Лабораторная работа № 5 (2 ч.) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Лабораторная работа № 5 (2 ч.)

2018-01-13 225
Лабораторная работа № 5 (2 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семантическая организация словообразовательного типа:

Внутри- и межтиповые связи

Цель: сформировать представление о системных внутри-и межтиповых связях, проявляющихся на уровне полисемии производного слова, полимотивации и словообразовательной синонимии.

Задание: выполните упр. 19, 26 (стр. 92, 94) (см. источник № 3 списка литературы).

Рекомендуемая литература:

1. Араева Л.А. Словообразовательный тип как семантическая микросистема. Суффиксальные субстантивы (на материале русских говоров). – Кемерово, 1994. – С. 82-115.

2. Катышев П.А. Мотивационная многомерность словообразовательной формы. – Томск, 2001. – С. 10-39.

3. Евсеева И.В. Словообразовательный тип: антропоцентрический подход: Научно-методическое пособие. - Красноярск, 2005.- С. 46-54, 63-65, 72-77.

4. Начинкина Г.Н. Разновидности смысловых отношений между производными и базовыми словами и условия многозначности производных // РЯШ. – 1973. - №6.

5. Хашимов Р.М. Однокоренные слова и синонимия // РЯШ. – 1972. - № 3.

Лекция № 10 (2 ч.)

Синхронно-диахронные классификации способов словообразования

План:

1. Понимание способа словообразования, его соотношение со словообразовательным типом.

2. Принципы классификации способов словообразования В.В.Виноградова (и Н.М.Шанского).

3. Способы синхронного словообразования.

4. Принципы классификации способов словообразования Е.А.Земской (аффиксальные, безаффиксные).

5. Принципы классификации способов словообразования В.В.Лопатина и И.С.Улуханова (сп. словообр-я с одной мотивирующей основой и с более чем одной мотивирующей основой).

Литература:

1. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования // Избранные труды: Исследования по русской грамматике. – М., 1975. – С. 155-165.

2. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М., 1992.

3. Совр. рус. яз.: Учеб. / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1999. – С.364-377.

4. Русская грамматика. – М., 1980. – пар. 202-203. –С. 138-140.

 

Практическое занятие № 10-11 (4 ч.)

Синхронно-диахронные классификации способов словообразования

I. Теоретическая часть

1. Определение способа словообразования.

2. Принципы классификации способов словообразования В.В. Виноградова.

3. Классификация способов словообразования Н.М. Шанского.

4. Классификация способов словообразования Е.А. Земской

5. Классификация способов словообразования В.В. Лопатина и И.С. Улуханова.

Рекомендуемая литература

1. Граник Г.Г. и др. Крупноблочные прилагательные // Рус. яз. в школе и дома. - №5, 2005. – С. 25-26.

2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. - М., 1973. – С. - 169-181.

3. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М., 1992. – С. 40-88.

4. Русская грамматика. – М., 1980. - § 202-203. – С. 138 – 140.

5. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000. – С. 211-219.

6. Современный русский язык. Ч. 2. Словообразование. Морфонология. Морфология / Под ред. П.П. Шубы. – Минск, 1998. – С. 87-109.

7. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Ч. 1 / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. – С. 498-511.

8. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. – М., 1996. – С. 25-100.

9. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык: Учебник. Ч. II. -М., 1987. – С. 61-71.

10. Занимательная грамматика // Русский язык в школе и дома. – 2005. - №5. – С. 25-26.

11. Тулина Т.А. Способы словообразования слов на базе словосочетаний // РЯШ. – 1974. - № 4.

12. Лопатин В.В. Префиксально-суффиксальные отглагольные имена и их синхронические словообразовательные связи // Филологические науки. – 1977. - № 3.

II. Практическая часть

(к занятию №10 – задания 1, 2; к занятию №11 – 3, 4, 5, методическую копилку)

1. Выполните упр. 242, 245 (Сборник упражнений по современному русскому языку: Учеб. пособие / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000. – С. 97, 98). При выполнении упр. 242 способ словообразования определите по классификациям Н.М. Шанского и Е.А. Земской.

2. Познакомьтесь с диалогом и выполните задания.

«Не тормози, сникерсни!» – громко зазывала реклама. Вова предложил Насте:

- Ну что, пойдем сникерснем, раз так настаивают?

- Вот еще! – возмутилась Настя. – Делать неизвестно что.

- Как это неизвестно?

- Да конечно! И слова-то такого нет, а мы что-то должны сделать.

- Как нет? Сникерснуть – значит съесть « Сникерс ».

- Понимаю, что тут без «Сникерса» не обошлось, но глагол-то неправильно образован! Сам посмотри: топать – топнуть, кричать – крикнуть, моргать – моргнуть … Глаголы-то с суффиксом -ну -, если отвечают на вопрос что сделать?, производные, образованы суффиксальным способом. А где же исходный для сникерснуть? Сникерсать, что ли? Что-то я такого не слышала.

- Ишь ты, похоже, ты права, - задумался Вова.

Прокомментируйте диалог ребят.

Чем отличаются глаголы топнуть, крикнуть, моргнуть от гнуть, тонуть, вязнуть?

3. Подготовьте сообщения: «Специфика способов окказионального словообразования», «Детские новообразования».

4. Определите способ образования данных ниже слов, заполнив таблицу:

 

Анализируемое слово Производящее слово Способы словообразования
    по классиф-ии Земской по классиф-ии Шанского по школ. учеб. Бабайцевой (5-11 кл.) по школ. учеб. Разумовской (5 кл.) по школ. учеб. Ладыженской и др. (5 кл.) по школ. учеб. Репкина (6 кл.) по школ. учеб. Панова (6 кл.)
                 

Побег, выводок, вожатый (сущ.), подносчик, побережье, погрузчик, зимой (наречие), подслеповатый, окружение, наготове, по-дружески, гарь, безрогий, желторотый, плавательный, мостовая, редколесье, несколько, храбрец, тишь, бесхребетный, какой-либо, испачкаться, присматриваться, абитура, кашевар, диван-кровать, СМИ, восемьсот, канатоходец, сокурсник, проседь, ледоход.

5. Прочитайте статью Г.Г. Граника о «крупноблочных прилагательных» (см. источник в списке литературы № 1) и выполните задание: замените выделенные сочетания слов прилагательными и определите их способ словообразования, указывая мотивирующее слово.

1. Факт, вызывающий возмущение. 2. Свет, слепящий глаза. 3. Человек, способный изобретать. 4. Человек, который быстро и хорошо соображает. 5. Человек, который умеет многое предусмотреть. 6. Поступок, достойный героя. 7. Событие, важное для истории. 8. Новости политики. 9. Полет в космос.

III. Методическая копилка

1. Сделайте анализ школьных учебников – теоретическую и практическую части - с точки зрения классификации способов словообразования (см. учебники, рекомендованные в методической копилке к практическому занятию №1).

На какие способы словообразования обращается большее внимание в школьной практике?

2. Подберите 2-3 упражнения занимательного характера, которые можно использовать в школьной практике при изучении темы «Способы словообразования».


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.