Определение метода психологического исследования — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Определение метода психологического исследования

2018-01-13 336
Определение метода психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

и требования к нему.

Любая наука – это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки включает в себя определение её предмета и метода. Методы, т.е. пути познания – это способы, посредством которых познаётся предмет науки.

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям: объективности, валидности и надёжности. Объективность предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического. Валидность метода выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен. Надёжность метода исследования означает возможность получения одних и тех же результатов при многократном применении данного метода.

1.2. Классификация методов исследования.

В настоящее время существует несколько классификаций методов психологического исследования. Одним из наиболее продуктивных является подход Б.Г.Ананьева, в котором выделены четыре группы методов психологического исследования:

I группа – организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

II группа – эмпирические методы. Они включают методы наблюдения, экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа), праксеометрические методы (профессиография, хронометрия, анализ процесса и продуктов деятельности и т.д.), биографические методы.

III группа – методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности или группы) методы.

Классификация, предложенная Б.Г.Ананьевым, продолжает совершенствоваться. «Организационные методы» сейчас рассматриваются не как методы, а как исследовательские стратегии или дизайны исследования: поперечные срезы (сравнительное исследование), лонгитюд и комплексное, или системное исследование. Методы обработки результатов и интерпретационные методы отнесены в теоретический раздел психодиагностики.

В результате к настоящему времени сложилась следующая классификация методов психодиагностического исследования:

1. Обсервационные методы (методы наблюдения):

а). наблюдение – квантифицированное;

- описательное;

– включённое;

б). самонаблюдение – феноменологическое (описательное);

- интроспективное (самоанализ).

2. Контент-анализ (качественно-количественный анализ деятельности, поведения, общения):

а). профессиография;

б). хронометрия;

в). контент-анализ документов, биографий и т.д.;

г). контент-анализ рисунков, сочинений, продуктов трудовой деятельности и т.д.

3. Методы опроса:

а). интервью – открытое или закрытое, стандартизированное или свободное;

б). беседа – открытая или закрытая, стандартизированная или свободная;

в). анкетирование – открытое или закрытое, стандартизированное или свободное.

4. Шкалирование – одномерное или многомерное, прямое или косвенное, установок или оценок.

5. Тестирование – психометрическое;психосемантическое; проективное.

6. Эксперимент:

а). лабораторный – констатирующий; развивающий (обучающий);

б). естественный – констатирующий; развивающий (обучающий).

В результате все методы располагаются на оси «экстенсивные» (стратегия и тактика «пассивного» исследователя) – «интенсивные» (стратегия и тактика «активного» исследователя). К первым относятся (по мере убывания «экстенсивности») – наблюдение, контент-анализ и опрос, ко вторым (по мере нарастания «интенсивности») – шкалирование, тестирование, эксперимент. В «экстенсивных методах» задача исследователя – «изучать, не вмешиваясь», то есть не оказывать воздействия на объект исследования, тогда как в «интенсивных» - «создавать ситуацию (моделировать) и изучать», то есть активно оказывать воздействие на объект исследования.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.