Эпоха подростничества (11-17 лет). — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эпоха подростничества (11-17 лет).

2018-01-14 492
Эпоха подростничества (11-17 лет). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Младшее подростничество (11-14 лет). Появляется новая деятельность - деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, появляются лидеры. Возникает "чувство взрослости" - особая форма новообразования сознания, через которое под росток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения.

Здесь важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых - "трудный возраст", "переломный возраст".

2. Юность - старшее подростничество (14-17 лет). У ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется само сознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная (вновь операционально-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. - СПб.: Питер, 2006. - С. 26-27.

Периодизация Д.Б. Эльконина является наиболее распространенной в отечественной психологии.

Содержательное раскрытие особенностей возраста предполагает: выделение возрастных особенностей в натуральном ряду развития, осмысление особенностей социального положения, понимание их преломления в психике и поведении ребенка

Подход к возрастной периодизации Д.Б. Эльконина интересен тем, что представляет процесс развития как идущий по восходящей спирали, а не как линейный; позволяет показать противоречивое единство мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон развития личности; установить значение каждого отдельного периода для последующего; выстроить периодизацию по эпохам и стадиям на основе внутренних законов развития.

 

 

Билет 18.Периодизации возрастного развития Л.С. Выгодского, Д.И. Фельдштейна, А.В. Петровского, В.И. Слободчикова и др.

 

Социально-психологическая концепция развития личности ребенка и подростка А.В. Петровского. Единство, но не тождество развития личности и развития психики человека. Развитие личности в относительно стабильной группе. Три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация, интеграция. Развитие личности в изменяющейся среде.

Социально-нормативная периодизация развития личности в онтогенезе Д.И. Фельдштейна. Закономерности поуровневого развития личности. Позиции ребенка по отношению к обществу: «я в обществе» и «я и общество». Становление личности в процессе общественно заданной деятельности ребенка. Периоды и стадии социального развития личности.

Концептуальная модель развития субъективности человека В.И. Слободчикова. Антропологический принцип в психологии развития. Событие как объект развития. Совместное бытие (событие) ребенка и взрослого как источник и движущая сила развития. Подражание и рефлексия как механизмы развития. Направления развития – становление самостоятельности, способности к саморазвитию. Результаты развития – фундаментальные (родовые) человеческие способности. Ступени развития субъективной реальности человека.

 

Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации развития, медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится вполне очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования. В другие, критические периоды, напротив, развитие совершается бурно, стремительно. Характерно резкое обострение кризиса в середине - кульминационная точка, или апогей, по которой и удобно датировать кризис. Кризисы, по мнению Выготского, имеют не только негативное, но и собственное позитивное значение. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет основное содержание кризисного периода. Кризисы, сочетающие в себе разрушительные и созидательные тенденции, — это норма онтогенеза.

Периодизация, выстроенная Выготским, включает в себя следующие периоды:

 

— кризис новорожденности;

— младенчество (2 месяца — 1 год);

— кризис одного года;

— раннее детство (1 — 3 года);

— кризис трех лет;

— дошкольный возраст (3 — 7 лет);

— кризис семи лет;

— школьный возраст (8—12 лет);

— кризис 13 лет;

— пубертатный возраст (14—17 лет

 

 

19. Пренатальное развитие.

Первые дни зародыш развивается в яйцеводе.. Морула – тутовая ягода.

Следующая стадия, когда зародыш попадет в матку примерно на 4-ый день, будет наз. Бластоцистой. Колличество клеток быстро растет.. К концу 4-ой недели он имеет длину – 8 мм. С матерью устанавливается связь с помощью пуповины. Формируются хрящи.

Со второго м-ца жизни зародыш начинают называть ЭМБРИОНОМ. Формируются внешние признаки человека. Конечности, лицо, уши, нос…

 

3-ий – 5-ый месяцы.

Длина – 9 см. Обозначается шея, появляются ногти, голова выпрямляется. Формируются наружные половые органы. Зародыш называют ПЛОДОМ.

Появляется мышечная активность.. Щитовидка начинает функционировать к концу 4-го м-ца. Поджелудка выделяет инсулин, которого хватает ешё и матери.

Надпочечники выделяют адреналин.

На 5-ом м-це длина -230 мм, а масса 500 гр. Движения энергичны.. Появляется волосяной покров. К 28 неделе система органов дыхания готова функционировать самостоятельно, если бы произошли преждевременные роды.

 

6-7 месяцы. Длина плода 300- 350 мм., масса -800-1300 гр. Могут открыться глаза. Сформировались брови и ресницы. Увеличивается подкожный жировой слой. Когда плоду исполнится 28 недель. Он уже готов к самостоятельной жизни.

 

8-9 месяцы. Масса приближается к 2 кг, длина к 42 см к началу 8-го м-ца. Краснота кожи исчезает. На голове отрастают волосы. Продолжительность внутриутробной жизни составляет примерно 280 дней (40 недель).

 

На протяжении всего внутриутробного периода, начиная с 3-4 –ой недели, развивается нервная система ребенка. Головной мозг продолжает развиваться на протяжении многих лет после рождения. Функционировать ЦНС начинает ещё во внутриутробно.

 

С 24-ой недели ребенок реагирует на шумы из вне, но ритмичное серцебиение матери доминирует на всем. С 28-ой появляются мимические реакции

Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом для обоих. Ребенок, проходя через родовые пути, испытывает сильную гипоксию и сдавливание. Идет выброс гормонов адреналина и норадреналина. Нервная система глубоко потрясена произошедшим, поэтому этот период знаменуется как кризис новорожденности.

 

 

Билет 20. Характеристика периода младенчества.

Младенческий возраст – от 2 мес. до 1 года.
Значение:
1. Развивается артикуляционный аппарат. Учится управлять им.
2. Ребенок должен научиться слышать себя.
3. Ребенок приучается контролировать дыхание. Начинает формироваться речевое дыхание.

Пассивный словарный запас.
В младенческом возрасте ребенок обращает внимание на интонацию.
С 4–5 мес. надо начинать создавать условия для развития понимания речи.
К 1 году – начинает устанавливаться связь между названием предмета и самим предметом.
К году ребенок знает название простейших предметов его окружения, но интонация играет большую роль.

Развитие действий и движений.
Ребенок овладевает своим телом.

    • 1 мес. – поднимает подбородок.
    • 2 мес. – начинает поднимать грудь, лежа на животе.
    • 3 мес. – держит голову в вертикальном положении.
    • С 3-х мес. – пытается держать игрушку.
    • 5 мес. – самостоятельно поворачивается, хватает предметы. Ребенка начинают присаживать.
    • 6 мес. – начало ползания. С 6 мес. ребенка начинают садить.
    • 8 мес. – ребенок стоит с посторонней помощью. Садиться сам.
    • 10 мес. – первые шаги с помощью.
    • 11 мес. – ходит с помощью, с опорой, освобождаются руки. (или без помощи?????)Все психические процессы формируются как внешние, а потом переходят во внутренний план.

С развитием возникает ориентировка в пространстве.

Выготский: «Предмет учит руку, рука учит глаз». В 8 мес. ребенок начинает жить в мире постоянных предметов.

Кризис 1-го года.
Начинается в 9 мес.
Этот кризис характеризуется первыми актами протеста.
Выражается – гипобулические неуправляемые реакции.

Божович говорит, что появляются первые предличностные образования – это аффект – но заряженные (мотивирующие) представления.

Важнейшие достижения:
1. Складываются 2 формы общения со взрослыми.
2. Появляются первые социальные реакции, направленные на взрослого человека.
3. Формируется потребность в общении.
4. Первое предличностное новообразование: с 3-х мес. – собственная активность ребенка (Авдеева, Мещерякова).
5. Представление о предмете, как постоянно существующем.
6. Формируется собственный опыт ребенка на основе развития памяти.
7. Предпосылки усвоения речи.
8. Появляются зачатки наглядно-действенного мышления.

Все действия и движения в этом возрасте можно разделить на:
– прогрессивные – нормально развивающие.
– тупиковые – замыкают ребенка на себе самом (сосание пальца, раскачивание на четвереньках, рассматривание ладошки).

К прогрессивным движениям относятся – манипулирование, хватание.

    • В 7–8 мес. – ребенок начинает уверенно доставать игрушку, начинается противопоставление большого пальца.
    • С 3–4 мес. – начинаются манипуляции ребенка с предметом.
    • До 6 мес. – важно завладеть предметом; после 6 мес. – важен результат.

Ориентировка в окружающем.
Ориентировка носит нерасчлененный характер.
Начинают выделяться элементы мышления, восприятия.

    • Развивается работа всех анализаторов и формируются межанализаторные связи.

 

Билет 21.
Ранний возраст: социальная ситуация развития, анатомо-физиологические возможности и деятельность ребенка.

Ранний возраст – от 1 года до 3 лет. Социальная ситуация развития.
Выготский: ребенок. предмет, взрослый.
Ведущий вид деятельности – предметная деятельность.
Ведущий тип общения – ситуативно-деловое. По Эльконину: деятельность развивается в 2-х направлениях:
1. Переход от собственного действия со взрослым к самостоятельному действию. Взрослый начинает выступать в роли образца. 2. Развитие средств и способов употребления предметов, перенос этих способов на другие предметы.
В результате возникает обобщенное действие, которое является основой игрового действия.
Предметное действие. Обобщенное действие. Игровое действие. Социальная ситуация создает направленность на предмет.
К концу возраста происходит переориентация.

Анатомо-физиологические возможности.
Ребенок увеличивает вес, рост. 6 вариантов нормы:
1…… 1) В год (вес) – 9–11 кг. 2) В 3 года (вес) – 10–15 кг. 3) В год (рост) – 75 см. 4) В 3 года (рост) – 95–97 см. 5) Вес мозга: новорожденный – 400 гр., в год – 800 гр. 6) Вес мозга: в 3 года – 1170 гр. – сильно развивается Варолиев мост и мозжечок.

2. Развиваются нервные клетки – они миелинизируются.
Убыстряется темп психической жизни.
Развивается: – торможение; – основы для элементарной терморегуляции; – основа для дифференциации.
Образование условных рефлексов => основа обучения. Обучение идет в жизнедеятельности.

3. Развитие опорно-двигательного аппарата – начинается окостенение.

4. Еще не сформированы постоянные изгибы.

5. К 2-м годам у ребенка вырастают все 20 молочных зубов. Переход на взрослый тип питания. Бóльшая независимость.

6. Еще не сформирован собственный иммунитет. Ребенок подвержен заболеваниям.

Развитие деятельности.
В раннем возрасте прямохождение является самостоятельным видом деятельности.
Овладение собственным телом является стимулом развития прямохождения.
1. Ребенок овладевает пространством.
2. Расширяется круг объектов, с которыми ребенок может общаться самостоятельно.
3. Освобождаются руки.

Развитие предметной деятельности.
2 вида действий:
1. Соотносящие – действие с разными объектами по их взаимодействию.
2. Орудийные – связаны с употреблением предмета, но функция развивается только с помощью взрослого.
С 1 года до 3 лет ребенок овладевает принципом употребления орудия труда. 3 этапа овладения орудийным действием:
1. Орудие труда употребляется, но действие остается ручным, поэтому данное действие заканчивается неудачей.
2. Ребенок понимает сущность орудия как посредника, но достигает успеха эпизодично.
3. Автоматизация орудийного действия. Действие становится собственно орудийным.

Зарождение новых видов деятельности.
(Это продуктивные виды деятельности: рисование, игра).

ИГРА.
Предпосылками для игры являются:
1. Действия с игрушками. Причем – сначала действие является принадлежностью этой игрушки.
2. Действия начинают переноситься на другие предметы. Ребенок начинает использовать другие предметы через те же действия.
3. Ребенок начинает придумывать действия с предметами.
4. Отсутствующие предметы начинают замещаться другими предметами (у ребенка развивается символическая функция сознания).
5. Ребенок после совершения действий начинает называть эти действия.
6. Ребенок после совершения действия начинает называть себя именем другого человека.

Путь формирования психики – из внешних действий к внутреннему.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ деятельность.
1. Доизобразительная стадия:
Этапы: а).Освоение функции карандаша как орудия труда (ребенок изображает каракули). б).Ребенок начинает искать в изображенном какое-либо содержание.

2. Изобразительная стадия (2,5 – 3 года):
Этапы: а) появляются графические образы. б). Ребенок начинает рисовать что-то определенное. Это собственно начало рисования.

Предпосылки формирования игры – переименование предметов, отождествление своих действий с действиями другого, называет себя именем другого человека. Предпосылки изобразительной деятельности – овладение карандашом как орудием; появление графических образов.

Достижения раннего возраста:
1. Складывается предметная деятельность.
2. Общение со взрослым.
3. Зачатки общения со сверстниками.
4. Формирование предметного восприятия.
5. Наглядные формы мышления:
– наглядно-действенное – основное;
– зачатки наглядно-образного.
6. Знаково-символическая функция сознания.
7. Развитие активной речи.
8. Осознание себя.
9. Возникновение личного действия и личного желания. 10. Гордость за собственные достижения.

Билет 22.
Ранний возраст: развитие речи, ориентировки в окружающем, предпосылки формирования личности. Кризис 3 лет. Ранний возраст – от 1 года до 3 лет. Развитие речи в раннем возрасте. А). 3 лет – развивается речь. Развитие интеллектуальной речи, развитие пассивной речи (понимание речи).В начале возраста ребенок понимает только простейшие инструкции, которые непосредственно связаны с его жизнедеятельностью. Слово относится к целой ситуации. Б). К 2–3 годам. Ребенок начинает понимать речь в любой обстановке.Слово начинает регулировать поведение ребенка. Слово начинает руководить действиями ребенка.
Побудительные указание выполняются намного легче, чем тормозные.Ребенок понимает уже небольшие рассказы и сказки, но понять он может только то, что было в его собственном опыте. Активная речь. В 1,5 года – от 30–40 до 150 слов. -В 2 года – 300 слов. -В 3 года – 1500 слов. -5 лет – 2,5–3 тыс. слов. -7 лет – 4–5 тыс. слов.

Речь ребенка ситуативна, автономна. Речь дополняется мимикой, жестами.
Автономна – речь состоит из упрощенных слов.
К 5 годам автономная речь должна исчезать полностью.

    • 1,2–1,3 года – возникает подражание взрослому по инициативе ребенка.
    • 1,6 лет – появляются слова обобщения (обобщенное по внешним признакам).
    • 1,8 лет – слово выполняет функцию предположения.
    • 1,8–1,10 лет – предположение из 2-х слов.
    • С 1,10 лет – обобщение, действие и имя.
    • К 2 годам – появляются пятисложные предложения. Ребенок начинает составлять слова при помощи флексий.
    • В 2 года – появляется описательная речь, т.е. ребенок отражает в речи все то, что он воспринимает.Идет формирования словарного запаса К 3-м годам – ребенок говорит предложениями, владеет падежными окончаниями. Пытается сам конструировать слова по аналогии с уже знакомыми. С 2-х лет – сензитивный период развития чувства языка.

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.