Глава 1. Протожурналистские явления в Древней Европе — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава 1. Протожурналистские явления в Древней Европе

2018-01-29 385
Глава 1. Протожурналистские явления в Древней Европе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Риторика Древней Греции

Искусство красноречия как особый вид творческой деятельности было порождением греческой культуры и стало одной из основ европейской цивилизации. В основе менталитета древнего грека лежал принцип состязательности или агонистика. Агонистика (в переводе с греческого – состязание, игра, борьба, бой, судебный процесс) означает неудержимое стремление к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни. Причем греки стремились доказать свое превосходство с помощью интеллекта, образованности, тренировки, то есть тех качеств, которые приобретаются в результате самосовершенствования. Таким образом агонистика значительно продвигала вперед греческую цивилизацию. Именно здесь родились такие соревновательные обычаи как Олимпийские игры, драматические состязания, публичные диспуты философов.

Идеи состязательности, спора, в котором рождается истина, проповедовали и софисты – создатели и учителя риторики. Понятие «софист» (в переводе с греческого – учитель мудрости) первоначально означало «способный стать мастером» или «мастер». Впоследствии софистом стали называть учителя, дающего платные уроки. Софистика же – это духовно-воспитательное и философское учение в Греции 5 и 4 веков до н.э., базировалось на субъективизме и отрицании истины. Как отмечают исследователи, скептицизм софистов носил просветительский характер и был направлен на разрушение мифологического сознания греков [2]. Анализируя общественные отношения, софисты пришли к выводу, что права, законы и обычаи подвержены изменениям и отражают интересы различных общественных групп. Софисты впервые систематизировали понятия лингвистики, логики, риторики, этики, теории государственного устройства. Софистическое обучение было так же первым опытом высшего образования, поскольку формировало личность с помощью рационалистического знания. Следует подчеркнуть, что, как отмечает М.Л.Гаспаров [3], софистика в целом была духовным детищем демократии. Демократическим было само предложение научить любого желающего всем доступным знанием и этим сделать его совершенным человеком – предложение, которым больше всего привлекали к себе софисты. Взамен родовой элитарности софистика создала другую - элитарность образованности и знания.

Активно использовали риторику выдающиеся политические деятели, такие как, например, Перикл, которого современники считали выдающимся вождем афинской демократии. Ораторское искусство Перикла, как руководителя Афин, отличал государственный взгляд на события в Греции, в его речах звучали призывы к сохранению и развитию демократии, того строя, который он называл «народоправством».

Речи Перикла привлекали внимание слушателей строгой логикой изложения и уверенностью в истинности своей позиции. Во время выступлений на трибуне он держался с большим достоинством, не прибегал к жестикуляции, выражался сдержанно, никогда не смешил аудиторию какими-либо забавными историями. К выступлениям Перикл всегда готовился, в этом выражалось его уважение к слушателям.

Следует отметить, что греческие демократия и риторика породили не только оратора-руководителя государства, обладающего достоинством и уважающего свою аудиторию. Здесь же появился и тип оратора-демагога (в переводе с греческого – руководитель народа), оратора-популиста, потакающего толпе (охлосу), и использующего ее поддержку в своих интересах. Среди греческих правителей первым оратором подобного типа становится Клеон. Он, как рассказывает Плутарх, первым, обращаясь к народу, стал кричать, ударять себя по бедрам, бегать во время речи, тем самым привлекая к своим выступлениям внимание и интерес черни, поддержавшей его.

Но, в основном, ораторское искусство в 5 веке до н.э. эксплуатировали ораторы и учителя красноречия. Большое внимание греков привлекало два вида красноречия: парадное (торжественное) и судебное.

Выдающимся мастером парадного красноречия был уроженец Сицилии Горгий (ок.480 года - 380 год до н. э.). Античная традиция приписывает Горгию изобретение словесных фигур, известных под названием «горгианские фигуры»: антитеза, равночленность, созвучие окончаний. Главной задачей мастеров парадного, торжественного красноречия было умение хвалить, предполагающее наличие в речи трех элементов: умение придать речи благозвучие (как хвалить); умение найти в объекте ценность, заслуживающую похвалы (за что хвалить); и умение сделать предмет похвалы близким слушателю (для чего хвалить) [4]. Основной жанровой формой подобных речей был энкомий (в переводе с греческого – во славу, с целью прославления) – похвальное слово. В то же время похвала могла быть и частью другого жанра – эпитафии, которая наряду с похвалой включала в себя также сетования (плач по усопшему), утешение и назидание [5].

[2] Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998. С.6

[3] Гаспаров М.Л. Цицерон м античная риторика // Цицерон: Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994.С 9-10.

[4] Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998. С.29.

[5] Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998. С.29.

 

Перикл - (ок.490 года - 429 год до н.э.), афинский стратег (главнокомандующий) в 444/443-429 (кроме 430), вождь демократической группировки. Законодательные меры Перикла (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и др.) способствовали расцвету афинской демократии. Инициатор строительства (Парфенон, Пропилеи, Одеон). Руководитель ряда военных кампаний во время Пелопоннесской войны. Умер от чумы.

Плутарх о Перикле: «По большей части он вел за собой народ убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и, направляя его к его же благу, заставлял его повиноваться своей воле.… В народе, имеющем столь сильную власть, возникают, естественно, всевозможные страсти. Перикл один умел искусно управлять ими, воздействуя на народ главным образом надеждой и страхом, как двумя рулями: то он сдерживал его дерзкую самоуверенность, то при упадке духа ободрял и утешал его».

Клеон - (ранее 470 года до н. э. - 422 год до н. э.), афинский политический деятель, предводитель партии радикальных демократов, стратег в период Пелопонесской войны; владелец кожевенной мастерской; неоднократно высмеивался в комедиях Аристофана. К его заслугам относится победа при Сфактерии в 425 году до н. э. Погиб в битве со спартанцами при Амфиполе.

 

Самым распространенным видом риторики в Греции было судебное красноречие. Все знаменитые ораторы, в том числе Демосфен и Цицерон, имели судебную практику. Судебные ораторы активно использовали в работе теорию правдоподобия. Так назывался особый тип аргументации, при котором за неимением фактических улик или достоверных свидетельств о реальности какого-либо события, оратор раскрывал логическую или психологическую зависимость между лицами и происшествиями и признавал, что событие могло иметь место, если оно похоже на то, что часто случается в жизни и поэтому оно вероятно [6]. Такие доводы «правдоподобия», «вероятности» и требование «подобающего», «должного» надолго определили способы убеждения в софистике.

Прославленным судебным оратором 5 века до н.э. был Лисий. Свою первую речь Лисий произнес, когда ему пошел шестой десяток, и она была направлена против виновников гибели его брата («Против Эратосфена, бывшего члена коллегии Тридцати»). В этой речи он не только выдвигает аргументированные обвинения против своих врагов, в частности Эратосфена, но с публицистическим пафосом описывает те страшные беззакония, которые творились в период правления Тридцати тиранов (404-403 гг. до н.э.). Первая речь была единственной, которую Лисий произнес сам. Впоследствии он избирает профессию логографа (составителя речей для других) и активно занимается судебной практикой. Именно на этом поприще он и приобретает известность.

Профессия логографа, занимающегося судебными делами, имела ряд особенностей. Во-первых, он должен был владеть своего рода искусством перевоплощения, поскольку написанная им речь должна была попасть в такт мышлению и выражению того, кто заказывал эту речь. Иными словами ремесленник должен был говорить, как ремесленник, а не как руководитель государства. Во-вторых, логограф должен был знать права, законы и постановления Народного собрания. В-третьих, перед тем, как писать речь, он должен был собрать материалы по делу. И, наконец, логограф должен был избрать наиболее выгодный для заказчика речи вид выступления. И сделать все это нужно было в кратчайшие сроки.

Речи в судах обычно строились по устоявшейся композиции: первая часть речи называлась «приступ» (вступление) и содержала обращение к судьям, а так же некоторые общие, эмоционально окрашенные замечания о сути дела; вторая повествовательная часть носила название «диэгеза», она включала в себя аргументы защиты или обвинения; и, наконец, третья часть «эпилог», в котором оратор обычно достигал высшего пафоса негодования. Эпилоги в речах Лисия, наоборот отличались чувством меры, Успех его речей заключался в убедительности и силе произносимого.

[6] Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998. С.33.

Лисий - (ок. 445 года – 380 год до н. э.), афинский оратор, логограф. Отец Лисия был метеком (класс неполноправных жителей Аттики, иностранцев, поселяющихся в ней надолго или навсегда). Его семья приехала из Сиракуз (Сицилия) по приглашению Перикла. Будущий оратор учился в южноиталийском городе Фурии, где слушал курс риторики у известных софистов. Всего Лисию приписывалось в древности около 400 речей, до нас дошло только 34, причем не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранившихся относится к жанру судебных, но среди них так же политические, и даже торжественные речи, - например, надгробное слово над телами воинов, павших в Коринфской войне 395 – 386 годов.

 

 

Выдающимся ритором и политиком Афин был Исократ (436 – 338 годы до н. э.). Формирование его общественно-политических и морально-нравственных взглядов проходило в совершенно иной период развития афинского государства. Афины потерпели поражение в Пелопонесской войне, которую вели в течение 27 лет. И осознание последствий этого явилось причиной распада многих ценностных основ демократического полиса. Исократ стремился найти новые принципы развития государства в изменившихся условиях.

Он создает школу красноречия, обучение в которой, по его мнению, закладывает фундамент образования и формирует профессиональные навыки для деятельности любого рода. Школа Исократа действовала в 392-352 гг. до н.э., обучение в ней продолжалось 3-4 года и стоило дорого – 1000 драхм, что могли себе позволить только очень состоятельные люди. Образование в школе Исократа было построено на совершенствовании души и тела, то есть на получении разнообразных знаний и хорошей физической подготовки. Здесь занятия сценической речью и пластикой, физическими упражнениями соседствовали с многочисленными общеобразовательными предметами: физикой, биологией, историей, математикой, литературой, экономикой, астрономией, мифологией. При этом особое внимание Исократ уделял политике, которой сам октивно занимался. На время руководства школой приходится пик его политической активности, он занимается разработкой теории и практики государственного устройства, внутренней и внешней политики полисов, принципов межгосударственных отношений, социальной политики.

Сам Исократ речей не произносил, что давало повод его врагам обвинять его в непрофессионализме. На что он отвечал, что точильный камень не может резать, но он делает железо острым. Тем самым подчеркивая, что обучение в его школе развивает и оттачивает интеллект учеников.

В школе Исократа, отсутствовал снобистский дух специального философского обучения [7]. Здесь старались научить убеждению слушателей, а для этого требовалось говорить на языке, доступном и понятном народной аудитории, ориентироваться на психологию слушателей, их мировосприятие, использовать укоренившиеся в народной аудитории стереотипы. Иными словами, при необходимости требовалось манипулировать общеизвестными фактами. Поскольку Народное собрание в Афинах состояло из представителей всех общественных слоев, оратору в своих выступлениях следовало учитывать «мнение большинства» - понятие, рожденное в школе Исократа. Завоевать «мнение большинства» - означало уловить настроение аудитории, установить с ней контакт и тем самым снискать одобрение слушателей.

Особенностью творчества Исократа было то, что он, как уже отмечалось, создавал письменные тексты, а не выступал с речами. Его произведения опирались на глубокие мифологические и исторические экскурсы, продуманную, сложную композицию. Большое внимание он уделял форме своих сочинений, что отмечали еще его современники, подчеркивая, что в текстовом варианте произведения Исократа не имеют себе равных по красоте. Исследователи отмечают [8], что Исократ первым разграничивает речь поэтическую и прозаическую, каковой является ораторская проза. Результатом этого разграничения стало выделение аналитического метода публицистической прозы, которую создавал Исократ. Он так же считал, что качество и успех речи зависит от важности затронутых в ней проблем, и в этом плане вне конкуренции было политическое красноречие.

Тематика произведений самого Исократа ярко свидетельствует об этом. Он включает в круг интересов своей публицистики вопросы внутренней и внешней политики Афин и Эллады по отношению к «варварским» государствам, рассматривает формы государственной власти и ее взаимоотношения с гражданской общиной и конкретным человеком. Исократ обращается к историческим фактам, на основании которых он строит свои теоретические выводы, выявляет определенные политические и социальные тенденции, что прежде в выступлениях ораторов не встречалось.

[7] Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998. С. 43.

[8] Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998. С. 45.

Пелопонесской войне - Пелопонесская война (431 – 404 годы до н. э.) – военный конфликт в Древней Греции, в котором участвовали, с одной стороны, Афины и их держава, с другой – Пелопонесский союз под предводительством Спарты. Между Афинами и Спартой давно существовали противоречия. В немалой степени они были обусловлены различным политическим устройством государств. Афины представляли собой демократию, тогда как в Спарте власть находилась в руках олигархии. В полисах, входивших с ними в союз, обе стороны старались утвердить аналогичный собственному государственный строй. Кроме того, политические противоречия усугублялись принадлежностью к различным народностям: так, афиняне (как и большая часть их союзников) были ионийцами, тогда как спартанцы и, в свою очередь, их союзники – в основном дорийцами. Уничтожение афинского флота при Эгоспотамах (405 год до н. э.) не оставило афинянам шансов на продолжение войны, и в следующем году Афины сдались.

 

 

Помимо этого он вводит еще один вид аргументации – экономический, то есть в своих исследованиях активно анализирует экономику государств. Так, по его мнению, причины ожесточенной борьбы за гегемонию в Элладе объясняются недостатком земли и хлеба. Понимание экономических процессов выделяет Исократа из ряда современников. Е.Н.Корнилова пишет о том, что ему принадлежит первенство в попытке создания аналитической публицистики.

Обращают на себя внимание и взгляды Исократа на государственное устройство Афин. Первоначально он выступает сторонником демократии, об этом он пишет в известном памфлете «Ареопагитика». Идеал он видит в прошлом Афин времен правления Солона.

Впоследствии Исократ начинает разрабатывать концепцию единоличной власти. Этой теме он посвящает «Кипрский цикл», в котором он говорит о том, что демократической политике свойственно отсутствие быстрой реакции на происходящее, и это отрицательно сказывается на внешней политике полиса. А государства с единоличным способом правления превосходят другие в принятии решений и выполнении необходимых дел, а также имеют преимущества в войне. Идеалом такого единовластного правителя Исократ считает кипрского царя Евагора, которому он посвящает энкомий. Следует отметить, что это произведение было создано уже после смерти Евагора, и, по сути дела, выполняло пропагандистские и педагогические цели и позволило Исократу высказать свои взгляды на данную проблему. В энкомии «Евагор» он говорит об идеальной тирании (тиран – в переводе с греческого означает единоличный правитель). Идеальная тирания, по мнению Исократа, должна была держаться не на терроре, а опираться на имущие слои населения; обязанность тирана – охранять «порядочных людей» от «злоумышленников». В такой форме правления Исократ видел наиболее перспективный и реальный вариант монархии для Греции 4 века до н.э.

И, конечно, самой яркой фигурой среди греческих ораторов был Демосфен (384-322 гг. до н.э.) Демосфен выступал как политический и судебный оратор. В историю он вошел как защитник демократии, борец против царя Филиппа Македонского и промакедонской партии в Афинах.

От природы Демосфен не обладал качествами, необходимыми для ораторской деятельности. Ему мешали частое дыхание, нервный тик, дефекты речи. Но ему удалось преодолеть все эти недостатки и стать непревзойденным оратором. Выступления Демосфена привлекали публицистической мощью идей, изложенных доступным, ярким языком. Главным средством Демосфена-оратора, отмечает Е.Н.Корнилова, было его умение увлечь слушателей тем душевным волнением, которое испытывал он сам, говоря о положении Афин в эллинском мире и о внешней политике демократии по отношению к другим государственным системам.

Демосфену очень часто приходилось осуществлять внешнюю политику Афин. Примерно с 352-351 гг. до н.э. он неоднократно отправлялся с посольскими делегациями и выступал в роли министра иностранных дел. При этом он показал себя не только выдающимся оратором и дипломатом, но и решительным человеком, умеющим брать на себя ответственность за политические решения.

Главным противником Демосфена был македонский царь Филипп. Впервые об опасности его политики для демократических Афин оратор заговорил в 351г. до н.э. в «Первой речи против Филиппа». Речь была посвящена анализу угрозы со стороны Македонии для афинян, Демосфен предлагал собрать две армии для защиты родного полиса. Первая армия, собранная из наемников, должна была на границах Македонии совершать набеги на чужую территорию, создавая тем самым угрозу государству Филиппа. Вторая (состоящая из граждан Афин), - в случае нападения защитила бы свой полис.

Всего борьбе с Филиппом Демосфен посвящает 8 из дошедших до нас речей, получивших общее название «Филиппики».

Главное, что не устраивало оратора в политике Филиппа Македонского, это пренебрежение к принятым у афинян понятиям правозаконности, его желание уничтожить все свободные демократические учреждения.

В своих речах Демосфен использовал все многообразие ораторских приемов, характерных для греческого красноречия этого периода: иронию, антитезу, риторические вопросы, употребление нескольких синонимов для смыслового выделения, метафоры, гиперболы, фигуры умолчания и т.д. Сохранилось 60 речей, которые приписываются Демосфену, 40 из них бесспорно подлинны.

 

Риторика в Древнем Риме

Годом основания Рима, сначала города, затем государства, считается 753 г. до н.э. Однако многочисленные войны с окружавшими Рим племенами за право гегемонии в регионе задержали развитие духовной культуры римлян. Изначально римское государство населяли земледельцы и воины, народ, смотревший на мир практически и трезво. Это была культура рационализма, цивилизация индивидуальностей, а не коллектива, как у греков [9]. Такой менталитет римского народа определил и его отношения с красноречием. Риторика римлян изначально была связана с войнами, ее использовали полководцы и вожди. И в дальнейшем политическое устройство Древнего Рима требовало развития практического красноречия главным образом в его политической форме. В частности, например, ораторские способности играли значительную роль в продвижении идей во время сенатских прений.

Яркие ораторы появлялись во времена народных выступлений, бунтов. Так первыми ораторами, возглавившими борьбу плебеев за свои права, стали Гай и Тиберий Гракхи, аристократы по происхождению. И хотя манера и лексика их выступлений различалась, они внесли в римскую риторику патетику, страстность, пышность. И в целом, к середине 2 века до н.э. римская риторика претерпевает серьезные изменения. Начавшись некогда с декларативной простоты, искусство оратора в Риме начинает стремиться к пышности и изощренности. Если греческое искусство красноречия прошло путь от нагромождения красивостей и сложностей к простоте, изяществу и гармонии, то путь римлян был противоположным – от упрощения к нагромождению, азианству. Следует также учитывать и тот факт, что когда римляне обратились к греческой риторике как образцу для подражания, расцвет греческого красноречия остался в прошлом, а яркие примеры публицистики Демосфена, Лисия, Исократа и других знаменитых ораторов уже стали примерами в школьных учебниках. Отличительные черты республиканской риторики – инвектива (развенчание политических идей противника через развенчание его личности); грубоватый юмор, активно использовавшийся ораторами; афористичность, употребление выразительных скоплений глаголов, риторические вопросы, метафоры, антитезы, повествование и т.д.

На рубеже 2-1 веков (в начале эпохи гражданских войн) в римском обществе усиливается влияние греческих ораторов. Это объясняется тем, что поднимающаяся римская демократия (всадники и плебеи) в борьбе против сенатской олигархии нуждалась в действенном ораторском красноречии. А поскольку традиций сенатского красноречия всадники и плебеи не имели, они начали обучаться ораторскому мастерству у греков, которые в значительном количестве прибывали в Рим в поисках интеллектуальных заработков. В связи с интересом римлян к красноречию в Риме начинают открываться школы греческих риторов. Но очень скоро обеспокоенный сложившимся положением сенат принимает меры для закрытия подобных школ. В 173 и 161 гг. до н.э. были изданы указы об изгнании из Рима греческих философов и риторов. Но это не помогло: через некоторое время в Риме вновь появляются греческие учителя красноречия. Да еще к ним добавляются латинские риторы, преподающие на латинском языке и довольно удачно перерабатывающие греческую риторику применительно к требованиям римской действительности [10]. Их уроки стоили дешевле и поэтому были более опасны. Сенат, оставив в покое греческих риторов, ополчается против латинских учителей. В 92г. до н.э. Луций Лициний Красс, выступавший в то время в должности цензора, издает указ о закрытии латинских риторических школ как заведений, не отвечающих римским нравам. Однако остановить процесс получения новых знаний сенату не удалось. С каждым годом все больше молодых людей отправлялось из Рима в Грецию, чтобы учиться у лучших преподавателей красноречию, греческой культуре слова и мысли.

Наконец, между 86-82 гг. до н.э. в Риме распространяется первый дошедший до нас учебник риторики на латинском языке «Риторика к Герению». Это сочинение было посвящено представителю плебейского рода Герениев и отличалось яркой демократической тенденциозностью. Учебник был наполнен ссылками на речи ораторов, примыкающих к демократическому движению. Он давал возможность бедным юношам, не знавшим греческого языка и не способным платить за обучение греческим учителям, получить достойное политическое образование.

[9] Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998. С. 109.

[10] Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998. С. 114.

Луций Лициний Красс - (140 год до н. э. – 91 год до н. э.), древнеримский оратор, политик, консул 95 год до н. э., цензор 92 год до н. э. Луций Красс считается одним из наиболее значительных древнеримских ораторов до Цицерона, причем сам Цицерон в годы своей молодости считал Красса непревзойденным мастером латинской риторики и учился по записям его речей. Речи Красса также оказали большое влияние на политическое мировоззрение Цицерона. В своих выступлениях ему удавалось сочетать изящество и естественность, достоинство и остроумие. Благодаря своему глубокому знанию римского права Красс был назван Цицероном лучшим правоведом среди ораторов.

 

 

Самым ярким оратором Древнего Рима был Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – выдающийся писатель, философ, политический деятель, автор трактатов на темы морали и воспитания (Рисунок 6.Марк Тулий Цицерон). Он стал самой значимой фигурой в латинском красноречии. По рождению Цицерон происходил из «всаднического» сословия, поэтому ему предстоял нелегкий путь в осуществлении своей карьеры. Цицерон учился у греческих риторов, брал уроки права, занимался адвокатской практикой. Политические воззрения Цицерона к «согласию сословий, согласию всех честных граждан» Рима. В условиях идущей гражданской войны эта идеология выглядела, конечно, утопичной. Но Цицерон, тем не менее, упорно выступал с лозунгом всеобщего примирения. Цицерона также отличало преклонение перед законом и традицией, и это не позволяло ему вести политическую борьбу с соперниками с использованием грязных методов.

С политикой связана была вся жизнь великого оратора. Ярчайшим эпизодом стала его борьба против Луция Сергия Катилины. В конце 63г. до н.э. Цицерону удалось раскрыть политический заговор Катилины, целью которого было свержение законной власти и самого Цицерона, бывшего в то время консулом в Риме. 8 ноября 63г. до н.э. Цицерон выступил перед римским сенатом с первой речью «Против Луция Сергия Катилины». В этой речи он обрушивается на противника со всей страстью и ораторским мастерством, обвиняет Катилину в том, что тот замыслил «резню и поджоги». Главным доказательством замыслов Катилины в речи служит преступный, по мнению Цицерона, характер обвиняемого. Не имея, по сути, никаких доказательств подготовки заговора, оратор, тем не менее, требует изгнания Катилины. Эта речь выдающегося оратора считается шедевром ораторского искусства Цицерона. Здесь восхищает и пафос и логика изложения, и умение сделать свою речь действительно убедительной. Поразительная действенность этой речи Цицерона заключается в том, что Катилины, не ожидавший нападения, растерялся и бежал из Рима. В дальнейшем Цицерон получает прямые улики против заговорщиков, оставшихся в Риме, и 3 декабря выступает с очередной речью против Катилины. Он сообщает, что на основе улик арестованы все участники заговора, Риму ничто не угрожает, и требует их казни. Собравшийся сенат объявил Цицерона «отцом отечества» и назначил благодарственное молебствие богам за спасение отечества.

Как впоследствии писал Плутарх, подчеркивая самолюбование и самовосхваление Цицерона, «Ни сенату, ни народу, ни судьям не удавалось собраться и разойтись, не выслушав еще раз песни про Катилину… затем он наводнил похвальбами свои книги и сочинения…, несносная привычка въелась в него точно злая язва».

В 59-52 гг. до н.э. Цицерон занимается научными исследованиями и создает знаменитую политическую трилогию «Об ораторе», «О государстве», «О законах». В сочинении «Об ораторе», подчеркивает Е.Н.Корнилова, он создает образ оратора-политика и правозащитника, который знаком со всеми науками, поскольку именно они дают ему методику мышления и материал для речей. Идеал оратора он видит в Перикле, Демосфене. Он отмечает, что речь оратора должна служить только высоким и благородным целям, а не обольщать судей красноречием.

Красноречие, он, так же, как и софисты, считает вершиной науки, поскольку только истины красноречия абсолютны, ибо они убедительны. Подобная концепция риторики возникла из сплава скептицизма и стоицизма. Как скептик Цицерон считает, что критериев истинности познания нет, бытие божества недоказуемо, рока не существует, а человеческая воля свободна. Как стоик он ценит четыре добродетели души (мудрость, справедливость, мужество, умеренность), которые диктуют человеку его нравственный долг, а исполнение долга дает счастье.

В последние годы жизни Цицерон проявил себя как выдающийся политик, яркий писатель, оратор, мужественный и смелый человек. В 46-44 гг. до н.э. он начинает активно высказываться в защиту политических врагов Юлия Цезаря, в результате этого становится идеологом заговорщиков-республиканцев, зарезавших Цезаря в сенате 15 марта 44г. до н.э. Однако после убийства Цезаря власть переходит к Марку Антонию.

Антоний, бывший при Цезаре начальником конницы, то есть вторым человеком в государстве, завладевает архивами, дневниками и частью денег убитого правителя. И, правя от имени Цезаря, начинает проводить в жизнь нужные и выгодные для себя политические решения и указы. И Цицерон обрушивается на Марка Антония, обвиняя его в том, что его государственная деятельность стала причиной войны, мора и гибели многих людей. Против Марка Антония Цицерона пишет 14 филиппик.

Борьба, конечно, была неравной, и Антоний вышел из нее победителем. Цицерон был убит, а Антонию были привезены голова и руки великого оратора, которые Антоний приказал выставить на ораторском возвышении над корабельными носами, - к ужасу римлян, которым казалось, будто они видят не облик Цицерона, но образ души Антония.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.