ОП. 08. «Общественное здоровье и здравоохранение» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

ОП. 08. «Общественное здоровье и здравоохранение»

2018-01-30 2457
ОП. 08. «Общественное здоровье и здравоохранение» 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

СБОРНИК ЛЕКЦИЙ

по учебной дисциплине

ОП. 08. «Общественное здоровье и здравоохранение»

Для студентов

отделения «Сестринское дело»

 

 

Подготовила преподаватель дисциплины

«Общественное здоровье и здравоохранение»:

Хохлачева И.В.

 
 


Г.

Содержание

Лекция № 1 Введение. Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»……………………………………............................  
Лекция № 2 Здоровье населения как экономическая категория…………………….....    
Лекция № 3 Заболеваемость населения………………………………………………….    
Лекция № 4 Организация лечебно-профилактической помощи городскому населению…………………………………………………………………….    
Лекция № 5 Организация лечебно-профилактической помощи женщинам и детям……………………………………………………………………….    
Лекция № 6 Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению…………………………………………………………………….    
Лекция № 7 Основы экономики здравоохранения………………………………………    
Лекция № 8 Рыночные отношения в здравоохранении…………………………………    
Лекция № 9 Медицинское страхование…………………………………………………..    
  Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………….    

ЛЕКЦИЯ № 1

Введение

Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»

План лекции:

1. Структура и содержание дисциплины.

2. История развития науки.

3. Цели и задачи дисциплины.

4. Методы изучения общественного здоровья.

5. Значение дисциплины в формирования компетенций у медицинских сестер.

 

Вы, конечно, слышали, что за последние десятилетия ухудшилось состояние здоровья населения, повысился уровень смертности, снизилась рождаемость.

Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию со здоровьем граждан страны, потребовалось изменение политики государства к здравоохранению.

В системе здравоохранения были проведены важные изменения:

1. возникли новые экономические механизмы хозяйствования;

2. расширены источники финансирования здравоохранения;

3. внедрено медицинское страхование;

4. проведена модернизация здравоохранения;

5. обновлены правовые взаимоотношения в системе здравоохранения;

6. разработана «Концепция развития здравоохранения до 2020 года».

 

В условиях реформирования в системе здравоохранения повышаются требования и к медицинским сестрам в части их готовности работать в условиях конкуренции между лечебно-профилактическими учреждениями.

Чтобы эффективно работать в системе здравоохранения, Вам необходимо понимать и знать структуру системы здравоохранения, и уровни управления здравоохранением, иметь представление об основах экономики, маркетинга и системе медицинского страхования, разбираться в системе организации медицинской помощи населению. Без знания и понимания этих вопросов невозможно освоить целый ряд компетенций и стать конкурентоспособным специалистом.

Для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения необходимо иметь представление о состоянии здоровья населения в регионе и по Российской Федерации, уметь вычислять показатели здоровья и анализировать их, знать факторы, влияющие на состояние здоровья и методы гигиенического воспитания и обучения для устранения или уменьшения влияния этих негативных факторов.

Дисциплина, «Общественное здоровье и здравоохранение» к изучению которой приступаем и призвана дать ВАМ знания и умения необходимые медицинскому работнику для работы в сфере общественного здоровья по всем перечисленным вопросам.

Курс дисциплины состоит из 9 лекций и 5 практических занятий.

Курс дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» заканчивается экзаменом.

Общественное здоровье и здравоохранение как наука изучает закономерности общественного здоровья и здравоохранения.

История развития науки

Первым этапом в современном развитии общественного здоровья (тогда эта наука называлась «социальная гигиена») считается период от эпохи Возрождения до 1850 г. В этот период накапливались серьезные исследования по взаимозависимости состояния здоровья трудящегося населения, условий его жизни и труда.

Первым систематическим руководством по социальной гигиене был многотомный труд Франка, написанный в период с 1779 по 1819 гг.

Врачи 1848 и 1871 годов во Франции, пытались научно обосновать меры общественного здравоохранения, считая социальную медицину ключом к оздоровлению общества.

Рудольф Вирхов гигиенист из Германии в этот же период подчеркивал тесную связь между медициной и политикой.

Современник Вирхова Нойман ввел в немецкую литературу понятие «социальная медицина». В опубликованной в 1847 г. работе он убедительно доказал роль социальных факторов в развитии здравоохранения населения.

В конце XIX века определилось развитие основного направления общественного здоровья до наших дней. Это направление связывает развитие общественного здоровья с общим прогрессом научной гигиены или, с биолого-физической гигиеной.

В Англии в XIX веке также были крупные деятели общественного здравоохранения. Э. Чедвик видел главную причину плохого состояния здоровья народа в их нищете.

Развитию социальной гигиены в России более всего способствовали Ф.Ф. Эрисман, П.И. Куркин, З.Г. Френкель, Н.А. Семашко и З.П. Соловьев.

Из крупных российских социал-гигиенистов необходимо отметить Г.А. Баткиса, который разработал оригинальные статистические методики изучения санитарного состояния населения и ряд методов работы медицинских учреждений такие как новая система активного патронажа новорожденных, метод анамнестических демографических исследований и др.

 

Главной целью науки общественное здоровье и здравоохранения является создание рациональной общественной службы здравоохранения с высоким коэффициентом полезного действия.

Задачи науки:

1. изучение и оценка здоровья населения, динамики его развития;

2. изучение и оценка факторов, влияющих на здоровье;

3. разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации;

4. оценка качества и эффективности здравоохранения;

5. решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения;

6. правовое регулирование здравоохранения;

7. формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.

Предметом изучения являются:

1. Здоровье населения.

2. Здравоохранение.

3. Факторы, влияющие на здоровье населения.

4. Медико-социально-значимая патология.

 

· Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающее физическое, психологическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определения социальных общностей.

· Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом.

· Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

· Социально-значимые заболевания – заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.

Разделы науки:

1. Санитарная статистика (общественное здоровье).

2. Экспертиза нетрудоспособности.

3. Организация медицинской помощи (здравоохранение).

4. Управление, планирование, финансирование, экономика здравоохранения.

 

Для планомерного развития экономики любой страны огромное значение имеет информация о численности, возрастно-половой структуре населения, определение его прогнозов на будущее.

Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.

Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здоровье населения всех мероприятий, которые проводит государство, и роли в этом здравоохранения, отдельных медицинских учреждений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что изучает как наука «Общественное здоровье и здравоохранение»?

2. Какие цели и задачи науки «Общественное здоровье и здравоохранение»?

3. Какие методы исследования используются для изучения общественного здоровья?

4. Какие показатели используют при изучении общественного здоровья населения?

Домашнее задание:

§ Подготовиться по материалам лекции № 1 к практическому занятию № 1

 

Рекомендуемая литература:

§ Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для медицинских училищ и колледжей. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2010. 288 стр.

§ Тлепцерищев Р.А., Трушкин АГ., Экономика и управление здравоохранением – Ростов н/Д: Феникс, 2009

§ Медицинский портал http://medvuz.info Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания

§ Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Лисицын Ю.П. - 2-е изд. - 2010. - 512 с. http://vmede.org

 

ЛЕКЦИЯ № 2

Уровни здоровья

В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья выделяют три уровня здоровья:

первый уровень – здоровье отдельного человека – индивидуальное здоровье;

второй уровень – здоровье социальных(по полу, возрасту, профессии), этнических групп, здоровье населения административных территорий (региональное) – групповое здоровье;

третий уровень – здоровье популяции, общества в целом – общественное здоровье или здоровье населения.

Группы здоровья

По состоянию здоровья взрослого населения выделяют 3 группы здоровья:

1 группа -практически здоровые;

2 группа - имеются факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, они наблюдаются в кабинете медицинской профилактике;

3 группа - имеющие заболевания (состояния), подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий.

 

 

По состоянию здоровья детского населения выделяют 5 групп здоровья:

1 группа -здоровые;

2 группа - практически здоровые (с функциональными нарушениями);

3 группа - больные в состоянии компенсации;

4 группа -больные в состоянии декомпенсации;

5 группа -инвалиды.

Такое разделение по группа важно при организации профилактических мероприятий. Группа здоровья влияет на объем и частоту профилактических или диспансерных осмотров.

По переходу из одной группы в другую можно судить об эффективности проводимых оздоровительных мероприятий.

Рождаемость в динамике

         
Саратовская обл. 9,4 9,1 10,7 10,7
ЭМО 9,5 8,4 11,0 11,2
РФ 10,2 10,4 - 12,6

Показатель общей смертности вычисляется на 1000 населения по формуле.

Смертность в динамике

         
Саратовская обл. 16,9 16,8 15,5 14,5
ЭМО 15,9 13,8 13,7 12,7
РФ 16,1 15,2 - 14,3

Отмечается тенденция к снижению смертности, но она остаётся выше показателей рождаемости.

Основные причины смерти населения Саратовской области:

На первом месте - болезни системы кровообращения – 51,1%,

на втором месте - новообразования - 12,7%,

на третьем месте - несчастные случаи, отравления и травмы - 10,8%.

Данные о причинах смерти позволяют:

1. наметить пути снижения смертности населения,

2. разрабатывать меры для борьбы с заболеваниями.

Показатель естественного прироста насе­ления

Естественный прирост населения - раз­ностью между показателями рождаемости и общей смертности:

ЕП = ОПР - ОПС,

где ЕП — показатель естественного прироста,

ОПР — общий показатель рождаемости (рождаемость),

ОПС — общий показатель смертности.

Демографическая ситуация в России характеризуется – естественной убылью.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что относится к прямым и косвенным экономическим потерям связанным с заболеваемостью населения?

2. Какие факторы влияют на состояние здоровья населения?

3. Какие показатели относятся к медико-демографическим показателям?

4. Объясните понятие «статика населения», «динамика населения».

5. Какие показатели являются показатели естественного населения?

6. Как можно охарактеризовать демографическую ситуацию региона в динамике?

Домашнее задание:

§ Подготовиться по материалам лекции № 2 к практическому занятию № 1

Рекомендуемая литература:

§ Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для медицинских училищ и колледжей. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2010. 288 стр.

§ Тлепцерищев Р.А., Трушкин АГ., Экономика и управление здравоохранением – Ростов н/Д: Феникс, 2009

§ Медицинский портал http://medvuz.info Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания

§ Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Лисицын Ю.П. - 2-е изд. - 2010. - 512 с. http://vmede.org

§ Социальный паспорт Саратовской области www.social.saratov.

ЛЕКЦИЯ № 3

Заболеваемость населения

План:

1. Методы изучения заболеваемости населения.

2. Виды заболеваемости по данным обращаемости.

3. Источники изучения заболеваемости.

4. Показатели заболеваемости населения.

5. Региональные особенности по заболеваемости.

6. Инвалидность.

7. Показатели инвалидности населения.

8. Международная классификация болезней, принципы содержания.

 

Заболеваемость – ведущий критерий, характеризующий здоровье населения.

С помощью показателей заболеваемость населения оценивают деятельность врачей, медицинских учреждений, органов управления здравоохранением.

Знание данных о структуре заболеваемости, частоте заболеваемости, закономерностях возникновения и распространения болезней имеют важное значение для:

1. планирования сети медицинских учреждений;

2. подготовке соответствующих кадров;

3. организации различных видов медицинской помощи;

4. проведение профилактических и оздоровительных мероприятий.

Общая заболеваемость

При изучении общей заболеваемости по данным обращаемости:

Единицей наблюдения является каждый случай заболеваемости.

Учётным документом – статистический талон заключительных (уточнённых) диагнозов.

На обращаемость населения за медицинской помощью влияет:

· доступность медицинской помощи;

· медицинская активность населения;

· материальное благосостояние;

· квалификация врачей.

 

Инвалидность

Инвалидность является одним из показателей состояния здоровья, характеризует уровень социально-экономического развития общества, качество лечебно-профилактических мероприятий, экологическое состояние территории.

Инвалидность – социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающая необходимость социальной защиты.

По данным ВОЗ инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них более 100 млн. детей. В России на учете состоит свыше 10 млн. инвалидов. Ежегодно впервые признаются инвалидами свыше 1 млн. человек.

По инвалидности мы судим о состоянии здоровья населения. Чем больше инвалидов, тем хуже состояние здоровья населения.

Группа инвалидности устанавливается медико-социальной экспертной комиссией.

В Российской Федерации различают 3 группы инвалидности.

Первая группа инвалидности устанавливается гражданам, полностью утратившим способность к регулярному профессиональному труду, и нуждаются в постоянном постороннем уходе.

Вторая группа инвалидности устанавливается в случае наступления постоянной или длительной нетрудоспособности без необходимости постороннего ухода.

Третья группа инвалидности устанавливается при утрате способности к профессиональному труду.

Группа инвалидности устанавливается гражданам, старше 16 лет.

До 16 лет используется понятие «ребёнок - инвалид», группа не устанавливается.

Инвалидность характеризуется показателями:

1. первичная инвалидность -

 

 

2. структура общей инвалидности -

 

В структуре первичной инвалидности:

1. болезни органов кровообращения — 27—35% случаев;

2. злокачественные новообразования — 23—29%;

3. травмы — около 10%;

4. болезни нервной системы и органов чувств — 5—7%.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какими методами изучается заболеваемость населения?

2. По каким учетным медицинским документам изучаются различные виды заболеваемости?

3. По каким показателям изучают общую заболеваемость?

4. Какие заболевания являются социально-значимыми?

5. Какие группы инвалидности предусмотрены в РФ?

6. По какому принципу сформирована МКБ-10 пересмотра?

Домашнее задание:

§ Подготовиться по материалам лекции № 3 к практическому занятию № 2

Рекомендуемая литература:

§ Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для медицинских училищ и колледжей. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2010. 288 стр.

§ Тлепцерищев Р.А., Трушкин АГ., Экономика и управление здравоохранением – Ростов н/Д: Феникс, 2009

§ Медицинский портал http://medvuz.info Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания

§ Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Лисицын Ю.П. - 2-е изд. - 2010. - 512 с. http://vmede.org

ЛЕКЦИЯ № 4

Городскому населению

План:

1. Номенклатура медицинских организаций.

2. Стационарзамещающие формы медицинской помощи населению.

3. Нормативно-правовая документация деятельности ЛПМО.

4. Организация работы поликлиники. Принципы работы. Нормативы деятельности.

5. Виды отчетно-учетной документации поликлиники. Показатели деятельности поликлиники.

6. Разделение больниц по объему медицинской помощи, категории, профилю.

7. Организация работы стационара.

8. Виды отчетно-учетной документации стационара.

9. Основные показатели стационара.

10. Организация скорой и неотложной помощи населению.

Охрана здоровья населения является комплексной задачей всего общества.

Для медицинских работников охрана здоровья населения приоритетная задачи.

В ближайшее время Вы приступите к своей профессиональной деятельности в медицинских организациях.

Понимание политики в области здравоохранения, структуры управления здравоохранения, номенклатуры медицинских организаций, знания нормативно-правовой документации, особенности организационной структуры и принципов работы в различных медицинских организациях, поможет Вам быстрее адаптироваться в системе здравоохранения.

Разработана программа развития здравоохранения Саратовской обл. 2020 года

Цели государственной программы являются:

· совершенствование системы охраны здоровья граждан в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического
и психического здоровья каждого чел., поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

· повышение качества и доступности медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.

Задачами государственной программы являются:

· обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья
и развития первичной медико-санитарной помощи;

· повышение качества и доступности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации;

· развитие государственно-частного партнерства;

· повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

· развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан, в том числе детей;

· обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными
и мотивированными кадрами;

· совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях;

· развитие информатизации в здравоохранении.

 

В сфере здравоохранения на территории области реализуются

3 областных целевых программ:
1. «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями»

2. «Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации в Саратовской области»

3. «Кадровое обеспечение системы здравоохранения Саратовской области» на 2013-2015 годы

Территориально-участковый

участковость (закрепление за врачебной должностью нормативного числа жителей);

для терапевта – 1700 взрослого населения;

для семейного врача – 1500 всех возрастов;

для педиатра – 800 детского населения.

Норма нагрузки на врача:

на приеме – 5 пациентов в час, на проф. приёме – 7 человек в час, на участке – 2 пациента в час.

2. профилактическое направление (систематическое активное наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов);

3. массовость;

4. общедоступность.

Основные виды документации поликлиники.

Учетная:

1. Медицинская карта амбулаторного пациента ф-025/у-04

2. Талон амбулаторного пациента ф-025-12/у,

3. Направление на госпитализацию ф-057/у-04

4. Контрольная карта диспансерного пациента ф-030/у-04

5. Дневник работы врача ф-39/у,

6. Дневник работы медсестры ф-39-1/у и др.

Отчётная:

1. Сведения о деятельности лечебно-профилактических учреждений ф-30, (для поликлиники и стационара, заполняется свой раздел)

2. Сведения о заболеваниях ф-12 и др.

Работа поликлиники оценивается по показателям:

· заболеваемости населения;

· качества диспансеризации;

· эффективности диспансеризации;

· профилактической работы.

Учитывается:

· частота случаев смерти на дому;

· жалобы населения и т.д.

Приказ Минздрава Российской Федерации от 26 марта 1999 года N 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» регламентирует порядок оказания скорой медицинской помощи.

Оказание неотложной медицинской помощи возложено на поликлиники.

Неотложная медицинская помощь оказывается лицам медицинским персоналом амбулаторно-поликлинических учреждений муниципальной системы здравоохранения при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н «Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».

 

Таким образом, мы с Вами ознакомились с направлением развития здравоохранения региона, структурой управления здравоохранения, номенклатурой медицинских организаций, особенностями организации работы поликлиник, стационаров, скорой и неотложной помощью

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите направления развития здравоохранения в РФ?

2. Как организована структура системы здравоохранения в РФ?

3. Какие основные принципы работы поликлиники?

4. По каким признакам отличаются больницы?

5. Какие стационарзамещающие формы организованы, и с какой целью?

6. Какие медицинские организации оказывают скорую и неотложную помощь?

Домашнее задание:

§ Подготовиться по материалам лекции № 4 к практическому занятию № 3

Рекомендуемая литература:

§ Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для медицинских училищ и колледжей. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2010. 288 стр.

§ Тлепцерищев Р.А., Трушкин АГ., Экономика и управление здравоохранением – Ростов н/Д: Феникс, 2009

§ Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Лисицын Ю.П. - 2-е изд. - 2010. - 512 с. http://vmede.org

§ Сайт министерства здравоохранения Саратовской области http://minzdrav.saratov.ru/

 

 

ЛЕКЦИЯ № 5

Женщинам и детям

 

План:

1. Охрана материнства и детства как система государственных мер.

2. Медико-социальное значение охраны здоровья материнства и детства.

3. Учреждения охраны материнства и детства.

4. Принципы организации медицинской помощи женщинам и детям.

5. Основные учетно-отчетные документы учреждений охраны материнства и детства.

6. Показатели деятельности.

Уровень развития службы охраны материнства и детства, является одним из из главных показателей социального благополучия общества.

Охрана материнства и детства (ОМИД) - это система государственных общественных и медицинских мероприятий, обеспечивающие рождение здорового ребенка, правильно и всестороннее развитие подрастающего поколения, предупреждение и лечение болезней женщин и детей.

Охрана материнства и детства - приоритетное направление в здравоохранении России.

Цель: обеспечение охраны здоровья и повышения качества медицинского обслуживания женщин и детей.

Средним медработникам принадлежит важнейшая роль в укреплении здоровья женщины-матери, подрастающего поколения. Они проводят активную патронажную работу в семьях, осуществляют на педиатрическом участке контроль за питанием, физическим воспитанием, развитием детей, следят за санитарно-гигиеническими условиями их жизни; выявляют заболевших детей и оказывают им необходимую доврачебную помощь; проводят больным детям лечебные процедуры на дому по назначению врача; осуществляют широкую сан-просвет. работу по пропаганде здорового образа жизни, искоренению вредных привычек Большая роль принадлежит фельдшеру и акушерке в наблюдении за беременными женщинами, укреплении их здоровья, раннем выявлении патологических отклонений.

Медико-социальное значение этой проблемы:

1. большой удельный вес этих групп в социальной структуре;

2. все факторы риска возрастают в 10 раз, если распространяются на беременную и детей грудного возраста;

3. будущее любого народа, нации во многом определяется качественной характеристикой здоровья детского и населения.

Учреждения охраны материнства и детства

Здоровье матери и ребенка охраняется широкой сетью различных мед. учреждений, к числу которых относятся:

· женская консультация,

· родильный дом,

· поликлиника,

· детская больница,

· центр охраны материнства и детства,

· охрана семьи и репродукции,

· охраны репродуктивного здоровья подростков;

· вспомогательных репродуктивных технологий и др.

Медпомощь женщинам и детям, проживающим в сельской местности, оказывается на фельдшерско-акушерских пунктах, в сельских врачебных амбулаториях, участковых, районных, центральных, областных, республиканских больницах.

 

Виды документации.

Учетная:

1. История развития ребенка ф -112/у.

2. Карта профилактических прививок ф – 063/у и др.

Отчетная:

1. Сведения о деятельности лечебно-профилактического учреждения ф-30.

2. Вкладыш - отчет о медицинской помощи детям ф - 31.

3. Сведения о заболеваниях ф - 12

Показатели работы детской поликлиники.

Качественные:

1. Заболеваемость детей:

· В том числи до 1 года.

2. Распределение детей по группам здоровья, в том числе 1 года жизни.

3. Доля детей 1 года жизни, находящихся на грудном вскармливании до 4 месяцев.

4. Охват прививками.

5. Младенческая смертность.

6. Удельный вес детей, умерших в стационаре за 24 часа после поступления (досуточная летальность) и др.

Профилактическая работа поликлиники оценивается:

1. полнотой охвата медицинскими осмотрами;

2. процентом населения, осмотренного с целью выявления заболевания);

3. частотой выявленных заболеваний;

4. показателями диспансеризации (полнота охвата, своевременность взятия на диспансерный учет, удельный вес вновь взятых под наблюдение, среднее число диспансерных больных на одном участке, исходы и эффективность диспансеризации).

Детская больница

 

Основными задачами детской больницы являются:

· Оказание высококвалифицированной и специализированной помощи;

· Применение для обследования и установки диагноза методов и средств, недоступных в условиях поликлиники,

· Проведение гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей.

 

Особенность организации детской больницы состоит:

· в организации приёмного отделения - должно быть в виде полного бокса;

· в отделениях для недоношенных детей, новорожденных с патологией, грудных детей большинство палат должно быть боксировано;

· в палатах размещать не более 4 коек.

Виды документации.

Учетной:

1. индивидуальная карта беременной и родильницы ф – 111/у;

2. обменная карта ф – 113/у;

Отчетной:

1. ф – 30;

2. отчет о беременных и роженицах (ф-32, страховые показатели работы женской консультации) и др.

Качественные показатели женской консультации:

1. удельные вес поздней постановки на диспансерный учет;

2. удельный вес патологии беременных;

3. удельный вес недоношенных детей;

4. материнская смертность;

5. анте - и интранатальная смертность и др.

Родильный дом

Родильный дом – лечебно-профилактическое учреждение стационарного типа, оказывающее квалифицированную медицинскую помощь:

1. женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде;

2. женщинам, имеющим гинекологические заболевания;

3. заболевшим и недоношенным новорожденным в период их пребывания в родильном доме;

4. обеспечение наблюдения и ухода за здоровыми новорожденными;

В рамках государственной программы по увеличению рождаемости и снижению младенческой смертности, Россия перешла на критерии ВОЗ. Если раньше выхаживали новорожденных весом не менее 1 килограмма (28 недель), то с этого года врачи выхаживают малышей весом от 500 грамм (появившихся на 22 недели беременности). С рождения малыши находятся под наблюдением: 2-3 месяца в стационаре.

В последнее время с целью улучшения оказания медицинской помощи беременным и новорожденным, построены перинатальные центры.

Родильный дом имеет следующие подразделения:

1. приемно-пропускной блок;

2. родовые отделения;

3. послеродовое физиологическое (первое) акушерское отделение — 50 — 55% акушерских коек;

4. обсервационное (второе) акушерское отделение — 20 — 25% акушерских коек;

5. отделение патологии беременности — 25—30% акушерских коек;

6. отделение (палаты) для новорожденных в составе первого и второго акушерских отделений;

7. гинекологическое отделение.

Акушерские стационары закрывают для полной дезинфекции не реже 1 раза в год.

Виды документации.

Учетной:

1. история родов ф-096/у

2. история развития новорожденного ф-097/у

3. медицинское свидетельство о рождении ф-103/у

Отчетной:

1. отчет о деятельности стационара ф-14

Таким образом, Вы ознакомились с политикой государства в области охране материнства и детства, особенностями работы, основными медицинскими документами и показателями деятельности медицинских организаций оказывающих медицинскую помощь женщинам и детям

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Почему охрана материнства и детства является приоритетным направлением в здравоохранении?

2. Назовите основные принципы работы поликлиники.

3. Особенность организации работы в детской поликлинике.

4. Особенность организации работы в детской больнице.

5. С какой целью введены родовые сертификаты?

Домашнее задание:

§ Подготовиться по материалам лекции № 5 к практическому занятию № 3.

Рекомендуемая литература:

1. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для медицинских училищ и колледжей. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2010.

2. Система организации медицинской помощи женщинам и детям http://alibudm.narod.ru

Лекция № 6

Организация работы на ФАПе

Основное значение в структуре сельского врачебного участка имеет ФАП.

ФАП является важным звеном в проведении профилактических мероприятий и оказании доврачебной медицинской помощи населению на сельском врачебном участке.

Организация работы фельдшерско-акушерского пункта определена нормативным документом - приказом Минздравсоцразвития от 15.05.2012 г. № 543н.

ФАП может быть организован при числе жителей в сельском населённом пункте от 700-900 человек и более и расстоянии до ближайшего медицинского учреждения 2 км.

300-700 человек при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения 4 км.

300 и менее человек, если расстояние 6 км. и более.

В штат ФАПа вводится медицинская сестра - 0.5 ставки при числе жителей 900-1300 человек, 1 ставка – 1300-1800 человек.

Для организации работы фельдшерско-акушерского пункта в его структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения:

· процедурная;

· комната фельдшера и акушерки;

· комната экстренного приема родов;

· комната временного пребывания пациентов;

· санузел для персонала;

· санузел для пациентов;

· санитарная комната.

Оснащенность ФАПа по стандарту перечислена в приказе в приложении №17.

Задачи ФАП:

1. Лечебно-профилактическая помощь взрослому населению:

· амбулаторный приём и помощь на дому,

· участие в проведении профилактических осмотров и диспанс


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.378 с.