Предмет и задачи физиологии физической культуры и спорта — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Предмет и задачи физиологии физической культуры и спорта

2018-01-13 309
Предмет и задачи физиологии физической культуры и спорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет и задачи физиологии физической культуры и спорта

 

Спортивная физиология — это специальный раздел физиологии человека, изучающий изменения функций организма и их механизмы под влиянием мышечной (спортивной) деятельности и обосновывающий практические мероприятия по повышению ее эф­фективности.

Одной из важных задач спортивной физиологии является науч­ное обоснование, разработка и реализация мероприятий, обеспечи­вающих достижение высоких спортивных результатов и сохранения здоровья спортсменов. Следовательно, спортивная физиология — на­ука прикладная и в основном профилактическая, так как, исследуя и учитывая резервные возможности организма человека, она обосно­вывает пути и средства повышения работоспособности, ускорения восстановительных процессов, предупреждения переутомления, пе­ренапряжения и патологических сдвигов функций организма, а так­же профилактику возникновения различных заболеваний.

Отличительной методической особенностью спортивной физио­логии является то, что ее материалы могут быть получены только из экспериментов с человеком, где применение ряда классических методов физиологии невозможно. В связи с этим лишь отдельные уточ­няющие эксперименты, как правило, с целью изучения механизмов физиологических сдвигов при физических нагрузках проводятся на животных. Важно также подчеркнуть, что основной задачей спортивной физиологии является сравнительное изучение функци­онального состояния организма человека, т. е. исследование прово­дится до, во время и после двигательной активности, что в натурных условиях весьма затруднительно. Поэтому разработаны специаль­ные нагрузочные тесты, позволяющие дозировать физическую ак­тивность и регистрировать соответствующие изменения функций организма в различные периоды деятельности человека. С этой це­лью используются велоэргометр, бегущая дорожка (тредбан), сту­пеньки разной высоты, а также различные приборы, позволяющие регистрировать функции сердечно-сосудистой, дыхательной, мы­шечной и центральной нервной системы на расстоянии, передавая соответствующие показатели по телеметрическим каналам.

Спортивная физиология занимает важное место в теории физи­ческой культуры, составляя фундамент знаний, необходимых трене­ру и преподавателю для достижения высоких спортивных результа­тов и сохранения здоровья спортсменов. Поэтому тренер и педагог должны хорошо знать о физиологических процессах, происходящих в организме спортсмена во время тренировочной и соревновательной деятельности с тем, чтобы научно обоснованно строить и совершен­ствовать эту работу, уметь аргументировать свои распоряжения и ре­комендации, избегать переутомления и перенапряжения и не причи­нить вреда здоровью тренирующихся. Они также должны понимать суть изменений, возникающих в организме спортсмена в реабилита­ционном периоде, чтобы активно и грамотно влиять на них, ускоряя восстановительные реакции.

Таким образом, из изложенного, следует, что спортивная физио­логия как учебная и научная дисциплина, решает две основные пробле­мы. Одна из них состоит в физиологическом обосновании закономерно­стей укрепления здоровья человекас помощью физических упражне­ний и повышения устойчивости его организма к действию различ­ных неблагоприятных факторов внешней среды (температура, давление, радиация, загрязненность воздуха и воды, инфекции и т.д.),а также в сохранении и восстановлении работоспособности, препятствии развитию раннего утомления и коррекции психоэмоциональных перегрузок в процессе профессиональной деятельности человека. Эти задачи спортивной физиологии решаются в рамках массовых форм физической культуры.

 

2. Связь физиологии спорта как прикладной дисциплины с анатомией, физиологией и биохимией.

 

 

Порог анаэробного перехода.

Анаэробный порог

Анаэробный порог (лактатный порог, от слова "лактат" — молочная кислота) - момент во время физической нагрузки нарастающей интенсивности, когда в организме начинает накапливаться молочная кислота. Анаэробный порог обычно выражается в процентах от МПК.

Анаэробный порог может с большей уверенностью предсказать ваш результат на дистанции, длящейся от 30 минут до 4 часов, нежели величина МПК. На практике, скорость бега, при которой бегун достигает анаэробного порога, вероятнее прогнозирует результат в марафоне, чем его МПК

У нетренированных людей анаэробный порог составляет 50% МПК, а у тренированных - 70%. Такие высокие показатели аэробных способностей тренированных людей означают, что они могут выполнять нагрузку при более высоком проценте от своего МПК.

 

Таблица Подключение различных механизмов энергообеспечения в зависимости от продолжительности нагрузки максимальной мощности

Продолжи Механизмы Источники Примечания
тельность энергообеспечения*2 энергии  
нагрузки      
1-5с Анаэробный алактатный АТФ  
  (фосфатный)    
6-8с Анаэробный алактатный АТФ + КрФ  
  (фосфатный)    
9-45с Анаэробный алактатный АТФ, КрФ + Большая выработка
  (фосфатный) + гликоген лактата
  анаэробный лактатный    
  (лактатный)    
45-120с Анаэробный лактатный Гликоген По мере увеличения
  (лактатный)   продолжительности
      нагрузки выработка
      лактата снижается
120-240с Аэробный (кислородный) Гликоген  
  + анаэробный лактатный    
  (лактатный)    
240-600с Аэробный Гликоген + Чем больше доля
    жирные участия жирных кислот
    кислоты в энергообеспечении
      нагрузки, тем больше ее
      продолжительность

 

11. Изменение частоты сердечных сокращений и потребление кислорода как критерии тяжести мышечных нагрузок.

 

Фазы стресс-реакции.

 

Фаза 1 называется реакцией тревоги.

Продолжается от нескольких часов до нескольких суток. Организм реагирует на острый стресс тем, что выделяет гормоны надпочечников, адреналин и повышает содержание сахара, которые мобилизуют его энергию. Происходит активация системы гипоталамус-гипофиз-надпочечник. и устраняет стресс, то организм возвращается к своему естественному гомеостатическому (сбалансированному) состоянию.

Однако если стресс продолжается, начинается фаза 2 — стадия сопротивляемости. На этой стадии организм пытается приспособиться к стрессу. Повышается устойчивость организма к внешним воздействиям. В результате повышается активность надпочечников, которые выбрасывают в кровь больше кортикостероидов, которые обладают противовоспалительным действием. Кровь от внутренних органов идёт в мышцы и кожу. Начинается активный выброс в кровеносное русло глюкозы как источника энергии.

Но процесс адаптации также поглощает энергию, которая должна быть мобилизована из запасов тела. Фаза 2 похожа на холодную войну, в которой организм пытается сдержать стрессовые агенты, так как он не может уничтожить их. Фаза 2 может продолжаться долгое время пока организм не ослабеет. При продолжающемся влиянии отрицательных воздействий наступает либо стабилизация состояния, либо стадия истощения.

Фаза 3 называется стадией истощения.

У организма больше нет сил, сдерживать стресс, и он начинает разрушаться.

Один из секретов работы со стрессами заключается в том, что просто нужно иметь достаточное количество энергии для встречи с ними, но это возможно только в том случае, когда тело относительно свободно от напряжений.

 

Предмет и задачи физиологии физической культуры и спорта

 

Спортивная физиология — это специальный раздел физиологии человека, изучающий изменения функций организма и их механизмы под влиянием мышечной (спортивной) деятельности и обосновывающий практические мероприятия по повышению ее эф­фективности.

Одной из важных задач спортивной физиологии является науч­ное обоснование, разработка и реализация мероприятий, обеспечи­вающих достижение высоких спортивных результатов и сохранения здоровья спортсменов. Следовательно, спортивная физиология — на­ука прикладная и в основном профилактическая, так как, исследуя и учитывая резервные возможности организма человека, она обосно­вывает пути и средства повышения работоспособности, ускорения восстановительных процессов, предупреждения переутомления, пе­ренапряжения и патологических сдвигов функций организма, а так­же профилактику возникновения различных заболеваний.

Отличительной методической особенностью спортивной физио­логии является то, что ее материалы могут быть получены только из экспериментов с человеком, где применение ряда классических методов физиологии невозможно. В связи с этим лишь отдельные уточ­няющие эксперименты, как правило, с целью изучения механизмов физиологических сдвигов при физических нагрузках проводятся на животных. Важно также подчеркнуть, что основной задачей спортивной физиологии является сравнительное изучение функци­онального состояния организма человека, т. е. исследование прово­дится до, во время и после двигательной активности, что в натурных условиях весьма затруднительно. Поэтому разработаны специаль­ные нагрузочные тесты, позволяющие дозировать физическую ак­тивность и регистрировать соответствующие изменения функций организма в различные периоды деятельности человека. С этой це­лью используются велоэргометр, бегущая дорожка (тредбан), сту­пеньки разной высоты, а также различные приборы, позволяющие регистрировать функции сердечно-сосудистой, дыхательной, мы­шечной и центральной нервной системы на расстоянии, передавая соответствующие показатели по телеметрическим каналам.

Спортивная физиология занимает важное место в теории физи­ческой культуры, составляя фундамент знаний, необходимых трене­ру и преподавателю для достижения высоких спортивных результа­тов и сохранения здоровья спортсменов. Поэтому тренер и педагог должны хорошо знать о физиологических процессах, происходящих в организме спортсмена во время тренировочной и соревновательной деятельности с тем, чтобы научно обоснованно строить и совершен­ствовать эту работу, уметь аргументировать свои распоряжения и ре­комендации, избегать переутомления и перенапряжения и не причи­нить вреда здоровью тренирующихся. Они также должны понимать суть изменений, возникающих в организме спортсмена в реабилита­ционном периоде, чтобы активно и грамотно влиять на них, ускоряя восстановительные реакции.

Таким образом, из изложенного, следует, что спортивная физио­логия как учебная и научная дисциплина, решает две основные пробле­мы. Одна из них состоит в физиологическом обосновании закономерно­стей укрепления здоровья человекас помощью физических упражне­ний и повышения устойчивости его организма к действию различ­ных неблагоприятных факторов внешней среды (температура, давление, радиация, загрязненность воздуха и воды, инфекции и т.д.),а также в сохранении и восстановлении работоспособности, препятствии развитию раннего утомления и коррекции психоэмоциональных перегрузок в процессе профессиональной деятельности человека. Эти задачи спортивной физиологии решаются в рамках массовых форм физической культуры.

 

2. Связь физиологии спорта как прикладной дисциплины с анатомией, физиологией и биохимией.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.