 346-347. - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 978-5-7567-0542-3.

8. Ветров К. В. Средства массовой информации постсоветской России: Особый путь вдоль проторенной дороги. – М.: Книга и бизнес, 2004. – 304 с.

9. Ворошилов В.В. Журналистика: курс лекций / В.В. Ворошилов. - СПб.: Изд - во Михайлова В. А., 2004. - 127 с.; 70х100/16. - (Библиотека профессионального журналиста). - Библиогр.: с. 126 - 127. - ISBN 5-8016-0234-8.

10. Иваницкий В.Л. Практические методы достижения экономической стабильности независимых СМИ. — М.: Пульс, 2000.

11. Кочеткова А.В. Медиапланирование: социологические и экономические аспекты: учеб. пособие для вузов, обуч. по спец. 350400 "Связи с общественностью" рек. УМС / А. В. Кочеткова. - 2-е изд., доп. - М.: РИП-холдинг, 2006. - 205 с.: ил.; 84х108/32. - (Академия рекламы). - Библиогр.: с. 205. - ISBN 5-900045-44-7.

Гуревич С.М., Иваницкий В.Л., Назаров А.А., Щепилова Г.Г. Основы медиамаркетинга \ под ред. Гуревича С.М. М., 2007. 208 с.

Периодические издания:

1. «Журналист»;

2. Журналистика и медиарынок»

3. «Маркетинг»;

4. «Маркетинговые коммуникации»;

5. «Информационное общество» др.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.