Связи учебного рисунка с другими науками. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Связи учебного рисунка с другими науками.

2018-01-29 227
Связи учебного рисунка с другими науками. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как и в любой науке, в учебном рисунке основные понятия формируются с опорой и в непосредственной связи с фундаментальными знаниями различных отраслей науки. В содействии с другими науками учебный рисунок развивает и совершенствует свои собственные принципы действия.

Учебный рисунок связан с науками:

- искусствоведением - в определении содержания дисциплины, в учете закономерностей функционирования искусства;

- педагогикой — в разработке основных воспитательно-образовательных задач, в опоре на принципы и закономерности обучения, дидактикой;

- психологией - в опоре на закономерности восприятия и мышления, закономерности усвоения знаний, умений и навыков, закономерности умственного развития детей, развития способностей, памяти и других психических процессов.

Боле опосредована связь учебного рисунка с науками: историей, социологией, философией, физиологией, информатикой, медицинскими науками, этнографией, техническими науками (физика).

Учебный рисунок связан с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Учебный рисунок развивает и совершенствует свои собственные принципы действия в опоре на специализированные для данной дисциплины отрасли научные знания - перспектива, пластическая анатомия, цветоведение.

a. Педагогические основы учебного рисунка

Педагогика - наука о развитии, воспитании, образовании человека; ее предмет - воспитание как сознательно и целенаправленно организуемый процесс.

Методика преподавания учебного рисунка, как и методики других учебных предметов, является отраслью педагогики и конкретизирует применительно к своему предмету педагогические понятия: цели и задачи обучения учебному рисунку, принципы и методы обучения рисунку, воспитание учащихся и формирование их мировоззрения средствами учебной дисциплины и др.

В тесном контакте с дидактикой (дидактика - теория обучения) учебный рисунок решает вопросы современного урока изобразительного искусства; ищет пути повышения познавательной и творческой активности учащихся и эффективности развивающего обучения изобразительному искусству; находит формы его внутри и межпредметных связей; организует деятельность учителя и учащихся в процессе обучения рисунку; создает системы упражнений, анализирует деятельность учащихся в процессе их выполнения. В соответствии с общими требованиями дидактики учебный рисунок определяет: критерии оценки уровней знаний, умений и навыков учащихся; выбор методов и приемов обучения; доступность содержания курса изобразительного искусства по классам и структуру подачи материала. В своих решениях и рекомендациях методика изобразительного искусства опирается на исследования по педагогике).

b. Психологические основы учебного рисунка.

Психология - наука о психике в ее развитии как в целом у всех людей, так и в развитии каждого человека, в ее проявлении в различных видах деятельности. В частности, изучает процессы восприятия, мышления, развития, закономерности овладения изобразительной деятельностью в детском возрасте, процессы усвоения учащимися школы различных разделов курса изобразительного искусства. Психология изучает пути формирования и развития личности учащегося, его познавательной и творческой активности. Психологические исследования широко используются в трудах по методике преподавания учебного рисунка.

Психология обеспечивает методику преподавания рисунка данными об особенностях памяти, развития воображения, мышления, о различиях в восприятии теоретического и фактического материала, о развитии способностей и т.д. Данные психологии учитываются при разработке мотивов учения, развития интереса к занятиям, развития опыта творческой деятельности, т. е. умения видеть учебные и творческие проблемы, выдвигать гипотезы, принимать решения. Психология показывает пути развития способностей учащихся, помогает определить взаимоотношения и взаимодействие учителя и учащихся.

в. Искусствоведческие основы учебного рисунка.

В теории современного учебного рисунка приоритет отдается все же научным основам преподаваемого предмета - искусствознанию. Выбор методов и приемов обучения в учебном рисунке определяется закономерностями видов и жанров изобразительного искусства, т.е. методика преподавания рисунка выводится из свойств самого предмета - изобразительного искусства, что нисколько не умаляет значение связи с педагогикой и психологией.

 

2. Зрительное восприятие художника. Познавательные процессы.

Общее понятие об ощущении.

Отражение действительности начинается с ощущений. Ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений, воздействующих на органы чувств непосредственно. Посредством ощущений человек узнает о таких свойствах предметов, как цвет, запах, вкус, шероховатость, твердость и т. п. Благодаря ощущениям мы можем определить движения и положение нашего тела и его частей в пространстве.

Ощущения являются начальным источником всех наших знаний о реальной действительности.

Отражение реальности совершается и после прекращения действия раздражителей, и в их отсутствие в виде представлений, которые являются, следовательно, образами ранее воспринятых предметов или явлений.

Отражение действительности, осуществляемое посредством органов чувств, называется чувственным отражением.

Однако многие из предметов и многие из их свойств и особенностей не воспринимаются непосредственно. Например, мы не можем видеть непосредственно атомы, а также процесс их расщепления, хотя объективность их существования не требует доказательств. В таких случаях знания получают опосредствованным путем — с помощью сравнений, обобщений, умозаключений. При этом человек обязательно основывается на том, что дано ему непосредственно в ощущениях и восприятиях. Это опосредствованное и обобщенное отражение реального мира называется мышлением.

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное, наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек анализирует, обобщает, конкретизирует, другими словами, мыслит о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление составляют познавательные процессы.

Общее понятие о восприятии


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.