Смысл управления качеством продукции — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Смысл управления качеством продукции

2018-01-13 67
Смысл управления качеством продукции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Управление качеством продукции подразумевает действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Главными объектами при управлении качеством являются процессы, от которых зависит само качество. Эти процессы формируются и протекают в допроизводственный и послепроизводственный периоды. Управляющие решения создаются на основе сопоставления информации о реальном состоянии управляемого процесса с его характеристиками, определенными программой управления. Важнейшей частью программы управления является нормативная документация (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, проектная документация, условия поставки). Управляющие воздействия ориентируют на выполнение условий, изложенных в нормативной документации, что является важным условием программы управления качеством продукции.

При успешной деятельности предприятия по управлению качеством продукции должны соблюдаться следующие условия:

· соответствие продукции определенным потребностям, сфере применения и назначения;

· удовлетворение требованиям потребителя;

· соответствие стандартам и другим нормативным документам;

· соответствие действующему законодательству на территории производства, применения и утилизации продукции;

· соответствие требованиям общества;

· установление конкурентоспособных цен на продукцию;

· позволяют получение прибыли для предприятия.

Управление качеством продукции обычно осуществляется при условии существования четко отработанной системы качества. Система управления качеством - есть организационная структура с распределением ответственности, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система качества позволяет формировать и осуществлять определенную политику для достижения поставленных целей. Политика в области качества определяет основные принципы долгосрочной деятельности предприятия и включает:

· формирование экономического положения предприятия;

· оценку, завоевание или расширение рынка сбыта;

· формирование конкурентоспособной продукции;

· удовлетворение требований потребителя определенных отраслей и регионов;

· создание продукции с функциональными возможностями, основанными на новых принципах;

· улучшение основных показателей качества продукции;

· увеличение сроков гарантии на продукцию;

· формирование или(и) развитие сервиса;

В соответствии с международным стандартом на качество продукции (ИСО 9000) жизненный цикл продукции, который представляет собой петлю качества, включает следующие 11 этапов:

1. маркетинг, поиск и изучение рынка;

2. проектирование разработок продукции;

3. материально-техническое снабжение;

4. подготовка и разработка производственного процесса;

5. изготовление;

6. контроль, проведение испытаний и обследований;

7. упаковка и хранение;

8. распределение и реализация продукции;

9. монтаж и эксплуатация;

10. техническое обслуживание;

11. утилизация.

Петля качества позволяет обеспечить взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и всей системой управления качеством продукции.

Система управления качеством может, по аналогии с многими зарубежными фирмами, включать кружки или группы качества. Такая форма демократизации капитала и заинтересованности рабочих в качестве позволяет не только существенно повысить качество продукции, но и сформировать хороший психологический климат на предприятии, сохраняющий стабильный высококвалифицированный персонал.

Кружки качества организуются при соблюдении следующих принципов:

· добровольное участие;

· обеспечение коллективных форм поиска оптимальных решений в сочетании с оперативным рассмотрением и внедрением их в производство;

· моральное и материальное стимулирование результатов творческой деятельности;

· поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления предприятием;

· обеспечение гласности и пропаганды их деятельности, распространение положительного опыта работы;

Члены кружка качества систематически (1-2 раза в месяц) собираются выявляют и обсуждают пути решения сложных вопросов, возникших в процессе производства продукции.

В современных условиях существует новая стратегия в управлении качеством продукции, которая предусматривает:

· обеспечение качества понимается как систематический процесс, пронизывающий всю структуру предприятия или фирмы;

· новому понятию качества должна соответствовать организационная структура предприятия;

· обеспечение качества должно формироваться в соответствии с петлей качества;

· качество должно удовлетворять требования не изготовителя, а потребителя;

· повышение качества требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и заканчивая также автоматизированным контролем качества продукции;

· обеспечение непосредственной заинтересованности в качестве продукции всех работников предприятия;

· формирование системы стандартизации и унификации продукции, процессов;

· использование сертификации продукции.

 

 

Основные понятия о стандартизации продукции

 

В переводе с английского языка стандарт - это норма, мерило, образец. В основе стандартизации лежит - формирование системы нормативно-технической документации (НТД) которая определяет прогрессивные требования к продукции, а также обеспечение контроля за использованием этой документации.

Существующая система стандартизации позволяет содержать НТД в состоянии, когда соблюдается:

единый технический язык;

унифицированные технические характеристики продукции (например: допуски, посадки, напряжения, частоты и т. д.);

типовые конструкции элементов общестроительных гидротехнических, дорожных и других серийных изделий;

классификаторы технико-экономических изделий;

обоснованные справочные данные и др.

Стандартизация предусматривает соблюдение следующих основных принципов:

повторяемость - формирование круга объектов, к которым применимы предметы, процессы. отношения, обладающие единым общим свойством в виде повторяемости во времени или в пространстве;

вариантность - создание оптимального многообразия, обеспечивающего минимум оптимальных или рациональных разновидностей стандартных элементов, которые должны входить в стандартизируемый объект;

* системность - характеризующая стандарт, как элемент системы и приводящая к созданию системы стандартов, которые объединены внутренней сущностью определенных объектов стандартизации;

* взаимозаменяемость - применительно к компонентам продукции предусматривает обеспечение возможности замены одних на другие (в технике этом может быть замена одних деталей на другие, которые изготовлены в другом месте в другое время с другими технологическими процессами.

Существующая в России государственная система стандартизации определяет процессы формирования, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. Она содержит пять основополагающих стандартов:

* ГОСТ Р 1.0-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;

* ГОСТ Р 1.2-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки основных стандартов;

* ГОСТ Р 1.3-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;

* ГОСТ Р 1.4-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения;

* ГОСТ Р 1.5-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Государственные стандарты Российской Федерации по качеству продукции включают следующие требования и положения:

* основные обязательные требования по качеству продукции с целью обеспечения безопасности для жизни, здоровья и имущества, охраны окружающей среды, обеспечения техники безопасности и санитарии;

* обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости;

* предусмотренные методы контроля, требований к качеству продукции в условиях обеспечения безопасности для жизни, здоровья и имущества, охраны окружающей среды, обеспечения техники безопасности и санитарии;

* установленные ряды параметров и типовое конструирование изделий;

* главные потребительские и эксплуатационные свойства продукции;

* основные требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации товаров;

* основные положения, позволяющие обеспечить техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказания услуг;

* обязательные требования к оформлению технической документации, к соблюдению общепринятых терминов, обозначений, величин допусков и посадок, к сохранности и рациональности использования ресурсов, к использованию метрологических и других общетехнических норм.

В рамках Российской Федерации нормативные документы по стандартизации имеют следующие категории:

* государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ РФ);

* отраслевые стандарты (ОСТ);

* технические условия (ТУ);

* стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (СТП);

* стандарты научно-технических и инженерных обществ (союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО);

По объекту стандартизации, его специфики и содержанию требований, разрабатываемых к нему, стандарты подразделяют на следующие виды:

* основополагающие стандарты;

* стандарты на продукцию и услуги;

* стандарты на процессы;

* стандарты на методы контроля, испытания, измерения, анализа.

Стандарты являются важнейшим документом как для производителя, так и для потребителя. Уровень качества продукции в значительной степени зависит от оценки ее третьим лицом, которое может квалифицированно оценить качество продукции, соответствие ее определенным стандартам или другим нормативным документам. С этой целью производитель получает соответствующий документ на продукцию, который называют сертификат.

 

 

Основные понятия о сертификации продукции

 

Понятие сертификация продукции разработано специальным комитетом Международной организации по стандартизации (ИСО). В соответствии с этим понятием сертификация - действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

В процессе сертификации проводятся определенные испытания и выполняется оценка условий производства сертифицируемой продукции, осуществляется контроль за выполнением этих процедур и надзор за качеством продукции со стороны независимого органа. Эти операции позволяют устанавливать и контролировать в НТД любые важные для потребителя характеристики продукции. Потребитель продукции осознает важность контроля качества продукции со стороны третьего лица. В связи с этим сертификация является эффективным средством и стимулом повышения качества продукции.

Уровень сертификации охватывает как правительственные, так и неправительственные организации. На правительственном уровне решаются проблемы обеспечения качества, защита интересов потребителей, безопасность и охрана здоровья населения, охрана окружающей среды, поддержка национального производства продукции на должном уровне, обеспечение качественного товара, поставляемого на экспорт, недопущение мошенничества, искаженной информации о товаре и защита от ложной рекламы. В ряде стран в функции органов сертификации входит более широкий контроль продукции, в том числе поступающей по импорту. Таким образом, удается защитить рынок от появления на нем продукции, не соответствующей требованиям национальных стандартов, положениям общества и техническим нормам. Это позволило некоторым государствам в целом повысить свой авторитет на мировых рынках.

Работа по сертификации строится на следующих принципиальных положениях:

* выбор оптимальных критериев, позволяющих судить, что рассматриваемая продукция с одной стороны отвечает интересам потребителей и требованиям законов страны-импортера, а с другой стороны возможностям изготовителей;

* выбор приемлемой системы сертификации, которая зависит от авторитета органа по сертификации; последний зависит от беспристрастности, компетентности персонала, проводящего сертификацию, и надежности оборудования;

* уровень технологического процесса производства продукции, использование надежной системы управления качеством продукции, оценка и контроль за ее действиями;

* необходимость получения результатов испытаний и проведения полного комплекса работ по сертификации независимо от авторитета изготовителя. Независимость результатов испытаний особенно актуально при поставках продукции на экспорт.

При положительной сертификации продукции, изделие должно иметь соответствующее доказательство этому в виде: сертификата, сопроводительного документа, этикетки, специального знака соответствия, клейма или сочетания их.

Основной целью сертификации является:

* формирование благоприятных условий для эффективной деятельности предприятия, учреждения, фирмы, отдельных предпринимателей на национальном рынке, а также участие в международном экономическом, научно-техническом, социальном сотрудничестве и мировом рынке;

* создание условий для потребителя, когда он вправе самостоятельно выбирать конкретную продукцию;

* расширение возможности экспорта и повышение конкурентоспособности продукции;

* защита прав потребителей от недобросовестных производителей и недобросовестной торговли;

* обеспечение контроля безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества, для окружающей среды;

* документальное подтверждение показателей качества продукции, заявленных производителем.

Основными законодательными документами по сертификации являются: «О сертификации продукции и услуг» и «О защите прав потребителей». Для этой цели существуют и некоторые другие нормативные документы.

Испытательные лаборатории по сертификации должны проходить соответствующую аккредитацию. Аккредитация - это процедура, посредством которой законодательно уполномоченный орган документально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.

Существует обязательная и добровольная сертификация.

Обязательная сертификация проводится для основных параметров продукции, которые регламентируют безопасность пользователя и охрану окружающей среды. Обязательная сертификация регламентируется законодательными актами Российской Федерации: законами, межгосударственными и международными стандартами, санитарными нормами и правилами, нормами по безопасности, а также другими документами, определяющими обязательные требования к продукции. В большинстве случаев обязательную сертификацию проводит Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. Перечень товаров, подлежащих сертификации, определяет Госстандарт России и другие государственные органы управления в рамках их компетенции.

Добровольная сертификация проводится применительно к параметрам продукции, которые повышают ее конкурентоспособность и формируют благоприятный климат доверия между производителем, поставщиком и потребителем. Этот вид сертификации проводится по инициативе юридических и физических лиц на основе специального договора между заявителем и органом по сертификации.

Сертификации могут быть подвержены:

* все предприятие (состояние производства и производственных процессов, включая систему управления качеством продукции и оценку организации контрольных испытаний);

* система управления качеством продукции;

* оценка организации контрольных испытаний;

* непосредственно продукция (типовые испытания образцов в испытательных центрах, когда образец взят из торговли, с производства и др.).

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.