Интенсивные методы психологического исследования — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Интенсивные методы психологического исследования

2018-01-13 357
Интенсивные методы психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шкалирование представляет собой дальнейшее логическое развитие опроса. Это количественные измерения оценок и установок испытуемого. Различают одномерное (измеряется одна характеристика) и многомерное (одновременно измеряется ряд характеристик) шкалирование, а также прямое (шкальные оценки, баллы даются самим испытуемым) и косвенное, или «непрямое» шкалирование (шкальные оценки или баллы вычисляются исследователем по ответам испытуемого в соответствии с некоторыми правилами). К методам прямого шкалирования относятся прежде всего рейтинг (ранжирование). К методам непрямого шкалирования – метод суммарных оценок Лайкерта, шкалограммный анализ Гуттмана (методы совершенствования рейтинга), метод кажущихся равными интервалов Саффира, метод парных сравнений (метод вынужденного выбора), техника «развёртывания» и т.д.

Тесты представляют собой батареи из шкал, подобранных для изучения определённых теоретических конструктов или психических свойств, процессов, состояний. Различают три основных типа тестов:

психометрические – основаны на статистически стандартизированных и нормированных шкалах;

проективные – основаны на психоаналитическом механизме проекции (З.Фрейд) и интерпретации данных исследователем по определённой схеме;

психосемантические – сочетающие элементы двух вышеуказанных подходов.

Основные достоинства психометрических тестов: точность, строгость, количественные оценки, валидность, статистическая достоверность и надёжность, минимум субъективизма при интерпретации. Недостатки и ограничения этого типа тестов – излишняя «жесткость» схемы вопросов (заданий) несколько «нивелирует» индивидуальность испытуемого и сужает диапазон применимости теста. У проективных тестов достоинства и недостатки являются прямо противоположными. Преимуществом психосемантических тестов является соединение точности психометрических тестов с гибкостью проективных.

К психометрическим тестам относятся: личностные тесты – EPI, EPQ, 16-PFQ, MMPI, CPI и т.д., тесты на интеллект – тесты Бине-Симона, Д.Векслера, Амтхауэра, Дж.Гилфорда и др.

К проективнымтестам относятся: личностные тесты – тест чернильных пятен Роршахта, ТАТ, тест цветов М.Люшера, шкала агрессии-фрустрации С.Розенцвейга, рисуночные тесты и др.

Примерами психосемантических тестов являются: личностные тесты – семантический дифференциал Ч. Осгуда, REP – тест Дж.Келли.

Эксперимент – основной метод психологии, опирающийся на точный учёт изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. Он подразделяется на лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент проводится в условиях специально оборудованной лаборатории, с применением разнообразной измерительной и контролирующей аппаратуры, вычислительной техники. Его основными достоинствами являются: хороший контроль за всеми переменными, точность в регистрации данных, адаптивность в предъявлении стимульной информации, заданий, инструкций и т.д. Однако существует и недостаток – испытуемый в лабораторной обстановке чувствует себя непривычно и ведёт себя не совсем так, как в обычной жизни, поэтому полученные данные нужно переносить на прогноз поведения человека в обыденных ситуациях с осторожностью. Этот недостаток снимается в естественном эксперименте (впервые предложен русским психологом А.Ф.Лазурским в 1910 году), который проводится вне лаборатории, в условиях, привычных для испытуемого. Но при этом снижается точность измерений и степень контроля за экспериментальными переменными, так как использование аппаратуры ограничено условиями естественности эксперимента.

В констатирующем эксперименте измеряются существующие в данный момент психические особенности, в развивающем эксперименте основная задача состоит в прослеживании развития психических характеристик испытуемого.

В психологическом исследовании перечисленные методы применяются не изолированно, сами по себе, а как составляющие общего проекта (дизайна) исследования. К основным типам дизайна относятся: метод поперечных срезов ( межиндивидуальные, межгрупповые, внутригрупповые и т.д. исследования и лонгитюд (сравнение испытуемого с ним самим в процессе динамики индивидуального развития, сравнение группы испытуемых с ней же, но находившейся на более ранних этапах развития и т.д.).

 

Вопросы и задания.

1. В чём главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? Выделите достоинства того и другого для исследований в школе.

2. Какие методы психологического исследования могут применяться учителем в школе и в каких целях? Какими методами пользуется школьный психолог?

3. Какие требования необходимо соблюдать при использовании беседы и анкеты?

4. Охарактеризуйте метод тестов. С какой целью можно использовать тесты в системе образования и каким требованиям они должны отвечать?

5. Как вы понимаете генетический принцип психологического исследования? Чем отличается констатирующий эксперимент от формирующего? Что следует понимать под «срезом»?

6. Подготовьте план и примерный перечень вопросов для индивидуальной беседы классного руководителя с новым учеником класса. Смоделируйте беседу на групповом занятии. Обсудите результаты.

7. Разработайте свой вариант анкеты классного руководителя для знакомства с пятым классом средней школы. Сравните анкеты, предложенные разными студенческими подгруппами. Составьте итоговый вариант анкеты, состоящей из 10-12 вопросов.

8. Расскажите о своём опыте участия в психологическом исследовании. Какие методы при этом использовались? Какие свойства или процессы изучались? Какую полезную информацию для себя Вы извлекли из результатов исследования?

 

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. /Под ред. К.М.Гуревича, В. И. Лубовского. – М., 1982. – Кн. 1, 2.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – 200 с.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 276 с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992, т.I.

6. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В.Гамезо. – М., 1982. – Вып. 1. – с.15–63.

7. Методические рекомендации к курсу «Общая психология». – Н.Новгород: НГПИ им.М.Горького. – 1991. – 41 с.

8. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1970, 1976, 1986. – Гл.2.

9. Общая психология / Под ред. В.В.Богословского и др. – М., 1981. – с.3–63.

 

Глава 2. ЛИЧНОСТЬ

2.1.Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность.

Понятие личности – одно из центральных в современной психологии. В обыденной жизни часто смешиваются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.

Человек – это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида homo sapiens. Ему присущи прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг.

Как общественное существо, человек наделён сознанием, благодаря которому он познаёт и оценивает, преобразовывает и по-своему относится к миру. Понятие личность фиксирует социальную сущность человека. О человеке как о личности можно говорить лишь с некоторого этапа его жизнедеятельности.

Человек появляется на свет как индивид. Это понятие фиксирует факт принадлежности данного существа к человеческому роду. Индивидом мы можем назвать новорождённого, взрослого нормального человека, идиота, не способного усвоить язык и трудовые навыки.

Личностью же мы назовём лишь второго из перечисленных, поскольку он не только объект общественных связей, но и их субъект, он активен в своей жизнедеятельности, осознаёт своё положение в обществе, природе, занимает свою жизненную позицию, руководствуется в деятельности определёнными мотивами, установками.

Индивидуальность - сочетание личностных особенностей, которые делают личность каждого человека неповторимой, это личность в её своеобразии (характер, темперамент, способности).

Первоначально слово «личность» (личина) обозначало маску актёра, а затем и самого актёра. Как и актёр, человек в различных обстоятельствах изменяет свой облик, ведёт себя по-разному, играя в жизни несколько социальных ролей (студентка, дочь, сестра, подруга). Показателем цельности личности является созвучность разных социальных ролей человека в разных ситуациях.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.