Лабораторная работа № 2 (2 ч.) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Лабораторная работа № 2 (2 ч.)

2018-01-13 299
Лабораторная работа № 2 (2 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исторические изменения морфемной структуры слова

Цель: сформировать умение видеть результаты исторических изменений в структуре русского слова.

Задание: сделайте этимологический анализ слов: забота, подобный, гладиатор, заноза, пузырек.

Рекомендуемая литература:

См. перечень литературы в плане практического занятия №4.

Практическое занятие № 5 (2 ч.)

Морфемный и этимологический анализ слова

I. Теоретическая часть

1. Морфемный анализ слова, его принципы и этапы осуществления.

2. Этимологический анализ слова, его принципы и этапы осуществления.

Рекомендуемая литература:

1. Балакай А.Г. Некоторые спорные вопросы морфемного анализа в вузе и в школе // РЯШ.-1990.- № 4. – С. 81-86 (статью законспектировать).

2. Копелиович А.Б. Правило йотированной буквы при морфемном анализе // РЯШ. –2000.- №4. – С. 28-32 (статью законспектировать).

3.Шепель Ю.А. О некоторых трудных случаях изучения состава слова в системе вузовского преподавания русского языка // РЯШ. - 1988. - №1 (статью законспектировать).

4. Кузнецова А.И., Ефремова Т.В. Словарь морфем русского языка. – М., 1986.

5. Немченко В.Н. Основные понятия морфемики в терминах: Краткий словарь-справочник. – Красноярск, 1985.

6. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Ч. 1 / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. – С. 442-476.

7. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1985.

8. Еремина Е.А. Виды разбора на уроках русского языка. 5-11 классы. - СПб., 2001.- С. 9-11.

II. Практическая часть

1. Подготовьтесь к самостоятельной работе по теме «Морфемный и этимологический анализ слова»

2. Докажите, что в слове тряпьё [j] является словообразующим суффиксом, а в слове веет [j] относится к корню.

3. Установите морфемное членение слов 1) по «Словарю морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.В. Ефремовой и 2) по «Словообразовательному словарю русского языка» А.Н.Тихонова.

Букашечка, ветка, важный, обаяние, обеспеченный.

4. Выполните морфемный анализ слов коротенький, подсказывая (план анализа см. в приложении).

5. Выполните этимологический анализ слова голыдьба, снять.

III. Методическая копилка

Какой порядок морфемного анализа предлагается в школьных учебниках (проанализируйте учебники, рекомендованные в методической копилке к практическому занятию №1)? Обратите внимание на источник № 8 в списке литературы.

Модуль № 2. Морфонология

Лекция №5 (2 ч.)

Морфонология. Способы адаптации морфем в слове

План:

1. Круг проблем морфонологии.

2. Варьирование фонемного состава морфемы как одна из особенностей русского языка.

3. Способы адаптации морфем в слове: морфонологические чередования и их типы, усечение морфем, наложение морфем, интерфиксация.

Литература:

1. Современный русский язык: Учебник…/ Под ред. В.А.Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999 – С. 328-344.

2. Современный русский язык: Учебник…/ Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000. – С. 201-205.

3. Чурганова В.Г. Очерк русской морфонологии. – М., 1973. – С. 33-40, 222-237.

4. Антипов А.Г. Алломорфное варьирование суффикса в словообразовательном типе (на материале русских говоров). – Томск, 2001.

Практическое занятие № 6 (2 ч.)

Морфонологические явления состава слова

I. Теоретическая часть

1. Морфонема и субморф как основные единицы морфонологии.

2. Круг проблем морфонологии.

3. Морфонологические чередования (чередования на морфемном шве, чередования гласных и согласных, продуктивные и непродуктивные чередования).

4. Усечение морфемы (полное или частичное).

5. Наложение.

6. Интерфиксация как основной способ адаптации морфем.

7. Морфонологическая характеристика слова (место ударения, фонемный состав соседнего морфа, функция соседней морфемы).

Рекомендуемая литература:

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие. - М., 1973. – С.77-168.

2. Русская грамматика. – М., 1980. – Т. I. – С. 413-452.

3. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000. – С. 201-203.

4. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999. – С. 328-344.

5. Евсеева И.В. Интерфиксация как морфонологическое явление: Метод. разработка по курсу современного русского языка. – Красноярск, 2004.- С. 8-18.

6. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. – М., 1996. – С. 661-662, 694-696.

7. Учебные таблицы по морфемике и словообразованию / Сост. Р.Т. Гриб. – Красноярск, 1991. – С. 27-32.

8. Чурганова В.Г. Очерк русской морфонологии. – М., 1973. – С. 33-40, 222-237.

9. Антипов А.Г. Русская диалектная морфонология: проблемы описания. – Кемерово, 1997. – С. 18-29.

II. Практическая часть

1. Подготовьте сообщение по теме: «Интерфикс – это морфема?»

2. Определите, чем различаются морфы, представляющие одну морфему в словах и словоформах

птица – птичьи, сапог – сапоги – сапожонки, запереть – запирать, носить – ношу – вынашивать, дворец – дворца, сорвать – срыв.

Образец: снег – подснежник: корневая морфема представлена двумя морфами-алломорфами снег- и снеж -, различающимися меной фонем г // ж перед суффиксом -ник.

3. Докажите, что в данных парах слов префиксальные морфы представляют одну морфему.

Собрать-сбор, облить-оболью, обнимать-обойму, отпирать-отопру, подзывать-подзову, сжать-сожму, разбить-разобью.

4. Приведите примеры корневых морфем, различающихся следующими чередованиями фонем:

(с - с' - ш), (з - з' - ж), (т - т' - ч), (д - д' - жд).

5. Выполните упр. 1 (см. источник №5 в списке литературы).

III. Методическая копилка

1. Какие из вопросов морфонологии представлены в школьной практике? (Проанализируйте учебники, рекомендованные в методической копилке к практическому занятию №1).

2. Познакомьтесь с исторической справкой о чередовании гласных фонем с нулем фонемы (см. Русский язык: Учебн.: для 5-го кл. / И.С. Ильинская, М.В.Панов, С.М.Кузьмина, Н.Е.Ильина и др.– М.,1995.–С.318-320).

3. Подберите 2-3 упражнения занимательного характера по теме «Чередование звуков».

 

 

Лабораторная работа № 3 (2 ч.)


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.