Тема 5. . Влияние конфуцианства и буддизма на политическую мысль средневековой Японии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 5. . Влияние конфуцианства и буддизма на политическую мысль средневековой Японии

2018-01-14 371
Тема 5. . Влияние конфуцианства и буддизма на политическую мысль средневековой Японии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы

1.Средневековое общество Японии. Формирование национальной идеологии.

2.Социально-политическая мысль Японии периода Токугава (1603-1867 гг.).

 

1. Средневековое общество Японии. Формирование национальной идеологии.

Важную роль имело влияние высокоразвитой китайской цивилизации, с ее традиционной социально-экономической структурой, а также религиями: буддизмом и конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стадиях развития японского общества. Говоря о сильном религиозном влиянии Китая, следует отметить, что из двух китайских религий (конфуцианства и буддизма) влияние конфуцианства было поверхностным. Оно не пустило глубоких корней в Японии по сравнению с легко усвояемым буддизмом, так как здесь ко времени его проникновения не сформировалось достаточно образованного слоя религиозных идеологов, способных внедрить его философские догматы в массы.

С 4 века в Японии формируются племенные союзы, а в 5 веке вождь племенного союза Ямато объединяет под своим верховенством уже большую часть территории страны. На усилении процессов социального расслоения в 6 веке в Японии большое влияние оказала длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с Сётоку-тайси, в правление которого появляется первый законодательный документ, первая декларация царей Ямато — Конституция Сёто Сётоку или Закон из 17 статей (604 год).

Закон из 17 статей ратует за согласие, гармонию, служение общему, а не личному всех японцев. При этом прямо закрепляется их неравенство. Правитель рассматривается в качестве единого суверена. Основой порядка провозглашается «всеобщий закон», а государь — его выразителем, который имеет право в качестве такового требовать от своих чиновников беспрекословного подчинения.

«Если вышестоящие приказывают,- гласит статья 3, - то низшие должны подчиняться». В законе осуждается клановая междоусобица и частное владение землей. Закон провозглашал государственную собственность на землю. Эффективная централизованная власть была установлена после переворота Тайка (645 год).Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в серии реформ, закрепленных в манифесте Тайка, дополненных специальным кодексом «Тайхо рё!. Реформы призваны были реорганизовать систему управления и аграрные отношения по китайскому образцу. Т.е. земля вместе с зависимыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность.

Внедрение надельной системы в Японии не означало, однако, уравнительного передела земли. Значительная часть земель переходила в руки чиновничества. Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду надельной системы. На смену ей приходит среднее частновладельческое поместье (сён), создаваемое за счет экспроприации общинных земель, освоения целины. Образование частновладельческих поместий сопровождалось превращением надельных крестьян в феодально-зависимых.

В Японии сказывалось традиционное засилие крупных клановых групп, ослаблявших центр. Могущество клановых феодальных домов, опиравшихся на собственную военную силу стало главной причиной длительной раздробленности страны. Попытки первых двух сёгунов («великих полководцев») в 12 и 14 веках объединить страну не увенчались успехом. Усиление центральной власти произошло лишь в период третьего сёгуната Токугавы (начало 17 – первая половина 19 века).

Реформы Тайка, имевшие для Японии 7 века значение политической революции, знаменовали утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом. Они были подготовлены буддийским и конфуцианским учениями о едином государстве, во главе которого стоит «монарх-мудрец», «потомок богов», обладающий неограниченной властью. Древняя религия японцев синто («путь духов») легко впитавшая идеи китайских религий о божественной силе правителя-императора, также способствовала этому.

В результате «переворота Тайка» было создано единое японское государство во главе с императором, принцем правящей династии, опиравшимся на поддержку могущественного клана Фудзивара. Фудзивара поставлял впоследствии из поколения в поколение не только наследственных регентов-соправителей императоров, но и императриц.

Японские правители еще в 6 веке заимствовали из Китая название «тенси» или «теню» – «сын неба». Но если в Китае источник власти правителя заключался в «воле неба», а смена императорских династий объяснялась изменениями «приказа Неба», то смысл «теню» в Японии был более заземленным, он не содержал указания на небо. Представления о природе у японцев были более конкретными. Они поклонялись не только небу, но и солнцу, горам, рекам.

Древнейшая религия японцев синто («путь духов») отводила правителю роль первосвященника, божественного потомка солнца, принявшего человеческий облик. Религия японцев «ребу синто» (двуединое синто), сложившаяся в 6-7 веках на основе смешения синто и буддизма, признавала в императоре не только духовного главу, верховного жреца, но и светского монарха, прежде всего руководителя войска. Отсюда берет начало тщательно разработанная в праве Японии структура всех государственных учреждений: центральных и местных, духовных и светских.

Специальный раздел «Тайхо Ёро рё» (Учреждения и штаты) был посвящен разветвленной правительственной системе центральных и местных, духовных и светских властей, иерархии должностей и рангов чиновников, их подготовке (китайская экзаменационная система не привилась в Японии, а также установлению за службу жалования натурой или земельными наделами «в кормление».

Высшая государственная власть, как в Китае, принадлежала в Японии Государственному совету («Дадзе-кан»), разрабатывавшему общие направления государственной политики, рассылавшему указы императора по всей стране. Наряду со светским Государственным советом в Японии, в отличие от Китая, существовал особый Государственный совет («Дзинги-кан») или «Совет по делам духов неба и земли», осуществлявший надзор за синтоистскими храмами и молельнями, за деятельностью клира, за крестьянами, приписанными к храмам. Совет занимал достаточно высокое положение среди других ведомств.

В Японии существовало особое министерство «общих дел». Оно ведало текущими делами дворца, ритуалом, редактированием имперских указов, следило за составлением истории страны, списков принцев крови, придворных дам и буддийского духовенства, а также генерального реестра населения и росписи налогов. Являлось как бы высшей канцелярией страны, это министерство занимало первое место в государственном аппарате в силу особой близости его к императору.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.