Тема I. Массово – информационная природа и принципы журналистики. Функции СМИ — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема I. Массово – информационная природа и принципы журналистики. Функции СМИ

2018-01-14 198
Тема I. Массово – информационная природа и принципы журналистики. Функции СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема I. Массово – информационная природа и принципы журналистики. Функции СМИ

 

Массово – информационная природа журналистики обусловлена самим характером журналистской деятельности, представить которую можно обратившись к следующим пяти пунктам:

1. Отсутствие непосредственного контакта журналиста и аудитории независимо от величины и сосредоточения последней.

2. Необходимость соответствовать запросам аудитории.

3. Стремление к достижению единомыслия аудитории по касающимся ее вопросам. Интеграция отдельной аудитории в общую социальную среду.

4. Возможность одновременного получения информации всей аудитории при непрерывности, стабильности ее поступления.

5. Открытая возможность для всех желающих участвовать в работе СМИ.

Исходя из этих пунктов, мы можем выделить, и пять категорий в понятии массовой информации:

1. Особенности массовой информации в связи с характером журналистики в конкретных социальных условиях.

социальная позиция – исторические типы журналистики – принципы деятельности – методы творчества.

2. Связана с закономерностями функционирования журналистики как массовой информационной деятельности.

аудитория – функционирование – результативность.

3. Условия и требования к субъектам журналистской деятельности:

свобода журналистики – качество журналистики – права – этика – ответственность.

4. Представление о творческих формах массовой информационной деятельности.

типы текстов – виды творчества – направление творчества – жанры – формы.

5. Характеризуя эту деятельность со стороны носит информацию:

средства – каналы – типы – система взаимодействия – распространение.

В обобщенной форме можно говорить о том, что массовое информирование и есть журналистика в творческой форме, которую поддерживают соответствующие технические средства.

 

Журналистика – от французского “дневник”, “журнал”. Способ воздействия, профессия, вид деятельности по сбору, обработке и распространению информации с помощью различных средств.

Журналистика – часть социальной системы, социальный институт (TV, книги, журналы, редакции газет).

Журналистика – это система видов деятельности по сбору информации, ее обработке и распространению.

Журналистика – совокупность профессий (редактор, корректор, распространители).

Журналистика – комплекс каналов (TV, радио, печать), включающие общенациональные, местные и тематические каналы СМИ.

Если пытаться рассматривать отдельные составляющие журналистики как профессии, то независимо от исторической эпохи и политической организации общества схема функционирования журналистики будет одинаковой.

1. Учредитель (У): государственная или общественная организация, профессиональная или творческая организация, общества и ассоциации, отдельные граждане. Главные требования: должны располагать средствами по издательской деятельности. Деятельность регламентирована законодательно.

2. Руководящие органы (Р.О). государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами правомочны отменять, принимать различные акты, регламентирующие действия журналистов.

3. Журналисты (Ж) – это штатные и внештатные работники редакции, которые по редакционному уставу определяют направление и характер издания. Ведут авторскую, редакторскую организационную работу по сбору, обработке и публикации массовой информации.

4. Текст (Т) - произведение журналистского творчества.

5. Каналы (К) – СМИ.

6. Массовая аудитория (М.А) – та часть общества, которая специально ориентирована на определенное издание.

¾ постоянная (расчетная)

¾ реальная

¾ потенциальная

Социальные институты (С.И) – государственные органы, партии, союзы, профсоюзы, ассоциации, деятельность которых обсуждается в произведениях журналистов определенного канала СМИ.

Действительность (Д) – источник и конечный объект воздействия журналистики.

Прямые связи

 

 


Обратные связи

 


Основные понятия изученной темы.

Система СМИ

В структурном плане СМИ состоят из 3-х групп.

1.Печатная пресса – газеты, журналы, Бюллетени, дайджесты, календари.

2.Аудиовизуальные СМИ – радио, ТВ, (эфирное и кабельное), документальное кино, телетекст.

3.Информационные службы – пресс-службы, агентства по СО, рекламно-информационные агентства, журналистские клубы и ассоциации.

4.Интернет – занимает в данной системе двойственное положение. Законодательно к СМИ он не относится, но с другой стороны объемы передаваемой через него информации исключительно велики. Многие традиционные СМИ сегодня имеют свои интернет-версии. В дальнейшем даже возможна индивидуализация СМИ, когда по индивидуальным программам-заказам через Интернет каждый человек сможет получать подобранные по его личному вкусу блоки новостей и распечатывать их в виде индивидуальных печатных изданий, которые он сможет также предлагать и другим. В этом случае определяющим фактором станет его личный вкус, а также возможности получения наиболее интересной информации. Таким образом в будущем это будет уже стопроцентное СМИ, прчем абсолютно нового содержания, а термин СМИ будет дополнен еще и термином СИИ – «средства индивидуальной информации».

Специфика печати: передача информации через письменное слово. Отстроченность встречи информации с пользователем. Аналитичность в подаче информации. Поскольку процесс чтение предполагает высокую степень абстрактности мышления и активную работу воображения – способствует развитию интеллекта. Печатную информацию довольно легко хранить, копировать и размножать.

Специфика радио: информация, передаваемая по радио может быть легко получена в любой точке земного шара. Осуществляется через звуковую речь, поэтому дополняется активной работой воображения получателя данной информации. Радио передачи делятся по диапазону, принадлежности, содержанию.

Свойства ТВ

1. Эффект присутствия

2. Сиюминутность

3. Внешняя достоверность

4. демонстрация крупных планов

5. демонстрация события во времени и пространстве

6. Камерность показа

Недостатки ТВ

1. «Поколение ТВ» не читает.

2. Длительный просмотр ТВ-передач вызывает «синдром старческого слабоумия».

3. Сводит к нулю творческий момент в поиске информации.

4. Создает «псевдообразованность» значительной части населения, когда людям кажется, что они все видели, все знают, все понимают и все могут, тогда как на самом деле все обстоит с точностью наоборот! Особенно интенсивно этот процесс протекает в среде малообразованных людей.

5. Создается ТВ-зависимость значительных слоев населения. Исключение ТВ из информационного «рациона» этих людей равносильно катастрофе!

Специфика информационных агентств: представляют собой организации,занимающиеся сбором и обработкой новостной информации, которую затем продают в СМИ. В России Русское телеграфное агентство (РТА) было создано еще в 1865 году, после чего распространение оперативных новостей приобрело поистине общегосударственный характер. Другие агентства: Русское, Международное и Северное снабжали информацией почти все провинциальные и многие столичные газеты. Заметим, что на Западе мощные информационные агентства появились раньше российских: французское «Гавас» - 1835 г. (в 1944 стало базой для создания нынешнего агентства «Франс Пресс»), американское «Ассошиэйтед Пресс» - 1848, английское «Рейтер», созданное Полем Джулиусом Рейтером в 1851.

Особенности работы информационных агентств:

1. Сами не выходят на массовую аудиторию, а работают через СМИ.

2. Главная форма деятельности – сбор и обработка информации для перепродажи.

Виды агентств:

1.Универсальные (многоплановые)

2.Мировые (общенациональные)

3.Региональные

4.Специализированные

Аудитория СМИ:

Аудитория – группа слушателей, зрителей или читателей. Это определение является наиболее общим.

Аудитория СМИ – группа семей или лиц на которые те или иные виды СМИ оказывают наиболее эффективное воздействие.

Аудитория – неопределенно многочисленная и качественно неоднородная группа людей, вступающая во взаимодействие со СМИ.

Важнейшим показателем аудитории являются её параметры. Зная параметры аудитории можно предвидеть что, как и каким образом лучше всего ей подавать, что именно она жаждет получить в первую очередь. Параметры аудитории подразделяются на РАСЧЕТНУЮ (или целевую), РЕАЛЬНУЮ и ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ. Это виды аудитории СМИ.

Главной задачей каждой организации СМИ Является достижение определенного взаимопонимания между своей аудиторией, достижение определенного информационного равновесия, которое представляет потребителю информации «отражением» его интересам.

Модель взаимоотношений с аудиторией получила название ПАРАДИГМЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА. На сегодняшний день выделено несколько таких парадигм.

1. УПРАВЛЕНЧЕСКО-ТЕХНОКРАТИЧЕСКА/АВТОРИТАРНАЯ/- аудитория в ней является объектом воспитания со стороны СМИ. Главный акцент в материалах делается на побуждающее и управленческое воздействие.

2. КОММУНИКАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ - ориентирована на равноправное положение аудитории и журналистики, рыночное изобилие информационного продукта, свободный выбор потребителем информационных сообщений, мнений, каналов СМИ.

3. ГУМАНИТАРНАЯ – налаживает духовно-интеллектуальное сотрудничество прессы с аудиторией, которое основано на взаимном уважении сторон, участвующих в информационном процессе. Цель такого журналистского творчества – воспитание сознательного отношения граждан к своим поступкам, их духовное и интеллектуальное просвещение.

В ЧИСТОМ ВИДЕ НИ ОДНА ИЗ ЭТИХ ПАРАДИГМ НЕ СУЩЕСТУЕТ!

Одним из средств установления взаимопонимания с аудиторией является установление с ней ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Обратная связь позволяет узнать, что нужно аудитории и контролировать эффективность своей собственной работы.

Формы обратной связи:

1.Эпистолярная – почта редакции, телефон. Ответы на письма и телефонные звонки читателей и телезрителей.

2.”Мгновенная”- интерактивный опрос в момент эфира, “горячая линия” связи, пейджер, E-mail.

3.Соавторская –дискуссия с журналистами во время специально организованных встреч.

4.Тестирующая – проведение опросов, социологических исследований целевых аудиторий, анкетирование, телефонные интервью.

5.Консультативная – проведение зрительских конференций, “день письма”.

6. Экспертная – изучение писем читателей экспертами, проведение профессиональных конкурсов и оценка их специалистами.

7. Исследовательская- рейтинговые замеры популярности тех или иных СМИ, изучение аудитории.

Изучение аудитории:

Имеет крайне важное значение для СМИ. Организация и проведение пропагандистских и PR-акций вообще немыслимо без изучения аудитории, точно также, как и создание рекламы, подготовка тех или иных статей, телепередач, издательской продукции. Цель одна: определить кто, в каком объеме и в течении какого периода времени будет покупать ваш информационный продукт. Если продукт не соответствует аудитории, то его потребление будет минимальным, а значит столь невелики будут и ваши доходы. Напротив, точно зная, что за аудиторию вы собираетесь подвергнуть воздействию, какой у нее менталитет – т.е. ее информационно-культурный уровень, язык, к какой культурной группе данная аудитория относится, можно добиться самого эффективного потребления вашего информационного продукта с ее стороны.

Исследование аудитории проводится с помощью самых различных социологических методов.

 

Основные понятия изученной темы

 

Типология, регион распространения, трансконтинентальные СМИ, общенациональные СМИ, местные или региональные СМИ, муниципальная пресса, аудитория СМИ, легитимность, квазилегитимность, качественная и массовая пресса, система СМИ, виды прослушивания радиопередач, свойства телевидения, информационные агентства, виды аудиторий СМИ, парадигма журналистского творчества, обратная связь, изучение аудитории

 

 

Источник информации, барьер на пути потока информации, получатель информации, сегментирование потока информации, информационное партнерство, интерпретация, манипулирование, расстановка информационных акцентов, эмоциональная подпитка, привлечение авторитетного посредника, подгонка опросов и рейтингов, эксклюзивная информация, новость, привязка новости, события на выбор, составляющие события, сочетание новости в общественную проблему, новости, интригующие и новости скандальные, дополнительный вес новости.

 

Правовая культура журналиста, норму права, право на информацию, открытая и общественно-доступная информация, информация с ограниченным доступом, гарантии предоставления информации, доступ (допуск) к информации, законодательство о СМИ.

Основная литература:

1. Ситников, В. П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание / В. П. Ситников. - М.: Эксмо: Слово, 2005. - 415 с.: ил.; 84х108/32. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 386-390. - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 5-8123-0260-Х. - 5-699-09614-0.

2. Смирнов, В.В.Жанры радиожурналистики: Учеб.пособие для вузов рек.МО РФ / В.В. Смирнов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 287,[1]с.; 60х90/16. - Библиогр.:с.284-286. - ISBN 5-7567-0168-0.

3. Телерадиоэфир: история и современность / Я. Н. Засурский, Л. Д. Азарх, Л. Д. Болотова [и др.]; под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 237, [2] с.; 60х90/16. - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 5-7567-0369-1.

4. Система средств массовой информации России: учеб. пособие для вузов рек. МО РФ / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова [и др.]; под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 259 с.; 60х90/16. - Библиогр.: с. 252-258. - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 5-7567-0141-9.

5. Амзин, А. А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для вузов по напр. ВПО 030600 "Журналистика" и спец. 030601 "Журналистика" для ГОС-2 и напр. ВПО 031300 "Журналистика" для ФГОС / А. А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 138, [3] с.; 60х90/16. - Библиогр.: с. 137-139. - ISBN 978-5-7567-0622-2.

6. Квашина, Т.А. Телевидение и общество: этнокультурные факторы телевизионного дискурса / Т. А. Квашина, С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. - 246, [1] с.: [1] л. цв. карт.: ил., табл.; 60х84/16. - (Социология). - Библиогр.: с. 210-220, в примеч.: с. 184-209, в тексте и в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-288-05109-8.

7. Интернет-СМИ: теория и практика: учеб. пособие для вузов по направлению 030600 и спец. 030601 "Журналистика" рек. УМО РФ / А. О. Алексеева, Е. Л. Вартанова, Л. А. Круглова [и др.]; под ред. М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 346, [2] c.: ил., табл.; 60х90/16. - Библиогр.: с. 346-347. - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 978-5-7567-0542-3.

8. Ветров К. В. Средства массовой информации постсоветской России: Особый путь вдоль проторенной дороги. – М.: Книга и бизнес, 2004. – 304 с.

9. Ворошилов В.В. Журналистика: курс лекций / В.В. Ворошилов. - СПб.: Изд - во Михайлова В. А., 2004. - 127 с.; 70х100/16. - (Библиотека профессионального журналиста). - Библиогр.: с. 126 - 127. - ISBN 5-8016-0234-8.

10. Иваницкий В.Л. Практические методы достижения экономической стабильности независимых СМИ. — М.: Пульс, 2000.

11. Кочеткова А.В. Медиапланирование: социологические и экономические аспекты: учеб. пособие для вузов, обуч. по спец. 350400 "Связи с общественностью" рек. УМС / А. В. Кочеткова. - 2-е изд., доп. - М.: РИП-холдинг, 2006. - 205 с.: ил.; 84х108/32. - (Академия рекламы). - Библиогр.: с. 205. - ISBN 5-900045-44-7.

Гуревич С.М., Иваницкий В.Л., Назаров А.А., Щепилова Г.Г. Основы медиамаркетинга \ под ред. Гуревича С.М. М., 2007. 208 с.

Периодические издания:

1. «Журналист»;

2. Журналистика и медиарынок»

3. «Маркетинг»;

4. «Маркетинговые коммуникации»;

5. «Информационное общество» др.

 

Тема I. Массово – информационная природа и принципы журналистики. Функции СМИ

 

Массово – информационная природа журналистики обусловлена самим характером журналистской деятельности, представить которую можно обратившись к следующим пяти пунктам:

1. Отсутствие непосредственного контакта журналиста и аудитории независимо от величины и сосредоточения последней.

2. Необходимость соответствовать запросам аудитории.

3. Стремление к достижению единомыслия аудитории по касающимся ее вопросам. Интеграция отдельной аудитории в общую социальную среду.

4. Возможность одновременного получения информации всей аудитории при непрерывности, стабильности ее поступления.

5. Открытая возможность для всех желающих участвовать в работе СМИ.

Исходя из этих пунктов, мы можем выделить, и пять категорий в понятии массовой информации:

1. Особенности массовой информации в связи с характером журналистики в конкретных социальных условиях.

социальная позиция – исторические типы журналистики – принципы деятельности – методы творчества.

2. Связана с закономерностями функционирования журналистики как массовой информационной деятельности.

аудитория – функционирование – результативность.

3. Условия и требования к субъектам журналистской деятельности:

свобода журналистики – качество журналистики – права – этика – ответственность.

4. Представление о творческих формах массовой информационной деятельности.

типы текстов – виды творчества – направление творчества – жанры – формы.

5. Характеризуя эту деятельность со стороны носит информацию:

средства – каналы – типы – система взаимодействия – распространение.

В обобщенной форме можно говорить о том, что массовое информирование и есть журналистика в творческой форме, которую поддерживают соответствующие технические средства.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.