Предмет и методы демографической науки — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Предмет и методы демографической науки

2018-01-30 341
Предмет и методы демографической науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕДМЕТДЕМОГРАФИИ

Чтопредставляетсобойдемография? Этанаука, котораяизучает, какмыужеписаливглаве 1, народонаселение. Нонародонаселениеизучаютмногиенауки, каждаяизкоторыхимеетсвойпредметисследования: строгоопределенныйкругизучаемыхявленийипроцессовиихзакономерности. Демографические явления — этоявления, определяющиеразвитиеитеизменения, которыепроисходятвнаселенииилиегоотдельныхгруппах, обусловливающиедвижениенаселения, егодемографическихпроцессов. Например, снижениерождаемости, снижениемладенческойсмертности, резкоеповышениесмертностимужскоготрудоспособногонаселения, увеличениечисленностинаселенияиизменениееговозрастно-половойструктурыврезультатезначительногомиграционногопритокаит.п.

Нокакиепроцессы, говоряоразвитиинаселения, можноназватьдемографическимиисоответственновключитьихвпредметдемографии?

Вставка 2.1.Демографический процесс — этопоследовательностьодноименныхсобытийвжизнилюдей, имеющаязначениедлясменыихпоколений. ОсновныеП.д. — рождаемость, смертность, брачность, прекращениебрака — рассматриваютсявдемографиикакпроцессыубыванияпоколенияиликогортывследствиепоследовательногонаступлениявнемсоответствующихдемографическихсобытий…

ИногдаП.д. называютвоспроизводствонаселениявцеломилиизменениечисленностивсегонаселенияврезультатрожденийисмертей, атакженекоторыеявлениядемографические.

Источник Народонаселение. Энциклопедическийсловарь. М., 1994. C. 365.

Сприведеннымвовставке 2.1 определениемдемографическогопроцессаизвестногороссийскогодемографаА.Г. Волковавцеломможносогласиться. Еслибынеодноно, аименно, принципиальноеисключениеим, какинекоторымидругимидемографамиисоциологами (вчастности, В.А. Борисовом, В.М. Медковым, А.Б. Синельниковымидр.), изчисладемографическихпроцессовмиграциинаселения, котораявнастоящеевремябольшинствомиотечественных, изарубежныхученыхрассматриваетсякакодинизосновныхдемографическихпроцессов, определяющихдемографическоеразвитиеиндустриальныхстранмира.

Приэтом, какнипарадоксально, ноитепроцессы, которые мыобозначиликакдемографические, побольшомусчету, могутбыть включеныивпредметыдругихнаук. Например, рождаемость, как «главныйиосновной» демографическийпроцесс, темнеменееужесейчасактивноизучаетсясоциологами (появилосьдажецелоенаучноенаправление — социологиярождаемости), биологамиидр. Ещеболееэтамногопредметностьхарактернадлясмертности, брачности, разводимостииособеннодлямиграции.

Такимобразом, мыприходимкнеобходимостивыделенияособойобластиизучениявэтихпроцессах, характерныхтолькодлядемографии. Итакойобластьювыступаетвоспроизводствосамогонаселения.

Неслучайнонаиболеераспространеннымопределением демографии сталоопределениееекак науки о закономерностях (законах) воспроизводства населения. Ивэтомопределенииедины, посуществу, всеученые, втойилиинойстепениизучающиезакономерностиразвитиянаселения.

Новэтомопределениизаключеноиглавноеразногласие, котороесохраняетсянапротяженииболеечем 40 летикотороекасаетсяразногопонимаясутиэтогоопределения — «воспроизводстванаселения».

Вставка 2.2.Воспроизводство населения естьпостоянноеобновлениенаселения (замещениепоколенийродителейпоколениямидетей) врезультатерождаемостиисмертности, адляотдельныхрегионов (открытогонаселения) — имиграции. Вболееузкомпониманиивоспроизводствонаселенияестьвозобновлениепоколенийлюдей (сменяемостьпоколений) врезультатерожденийисмертей. Потипувыделяютсуженное, простоеирасширенноевоспроизводство.

Источник: Учебно-методическиематериалыпокурсу «Экономиканародонаселенияидемография». М.: ТЕИС, 2002. C. 31.

Именно «узкое» (исключающеемиграциюидр. социальныепроцессы) и «широкое» (включающееэтипроцессы) пониманиевоспроизводстванаселенияотражаютглавныеразличиямеждусуществующимитрактовкамипредметадемографии.

Ноито, идругоепонимание, соднойстороны, соответствуютдействительностии «какбыпо-своему» правы, сдругой, обанеправы.

Узкаяточказрениянавоспроизводствонаселениясовершенноправильноисключаетизнегосоциальноедвижениенаселения (совокупностьсоциальныхизмененийвнаселении), котораялишьопосредовановлияетнасампроцесссамовоспроизведениянаселения. Какичастичноверноисключаетмиграционноедвижениевцелом (совокупностьмежпоселенныхтерриториальныхпередвижений).

Частичностьзаключаетсявтом, чтосторонникиузкогоподходаневернопонимаютмиграционноедвижение, частосводявсюегомногогранностькупрощенномумнениюонем, какмиграциирабочейсилы, т.е. сугубоэкономическомпроцессе.

Вставка 2.3. Наиболееспорным, очевидно, можетпоказатьсяисключениеизпредметадемографиимиграционныхпроцессов. Почтивсеучебникиподемографии, какотечественные, такизарубежные, содержатразделыометодахисследованиямиграции (ивэтомавторсовершенноправ — ред.). Однакоэтолишьпережитоквременуниверсальнойстатистики, пытавшейсяохватитьвсеобществоцеликом. Фактическижевключениемиграциивпредметдемографиивсегдабылолишьдекларативным. Наделевсегдасуществовалозримое «разделениетруда» междуучеными, изучавшимиестественноевоспроизводствонаселения, итеми, ктоизучалмиграционныепроцессы. Междумиграциейивоспроизводствомнаселенияестьсущественныекачественныеразличия, обуславливающиесоответствующиеразличияивметодахисследования, ивпрофессиональнойподготовкеисследователей. Этипроцессыразличаютсяипохарактерувоздействующихнанихфакторов. Так, вмиграционныхпроцессахзначительносильнее, чемввоспроизводственных, рольгеографическихфакторов (природныхусловий, климата, размещенияпроизводства, социальнойинфраструктурыит.п.). Ввоспроизводственныхжепроцессахболеезначительнапосравнениюсмиграционнымипроцессамирольбиологическихфакторов. Миграциянаселения — этопреждевсегомиграциярабочейсилы. Поэтомуприизучениимиграционныхпроцессовоченьважнызнаниявобластиэкономикиисоциологиитруда, которыеприизучениивоспроизводстванаселениямалоприменимы.

Источник: БорисовВ.А. Демография. М.: NOTA BENE, 2002. С. 13.

Вместестемсовременноепониманиеиклассификациямиграционногодвижениянастолькоразнообразны (см. подробнееглава 12), чтоегонезнаниеинепониманиеприводитсторонниковузкогоподходаикневернымвыводамнетольковотношениимиграциикактаковой, ноивотношениисамогопредметадемографии.

Понашемумнению, миграциянаселениякакдемографическийпроцессможетвыступатьтольковвидебезвозвратноймиграцииилипереселений. Итольковэтомкачествеонапрямовоздействуетнетольконадинамикучисленностинаселения, ноинаеговозрастно-половуюструктуру, репродуктивныеустановки, идругиесторонысамоговоспроизводстванаселения (см. подробнееглавы 12–14).

Именнопоэтомунеправыисторонникиширокогоподхода, когдаговорятомиграциивообще, какиособеннонеправы, включаявпредметдемографиисобственносоциальныепроцессы. Вместестемширокаяточказрениянавоспроизводствонаселенияипредметдемографииимеетопределенноепреимущество, когдаисходитизнеобходимостикомплексного (широкого) подходакизучениюнародонаселения.

Ноидля «узкого», идля «широкого» подходовкпонятию «воспроизводствонаселения», каксобственноидлярядадругихточекзрениявнастоящеевремяостаетсяхарактернымто, очемвначале 1990-хгг. писалпрофессорД.И. Валентей: «Накопленноезнаниеовоспроизводственаселения находитсявформефрагментальногодисциплинарногознания, ацелостноедисциплинарноезнаниеовоспроизводственаселенияпокаотсутствует»[6].

Этимвомногомобъясняетсяисохраняющаясядвойственностьвотношениидемографии. Притомзаметим, такоеположениехарактерноидлязарубежнойдемографии, начтоужев 40-егг. XX векаобратилвниманиеодинизизвестныхфранцузскихученыхА. Сови, капитальный 2-хтомныйтрудкоторого «Общаятеориянаселения» былв 1977 г. переведенинарусскийязык. Он, вчастности, разделялдемографиюнатричасти:

• техническаячасть, включающаяразличныеметодыирасчеты;

• описательнаячасть, включающаявтомчислесистемуисточниковонаселении;

• теоретическаячасть, изучающаяэкономическиеисоциальныепричиныипоследствияразвитиянаселения.

Первыедвечастионназвал «чистойдемографией», третьючастьотносилкменеематематизированной, ноболееширокойвпланепознаниянаселенияисоприкосновениясдругиминауками[7].

Вставка 2.4. Можновыделитьдвеобластидемографии: «чистуюдемографии» («la démographie pure») илидемографическийанализи «широкуюдемографию» («la démographie large»)…, котораяинтересуетсяпричинами, определяющимиразвитиенаселения, ивозможнымиихпоследствиями. Источник: Chesnais J.–C. La démographie. Paris, 1995. P. 3–4.

Длязарубежнойдемографии, какидлянашейстатистическойиэкономическойнаукостаетсяещеодинаспектискажениясовременнойдемографии — отождествлениееесостатистикойнаселения (илидемографическойстатистикой), чтодлясовременногодемографическогознанияужевыглядитанахронизмом.

Вставка 2.5. Демографияпредставляетсобойразделсоциальнойстатистики, предметомкоторойявляютсяпроцессыифакторы, определяющиечисленность, территориальноеразмещениеисоставнаселения, ихдинамику, ихвзаимосвязьсдругимисферамиипроцессамисоциальнойжизни.

Источник: ТавокинЕ.В. Социальнаястатистика. М.: РАГС, 2001. С. 60.

Демографияестьстатистическоеисследованиепроцессоввоспроизводства, миграцииисмертивчеловеческихобществах, ихвзаимосвязейсраспределениемидинамикойнаселенияиихбиологическими, экологическимиисоциально-экономическимипричинамиипоследствиями.

Источник: Coleman D. Demography in an Intellectual Context: A Subject in Search of a Home // Position of Demography Among Other Disciplines. Prague, 2000. P. 27.

Несмотрянавсетрудностистановлениядемографическойнауки, определенныерасхожденияповоспроизводствунаселениятемнеменееможноконстатировать, чтозапоследниегодыболеечеткообозначился предмет демографии как исторически сложившейся науки, которая присущими ей методами изучает естественное воспроизводство населения, численность, структуры (возрастная, половая, семейная и др.) и миграцию населения (переселения), а также изменения, в них происходящие, причины и последствия этих изменений, их закономерности.

Именнотакойподходкопределениюпредметадемографиистановитсяпреобладающимвмировомнаучномсообществе[8].

Исходяизособенностейопределенияпредметадемографическойнау-

ки, можносказать, чтодемографияявляется:

• общественнойнаукой, изучающейзаконыизакономерностивоспроизводстванаселения, формирующегосоциальноеобщество;

• естественно-биологическойнаукой; иборечьидетиобиологическихзаконахразвитиянаселения;

• общетеоретическойнаукой, посколькувыявляетиобъясняетобщиезакономерностиразвитиянаселения, базирующейсянаобщейтеориинародонаселения.

Такимобразом, внастоящеевремяможноговоритосамостоятельнойнауке — демографии, которуюнеправильнорассматриватькакчастьилиотдельноенаучноенаправлениеэкономическойилисоциологическойнаук (иликакой-либодругойнауки), хотякаждаяизних, какмыужеписаливышеикакэтоимеетместовсистемезнанийонародонаселении, можетвбольшейилименьшейстепенизаниматьсяизучениемразвитиянародонаселения. Например, экономиканародонаселения, изучающаяэкономическиезакономерностиразвитиянародонаселения, влияниетехилииныхэкономическихявленийипроцессовнавоспроизводствонаселения, надемографическоеповедениеит.п., чтоестьнепосредственнопредметэкономическойнауки. Илисоциологиярождаемости, семьи, миграциикакнаучныенаправления, действительноявляющиесянеразрывнойчастьюсоциологическойнауки.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.