Предмет психологии высшей школы и ее место в системе психологической науки — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Предмет психологии высшей школы и ее место в системе психологической науки

2018-01-14 406
Предмет психологии высшей школы и ее место в системе психологической науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психология высшей школы — сравнительно новая отрасль психологической науки. Чтобы определить ее предмет, охарактеризуем сначала предмет психологии как науки в целом.

Предмет психологии. Слово «психология» в переводе на русский язык с греческого означает «наука о душе» («psyche» – «душа», «logas» – «понятие», «учение»). В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, душевная болезнь.

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Психическое отражение – это активный, многоактный процесс, в ходе которого внешние воздействия преломляются через внутренние особенности того, кто отражает, и поэтому психика является субъективным отражением объективного мира.

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности личности.

Оно характеризуется рядом особенностей: 1) дает возможность правильно отражать окружающую действительность; 2) совершается в процессе активной деятельности личности; 3) углубляется и совершенствуется; 4) преломляется через индивидуальность; 5)носит опережающий характер.

Основные функции психики: отражение и регуляция поведения и деятельности.

Психология – это наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики. Таким образом, предметом психологии является психика.

Структура психики включает в себя основные формы проявления психики. 1.Психические процессы – отдельные формы или виды психической деятельности: познавательные (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание); эмоционально-волевые (эмоции, чувства, воля).

Психические процессы подразделяются на познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательные процессы – ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление и речь – дают возможность овладевать знаниями и решать задачи, ориентироваться в обстановке, изучать отдельные объекты и среду в целом, предвидеть события.

Эмоциональные процессы окрашивают всю внутреннюю жизнь человека, участвуют в активизации его сил, «дают знать» о соответствии или несоответствии происходящего потребностям и целям.

Волевые процессы выражаются в саморегуляции, сознательном усилии и управлении своим поведением. Наиболее ярко они проявляются при преодолении трудностей и препятствий.

Психические процессы включены в поведение и деятельность людей. Нет ни одной задачи, которая могла бы быть решена ими без проявления психических процессов.

Ощущения – отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов и явлений.

Память – отражение или запечатление прошлого опыта, сохранение и воспроизведение чего-либо.

Воображение – отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта.

Мышление – высшая форма отражательной деятельности, позволяющая познать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерности развития.

2. Психические состояния – это временные состояния психики в целом (подъем, уверенность, готовность, удовлетворенность, сомнение, угнетенность, подавленность и т.д.), от которых зависят уровни функционирования познавательных процессов, успехи практических действий, а также результаты внешних воздействий на человека, в том числе воспитательных.

Это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени: устойчивый интерес: творческий подъем: утомление; сомнение; апатия; угнетенность и др.

3. Свойства личности – наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека: направленность, темперамент, характер, способности.

Личность начинает складываться и проявляться тогда, когда на основе сознания и самосознания появляется избирательное отношение к действительности, когда человек становится субъектом поведения и деятельности с определенной жизненной позицией, оценками, притязаниями, социально обусловленными качествами и свойствами.

Важнейшими психическими свойствами являются направленность, характер, темперамент и способности.

Направленность как свойство личности – это глубоко мотивированная целеустремленность. Мотивы выполняют функции побуждения и смыслообразования. Вместе с тем, они направляют поведение, участвуют в «энергетическом» обеспечении психической активности человека. Основа направленности – потребности, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. Именно цели, мотивы и отношения к действительности раскрывают направленность личности, ее жизненную позицию.

Характер – это совокупность относительно устойчивых психических черт, влияющих на все стороны поведения и выражающих отношение человека к труду, людям, коллективу, обществу и самому себе. Характер отражает своеобразие психического склада личности.

На форму проявления характера и все поведение человека влияет темперамент, который выражает динамику его психики и сказывается на гибкости и подвижности взаимодействия с внешней средой, на быстроте мышления, памяти, приспособлении к новым условиям жизни.

Важным психическим свойством, отличающим одного человека от другого, являются способности, т.е. такие психические особенности, которые позволяют успешно заниматься одной или несколькими видами деятельности и, что важно подчеркнуть, совершенствоваться в них, овладевать ими.

По психическим свойствам можно судить об индивидуальных особенностях человека. От свойств зависит протекание и проявление психических процессов и состояний, постоянство психической активности, типичной для данного человека.

Психологию интересуют особенности его знаний, навыков, умений, привычек, которые условно можно назвать психическими образованиями. Они складываются благодаря фиксированию в сознании результатов функционирования психических процессов, состояний, свойств. Психические образования – важное условие успешности решения профессиональных и других задач.

Таким образом, психика представляет собой иерархическую систему, ведущая роль в которой принадлежит психическим свойствам.

Наряду с индивидуальной психикой есть еще возникающие у групп и коллективов людей социально-психологические явления: традиции, оценки, интересы, вкусы и т.п. Психология группы и коллектива характеризуется взаимоотношениями людей, их настроениями, мнениями, уровнем сознательности, товарищества, сплоченности, симпатиями, антипатиями и т.д. Личность и коллектив находятся в единстве, оказывают взаимное влияние друг на друга, мера которого зависит от их качеств. Социально-психологические явления играют важную роль в жизни вуза, в решении задач воспитания и обучения студентов, в работе кафедр и общественных организаций.

Существуют следующие отрасли психологии:

Общая психология исследует наиболее общие закономерности психической деятельности взрослого человека (содержание: основные принципы науки, ее методы, система понятий, обобщенная и абстрагированная на основе исследований, проведенных в различных отраслях психологии).

Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека, становление различных психических процессов и психических свойств личности (разделы: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, психология старости).

Педагогическая психология исследует психологические особенности обучения и воспитания и непосредственно связана с возрастной психологией.

Социальная психология изучает психические проявления различных социальных общностей, групп, коллективов (их настроения, общественное мнение и т.д.); характер взаимоотношений людей в группах и коллективах, положение личности в них, проблемы лидерства и руководства.

Медицинская психология занимается вопросами психотерапии, психогигиены, вопросами общения врача и больного.

Также можно перечислить такие отрасли «психологии»: психология спорта, инженерная психология, военная психология, юридическая психология и др.

Предметом психологии высшей школы являются индивидуальные, а также социально-психологические явления, порождаемые условиями вузов. Психология высшей школы изучает закономерности этих явлений, их место, роль, проявление, развитие и функционирование в деятельности студентов, преподавателей и руководителей вузов, а также пути воздействия на них с целью более эффективного решения задач высшего образования.

В отличие от общей психологии, изучающей общие закономерности, сущность психической жизни людей, психологию высшей школы интересуют, прежде всего, функционирование, изменение, развитие и формирование психики студента, психологические особенности личности и деятельности преподавателя и руководителя вуза.

Таким образом, психология высшей школы – синтезирует в определенных отношениях достижения педагогической, социальной, возрастной психологии, психологии труда и т.д. По своему основному содержанию она является педагогической психологией применительно к вузу.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.