Вопрос. Стороны договора страхования грузов — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Вопрос. Стороны договора страхования грузов

2018-01-29 275
Вопрос. Стороны договора страхования грузов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В качестве субъектов страхования грузов выступают страхователь, страховщик, выгодоприобретатель.

Страховая защита грузов, как и транспортных средств, осуществляется путем заключения договоров страхования. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 930 ГК РФ груз может быть застрахован в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого груза. При отсутствии такого интереса договор страхования является недействительным.

Выгодоприобретателем может быть юридическое или физическое лицо, в пользу которого заключен договор страхования груза, и которое вправе получить от страховщика страховое возмещение в пределах страховой суммы при страховом случае с грузом. Таким лицом является получатель, указанный в товарно-транспортных документах. Получателем может быть, как указано выше, и непосредственно сам покупатель товара (он же грузоотправитель) или уполномоченное им лицо. Например, коммерсант или его представитель (доверенное лицо) закупил в другом регионе продовольственные товары и отправил их морским транспортом, указав в товарно-транспортных документах в качестве получателя самого себя.

Действующее страховое законодательство новой правовой нормой позволяет заключать договор страхования груза без указания имени при наименовании выгодоприобретателя.

Страхователю выдается в этом случае полис «на предъявителя». При страховом случае с грузом предъявитель полиса вправе выставлять требование о выплате страхового возмещения (ч. 3 ст. 930 ГК РФ). Страховой полис «на предъявителя» позволяет значительно

упростить решение вопроса переоформления договора страхования груза на нового его владельца при продаже, например, груза (товара) на той или иной стадии его перевозки.

Условия договора страхования грузов

Предметами страхования грузов всегда являются конкретные материальные ценности(грузы) или иные ценности, предусмотренные правилами страхования того или иного страховщика.

Объектом страхования грузов являются имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с сохранением, восстановлением того или иного предмета страхования грузов при наступлении страхового случая и с потребностью в дополнительном источнике средств для этих целей.

Договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Это может быть реализовано путем составления одного документа или путем вручения страховщиком страхователю страхового полиса. Страховой полис - это документ, подтверждающий факт страхования, и к его оформлению при страховании грузов обычно предъявляют достаточно жесткие требования. Наиболее жесткие требования предъявляют к полисам при страховании внешнеторговых перевозок, так как в практике внешнеторговых расчетов полис - один из основных документов, по которым банк производит расчеты. Поэтому в полисе необходимо идентифицировать данную отправку груза, указав номер транспортной накладной или номер счета, или номер накладной на отпуск товара со склада.

Договоры перевозки грузов можно классифицировать по разным признакам: по видам транспорта (договоры железнодорожной, морской, внутриводной, автомобильной и воздушной перевозки); по территории (внутригосударственные и международные перевозки);

по количеству участвующих перевозчиков (местные перевозки, перевозки в прямом сообщении, прямые смешанные перевозки и т.д.).

Страхование перевозимых грузов - один из видов страхования имущества, необходимый элемент международных торговых контрактов - имеет существенные особенности, отличающие его от страхования других видов имущества, и требует специальных подходов для учета этой специфики.

Во-первых, при страховании груза страховая сумма может значительно превышать стоимость груза на месте его приобретения (производства), поскольку его цена в пункте доставки значительно выше. Именно эта разница составляет ту часть имущественного интереса покупателя, которая также должна быть защищена страхованием. В обычаях делового оборота принято увеличение страховой суммы над стоимостью товара в месте его приобретения в размере 10%.

Во-вторых, технология и состав страховой защиты должны учитывать технологию процесса доставки груза и то, что в процессе доставки груз исключается, как правило, из-под контроля его собственников (и продавца, и покупателя) и в процессе доставки оказывается под контролем перевозчика, принимающего на себя ответственность за его доставку (причем таких перевозчиков может быть несколько и виды транспорта могут взаимодействовать в процессе доставки). Кроме этого, доставка груза может происходить по территории разных стран, т.е. является международной. Это накладывает на страховые отношения дополнительные условия, связанные с обеспечением страховой защиты таможенных рисков. Эта вторая группа особенностей требует использования при организации страховой защиты грузов признанных в мировой практике условий, конвенций и терминов, однозначно понимаемых всеми участниками доставки грузов. Одновременно это требует установления пределов ответственности перевозчиков за утрату груза и правил распределения такой ответственности между перевозчиками, установления ответственности таможенных перевозчиков и других таможенных посредников. С этим связано условие свободной передачи страхового полиса любому участнику процесса доставки для удостоверения факта наличия страховой защиты груза в пути следования и гарантий возмещения ущерба при организации его спасания при попадании в рисковую ситуацию.

К третьей особенности относится возможность и зачастую необходимость применения упрощенной технологии страхования грузов вследствие относительного постоянства торговыхсвязей и транспортных потоков сырья, энергоносителей, промышленных товаров и продуктов питания из традиционных центов производства в традиционные центры потребления.

Покупатели и продавцы заключают долгосрочные (годовые и более) договоры купли-продажи, поставки товаров в течение договорного периода, а перевозка грузов по этим договорам производится относительно мелкими партиями (контейнерами, повагоннымиотправками, зафрахтованными судами периодически, несколько раз в год и т.п.). Страховая защита таких грузоперевозок ведется по открытому генеральному полису, позволяющему максимально упростить формальности по страхованию.

Для заключения договора страхования груза между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение по существенным условиям договора, т.е. о грузе, который подлежит страхованию; страховых рисках (страховых случаях), покрываемых страхованием, размере страховой суммы; сроке действия договора страхования; уплачиваемой страхователем страховой премии.

Страховой стоимостью груза, определяющей его страховую сумму по договору, следует считать его цену, указанную в договоре купли-продажи, с добавлением расходов по перевозке, если они не включены в цену и потому осуществляются покупателем. Применительно к внешнеторговым грузам целесообразно ориентироваться на правила Инкотермс,

которые приравнивают к страховой стоимости товаров, приобретенных на условиях СИФ или СИП, цену товара, предусмотренную в договоре купли-продажи, плюс 10% и оговаривают, что страхование должно быть произведено в валюте договора купли-продажи.

В договоре страхования груза стороны могут предусмотреть согласованный размер франшизы (условной или безусловной) в процентах от страховой суммы или в абсолютной денежной величине.

Срок действия договора страхования грузов устанавливается по соглашению страхователя и страховщика. Договор страхования грузов может заключаться на разовую перевозку,

на несколько перевозок в течение определенного периода времени, а также генеральный договор (генеральный страховой полис), заключаемый обычно на год по любой схеме перевозки.

При подготовке условий страхования грузов особое внимание следует уделять определению периода страхования, а также необходимо установить, распространяется ли страховое покрытие на погрузку (разгрузку), промежуточное хранение и т.д. В случаях, когда точно определить период перевозки сложно (например, при железнодорожных перевозках на большие расстояния), обычно устанавливают временной лимит действия страхового покрытия на перевозку. После его истечения страховщик вправе либо потребовать уплаты дополнительной страховой премии, либо договор считается прекратившим свое действие.

При соблюдении общего требования для вступления договора страхования груза в силу - уплаты страховой премии или первого ее взноса (ч. 1 ст. 957 ГК РФ) – страхование (страховая защита) груза может начинаться в зависимости от схемы перевозки, согласованногосо страховщиком решения страхователя и стандартных условий поставки товаров с момента:

• взятия груза для погрузки в транспортное средство со склада изготовителя товара, оптового торговца или с места хранения, нахождения перевозимого имущества юридического, физического лица, но не ранее даты, указанной в страховом полисе, и доставки его в пункт отправления железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом;

• погрузки в вагон, водное или воздушное судно, на магистральный (внутренний

или международный) автотранспорт;

прохождения таможни;

достижения промежуточного пункта или начала установленной договором страхования груза части транспортного маршрута.

Страхование груза может заканчиваться:

после доставки груза на склад грузополучателя, обозначенный как конечный пункт доставки, или иное место хранения в указанном пункте назначения;

после доставки на любой другой склад или место хранения, которое до или в

указанном пункте назначения было выбрано страхователем;

или по истечении 60 дней после окончания разгрузки застрахованного груза с

борта судна в порту в зависимости от того, какое из трех событий произошло

раньше.

В случаях, когда точно определить период перевозки сложно (например, при железнодорожных перевозках на большие расстояния), обычно устанавливают временный лимит действия страхового покрытия на одну перевозку. После его истечения страховщик вправе либо потребовать уплаты дополнительной страховой премии, либо договор считается прекратившим свое действие.

Договор страхования остается в силе во время задержки не по вине страхователя,

во время любого отклонения от оговоренного маршрута; вынужденной разгрузки; перегрузки с корабля на корабль; перегруппировки груза на борту; во время любого отклонения от маршрута, обусловленного правом судовладельца или фрахтователя по контракту о фрахте.

Согласно ч. 2 ст. 940 ГК РФ договор страхования грузов может заключаться на основании устного или письменного заявления страхователя. В страховой практике договор страхования груза заключается обычно на основании письменного заявления страхователя о страховании груза. Страховые организации предлагают страхователям для заполнения типовые формы таких заявлений.

В заявлении страхователем должны указываться, как правило, следующие сведения:

• полное и сокращенное наименование страхователя, адрес и телефон;

• точное наименование груза (каждого из подлежащих перевозки предметов), род

упаковки, число мест, вес;

• номера перевозочных документов (транспортные накладные, квитанции, коносаменты);

• вид транспортного средства: наименование, марка, тип, номер государственной

регистрации (для водного средства - наименование, год постройки, тоннаж,

принадлежность);

• способ отправки груза (в трюме, на палубе, навалом, насыпью, наливом);

• пункты отправления, назначения и перевалки груза;

• дата отправки груза и доставки в пункт назначения;

• действительная стоимость груза;

• страховая сумма;

• вид страховой ответственности страховщика, выбираемый страхователем.

 

3 вопрос. Принимая на рассмотрение заявление о страховании грузов, страховщик исходит из того, что страхователь не обязан сообщать о фактах, наличие которых является само собой разумеющимся, они должны вытекать из существа торговой сделки или соответствовать требованиям главы VIII КТМ о договоре морской перевозки груза.

Страховщик согласно КТМ вправе требовать, чтобы грузы, нуждающиеся в таре и

упаковке для предохранения от утраты, недостачи и повреждения, предъявлялись к перевозке в исправной таре и упаковке, обеспечивающей их сохранность при перевозке и перевалке.

Условия договора морской перевозки груза предусматривают, что перевозчик обязан заблаговременно привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую готовность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его, укомплектовать экипаж и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозятся грузы, в состояние, обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза.Страховщик в соответствии с ч. 1 ст. 945 ГК РФ вправе произвести осмотр подлежащего страхованию груза, а при необходимости - назначить экспертизу для оценки его действительной стоимости. По решению страховой организации при совместном осмотре страхуемого груза страховщик и страхователь составляют его опись. В описи указываются данные, характеризующие каждый вид груза: точное наименование, тип, марка, номер (государственной регистрации, заводской и/или инвентарный), количество, цена единицы и общая стоимость, год выпуска, номер техпаспорта - для технических средств, род и качество упаковки, вес, объем, страховая сумма и др.

Для оценки вероятности наступления страхового случая с грузом и возможных убытков страховщику необходима и иная информация. В частности, многие виды грузов требуют особых условий перевозки для их сохранности в силу специфических свойств груза (овощи, фрукты, скоропортящиеся продукты питания, хрупкие, ломкие изделия, а такжегрузы, подверженные естественной убыли). Страхователь обязан сообщить страховщику все известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения степени риска гибели (уничтожения) или повреждения, утраты груза (ч. 1 ст. 944 ГК РФ).

Если после заключения договора страхования груза будет установлено, что страхователем даны страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, определяющих вероятность наступления страхового случая с грузом и возможные убытки, то страховщик вправе потребовать признания договора недействительным.

Для оценки рисков при перевозке некоторых грузов страховщик может привлекать специалистов-консультантов, экспертов по соответствующим грузам.

Страховщик при заключении договора страхования грузов должен обладать объективной и достаточной информацией о страхователе груза и вправе ее запросить у него, если необходимые сведения не отражаются в стандартной форме договора (письменной форме заявления страхователя на страхование груза). Оценить риски при перевозке груза страховщик может, имея необходимую

информацию не только о грузе, страхователе, но и о перевозчике (транспортной организации).

При заключении договора страхования особое значение имеют так называемые «стандартные исключения» из страхового покрытия, часто используемые в мировой практике. Они определяют размер страховой выплаты в зависимости от характера и объема повреждения застрахованного груза. Наиболее четко и полно они изложены в Условиях (оговорках) морского страхования (MarineInsuranceClauses) Института лондонских андеррайтеров. Эти условия применяются не только при страховании грузов, перевозимых морским транспортом, но и при Страховании железнодорожных, воздушных и автомобильных грузоперевозок. В соответствии с этими Условиями договор страхования может быть заключен на следующих условиях:

Условия А

Условия А - это наиболее полное страховое покрытие, так называемое страхование «от всех рисков»

1. Данное страхование покрывает все риски гибели или повреждения застрахованного груза, за исключением случаев, предусмотренных в прилагаемых к Условиям оговорках, носящих форс-мажорный характер.

2. Данное страхование покрывает расходы по общим авариям и спасательным работам, установленным в соответствии с контрактом о фрахтовании и/или основным законом и практикой, во избежание гибели по любой причине, за исключением случаев, приведенных в оговорках.

3. Данное страхование предоставляет страховое покрытие в той же доле ответственности по контракту о фрахте согласно оговорке «Столкновение по вине обеих сторон», как и в отношении убытка, возмещаемого в соответствии с этой оговоркой.

В случае возникновения каких-либо претензий со стороны судовладельцев по вышеуказанной оговорке страхователи должны уведомить страховщика, который будет иметь право за их собственный счет защитить страхователей от таких претензий.

Условия В

При страховании на Условиях В страховому покрытию подлежат только следующие

риски:

1. Гибель застрахованного груза или повреждение, произошедшее вследствие:

пожара или взрыва;

посадки на мель, выброса на берег, опрокидывания судна или в случае,

когда судно тонет;

опрокидывания или схода с рельсов при наземной транспортировке;

столкновения судна или транспортного средства с любым объектом, за исключением контакта с водой;

разгрузки ФУ в порту в результате аварии;

землетрясения, вулканического извержения или удара молнией.

2. Гибель застрахованного груза или его повреждение, произошедшее вследствие:

• убытков, расходов и взносов по общей аварии;

• выбрасывания или смытия груза за борт судна;

• протечки морской, озерной или речной воды в судно, транспортное

средство, контейнер с грузом или место хранения.

3. Полная потеря отдельных частей груза в результате падения за борт при погрузке или разгрузке.

Условия С

При страховании на Условиях С предоставляется страховое покрытие только следующих рисков:

1. Гибель застрахованного груза или его повреждение, произошедшее вследствие:

• пожара или взрыва;

• посадки на мель, выброса на берег, опрокидывания судна или в случае,

когда судно тонет;

• опрокидывания или схода с рельсов при наземной транспортировке;

• столкновения судна или транспортного средства с любым объектом, за исключением контакта с водой;

• разгрузки груза в порту в результате аварии.

2. Гибель застрахованного груза или его повреждение, произошедшее вследствие:

• убытков, расходов и взносов по общей аварии;

• выбрасывания груза.

 

Вопрос.Генеральный полис

Систематическое страхование разных партий имущества (товаров, грузов и т.п.) на сходных условиях в течение определенного срока может по согласованию страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования — генерального

полиса. В мировой практике страхования грузов генеральные полисы часто используются.

На основании подробной информации, о которой говорилось выше, страховая компания выписывает страхователю генеральный полис обычно сроком на один год. По этому документу страховое покрытие распространяется на все грузы, указанные в нем. Обычно в генеральном полисе оговариваются:

• груз или виды грузов;

• маршруты перевозок, вид транспорта (иногда встречаются генеральные полисы,

страхуемое покрытие которых распространяется на все грузы страхователя во всем мире, так называемые «Worldwidepolicies»);

• лимит страховой суммы по одному транспортному средству;

• планируемый оборот в течение года.

В генеральном полисе всегда достаточно подробно описываются отношения страховщика и страхователя или содержится ссылка на условия страхования.

Генеральный полис имеет ряд преимуществ: сокращаются административные расходы на ведение дел, упрощаются расчеты по оплате страховой премии. Но его подписание возможно только при условии, что страхователь имеет твердые заказы, установившийся оборот и номенклатуру грузов и может представить график поставок или примерный месячный оборот. В большинстве случаев генеральный полис подписывается после некоторой работы с данным страхователем по единичным полисам.

 

 

Урок 19.

Тема: Практика рассмотрения претензий (убытков) в морском страховании.

Вопросы:


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.