Глава 4. Журналы эпохи Просвещения — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 4. Журналы эпохи Просвещения

2018-01-29 401
Глава 4. Журналы эпохи Просвещения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 18 веке Европа сделала решительный шаг к переходу к новым экономическим, социально-политическим и идеологическим формам. Абсолютистские режимы начали сменяться демократическими. Феодальные экономические отношения уступали место капиталистическим, в науке и философии утверждался рационализм, а политической и религиозной жизни – принципы толерантности (получили философское и юридическое оформление концепции «естественных прав человека» и демократии). Обозначенные явления пробивали себе дорогу с большим трудом: 18 столетие – эпоха кровавых революционных потрясений и войн за независимость.

Социально-экономические и политические достижения были связаны с движением в духовной области, которое само дало себе название «Просвещение». Просвещение с помощью света разума» - таков был лозунг прогрессивных сил Европы. Новые идеи получали распространение благодаря путешествиям, международной книжной торговле, все возраставшей переводческой деятельности и переписке.

Просвещение совпало со становлением и расцветом журнальной периодики, и в этом совпадении имеется своя закономерность. В период, когда властителями дум были философы и писатели, роль печатного слова в формировании общественного мнения возросла многократно. Этот период иногда называют эпохой персонального журнализма. Практически за каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику. Писатели и философы часто обращались к созданию журналов для пропаганды собственных взглядов. Журналы, как концептуальные периодические издания, стали одним из основных коммуникационных каналов для распространения просветительских идей на широкую читательскую аудиторию [17].

Начало европейского Просвещения связано с идеями английских деистов и философов конца 17 столетия. В 1689 году в Англии был принят «Билль о правах» (учитывающий некоторые философские концепции Джона Локка). Это стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы. Поскольку в «Билле о правах» была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства.

Высказанное Локком (в работе «О гражданском правлении», 1690) положение о том, что «мы рождаемся свободными, так же, как и мы рождаемся разумными», звучало подлинным откровением. Многие французские просветители (Монтескье, Вольтер, Прево).

Отправились в Англию, чтобы на месте ознакомиться с тем, что казалось им самым передовым в области культуры, идеологии и государственного устройства.

Задача просветительской журналистики – исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей. Как писал Даниэль Дефо, «если меня спросят, какой стиль я считаю наилучшим, то я отвечу – тот, на котором можно разговаривать с пятью сотнями людей самых разнообразных профессий, исключая идиотов и сумасшедших, и быть понятым всеми».

Сам Дефо прославился как опытный памфлетист и полемист, сатирические выпады которого не раз достигали цели. Его памфлет «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (1702) был направлен против религиозных преследований со стороны англиканской церкви, но Дефо написал его так, что ввел в заблуждение тех, против кого этот памфлет был направлен. Ответом на меткую карикатуру стал суд над памфлетистом, публичное сожжение обнаруженных экземпляров, штраф и троекратное выставление к позорному столбу. Дефо удалось превратить гражданскую казнь в собственный триумф. В тюрьме Дефо написал «Гимн позорному столбу» (1703), который поступил в продажу как раз в момент исполнения приговора, - и собравшаяся на площади толпа приветствовала Дефо рукоплесканиями и осыпала его цветами.

После выхода из заключения в 1704 году Дефо стал издавать собственный журнал «The Weekly Review» в качестве независимого журналиста. Тюремное заключение сделало Дефо «еще любезнее народу», он писал сатиры, политические сочинения, полемические статьи. Но более всего его занимало издание «Обозрения», выходившего четыре раз в неделю, которое было народным листком в истинном смысле этого слова, и поэтому может «считаться первым началом английской журналистики». Дефо продолжал издавать журнал, заполняя его в основном материалами собственного сочинения вплоть до 1713 года и даже получил прозвище «господин Ревью».

[17] Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П. и др. История мировой журналистики: Учеб. пособие. – М.: Ростов н/Д, 2003. С. 45.

Джона Локка - Джон Локк (1632-1704), британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка оказали воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости. Локк выступал против религиозного фанатизма различных сект и настойчиво призывал к веротерпимости.

КАДР

В английской просветительской журналистике выделились два подхода к исправлению нравов – сатирический и морально-дидактический. Их не всегда можно различить, но если выделять крайние стороны, то нравоучительная журналистика Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля оказывается с одной стороны, а едкая сатира Джонатана Свифта – с другой. Как остроумно заметил У.М.Теккерей, Аддисон – «мягкий сатирик, он никогда не наносил запрещенных ударов; милосердный судья, он карал только улыбкой. В то время как Свифт вешал без пощады» [18].

Свифт оставил яркий след в истории английской журналистики. Размышляя о силе публицистического дарования Свифта, тот же Теккерей заметил, что «самые хищные клюв и когти, какие когда-либо вонзались в добычу, самые сильные крылья, какие когда-либо рассекали воздух, были у Свифта».

Памфлет был излюбленным жанром Свифта. Он никогда не подписывал свои публицистические произведения, мистифицируя читателей вымышленными именами. А когда в прессе появилась статья, требующая запрета анонимности публикаций, Свифт резко выступил против.

В 1696-1697 годах Свифт практически одновременно создал два памфлета, которым была суждена долгая жизнь, - «Битва книг» и «Сказка бочки». «Сказка бочки» - один из самых блестящих памфлетов Свифта. В нем дается тонкая и злая пародия на Реформацию и на различные направления внутри христианского вероучения, отразившая реакцию Свифта на события английской революции и на деятельность пуритан. Под масками Петра, Мартина и Джека возникают образы католицизма, лютеранства и кальвинизма (пуританства).

Политические пристрастия Свифта вначале были на стороне вигов, но в 1709-1710 годах он порвал с вигами и. став редактором торийского еженедельника «The Examiner» («Исследователь»), вел его с ноября 1710г. по июнь 1711г. (№13-43). В «Исследователе» Свифт опубликовал целый ряд памфлетов, статей и стихотворений, направленных против лидеров партии вигов. В пылу политической борьбы Свифт писал, что «партия наших противников, пылая бешенством и имея довольно досуга после своего поражения, сплотившись, собирает по подписке деньги и нанимает банду писак, весьма искушенных во всех видах клеветы и владеющих слогом и талантом, достойными уровня большинства своих читателей».

Даже самое известное произведение Свифта – роман «Путешествия Гулливера» (1726) – не что иное, как развернутый памфлет, который не сосредоточивается на одной проблеме, а поднимает бесконечное множество проблем – от государственного устройства Британии до нравов ученого мира и духовного облика человека в целом (йеху).

Серия памфлетов Свифта «Бумаги Бикерстафа» (1708-1709) определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным.

Ричард Стиль, бывший в ту пору редактором официальной газеты, решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала в 1709 году. (Рисунок 22. Ричард Стиль).

Журналу Стиля, получившему название «The Tatler» («Болтун») и имевшему подзаголовок «Болтун Исаака Бикерстафа», суждено было положить начало не только английской, но и всей европейской нравоучительной журналистике. Издание начиналось обращением Бикерстафа, предлагавшего читателю «поучительное и вместе с тем вызывающее на мысль чтение», которое «благодетельно и необходимо». Удачно найденная маска и точно выдерживаемая программа издания завоевали английского читателя. В 1710 году издательским проектом своего друга заинтересовался Джозеф Аддисон. Он стал присылать в журнал свое статьи и эссе. В журнале «Болтун» Аддисон «нашел свое призвание, и самый восхитительный собеседник в мире заговорил».

С приходом Аддисона качество журнальных публикаций возросло, о многие его эссе до сих пор переиздаются и считаются непревзойденными образцами английской эссеистики. Структура «Болтуна» основывалась на одном эссе, являвшемся композиционным стержнем каждого номера. Эссе создавалось Стилем и Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось различным событиям лондонской жизни. Помимо эссе, в номер («Болтун» выходил три раза в неделю) включались также мелкие объявления и заметки.

Опасаясь, что маска Исаака Бикерстафа может потерять свою привлекательность. Аддисон и Стиль прекратили издание «Болтуна» в начале 1711 года, когда журнал находился на пике своей популярности. В тот же год появился самый удачный журнал в творческом наследии Аддисона и Стиля – «The Spectator» («Зритель»). На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т.д.

Подлинной удачей стал образ «Зрителя» - сэра Роджера де Коверли, добропорядочного провинциального джентльмена, английского чудака, с любопытством вглядывавшегося в окружающий мир: «так и живу я на свете, скорее как Зритель, созерцающий человечество, чем как один из его представителей…так сторонний наблюдатель замечает пятна, которые нередко ускользают от тех, кто замешен в деле. Короче я во всех сторонах своей жизни оставался наблюдателем, и эту роль я намерен продолжать и здесь». Тираж «Зрителя» вырос до 14000 экз., читатели в Европе и колониях с нетерпением ждали каждого нового выпуска.

18. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П. и др. История мировой журналистики: Учеб. пособие. – М.: Ростов н/Д, 2003. С. 49.

 

КАДР

Но Аддисон и Стиль оказались верными избранной издательской стратегии, и когда интерес к журналу достиг максимальных пределов, они предпочли сменить литературные маски. «Зритель» просуществовал два года - всего вышло 555 номеров, в последнем номере было объявлено о неожиданной женитьбе одного из персонажей и о скоропостижной кончине другого. Круг участников клуба распался, а вместо «Зрителя» в 1713 году появилась новая маска и новый журнал «the Guardian» («Опекун»). «Опекун» имел почти такой же успех, как и «Зритель», однако продержался около года, после чего журналистский тандем Стиль-Аддисон распаляя. В 1714 году Аддисон в одиночку продолжил выпуск «Зрителя», но довел его только до 635-го номера.

Влияние «Зрителя» и других аддисоновских журналов на развитие английской и европейской журнальной традиции было феноменальным. Только в Англии количество подражаний исчислялось десятками. «Шептун» (1709), «Ворчун» (1715), «Брюзга, или Диоген, выгнанный из бочки» (1711), «Болтунья» (1709-1710), «Развлекатель» (1717-1718), «Осведомитель» (1728), издававшийся Томасом Шериданом, отцом знаменитого драматурга, при участии Свифта, «Попугай» (1728), «Всеобщий зритель» (1728-1746), издававшийся Генри Бейкером, зятем Дефо, и множество других листков оспаривали друг у друга внимание публики.

Более того, журналы Аддисона и Стиля многократно переиздавались в виде отдельных книг в течение 18 века и были переведены на большинство европейских языков. Новую издательскую модель, отличную от аддисоновской, смог предложить только в 1731 году Эдвард Кейв, который стал выпускать «Gentleman’s Magazine» («Журнал джентльмена»), в большей степени соответствовавший современному пониманию журнала с разнообразной тематикой и рубрикацией.

Во Франции журналистские идеи Аддисона и Стиля были реализованы Пьером де Мариво и аббатом Прево. В таких журналах Мариво, как «Le Spektateur francais» («Французский зритель», 1722-1723), где само заглавие перекликалось с английским «The Spectator», «Lindigent philosophic» («Неимущий философ», 1728) и «Le Cabinet du philosophe» («Кабинет философа», 1734), заметно стремление познакомить французского читателя с английскими культурными традициями. Мариво не был подражателем – изысканно-метафоричный, полный неологизмов язык его журналов получил наименование «мариводаж». В свою очередь, творчество Мариво пользовалось большим успехом в Англии.

Антуан Франсуа Прево, более известный под именем аббата Прево, создателя знаменитого романа «История кавалера де Грие и Манон Леско», также внес свой вклад в развитие французской журналистики. Вынужденный с 1728 по 1734 гг. скрываться то в Англии, то в Голландии, Прево познакомился с методами и приемами английской журналистики. В 1733 году Прево в Лондоне основал по образцу «Зрителя» еженедельный журнал «Le Pour et le Countre» («За и против», 1733-1740). Журнал создавался в Англии, а распространялся в Париже и стал заметным явлением в журналистском мире Франции. Само заглавие журнала Прево говорило о приверженности к объективности. Достоверность и надежность информации, качество критических выступлений внушали доверие. Сам Вольтер добивался того, чтобы рецензии на его произведения помещались в журнале аббата Прево.

В Германии линия английской просветительской журналистики была продолжена такими нравоучительными изданиями, как «Der Vernunfter» («Разумник», 1713-1714), «Die lustige Fama» («Веселая молва», 1718), «Der Freigeist» («Вольнодумец», 1745), «Der Hypochodrist» («Ипохондрик», 1762).

В 1723-1725 гг. выходил еженедельник «Discourse des Mahlern» («Беседы живописцев»). Издавали его швейцарские издатели Иоганн Якоб Бодмер и Иоганн Якоб Брейтингер. Еженедельник ориентировался на журналистику Дж. Аддисона и Р.Стиля и обратил на себя внимание новизной эстетических взглядов и резкой критикой известных немецких поэтов. Журнал вступил в борьбу с галломанской эстетикой «Лейпцигской школы», возглавляемой Кристофом Готшедом. Пятнадцатилетняя «литературная война» между «цюрихской» и «лейпцигской» школами была перенесена на страницы периодических изданий самого И.К.Готшеда – «Die vernunftigen Tadlerinnen» («Разумные прорицательницы», 1725-1726) и «Der Bidermann» («Честный человек», 1728-1729).

Особое место в немецкой просветительской журналистике занял журнал «Hamburgische Dramaturgie» («Гамбургская драматургия»), издаваемый Г.Э. Лессингом. Лессинг выступал за создание национального театра и писал, что его журнал «Будет критическим перечнем всех пьес, которые будут ставиться на сцене, и будет следить за каждым шагом, который будет совершать на этом поприще искусство поэта и актера <…> Если хотят развить вкус у человека, наделенного здравым смыслом, то нужно только объяснить, почему ему что-нибудь не понравилось». Задачей журнала стало формирование театрального вкуса нации, и хотя издание просуществовало всего два года (1767-1768), ему было суждено выйти за рамки простого журнала. «Гамбургская драматургия» стала крупнейшим памятником эстетической мысли немецкого Просвещения.

Г.Э. Лессингом - Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) – немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы, радикальный сторонник разума и просвещения, находился в оппозиции к церковной догматике.

 

КАДР


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.