Общение как психолого-педагогическая категория — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общение как психолого-педагогическая категория

2018-01-30 1264
Общение как психолого-педагогическая категория 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фалей М. В.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

 

Учебное пособие

 

 

Рекомендуется федеральным государственным бюджетным образо-вательным учреждением высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени

 

А. И. Герцена» к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое об-

разование» по дисциплине по выбору вариативной части.

 

Регистрационный номер рецензии № 2819

от 18 июня 2014 г. МГУП.


 

Южно-Сахалинск

Издательство СахГУ


УБК 159.9(075.8)

ББК 88.6я73

 

Ф19

 

Печатается по решению учебно-методического совета

Сахалинского государственного университета, 2014

 

Ф19 Фалей, М. В. Педагогическое общение: учебное пособие /

М. В. Фалей. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. – 116 с.

ISBN 978-5-88811-458-2

Данное учебное пособие на основе систематизации и структу-

ризации научных психолого-педагогических концепций в удобной

и приемлемой форме для усвоения студентами научных знаний раскрывает особенности педагогического общения. Теоретиче-ский материал представлен в виде обоснования основных пси-холого-педагогических теорий по данному вопросу и дополнен результатами собственного исследования автора. В пособии детально обсуждаются основные характеристики общения, вы-делены особенности педагогического общения, во взаимосвязи представлены стили педагогического руководства, стили педаго-гического общения и модели поведения педагога в процессе пе-дагогического общения.

 

С целью формирования коммуникативных компетенций сту-дентов в пособие включены задания для самостоятельной работы на основе использования активных методов обучения.

 

Предназначено для бакалавров, обучающихся по направле-нию «Психолого-педагогическое образование». Автор надеется, что данное учебное пособие будет полезно и всем, кто интересу-ется педагогическим общением.

УДК 159.9(075.8)

ББК 88.6я73

 

Учебное издание

 

ФАЛЕЙ Марина Владимировна

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Учебное пособие

 

Корректор В. А. Яковлева Верстка О. А. Надточий

 

Подписано в печать 18.11.2013. Бумага «Paper One».

Гарнитура «Helios». Формат 60x84 1/16.

Тираж 500 экз. (1-й завод 1–100 экз). Объем 7,25 усл. п. л. Заказ № 794-13.

Издательство Сахалинского государственного университета.

693008, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 290, каб. 32. Тел. (4242) 45-23-16. Тел./факс (4242) 45-23-17. E-mail: [email protected], [email protected]

 

  © Фалей М. В., 2014  
ISBN 978-5-88811-458-2 © Сахалинский государственный  
университет, 2014  

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение............................................................................................................ 5

 

1.  Общение как психолого-педагогическая категория................ 7

1.1.  Основные характеристики общения.......................................... 7

1.2.  Функции общения............................................................................ 9

1.3.  Виды общения................................................................................. 11

 

2.  Педагогическое общение..................................................................... 19

2.1.  Сущность педагогического общения......................................... 19

2.2.  Функции и средства общения....................................................... 23

2.3.  Этапы профессионально-педагогического общения............ 27

 

3.  Стили педагогического общения и управления......................... 32

3.1.  Стили педагогического общения................................................ 32

3.2.  Стили педагогического руководства......................................... 34

3.3.  Модели поведения педагога в профессиональном

общении 37

 

4.  Вербальные средства общения.......................................................... 50

4.1.  Основные характеристики речи педагога................................ 50

4.2.  Диалог и монолог – формы устной речи

педагогического общения 52

4.3.  Умение слушать как компонент вербального

 

общения 55

 

5.  Невербальные средства общения...................................................... 61

5.1.  Характеристика невербальных средств общения.................. 61

5.2.  Классификация невербальных средств общения................... 61

 

6.  Конфликты и конфликтные ситуации

в педагогическом общении................................................................. 75

6.1.  Понятие конфликта, классификация видов

конфликтов 75

6.2.  Конфликты между учениками...................................................... 77

6.3.  Возникновение конфликтов между педагогами

и учениками 79

6.4.  Типы и стили разрешения конфликтных

ситуаций и конфликтов. 82


 

 


7.  Культура педагогического общения............................................... 89

7.1.  Понятие культуры педагогического общения......................... 89

7.2.  Этика педагогического общения................................................. 90

7.3.  Педагогический такт....................................................................... 92

7.4.  Условия эффективной организации

 

педагогического общения............................................................. 95

 

8.  Особенности педагогического общения

с детьми дошкольного возраста......................................................... 103

8.1.  Развитие общения у детей дошкольного возраста................. 103

8.2.  Формы общения с взрослыми у детей

дошкольного возраста 105

8.3.  Стили общения работников дошкольного

 

учреждения с ребенком 110

 

Список использованной литературы..................................................... 114


 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Модернизация образования способствовала изменению об-разовательных приоритетов профессиональной школы. Со-циальный заказ потребовал от профессиональных учебных заведений подготовку специалистов, обеспечивающую их кон-курентоспособность на рынке труда, социальную и професси-ональную мобильность. Одной из актуальных задач высших учебных заведений является подготовка специалиста с высоким уровнем профессиональной компетентности и обладающего го-товностью реализовывать себя в любом виде деятельности.

 

Любой вид деятельности человека основан на общении. Осо-бую значимость общение приобретает в профессиональной пе-дагогической деятельности. Антуан де Сент Экзюпери назвал человеческое общение самой большой роскошью на свете. Только в одном виде деятельности это будет роскошью, а в дру-гом – необходимостью. Именно в профессионально-педагогиче-ской деятельности общение рассматривается как основа, необ-ходимость. Через живое и непосредственное общение педагога

 

с воспитанниками осуществляется главное в педагогической работе – обмен информацией, взаимопознание педагога и ре-бенка, организация совместной деятельности.

В соответствии с новыми Государственными образователь-ными стандартами формирование коммуникативных компетен-ций в профессиональном педагогическом образовании предпо-лагает готовность педагога осуществлять общение не только с воспитанниками, но и родителями, и коллегами. Для этого не-обходимы более широкие познания, охватывающие область профессионального педагогического общения. Практикой под-тверждено, что новые технологии учебно-воспитательного про-цесса «работают» только при продуманном педагогическом общении, что, в свою очередь, приводит к его эффективности.

 

Проблема взаимодействия педагогов и учащихся – одна из острейших педагогических проблем. Налицо объективная по-требность ее изучения и решения, так как отношения между взрослыми и детьми, между учителями и родителями, между учителями и администрацией в силу разных причин стали сегод-ня значительно напряженнее, о чем свидетельствуют многочис-ленные факты в средствах массовой информации, публикациях в педагогических источниках.

 

Автор учебного пособия поставил своей задачей системати-зацию и структуризацию в более удобной и приемлемой форме


 


для усвоения студентами научных знаний о педагогическом об-щении. Данное учебное пособие предназначено для бакалавров направления «Психолого-педагогическое образование», поэто-му в нем на основе анализа психолого-педагогических теорий выделены основные характеристики, особенности педагогиче-ского общения с детьми разного возраста, включая дошкольный возраст; во взаимосвязи представлены стили педагогического руководства, педагогического общения и модели поведения пе-дагога в процессе педагогического общения. Представленный анализ психологических теорий о вербальных и невербальных средствах общения позволит сформировать у студентов готов-ность использовать знания в практике педагогического обще-ния.

 

В пособие также включены задания для самостоятельной ра-боты студентов на основе использования активных методов об-учения. Материалы пособия апробированы в процессе изучения курса «Педагогическое общение» со студентами педагогических специальностей и бакалавров направления «Психолого-педаго-гическое образование». Автор надеется, что данное учебное по-собие будет полезно и всем, кто интересуется педагогическим общением.


 

 


Функции общения

В психолого-педагогических исследованиях представлены различные подходы к определению функций общения. Рассма-тривая функции общения как роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия, и опираясь на содер-жание основных структурных компонентов, функции общения можно классифицировать следующим образом6:

 

1.  Информационно-коммуникативная заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими инди-видами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику: осуществляется между индивидами, каждый из которых является активным субъектом, но обязательно предпо-лагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

 

2.  Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей

 

в процессе совместной деятельности. В прагматической функ-ции общение выступает как важнейшее условие объединения людей совместной деятельностью.

 

3.  Формирующая функция общения проявляется в процессе формирования и развития человека. Общение ребенка и взрос-лого – это не просто процесс передачи первому суммы умений, навыков, знаний, которые он механически усваивает, а сложный

 


6 Сидоров, С. В. Педагогическое общение / С. В. Сидоров (сайт пе-дагога исследователя). – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/ publ/4-1-0-147 (дата обращения: 13.06.2013)


 


процесс взаимного влияния, обогащения, изменения.

4.  Аффектно-коммуникативная – в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека на регуляцию эмоци-ональной сферы психики человека, так как общение является детерминантой эмоциональных состояний человека.

 

5.  Подтверждающая функция реализуется в процессе обще-ния с другими людьми, когда человек получает возможность по-знать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в сво-ем существовании, в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке.

 

6.  Функция организации и поддержания межличностных от-ношений осуществляется на разных уровнях – от интимно-лич-ностных до деловых. Организация и поддержание межличност-ных отношений для любого человека связаны с оцениванием людей, с установлением определенных эмоциональных отноше-ний – либо позитивных, либо негативных. Поэтому эмоциональ-ное отношение к другому человеку может быть выражено в тер-минах «симпатии и антипатии», что накладывает свой отпечаток не только на личностное, но и деловое общение.

 

К данной классификации целесообразно добавить внутри-личностную функцию, выделенную Н. С. Ефимовой, которая ре-ализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю

 

и внешнюю речь, построенную по типу диалога. Данная функция рассматривается как универсальный способ мышления челове-ка. Л. С. Выготский отмечал, что «человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения»7.

 

Следовательно, ведущее значение общения в жизнедея-тельности человека состоит в том, что оно является средством организации совместной деятельности людей и способом удов-летворения потребностей человека в другом человеке, живом контакте. На основании этого необходимо рассматривать обще-ние как сложный многогранный процесс, включающий:

 

– формирование определенных образцов и моделей поведения;

 

– взаимодействие людей;

– взаимное влияние людей друг на друга;

– обмен информацией;

– взаимное переживание и понимание людьми друг друга;

– формирование отношений между людьми;

– организацию совместной деятельности;

– формирование образа внутреннего «Я» человека.

 

 


7 Ефимова, Н. С. Психология общения: учебное пособие / Н. С. Ефи-

 

мова. – М.: «ФОРУМ», 2006. – С. 9.


 


Виды общения

Общение как социальный и психолого-педагогический фено-мен – это контакт между людьми, который осуществляется раз-личными средствами. В психолого-педагогической литературе представлены различные классификации видов общения. Разно-образие классификаций общения объясняется различными при-знаками, лежащими в их основе, к ним можно отнести: по контакту, по критерию равноправия партнеров, по времени, по уровню обме-на информацией8. Систематизировав все признаки, можно пред-ставить классификацию видов общения следующим образом:

 

ОБЩЕНИЕ

 

 

По По равно- По времени По уровню  
правию обмена ин-  
контакту контакта  
партнеров формацией  
     
непосредственное   кратковремен- вербальное  
  диалогическое ное    
       
опосредственное   длительное невербальное  
  монологиче-    
       
массовое ское      
       

 

ролевое

 

личностное

 

Рис. 1. Виды общения

 
 

 


8 Спивакова, В. В. Педагогическое общение в системе «преподава-тель – студент» / В. В. Спивакова // Известия РГПУ им. А. И. Герце-на. – 2008. – № 76–2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogicheskoe-obschenie-v-sisteme-prepodavatel-student (дата обра-щения: 14.06.2013)



По контакту с собеседником: непосредственное, опосредо-ванное, межличностное, массовое, ролевое, личностное.

 

Непосредственное общение (прямое) – это естественноеобщение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид об-щения является наиболее полноценным, потому что индивиды получают максимальную информацию друг о друге.

 

Опосредованное (косвенное) – осуществляется в ситуациях,когда индивиды отдалены друг от друга временем или рассто-янием. Опосредованное общение – это неполный психологиче-ский контакт, когда обратная связь затруднена.

 

Массовое общение представляет собой множественные кон-такты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредо-ванную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение на-блюдается на митингах, собраниях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

 

В ролевом общении люди воздействуют, исходя из занимае-мого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с уче-никами, начальника с подчиненными.

Личностное общение зависит от индивидуальных особенно-стей и взаимоотношений между людьми.

По критерию равноправия партнеров в межличностном об-щении выделяются два типа: диалогическое и монологическое. Диалогическое общение – равноправное субъект-субъектноевзаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремле-ние к реализации целей каждого партнера.

Монологическое общение реализуется при неравноправныхпозициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Оно может быть императивным и манипулятивным. Императивное общение – авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к опре-деленным действиям и решениям. Причем цель эта не завуа-лирована. Манипулятивное общение – форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений.

По времени контакта общение может быть кратковремен-ным и длительным, в зависимости от целей, содержания дея-тельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатии и антипатии.

По уровню обмена информацией общение может быть



вербальным и невербальным. Вербальное общение происходитпосредством речи. Невербальное – с помощью паралингвисти-ческих средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы9).

 

Исходя из основных содержательных аспектов, целей и ис-пользуемой техники общения, Л. Д. Столяренко выделяет следу-ющие виды общения:

1. «Контакт масок» – формальное общение, при котором от-сутствует стремление понять, учесть особенности личности собе-седника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежли-вости, строгости, безразличия, участливости, то есть набор вы-ражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях «контакт ма-сок» необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.

2. Формально-ролевое общение, в котором регламентиро-ваны и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, ученик и учитель…

3. Светское общение, определяемое формальной вежливо-стью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено гово-рить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характер коммуни-кации. Светское общение носит ритуализированный характер.

4. Манипулятивное общение, направленное на получениеодносторонней выгоды от собеседника с использованием ма-нипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, до-броты, запугивание) в зависимости от особенностей личности собеседника.

5. Духовное межличностное общение между людьми, при ко-тором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется взаимопониманием между людьми, а

в его основе лежит доверие к личности собеседника.

6. Деловое общение, направленное на согласование и объ-единение усилий людей с целью налаживания отношений и до-стижения общего результата10.

Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформаль-

 


9 Ефимова, Н. С. Психология общения: учебное пособие /

Н. С. Ефимова. – М.: «ФОРУМ», 2006. – С. 9–13.

 

10 Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология для студентов ву-зов / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – С. 118–121.



ное общение (личностное). Формальное общение, определяе-мое социальными статусами, и неформальное, определяемое личными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.  Определите понятие общения, выделив его основные ха-рактеристики.

 

2.  Какие функции выполняет общение как полифункциональ-ный процесс?

 

3.  Выделите основные виды общения.

 

Задания для практической работы:

Задание 1. Определите уровень своей общительности на ос-нове теста В. Ф. Ряховского.

Ответьте на вопросы опросника.

Варианты ответов: «да», «нет», «иногда».

1. Выбивает ли вас ожидание какой-либо встречи из колеи?

2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-ли-бо мероприятии?

 

3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего мо-мента?

 

4. Вам предлагают выехать в другой город для участия в олимпиаде, конференции. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избежать?

 

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с окружа-ющими людьми?

 

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой или вопросом?

 

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

 

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

 

9. В столовой вам подали недоброкачественное блюдо, про-молчите ли вы?

 

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будите тяготиться, если первым за-говорит он. Так ли это?

 

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, кинотеатре, библиотеке)?

 

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рас-смотрению конфликтных ситуаций?

 

13. У вас есть собственные критерии оценки художественных


 


произведений, произведений искусства, культуры, и чужих мне-ний на этот счет вы не приемлите, это так?

 

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно оши-бочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, пред-почитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разо-браться в учебной теме?

 

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

 

Оценка баллов: «да» – 2 балла, «иногда» – 1 балл, «нет» –0 баллов.

 

Полученные баллы суммируются и определяется уровень об-щительности.

 

30–32 балла. Вы явно необщительны. Близким вам людямнелегко, вам трудно работать в команде. Старайтесь быть общи-тельнее, контролируйте себя.

25–29 баллов. Вы замкнуты, предпочитаете одиночество, по-этому у вас мало друзей. Необходимость новых контактов вы-водит вас из равновесия. Однако бывает, что при сильной увле-ченности вы раскрываетесь и становитесь общительным. Стоит только захотеть.

 

19–24 балла. Вы в известной степени общительны и в незна-комой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой. В ваших высказываниях много сарказма, однако эти недостатки исправимы.

 

14–18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вылюбознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зре-ния без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

 

9–13 баллов. Вы весьма общительны, любопытны, любитевысказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раз-дражение у окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людь-ми, любите бывать в центре внимания. Однако вам не достает усидчивости, терпения и решительности, когда сталкиваетесь

 

с серьезными проблемами. При желании вы можете заставить себя не отступать.

 

4–8 баллов. Вы, должно быть, рубаха-парень. Всегда в курсевсех дел, любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя се-рьезные темы могут вызывать у вас «хандру». Беретесь за лю-бое дело, хотя не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой



опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 балла и менее. Ваша общительность носит болезненныйхарактер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, не имеющие к вам никакого отношения. Беретесь судить о пробле-мах, в которых не компетентны. Бываете вспыльчивы и обидчи-вы. Окружающим людям трудно с вами. Вам надо поработать над собой и своим характером. Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям.

 

Задание 2. «Приятный собеседник». Работа в группе(четыре-шесть человек) по парам. Напишите десять качеств «приятного собеседника» и соотнесите себя по этим качествам по 10-балльной системе.

 

Например: умение слушать, тактичность, умение интересно рассказывать, чувство юмора, душевность и т. д.

 

Попросите ваших однокурсников, с кем вы работаете в паре вашей группы, оценить вас по выписанным качествам, исполь-зуя ту же систему баллов. Сравните ваши представления о себе с мнением другого человека о вас.

 

Обсудите полученные результаты совместно всеми членами группы. Если мнение о себе как «приятном собеседнике» совпа-дает с мнением других людей, то с вами, действительно, инте-ресно общаться. Если не совпадает, то следует подумать о сво-ей самооценке.

Задание 3. «Центр общения». Работа в группе по пять-шестьчеловек.

 

Участникам предлагается выполнить одну и ту же простей-шую задачу: любыми средствами, не прибегая к физическим воздействиям, надо постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно это делают все участники по команде ведущего. Команды должны выполнять работать по очереди: одна работает, другая наблюда-ет, затем меняются местами. После выполнения упражнения не-обходимо обсудить: кому из группы удалось завоевать большее внимание аудитории и почему.

 

Проверочные тесты

1. Выделите основные компоненты общения:

а) сообщение информации, организация совместной дея-тельности, познание людьми друг друга;

 

б) сообщение информации, влияние на объект, познание людьми друг друга;

 

в) организация совместной деятельности, сообщение инфор-мации, установление контактов.


 


2.  В чем заключается сущность прагматической функции общения?

 

а) установление длительного контакта; б) познание людьми друг друга;

 

в) взаимодействие людей в процессе совместной деятельности.

 

3.  В чем заключается сущность формирующей функции общения?

а) формирование диалога;

б) формирование личностного «Я»;

в) формирование и развитие человека в процессе общения.

 

4.  На основании классификации видов общения Л. Д. Сто-ляренко соотнесите виды общения с характеристикой:

 

1.«Контакт масок» А. Общение, при котором
    регламентированы
    содержание, средства
    общения социальными ролями
     
2. Формально-ролевое Б. Общение, определяемое
общение формальной вежливостью
     
3. Светское общение В. Общение между людьми,
    при котором раскрываются
    глубинные структуры
    личности
     
4. Манипулятивное общение Г. Общение, направленное на
    согласование и объединение
    усилий людей с целью
    налаживания отношений
    и достижения общего
    результата
     
5. Деловое общение Д. Общение, направленное
    на получение односторонней
    выгоды от собеседника
     
6. Духовное межличностное Е. Формальное общение,
общение при котором отсутствует
    стремление понять, учесть
    особенности личности
    собеседника
     

 



5.  Перечислите виды общения по представленным при-знакам, заполнив таблицу:

 

Признак Виды общения  
       
1. По контакту с собеседником    
       
2. По критерию равноправия    
партнеров    
       
3. По времени контакта    
       
4. По уровню обмена информацией    
       

 


 


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

 

Функции и средства общения

Традиционно в педагогическом общении выделяют три взаи-мосвязанных функции: коммуникативная (обмен информацией), перцептивная (восприятие и познание людьми друг друга), инте-

 

 


19 Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. – М., 1990. – С. 83.

 

20 Столяренко, Л. Д. Педагогическое общение / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – С. 238–247.



рактивная (организация и регуляция совместной деятельности). Коммуникативная функция. Педагогическое общение – это,прежде всего, коммуникация (передача информации, обмен информацией между участниками общения). Информирование сопровождает всю деятельность педагога. Обмен информаци-ей – это самый трудный аспект педагогической деятельности, особенно для начинающих педагогов. Эффективность передачи

информации зависит от следующих условий:

 

1.  Обеспечение положительной мотивации при передаче ин-формации, ее понимание и принятие воспитанниками. Для этого необходимо привлечь внимание, вызвать интерес к теме общения.

 

Обмен информацией в большей степени осуществляется в процессе обучения, и поэтому на уроках учителя с этой целью часто используют занимательные факты, проблемные ситуации, исторические факты, фрагменты видеофильмов, презентации.

 

Урок физики, 9-й класс. Объяснение темы «Измерение агре-гатного состояния вещества». Учитель начинает с задачи-пара-докса. В 1860 г. в Индии упал метеорит. Прочертив на небе ог-ненный след, раскаленное добела тело упало в болото. Каково же было удивление подбежавших людей, когда на месте паде-ния метеорита они обнаружили «глыбу льда». Небесный огонь принес лед в знойную Индию.

 

Урок литературы, 8-й класс. Учитель начинает с проблемнойситуации: «Почему А. С. Пушкин назвал свою повесть “Капитан-ская дочка”, хотя главные ее герои – Гринев и Пугачев?»

 

Урок географии, 7-й класс. Тема «Антарктида». Учитель ис-пользует такой факт: «Мореплаватели не раз замечали, что айсберги плывут против ветра. Льды, гонимые ветром, плывут в одну сторону, а айсберги – в совершенно другую, против ветра. Как вы думаете, почему это происходит?21

 

2.  Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспи-танников в процессе обмена информацией. Предлагаемая ин-формация должна быть не только доступна для понимания уча-щимися, но и учитывать привуалирующие интересы.

 

3.  Создание эмоционально благоприятной обстановки обще-ния. При этом педагогу необходимо учитывать временные рамки общения, окружающую обстановку.

4.  Владение педагогом технологией передачи информации:

правильность речи, эмоциональность, образность.

Перцептивная функция. Эффективность общения в профес-

 

 


21 Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова. – М.: «Академия», 2004. – С. 86.


 


сиональной педагогической деятельности во многом зависит и от того, как педагог воспринимает и насколько хорошо знает своих воспитанников. Перцептивная функция общения важна и непроста в реализации.

 

В. А. Сухомлинский писал, что для учителя особо значимо умение чувствовать рядом с собой человека, чувствовать его душу, его интересы и желания22. Сложность данного процесса объясняется тем, что ученик, объект познания – это развиваю-щая личность. Понять психические особенности учеников, по-чувствовать их состояние, настроение, изучить ценностные ори-ентации, разобраться в представлениях воспитанников о самих себе педагогу помогут психолого-педагогические знания, ис-пользование разнообразных методов изучения личности.

 

В. Леви педагогов, умеющих хорошо разбираться в людях, называл гениями общения. У таких педагогов прекрасное лич-ностное видение ученика изнутри, умение читать другого чело-века, умение моделировать общение с учетом индивидуальных особенностей личности23.

 

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанников является педагогическая эмпатия. Традиционно эмпатия определяется как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Данное определение позволяет утверждать, что педагогическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять, сопереживать. Это возможно при условии, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно ана-лизировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, то есть если у педагога развита рефлексия.

 

Педагог, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринима-ющий, понимающий и правильно оценивающий воспитанника, может успешно прогнозировать общение, корректировать учеб-но-воспитательные взаимоотношения, управлять ими.

 

Так как процесс общения – это двусторонний процесс, то по-знание, понимание, оценка в общении происходят как со сторо-ны педагога, так и со стороны воспитанника. Педагог познает своих воспитанников, они, в свою очередь, познают педагога. Понимание педагога и принятие его личности воспитанниками взаимосвязаны.

Если педагог и воспитанники адекватно отражают друг дру-


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.196 с.