Уровень идеи (или концептуальный). — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Уровень идеи (или концептуальный).

2018-01-30 392
Уровень идеи (или концептуальный). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Это самый высокий уровень восприятия, качественно отлича­ющийся от аналитического (уровня персонажа). Дети, достигшие уровня идеи произведения, эмоционально реагируют не только на событийную сторону произведения, но и на его художествен­ную форму, что практически не встречается в начальной школе в силу общих особенностей психического развития ребенка. Эмоцио­нальные реакции на форму вызваны не ее внешней стороной — ритмом, звукописью, а красотой поэтических описаний, эмоцио­нальной атмосферой произведения. Эмоции таких учеников тон­ки, богаты по оттенкам, и дети пытаются их выразить в слове и объяснить причины их появления. Отношение к герою и его по­ступкам всегда осознанно и проявляется как на эмоциональном, так и интеллектуально-оценочном уровне. Дети улавливают дина­мику эмоций в произведении, видят причины изменений эмоцио­нальной атмосферы.

У таких детей произвольное воображение уже преобладает над непроизвольным, и они воссоздают образ на основе художествен­ных деталей и пытаются дорисовать его до целостного, исходя из личного опыта.

Содержание и художественная форма воспринимаются в их един­стве. Дети любят перечитывать текст и размышлять над прочитан­ным,способны определить назначение художественного элемен­та в тексте, увидеть авторское отношение к героям и событиям, авторскую позицию и идею произведения. Обобщение, которое делают ученики, выходит за рамки конкретного образа, хотя фор­мулировки могут быть наивными и неточными, односторонни­ми, неглубокими, но при этом важна попытка определить про­блему, стоящую в произведении, и предложить свое обоснован­ное толкование прочитанного:

Марина У. (IV класс ): «Это юмористическое стихотворение, поэтому мы смеемся. Ведь туман на самом деле никого не съедает. Автор повторя­ет слова и даже описания, чтобы мы поверили в жадность, но не испу­гались. Туман не человек, хоть его и назвали великан. Ел, ел, толстел, толстел, раздувался, раздувался — чтобы мы увидели, как постепенно все закрывается туманом, словно великан пожирает мир. Но мы не бо­имея, а смеемся. А потом весь мир освобождается. Туман в стихотворе­нии ведет себя как жадный человек, поэтому к туману вообще автор никак не относится, к туману-великану, к жадине, относится с насмеш­кой. Автор превращает туман в человека, чтобы мы смеялись над жадно­стью, чтобы задумались, что от жадности можно и лопнуть, а мир все равно весь не съешь».

При постановке вопросов к произведению ученики видят ос­новной конфликт произведения, их интересует авторское отно­шение к персонажам, связи между событиями и поступками ге­роев, их характерами; они часто обращают внимание на назва­ние, на отдельные художественные детали.

Марина У. (IV класс): «Зачем автор подробно рассказывает о жизни русалочки в море? Почему русалочка не захотела больше жить в море с родными? Какие качества были у русалочки? Что об этом говорит? По­чему русалочка не послушалась сестер и погибла? В какие цвета ты бы раскрасил рисунок, когда русалочка смотрит на спящих принца и его жену? Почему? Почему красные цвета сменяются в конце сказки белы­ми и розовыми? Почему русалочка не превратилась в пену? Жалко ли тебе русалочку

Если ученик начальной школы при самостоятельном чтении оказывается на уровне идеи, то это, как указывает М. П. Воюши­на, говорит о значительном опережении в его литературном раз­витии и его больших читательских способностях, а может быть, и о филологической одаренности ребенка. Без специального обучения читатель младшего школьного воз­раста не может достичь ни уровня персонажа, ни уровня идеи.

ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Содержание понятия «литературное развитие»

Чему младший школьник мо­жет научиться на уроках литературы, какое образование ему не­обходимо для его успешной читательской деятельности?

Главная цель образования — культурное развитие ребенка. Обра­зование, по сути, это и есть воспроизводство в сознании человека основных человеческих ценностей, передача их от поколения к поколению. Только благодаря этому они и сохраняются.

 

Проблемы литературного образования и литературного развития неотделимы друг от друга.

Цель литературного образования — литературное разви­тие ребенка как компонент его культурного развития.

Литературное развитие сегодня трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный трехсторонний процесс, включающий:

1) совершенствование читательской деятельности: повышение качества восприятия и, как результат, создание интерпретации художественного произведения в единстве его формы и содержа­ния; выработка оценки произведения с эстетических позиций и выражение своего отношения к прочитанному как в словесной, так и невербальной форме;

2) развитие литературно-творческих способностей школьни­ков — способности ребенка адекватно выразить себя в слове;

3) повышение уровня культуры ребенка.

 

Литературное развитие - процесс возрастной, так как по мере развития кругозо­ра, накопления читательского опыта восприятие одного и того же произведения одним и тем же человеком с годами будет углуб­ляться.

Но это и учебный процесс: характер обучения обязательно сказывается на ходе литературного развития, причем может не только способствовать его развитию, но и из-за неумелых действий учителя затормозить его. Современная методическая наука ищет средства и условия, технологии, способствующие литературному развитию школьни­ков.

На этапе началь­ной школы, по мнению В.Г.Маранцмана, формируются меха­низмы общения ребенка с культурой, расширяются горизонты его видения (от частного к общему), развиваются его воображе­ние и эмоциональная отзывчивость на произведения слова.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.