Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2018-01-30 | 346 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Запишите в учебный словарь основные термины, понятия темы и их толкования: дневниковый метод, фольклоротерапия, имаготерапия, оккупациональная терапия, маскотерапия, релаксация, психическая саморегуляция, сенсорная репродукция, техника визуализации, сенсорная комната, сказкотерапия, народная сказка, авторская сказка и др.
2. Составьте конспект (когнитивную карту, компьютерную презентацию), подготовьте сообщение (доклад). Темы: «Техники саморегуляции эмоциональных состояний», «Трудовая терапия в работе с инвалидами», «Центры независимой жизни для инвалидов», «Методы активизации потенциала личности инвалидов», «Возможности анималотерапии в работе с инвалидами», «Психосоциальное сопровождение семей инвалидов» и др.
3. Подбор и просмотр художественных фильмов об инвалидах, составление отзывов.
4. Разработайте (подберите) игры (упражнения) для инвалидов с использованием оборудования сенсорной комнаты (приложение 5). Приготовьтесь провести их во время практического занятия.
5. Сочините сказку про человека с ограниченными возможностями здоровья. При этом следует помнить, что в каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.
Образец оформления титульного листа практической самостоятельной работы приведен в приложении 6.
|
6. Подберите сказки для психосоциальной работы с инвалидами. Подготовьтесь к их обсуждению в учебной группе во время занятия по следующему плану:
- Как вы думаете, о чем эта сказка?
- Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)?
- Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
- Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка?
- Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои), что это была бы за сказка?
- Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
Тема 6. Особенности образования пожилых людей и инвалидов
1. Запишите в учебный словарь основные термины, понятия темы и их толкования: андрагогика, андрагог; методы, формы, средства, технологии обучения, модерация, кейс-метод, музейная педагогика, образовательный туризм, коучинг и др.
2. Составьте конспект (когнитивную карту, компьютерную презентацию), подготовьте сообщение (доклад). Темы: «Обучаемость в структуре общих способностей пожилого человека», «Влияние информационных технологий на развитие личности пожилого человека», «Пожилой человек как читатель», «Образовательно-просветительские возможности досуга пожилых людей», «Основные идеи непрерывного образования», «Профессия – андрагог» и др.
3. Подготовка к семинарскому занятию «Технологии обучения пожилых людей и взрослых инвалидов»: поиск и изучение материала по теме занятия, подготовка докладов в соответствии с планом занятия (тема доклада – по выбору обучающегося).
План семинара:
1. Возможности образовательного туризма в социальной реабилитации пожилых людей.
2. Возможности музейной педагогики в социальной реабилитации пожилых людей.
3. Музейная педагогика для инвалидов.
4. Дистанционное обучение для инвалидов с проблемами передвижения.
5. Кейс-метод в обучении взрослых.
6. Модерация как образовательная технология.
7. Коучинг в обучении взрослых инвалидов.
|
Показатели для оценки выступления на семинаре:
1) Соответствие содержания заявленной теме, полнота изложения материала;
2) Правильность и точность изложения материала, его структурированность;
3) Логичность изложения материала, наличие аргументированных выводов;
4) Наличие собственной точки зрения на рассматриваемый вопрос;
5) Владение культурой устной речи, качество ответов на вопросы.
Критерии оценивания устного ответа на семинаре:
Оценка «отлично» ставится, если:
1) обучающийся полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры не только из учебного пособия, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«Хорошо» – обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «отлично», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«Удовлетворительно» – обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке отдельных положений;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и отдельных положений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
4. Составьте словесный портрет «Взрослый в музее». Проанализируйте профессиональную позицию экскурсовода с точки зрения андрагогики.
5. Сформулируйте «Табу андрагога», начальной фразой которого будет: «Обучая взрослых людей, я никогда не буду...».
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет психологии как науки. Отрасли психологии.
2. Понятие, функции, формы проявления психики человека.
3. Понятие о личности в психологии. Человек как индивид, субъект, индивидуальность.
4. Методы психологии как науки.
5. Предмет и задачи андрагогики как науки.
|
6. Пенсионный кризис. Содержание подготовки к выходу на пенсию.
7. Старение и образ жизни. Социально-психологические типы старости.
8. Изменения психических познавательных процессов у пожилых людей (восприятия, внимания, памяти, мышления).
9. Способы компенсации когнитивных и мнемических трудностей в пожилом возрасте.
10. Возрастные изменения креативности у пожилых людей.
11. Старение и личность. Кризис индивидуального существования.
12. Социально-психологические проблемы пожилых людей. Пути решения.
13. Понятие психосоциальной работы. Направления, методы психосоциальной работы с пожилыми людьми.
14. Правила общения специалиста по социальной работе с пожилыми людьми.
15. Психосоциальное сопровождение в ситуации семейного горя.
16. Организация адаптации пожилых людей к условиям геронтологического центра.
17. Применение биографического метода в психосоциальной работе с пожилыми людьми.
18. Мемуаротерапия: подходы к реализации, формы.
19. Применение кинотерапии в психосоциальной работе с пожилыми людьми.
20. Применение арт-терапии в психосоциальной работе с пожилыми людьми.
21. Применение игровой терапии в психосоциальной работе с пожилыми людьми.
22. Понятия «инвалидность», «инвалид». Виды и причины инвалидности.
23. Особенности психического развития детей-инвалидов.
24. Социально-психологические проблемы инвалидов: физическая и информационная изоляция. Пути решения.
25. Социально-психологические проблемы инвалидов: физическая и трудовая изоляция. Пути решения.
26. Социально-психологические проблемы инвалидов: эмоциональная изоляция и нарушение социальных контактов. Пути решения.
27. Направления, методы психосоциальной работы с инвалидами (маскотерапия, дневниковый метод, оккупациональная терапия и др.).
28. Правила общения специалиста по социальной работе с инвалидами.
29. Применение сенсорной комнаты в психосоциальной работе с инвалидами.
30. Применение сказкотерапии в психосоциальной работе с пожилыми людьми и инвалидами.
31. Основные приемы работы со сказкой. Характеристика этапов сказкотерапии.
32. Андрагогические трудности пожилых людей. Пути решения.
|
33. Особенности андрагогической модели обучения взрослых (по М.Ш. Ноулзу и др.).
34. Цели и задачи образования взрослых инвалидов.
35. Андрагогические трудности инвалидов. Пути решения.
36. Формы, методы и средства обучения взрослых инвалидов.
37. Модерация как образовательная технология.
38. Кейс-метод в обучении взрослых.
39. Возможности музейной педагогики в социальной реабилитации пожилых людей.
40. Возможности образовательного туризма в социальной реабилитации пожилых людей.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основной
Галасюк И.Н. Психология социальной работы: учебник для бакалавров / И.Н. Галасюк, О.В. Краснова, Т.В. Шинина. – М.: Дашков и К0, 2013. – 304 с.
Колесникова И.А. Основы андрагогики: учеб. пособие / И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая – М.: Академия, 2011. – 240 с.
Краснова О.В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья. – М.: Каро, 2012. – 320 с.
Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Академический Проект, 2013. – 420 с.
Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы: учеб. пособие / Г.Ф. Нестерова, И.В. Астэр. – М.: Академия, 2011. – 208 с.
Дополнительный
Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», издание 2-е, испр. и доп., 2006. – 512 с.
Басов Н.Ф. Социальная работа: Учебное пособие / Н.Ф. Басов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0, 2011. – 364 с.
Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста: учеб. пособие/ Н.Ф. Басов. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 346 с.
Батюта М.Б. Возрастная психология: учеб. пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2011. – 304 c.
Глуханюк Н.С. Поздний возраст и стратегии его освоения / Н.С. Глуханюк, Т.Б. Гершкович – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 112 с.
Гнездилов А. В. Психология и психотерапия потерь: пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой / А.В. Гнездилов. – СПб.: Речь, 2007. – 162 с.
Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: учебное пособие / М.В. Ермолаева. – М.: МПСУ, 2013. – 464 с.
Змеёв С.И. Андрагогика. Основы теории, истории и технологии обучения взрослых [Электронный ресурс]: монография / Змеёв С.И. – Электрон. текстовые данные. – М.: Пер Сэ, 2012. – 272 c.
Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 336 с.
Краева М.А. Тренинг познавательных процессов лиц пожилого и старческого возраста / М.А. Краева, И.М. Никольская, Т.О. Тарасова, Е.А. Чижова. – СПб.: Речь, 2003. – 62 с.
|
Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 480 с.
Курбатов В.И. Социальная работа: учебное пособие / В.И. Курбатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 480 с.
Лебедев Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008. – 265 с.
Липес Ю.В. Творческие профессии для людей с инвалидностью [Электронный ресурс]: монография / Липес Ю.В. – Электрон. текстовые данные. – М.: Теревинф, 2012. – 200 c.
Нестерова Г.Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами: учебник для студ. сред. проф. образования/ Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. – М.: Академия, 2009. – 288 с.
Никишина В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы: учеб. пособие / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 208 с.
Никифоров Г.С. Геронтопсихология: учеб. пособие / Г.С. Никифоров. – СПб.: СПбГУ, 2007. – 391 с.
Никифоров Г.С. Диагностика здоровья: психологический практикум / Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2007. – 950 с.
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека / А.А. Реан. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – 651 с.
Сахарова Т.Н. Эмоционально-нравственная сфера пожилых людей (опыт психологического исследования): Монография. – М.: МПГУ, 2011. – 220 с.
Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения / Я. Стюарт-Гамильтон. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.
Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / Е. И. Холостова. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Дашков и К0, 2010. – 240 с.
Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие / Е. И. Холостова. – 6-е изд. – М.: Дашков и К0, 2010. – 344 с.
Холостова Е. И. Социальная реабилитация: учеб. пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. – 6-е изд. – М.: Дашков и К0, 2010. – 338 с.
Шаповалов В.К. Социальное обучение взрослых: история, теория, технология / В.К. Шаповалов. – М.: Дашков и К0, 2012. – 264 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образец оформления практической работы
департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«воронежский государственный ПРОМЫШЛЕННО-гуманитарный колледж»
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!