Сущность педагогического общения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Сущность педагогического общения

2018-01-30 1231
Сущность педагогического общения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деловое общение является способом организации любого вида деятельности. В основе профессиональной педагогической деятельности лежит педагогическое общение. Следовательно, педагогическое общение должно рассматриваться как профес-сиональное общение.

 

На современном этапе развития образования изменилась и ус-ложнилась роль учителя в школе, так как учитель уже не являет-ся основным источником информации, доступность информации способствует развитию самоорганизации учащихся, их мобиль-ности. Но организация учебно-воспитательного процесса требует по-прежнему его умения организовывать взаимодействие с деть-ми, общаться с ними и руководить их деятельностью, а также уме-ния познать каждого ребенка. В психолого-педагогической лите-ратуре в этом смысле говорят о коммуникативных компетенциях учителя, важных для плодотворной педагогической деятельности.

 

Опыт педагогической деятельности показывает, что для пе-дагога в педагогической деятельности недостаточно знание ос-нов наук, методик обучения и воспитания, эти знания должны быть подкреплены умением педагога организовывать педагоги-ческое общение, следовательно, педагогическое общение долж-но рассматриваться как профессиональная категория11.

 

Сущность и особенности педагогического общения раскрыва-ются в трудах педагогов и психологов: А. А. Бодалева, А. А. Ле-онтьева, Н. В. Кузьмной, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реан.

 

Учитывая, что педагогическое общение – это основа педаго-гической деятельности, необходимо выделить особенности про-фессионального педагогического общения:

– педагогическое общение всегда обучающее, развивающее, воспитывающее;

 

– педагогическое общение всегда ориентировано на разви-тие личности общающихся сторон, на развитие их взаимоотно-шений;

 


11 Спивакова, В. В. Педагогическое общение в системе «преподаватель – студент» / В. В. Спивакова // Известия РГПУ им.

 

А. И. Герцена. – 2008. – № 76–2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskoe-obschenie-v-sisteme-prepodavatel-student (дата обращения: 14.06.2013)



– педагогическое общение – это динамичный процесс, так как, учитывая возраст детей, определяются не только позиция педагога и детей в общении, но и методы и средства общения;

 

– педагогическое общение – это важное средство решения учебно-воспитательных задач;

 

– в процессе педагогического общения происходит процесс взаимного познания педагога и учащихся;

 

– педагогическое общение регулирует совместную деятель-ность не только педагога и учащихся, но и педагога и родителей,

а также совместную деятельность педагогов.

А. А. Леонтьев обосновал понятие «оптимальное педагогиче-ское общение» как общение учителя (и шире – педагогическо-го коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприят-ный эмоциональный климат обучения (в частности, препятству-ет возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя12.

 

Проблема оптимального педагогического общения была по-ставлена как одна из важнейших проблем обучения и воспита-ния в работах классиков советской педагогики. «У нас требуют от учителей известного уровня подготовки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обдумать, как проверять также и умение учителя влиять на ребят...», – писала Н. К. Крупская13.

 

Особенно много внимания умению учителя влиять на ребят уделял А. С. Макаренко. Как бы ни относились к системе вос-питания А. С. Макаренко, весьма современно звучит следующая его мысль. Он подчеркивал необходимость для учителя овладе-вать техникой педагогического мастерства, техникой педагоги-ческого общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в спе-циальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных дви-жений. Педагогическое мастерство заключается и в постанов-ке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом... Педагог

 


12 Лентьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Лентьев. – М.,

1979. – С. 98.

 

13 Крупская, Н. К. Воспитание коллективизма, организованности и дисциплины. Избр. пед. произв. / Н. К. Крупская. – М.: Просвещение, 1965. – С. 118.



не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть... Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность... Я сделался настоящим ма-стером только тогда, когда научился говорить “иди сюда” с 15–20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса»14.

 

Много внимания уделял этому вопросу и выдающийся со-ветский педагог С. Т. Шацкий. Ему принадлежит, в частности, мысль, что учитель должен заботиться не только о содержании своих требований, но и о форме, и тоне их предъявления.

 

Неоднократно высказывался по этому вопросу такой за-мечательный педагог-воспитатель, как В. А. Сухомлинский. Остановимся только на некоторых его положениях, цитируемых сравнительно редко. В частности, он резко критиковал бытую-щее порой в школе «пустословие». «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустрем-ленным, полновесным и – это особенно важно обращенным к совести живого, конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, и наоборот – чтобы цена слова постоянно возрастала»15. Слово учителя, по мысли

 

В. А. Сухомлинского, прежде всего орудие человечности, чутко-сти, терпимости. «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, остав-ляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души вос-питателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания “распечь”, “пробрать”... Слово педагога должно прежде всего успокаивать»16.

 

В. А. Сухомлинский, как и А. С. Макаренко, призывал педа-гогов управлять тоном своего обращения к школьникам. В част-ности, он советовал обращаться к ним не специальным лекци-онным тоном, который, кстати сказать, быстро вызывает у ребят усталость, а тоном обычного разговора.

 

Интереснейшие рекомендации высказывал В. А. Сухомлин-ский относительно способов общения на уроке. Он резко высту-пал против излишнего возбуждения психики школьников повы-

 


14 Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. – М.: Политиз-дат, 1988. – 256 с.

 

15 Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива. Избр. пед. соч.: в

3 т. / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 3. – С. 216.

16 Там же. – С. 221.



шенным тоном, напряжением, против перегрузки речи учителя информацией, против ненужных повторений и вопросов. «Пе-дагогическое косноязычие» – бич школы. Оно «ограничивается случайными – такими, которые пришли на память воспитате-ли, – словами... Ученик не слышит слов воспитателя, его душа остается глухой к словам»17.

 

Практикой подтверждено, что новые технологии учебно-вос-питательного процесса «работают» только при продуманном педагогическом общении, что, в свою очередь, приводит к его эффективности.

 

Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалев:

 

•  должно осуществляться в соответствии с единым гумани-стическим принципом во всех сферах жизни воспитанника – в семье, школе, во внешкольных учреждениях;

 

•  сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности; •  обеспечивается усвоение необходимых психолого-педаго-гических знаний, умений и навыков познания других людей и об-

ращения с ними18.

Эффективность педагогического общения зависит также от степени готовности педагога к профессионально-педагогиче-скому общению, это предполагает:

1) знание основ педагогического общения;

2) умения организовать общение и управлять им и собствен-ным психическим состоянием;

 

3) умение педагога устанавливать положительные взаимоот-ношения с учащимися;

 

4) сформированность определенных нравственно-личност-ных качеств педагога;

5) речевое развитие и интуицию педагога;

 

6) самопознание и самооценку: педагогическую рефлексию. Оптимальное педагогическое общение преподавателя с уча-щимися в процессе обучения и воспитания создает наилучшие условия для развития их мотивации и творческого характера учения, для правильного формирования личности обучаемого, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения

 

и управления социально-психологическими процессами в кол-лективах, что позволяет максимально реализовать личностные особенности преподавателя в учебном процессе.

 


17 Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива. Избр. пед. соч.: в

3 т. / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 3. – С. 222–225.

18 Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. – М., 1983. – С. 96–98.


 


На основании вышесказанного необходимо обратиться к определению педагогического общения как психолого-педагоги-ческой категории.

В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров под профессионально-пе-дагогическим общением понимают «систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия»19.

 

А. А. Леонтьев рассматривает педагогическое общение как профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке

и вне его, имеющее определенные педагогические функции и на-правленное на создание благоприятного психологического клима-та, а также на другого рода психологическую оптимизацию учеб-ной деятельности и отношений между педагогом и учащимися.

 

Л. Д. Столяренко дает следующее определение педагогиче-ского общения: «Педагогическое общение – это специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с дру-гими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты»20.

 

Учитывая выделенные особенности профессионального пе-дагогического общения, предлагаем следующую дефиницию данной категории: «Профессионально-педагогическое обще-ние – это система взаимодействия педагога и воспитанни-ков, содержание, методы и средства которого способству-ют обмену информацией, взаимному познанию личностей, оказанию воспитательного воздействия».

 

Исходя из данного определения, выделяются основные ком-поненты профессионально-педагогического общения: комму-никативный, интерактивный, перцептивный. На основе данных компонентов выделяются функции педагогического общения.

 

Функции и средства общения

Традиционно в педагогическом общении выделяют три взаи-мосвязанных функции: коммуникативная (обмен информацией), перцептивная (восприятие и познание людьми друг друга), инте-

 

 


19 Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. – М., 1990. – С. 83.

 

20 Столяренко, Л. Д. Педагогическое общение / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – С. 238–247.



рактивная (организация и регуляция совместной деятельности). Коммуникативная функция. Педагогическое общение – это,прежде всего, коммуникация (передача информации, обмен информацией между участниками общения). Информирование сопровождает всю деятельность педагога. Обмен информаци-ей – это самый трудный аспект педагогической деятельности, особенно для начинающих педагогов. Эффективность передачи

информации зависит от следующих условий:

 

1.  Обеспечение положительной мотивации при передаче ин-формации, ее понимание и принятие воспитанниками. Для этого необходимо привлечь внимание, вызвать интерес к теме общения.

 

Обмен информацией в большей степени осуществляется в процессе обучения, и поэтому на уроках учителя с этой целью часто используют занимательные факты, проблемные ситуации, исторические факты, фрагменты видеофильмов, презентации.

 

Урок физики, 9-й класс. Объяснение темы «Измерение агре-гатного состояния вещества». Учитель начинает с задачи-пара-докса. В 1860 г. в Индии упал метеорит. Прочертив на небе ог-ненный след, раскаленное добела тело упало в болото. Каково же было удивление подбежавших людей, когда на месте паде-ния метеорита они обнаружили «глыбу льда». Небесный огонь принес лед в знойную Индию.

 

Урок литературы, 8-й класс. Учитель начинает с проблемнойситуации: «Почему А. С. Пушкин назвал свою повесть “Капитан-ская дочка”, хотя главные ее герои – Гринев и Пугачев?»

 

Урок географии, 7-й класс. Тема «Антарктида». Учитель ис-пользует такой факт: «Мореплаватели не раз замечали, что айсберги плывут против ветра. Льды, гонимые ветром, плывут в одну сторону, а айсберги – в совершенно другую, против ветра. Как вы думаете, почему это происходит?21

 

2.  Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспи-танников в процессе обмена информацией. Предлагаемая ин-формация должна быть не только доступна для понимания уча-щимися, но и учитывать привуалирующие интересы.

 

3.  Создание эмоционально благоприятной обстановки обще-ния. При этом педагогу необходимо учитывать временные рамки общения, окружающую обстановку.

4.  Владение педагогом технологией передачи информации:

правильность речи, эмоциональность, образность.

Перцептивная функция. Эффективность общения в профес-

 

 


21 Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова. – М.: «Академия», 2004. – С. 86.


 


сиональной педагогической деятельности во многом зависит и от того, как педагог воспринимает и насколько хорошо знает своих воспитанников. Перцептивная функция общения важна и непроста в реализации.

 

В. А. Сухомлинский писал, что для учителя особо значимо умение чувствовать рядом с собой человека, чувствовать его душу, его интересы и желания22. Сложность данного процесса объясняется тем, что ученик, объект познания – это развиваю-щая личность. Понять психические особенности учеников, по-чувствовать их состояние, настроение, изучить ценностные ори-ентации, разобраться в представлениях воспитанников о самих себе педагогу помогут психолого-педагогические знания, ис-пользование разнообразных методов изучения личности.

 

В. Леви педагогов, умеющих хорошо разбираться в людях, называл гениями общения. У таких педагогов прекрасное лич-ностное видение ученика изнутри, умение читать другого чело-века, умение моделировать общение с учетом индивидуальных особенностей личности23.

 

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанников является педагогическая эмпатия. Традиционно эмпатия определяется как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Данное определение позволяет утверждать, что педагогическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять, сопереживать. Это возможно при условии, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно ана-лизировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, то есть если у педагога развита рефлексия.

 

Педагог, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринима-ющий, понимающий и правильно оценивающий воспитанника, может успешно прогнозировать общение, корректировать учеб-но-воспитательные взаимоотношения, управлять ими.

 

Так как процесс общения – это двусторонний процесс, то по-знание, понимание, оценка в общении происходят как со сторо-ны педагога, так и со стороны воспитанника. Педагог познает своих воспитанников, они, в свою очередь, познают педагога. Понимание педагога и принятие его личности воспитанниками взаимосвязаны.

Если педагог и воспитанники адекватно отражают друг дру-

 


22 Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива. Избр. пед. соч.: в

3 т. / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 3. – С. 223.

23 Леви, В. Исповедь гипнотизера / В. Леви. – М., 1994. – С. 47.



га, то педагогическое общение строится на взаимопонимании. Понимание, принятие друг друга помогает согласовывать дей-ствия, проявлять взаимное уважение, чувствовать настроение, предупреждать конфликты, устанавливать положительные меж-личностные отношения24.

 

Интерактивная функция. Важной функцией общения являет-ся интерактивная функция, то есть управление деятельностью воспитанников. Спланированное и моделированное педагогиче-ское общение определяет эффективное использование разно-образных видов деятельности на уроке.

 

Взаимодействие – это совместные действия педагогов и вос-питанников по осуществлению общих целей деятельности, в процессе которой происходит взаимное влияние сторон друг на друга. В процессе взаимодействия проявляются внимание, инте-рес, согласие, сопереживание, сотрудничество учителей и уча-щихся, но это возможно, если общение сопровождает каждый компонент совместной деятельности25.

 

В. А. Кан-Калик выделяет факторы, которые влияют на эф-фективность реализации данной функции:

 

– общение должно выступать как предпосылка, настрой к лю-бому виду деятельности, формирует положительную установку. При этом педагог совместно с учащимися должен определять цель совместной деятельности;

 

– формы, методы, средства совместной деятельности долж-ны определяться педагогом и учащимися в процессе творческо-го поиска, общими усилиями;

– взаимодействие педагогов и учащихся и при завершении деятельности, при подведении итогов. При этом важно сочета-ние оценки и самооценки совместных действий;

– учет индивидуальных особенностей общающихся сторон, уровня их развития и меры актуализации личностных потенциа-лов педагогов26.

В процессе взаимодействия возникают взаимопонимание, взаимопознание и формируются взаимоотношения. Сложив-шиеся, в свою очередь, отношения – благополучные или не-благополучные – сказываются на личностных образованиях воспитанников, их самостоятельности, творческой активности,

 


24 Педагогическое общение воспитателя. – Режим доступа: http:// detzdrav.com/11106.html

 

25 Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова. – М.: «Академия», 2004. – С. 92.

26 Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В. А. Кан-Калик. – М.:

 

«Роспедагенство», 1995. – С. 18.



нравственных ориентациях, эмоциональном восприятии дей-ствительности.

 

Выделенные информационная, перцептивная, интерактив-ная функции профессионально-педагогического общения в ре-альной педагогической деятельности взаимосвязаны. Педагог познает воспитанников и в процессе обмена информацией, и

 

в совместной деятельности. Взаимодействие невозможно без коммуникации и понимания общающихся.

 

Реализация обозначенных функций общения во многом опре-деляется нравственно-этическими установками педагога.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.