Тема 11. Психологические условия формирования асоциальной направленности — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 11. Психологические условия формирования асоциальной направленности

2018-01-13 447
Тема 11. Психологические условия формирования асоциальной направленности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация. Рассмотрены условия, провоцирующие формирование асоциальной направленности личности: успешность решения задач развития; гиперболизация личностного эгоцентризма и низкий уровень развития морального сознания. Описаны составляющие личностного эгоцентризма, сочетание которых определяет высокую вероятность актуализации девиантного поведения. Выявлена связь между уровнем развития морального сознания и характеристиками морального действия (поступка).

 

Успешное решение задач развития в каждом возрасте выступает важным ресурсом формирования просоциальной направленности (Р.Хевигхерст). Напротив, неразрешенность задачи развития влечет за собой нарушение личностного развития по асоциальному и антисоциальному типу. Соответственно, необходима организация психологического сопровождения подростков и юношей в процессе решения задач развития.

Одной из интересных возрастных особенностей личностного развития, провоцирующей нарушении развития личности и поведения является аффективно-личностный эгоцентризм (сосредоточенность на себе и своих переживаниях, миф личной неуязвимости, миф воображаемой аудитории, фокализм). Д.Элкинд следующим образом характеризует составляющие подросткового эгоцентризма: феномен воображаемой аудитории и миф о собственной исключительности. Феномен воображаемой аудитории заключается в убежденности подростка, что он постоянно находится в центре внимания окружающих людей, достаточно критично к нему настроенных. Отсюда тревожность и неуверенность подростком, обусловленная переживанием чувства «как на сцене», чрезмерная чувствительность к чужим мнениям, уязвимость, сосредоточенность на мысли, как его оценивают окружающие, демонстративное поведение «на публику». Миф о собственной исключительности состоит в убежденности подростка в уникальности их внутренних переживаний, собственной неуязвимости («с другими может что-то случиться, со мной – никогда»). Подростковый эгоцентризм рождает чувство одиночества («никто меня не понимает»), саркастическое и критичное отношение к другим людям как защиту от оценок «воображаемой аудитории», высокую эмоциональную напряженность подростков, нередко склонность к самолюбованию. Преодоление подросткового эгоцентризма связано с развитием общения со сверстниками и формированием эго-идентичности.

Особого внимания требуют группы риска – дезадаптированные дети, «хронически неуспешные», из неполных и неблагополучных семей, дети из семей мигрантов, дети социально и педагогически запущенные и др.

Значительную роль и как фактор риска формирования антисоциальной направленности и как фактор жизнестойкости играет моральное развитие личности. Уровень развития морального сознания (моральной компетентности) регламентирует характер ориентации личности на ту или иную систему ценностей (просоциальную или антисоциальную).Признанной теорией морального развития является теория Л.Кольюерга. Л. Кольберг считал, что моральное мышление развивается в связи с изменением когнитивных способностей человека, развитием структур операционального интеллекта и его социального опыта. Автор выделил три основных уровня развития морального сознания личности, каждый из которых включает по две стадии: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Преконвенциональный уровень включает стадию гетерономной морали и стадию инструментального индивидуализма, равноценного обмена. На стадии гетерономной морали, подчинение нормам основано на подчинении власти авторитетов и желании избежать наказания, физического насилия или нанесения ущерба своей собственности. С точки зрения социальной перспективы у субъекта, действующего в рамках гетерономной морали, ярко выражен эгоцентризм, нет учета интересов других, не дифференцируются свои интересы и интересы других. Учитываются физические, объективные последствия поступков, а не их психологическое значение для других людей. Эта стадия присуща детям старшего дошкольного и начала младшего школьного возраста.

Вторая стадия преконвенционального уровня – стадия инструментального индивидуализма и равноценного обмена. Выполнение норм и правил регулируется интересами и нуждами в пределах равноценного обмена, сделки, соглашения. С точки зрения социальной перспективы превалирует позиция индивидуализма и убеждение в том, что поскольку все люди пытаются реализовать собственные интересы и их интересы сталкиваются, право и закон – относительны. Справедливость рассматривается как система обмена: «ты мне, я – тебе» с равенством обмениваемых благ. Л.Кольберг называет моральное мышление этой стадии инструментальной моралью, поскольку признается абсолютно нормальным использование других для удовлетворения своих собственных интересов. На стадии инструментального индивидуализма и равноценного обмена дети переходят к самостоятельному принятию решения без участия взрослого.

Уровень конвенциональной морали включает стадию взаимных ожиданий и межличностной конформности и стадию ориентации на социальный закон и порядок. Стадия взаимных ожиданий, соглашений и межличностной конформности регулируется принятием субъектом той социальной роли, которая ему предписывается группой. Приоритетным является принцип «быть хорошим», стремление даже в своих мотивах и чувствах соответствовать социальным ожиданиям, чтобы сохранить доверие, расположение и уважение группы. Действует «золотое правило»: не делай другому того, что бы ты ни пожелал, чтобы сделали тебе. С точки зрения социальной перспективы поведение определяется взаимоотношениями с другими людьми. Возникает убеждение в том, что взаимные чувства, отношения и ожидания становятся приоритетными по отношению к индивидуальным интересам, особенно в отношениях с близкими и значимыми людьми, где их интересы оказываются выше собственных.

Четвертая стадия конвенционального уровня - стадия социального закона и порядка основывается на признании справедливости общественной системы, построенной на обязательном всеобщем выполнении правил («закон есть закон»). Законы и правила должны выполняться, кроме тех неординарных случаев, когда они вступают в противоречие с другими социальными обязанностями. Право человека соотносится с социальным, групповым и институциональным правом. Моральное сознание императивно. С точки зрения социальной перспективы эта стадия характеризуется различением социальной позиции и взаимного соглашения на основе удовлетворения мотивов сторон. Взаимоотношения складываются в соответствии с местом партнеров в социальной системе и их ролями.

Уровень постконвенциональной морали включает стадию социального контракта на основе учета прав личности, и стадию универсальных этических принципов. Стадия социального контракта основывается на положении о том, что социальные группы имеют различные ценностные приоритеты и придерживаются разных правил, поэтому в интересах справедливости необходимо заключение социального контракта, обеспечивающего права каждой группы и человека. Существуют всеобщие ценности и права, такие как жизнь, свобода, которые должны чтиться в любом обществе вне зависимости от мнения большинства. Отношения регулируются ответственностью перед законом, защищающим права людей и интересы процветания общества. Чувство ответственности распространяется на взаимоотношения в семье, дружбе, межличностных связях, в работе. В основе морального мышления лежит убеждение в том, что законы и обязанности строятся на утверждении - большее благо для большего числа людей. Приоритетность социальной перспективы, основанной на уважении рационально понимаемых прав и ценностей личности. Вместе с тем здесь возможно возникновение конфликта между моральными и правовыми позициями, что инициирует переход к шестой стадии универсальных этических принципов, признающей право преступить закон ради спасения жизни другого человека.

Шестая стадия универсальных этических принципов (равенства человеческих прав, и уважения достоинства человека как личности) исходит из права личности следовать избранным этическим принципам и признавать те законы и социальные соглашения, которые основаны на универсальных моральных нормах. Несоответствие закона этим принципам дает право личности преступить закон и действовать в соответствии со своими этическими убеждениями. Однако исследования морального развития в различных возрастах показали, что стадия универсальных этических принципов достигается лишь в немногих случаях, что поставило вопрос о признании ее нормативной.

Предложенная Л.Кольбергом теория получила название структурно-когнитивистского подхода к моральному развитию. Когнитивный подход к моральному развитию отвечает четырем основным критериям: 1.Выделение качественно различных стадий мышления. 2.Стадии образуют инвариантную последовательность или порядок. Культурный фактор может лишь ускорить или замедлить развитие, но не изменить последовательность стадий. 3.Каждая из стадий формирует структурную целостность - один принцип мышления распространяется на все ситуации. 4. Когнитивные стадии представляют собой иерархические системы, причем высшие стадии более дифференцированы и интегрированы, чем низшие стадии; возникновение высших стадий приводит к реинтеграции прежних стадий. Однако стадии развития морального сознания, описанные Кольбергом, определяют не столько принятие решения в моральных дилеммах, сколько уровень моральной компетентности. Обнаружено, что уровень морального мышления оказывается гораздо ниже при решении жизненных реальных моральных дилемм, чем гипотетических дилемм Кольберга. Уровень морального мышления изменяется в зависимости от целей и других обстоятельств. В рамках когнитивного подхода Ж.Пиаже моральное мышление рассматривается как процесс координации различных познавательных перспектив участников моральной дилеммы а процесс принятия ролей – как важнейшее условие ее решения. В этом случае решение моральной дилеммы личностью выступает как применение усвоенного морального принципа или правила. Различия в решении моральных дилемм с точки зрения уровня морального мышления может быть объяснено тем, что различные социальные контексты задают свои правила морали, которые и определяют поведение и суждения личности в моральных дилеммах.

Вопросы:

1. Назовите основные задачи развития подросткового и юношеского возраста.

2. Что такое миф воображаемой аудитории? Приведите примеры.

3. Каким образом миф о собственной исключительности может быть связан с асоциальным поведением и направленностью личности?

4. Что такое личностный эгоцентризм?

5. Чем отличаются стадии инструментальной морали от стадии «Закон и порядок»?

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.