Уровень персонажа (или аналитический). — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Уровень персонажа (или аналитический).

2018-01-30 451
Уровень персонажа (или аналитический). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети начинают вырастать из ра­мок наивно-реалистического восприятия, хотя и не преодолева­ют его полностью.

Эмоции таких детей точные, яркие и мотивированные: ребе­нок пытается передать в слове динамику своих эмоций, соотнести изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении: «Стихотворение веселое, но грустно потому, что на свете есть много жадин»; «Мне было грустно и смешно. Смешно, потому что автор весело описывает туман и сравнивает его с жадинами, а грустно, потому что есть жадины».

 

Произвольное воображение ребенка более развито, чем у де­тей, находящихся на двух предыдущих уровнях восприятия. Ребе­нок, поднявшийся на уровень персонажа, может сосредоточиться на деталях текста, более внимателен при чтении, его интересуют не только события, но и образы героев.Способность к зрительной конкретизации, достаточно высокая для его возраста, помогает ему воссоздать в своем воображении образ на основе авторских художественных деталей, причем образ, воссозданный маленьким читателем, эмоционально окрашен. Это говорит и о внимании ребенка к стилистическим деталям текста. Конечно, ребенок не может подробно, в деталях самостоятельно дополнить описанный автором пейзаж, портрет, интерьер: но он способен при сопо­ставлении, скажем, иллюстраций, выбрать ту, которая наиболее соответствует его зрительным представлениям. Ребенок стремится предугадать события и поступки персонажей, он активно включа­ет в работудогадку и читательскую интуицию, хотя не всегда бывает точен, так как непроизвольное воображение все-таки пока сильнее произвольного и, оттолкнувшись от художе­ственной реальности, ребенок устремляется в создан­ную его собственным воображением и начинает приписывать ге­роям свои собственные оценки: «Мне было жалко дяденьку Юру, который на грузовике»; «Нарисо­вал бы, как туман закусывает грузовиком: серое облако с человеческим лицом пихает в рот грузовик, а внутри просвечивают лягушки и старуш­ки»; «В голубом небе солнце и клочки серые, это лопнул туман, а на земле зеленая травка, речка голубая, люди водят хороводы от радости, что спаслись, лягушки прыгают».

 

В произведении такого читателя интересуют прежде всего ге­рои. Дети верно определяют мотивы и последствия поступков пер­сонажей, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступки. Правда, во многом мотивация учеников остается наивной и поверхностной: дети воспринимают только явные факты и не видят подтекста в художественном произведе­нии. Элементы художественной формы иногда воспринимаются чи­тателями этого уровня. Чаще всего это смысловые и художествен­ные детали, связанные с образом главного героя. Композиция про­изведения не влияет на восприятие читателя и его оценки, хотя интуитивно они реагируют на конфликт и выделяют кульминаци­онные события. Правда, при специальных побуждающих вопросах учителя дети способны определить авторское отношение к персо­нажам, а иногда и авторскую позицию, идею произведения, хотя при самостоятельном чтении, как правило, не обращают внима­ния на автора текста.

Обобщения, которые делают ученики, не выходят за рамки конкретного образа: «Повторяются слова, чтобы показать, что туман очень жадный и по­степенно толстеет, увеличивается»; «Чтобы показать, что туман посте­пенно все закрыл, и сравнить с жадным человеком»; «Нужно всего два рисунка — с туманом и без него»; «Автору не нравятся жадные люди, он их предупреждает о том, что они лопнут»; «Туман не человек, поэтому автору его не жалко, а жадным быть плохо, он смеется над жадинами».

При постановке вопросов у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оцен­ку героев и на установление причинно-следственных связей. Воз­можны и обобщающие вопросы, но уровень обобщения связан прежде всего с оценкой персонажа. Вопросы уровня «персонажа» нацеливают уже на осмысление, а не на воспроизведение текста.Вопросы ставятся к произведению в целом, а не к отдельным эпизодам. Ребенок стремится осмыслить характеры героев, но об авторе произведения не вспоминает.

Вот примеры вопросов детей, находящихся на уровне персо­нажа, к сказке Х.К.Андерсена «Русалочка»: «Почему русалочка захотела жить на земле?», «Почему русалочка не убила принца?», «Почему она не могла рассказать принцу о себе?», «Что чувствовала русалочка, когда плыла к ведьме и услышала ее слова?»

Для ученика, заканчивающего обучение в начальной школе, уровень персонажа (аналитический) является нормой.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.