Когда позиция помощника приносит — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Когда позиция помощника приносит

2018-01-29 312
Когда позиция помощника приносит 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

пользу: родитель помогает педагогу в установлении с ребёнком психологического контакта, т.к. ребёнок с большим удовольствием выполняет инструкции, подражает и совместно выполняет действия с близким взрослым. вред: родитель выполняет действие за ребёнка (делает то, что он может выполнить сам), не давая проявить ребёнку активность, самостоятельность, тем самым, тормозит его развитие.

Родитель - наблюдатель.

 

Эта позиция характеризуется тем, что родитель не вмешивается в ход занятия, наблюдая за происходящим.

Когда позиция наблюдателя приносит

пользу: такая позиция родителя обеспечивает самостоятельное, независимое взаимодействие ребенка с другим взрослым или детьми. Родитель наблюдает за ходом занятия, анализирует его, в дальнейшем может использовать увиденные приемы и задания для развития своего ребёнка. вред: ребёнок, подражая родителю, малоактивен, плохо идёт на контакт. Родитель безучастен к происходящему на занятии, может заниматься посторонними делами, тем самым, мешая ходу занятия.

Родитель - инициатор.

Родитель включается в занятие, проводимое педагогом, с собственными предложениями. Это связано с тем, что сконцентрировать внимание ребенка в раннем возрасте на каком либо образовательном материале достаточно трудно, педагогу приходится прилагать огромные усилия. Родителям, которые, конечно же, лучше знают своего малыша, это по силам, поэтому предложения родителя по оптимизации занятия необходимы.

 

Когда позиция инициатора приносит

пользу: инициативой родитель поддерживает активность ребёнка, совместно с педагогом стремится достичь поставленных целей. вред: своей инициативой родитель начинает вмешиваться в ход занятия, меняет его без согласования с педагогом, отвлекает от деятельности, запланированной педагогом, стремится продемонстрировать способности ребёнка (имеющиеся ЗУНы).

 

В зависимости от целей, поставленных педагогом на занятии, родитель может занимать разные позиции. Во избежание нежелательных эффектов педагог должен предложить родителю занять ту позицию, которая наиболее выгодна для развития ребенка.

Таким образом, разные родительские позиции позволяют формировать у родителей умение самокритично оценивать себя как педагога, а также позволяют встать на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами, что особенно полезно для молодых родителей.

 

Как увидеть родительские позиции на занятии?

Родитель - помощник.

 

На занятия Полиночка (2 года) всегда ходит с мамой. Полина очень хорошая, спокойная, но неэмоциональная, неуверенная в себе девочка. Очень мало и тихо говорит. Тяжело идет на контакт с малознакомым человеком.

Комментарии:

Педагог предлагает родителю занять позицию помощника, т.к. ребенок выполняет задание только после действий мамы. Мы считаем, что в данном занятии позиция помощника выбрана педагогом верно.

 

Используемые материалы на занятии: тазик с водой, 3 «ежика» (массажер в форме шарика, диаметр 3 см).

 

Ход занятия:

Педагог подходит вместе с ребенком и мамой к тазику с водой, который накрыт салфеткой.

Педагог: Полина, посмотри, что это?

Ребенок молчит, но внимательно смотрит туда, куда показывает педагог.

Педагог: Давай вместе посмотрим, что там спрятано?

Ребенок прячется за маму.

Педагог: Подойди с мамой, посмотри?

Ребенок вместе с мамой подходит поближе, но инициативы посмотреть, что спрятано под салфеткой, не проявляет. Мама поднимает салфетку.

Педагог (эмоционально): Ой, ежики! Как они там оказались?

Мама также эмоционально повторяет за педагогом. У ребенка появляется интерес к тому, что увидела мама. Неуверенно заглядывает в тазик, но эмоционально не реагирует.

Педагог достает «ежика» из воды, катает по ладошке, приговаривая:

«Катился ежик по огороду

И упал он прямо в воду!

Бульк! (бросает в воду)»

Мама повторяет тоже самое. Педагог играет с мамой, Полина только наблюдает. После повторения игры ребенок тоже берет «ежика» в руки, но не катает его в ладошке, а просто держит.

Педагог вместе с мамой, повторяя считалочку, продолжают поочередно бросать «ежиков» в воду, эмоционально выделяя слово «бульк». Поля, видя, что мама с интересом играет, тоже бросает своего «ежика» в воду и произносит «бульк».

В результате девочка через действия мамы включилась в игру и проявила активную речь.

 

А знаете ли Вы, что · Видя теплую и чуткую заботу со стороны родителей, дети ощущают себя в безопасности и в них начинают возникать доверие и привязанность к окружающим. · Дети и их родители биологически «запрограммированы» на укрепление эмоциональных уз, которые медленно развиваются на протяжении первых лет жизни ребенка посредством непрекращающегося диалога в форме взглядов, улыбок и речи. · Тембр голоса и выражение лица ребенок понимает прежде слов. Эмоциональная составляющая неотделима от любой учебы. · Переживания эмоций и общение с любящими взрослыми способствуют развитию умственных способностей ребенка.

 

 

Родитель - наблюдатель.

Егору 1год 10 мес. Егор подвижный, эмоциональный ребенок. Легко идет на контакт, но боится сюрпризных моментов. Ребенок использует в речи общеупотребительные слова. Начинает формироваться двухсоставное предложение. Словарный запас ребенка соответствует возрастной норме.

 

Комментарии:

Егор любознательный, инициативный мальчик. С небольшой помощью педагога может развернуть собственный сюжет игры. Поэтому педагог предложил родителю занять позицию наблюдателя для того, чтобы мама смогла увидеть, что Егор уже без ее помощи может действовать с предметами.

Используемые материалы на занятии: лошадка, кошка, посуда, бусинки.

 

Ход занятия:

Педагог: Егор, к нам в гости пришла лошадка!

Ребенок: Конь!

Педагог: Конь? Хорошо. Поздоровайся с ним.

Ребенок: Здравствуй!

Педагог: Здравствуй, Егор!

Педагог дает возможность рассмотреть лошадку и читает стихотворение «Лошадка» А. Барто. Ребенок гладит лошадку, произносит «цок-цок», показывает, как скачет лошадка. Тут Егор увидел на стульчике кошку, взял ее в руки.

Педагог: Егор, кто это к лошадке в гости пришел?

Ребенок разыгрывает встречу животных, здоровается за них.

Педагог: Егор, а давай их покормим?

Рядом с ребенком педагог поставила посуду с бусинками. Ребенок стал кормить бусинками и лошадку, и кошку.

Ребенок: Мама, посмотри!

Ребенок идет к маме, показывает игрушки, а затем продолжает свою игру.

В результате мама увидела, что Егор уже может сам развить интересную игру!

 

А знаете ли Вы, что · Новые слова ребенок должен слышать не по телевидению или радио, а от родителей, которые вкладывают в них вместе со смыслом и свою любовь. · В первые годы жизни опыт ребенка существенно отражается на его лексиконе. Словарный запас тесно связан с тем, как много родители общаются с ним. · Читая или рассказывая сказки, или играя вместе с ребенком, родители помогают развитию его мышления и способствуют тому, что книги и игры он начинает ассоциировать с тем, что больше всего любит, - с голосом мамы и ее близостью. · Дети, которые растут в атмосфере, богатой общением, как правило, к трем годам разговаривают уже совершенно свободно. Люди, которые были ограничены в языковом общении в детстве, остаются косноязычными и в зрелом возрасте, какими бы умными они ни были или как бы ни тренировались.

 

Родитель - инициатор.

 

Таня (1 год 11 мес.) очень спокойная, эмоциональная, добрая, отзывчивая девочка, но нерешительная в новой обстановке.

Комментарии:

Девочка не всегда отзывается на предложения педагога. Мама, проявляя свою инициативу, предлагает дочери выполнить то, что девочке знакомо и что она уже умеет. В результате, Танечка становится более раскрепощенной в незнакомой обстановке, что позволяет педагогу включить ребенка в новую деятельность.

 

Ход занятия:

Педагог просит девочку вместе с коровкой спеть песенку: «ля-ля-ля». Но девочка не отзывается на предложения педагога. Педагог и мама вместе поют песенку.

Педагог: Таня споет коровке?

Ребенок отрицательно качает головой.

Педагог: А может Таня потанцует с коровкой?

Таня заинтересованно смотрит на коровку, но не решается потанцевать с ней.

Мама: А давай тогда покажем коровке, как мы дома делаем зарядку?

Ребенок с удовольствием показывает коровке, как она делает зарядку с бабушкой, потом как с папой, мамой.

В результате мама инициировала действия ребенка, использовав прошлый опыт.

 

А знаете ли Вы, что · Все дети учатся. Чему они учатся, зависит от окружающей обстановки. Поскольку развитие мозга происходит преимущественно после рождения ребенка, у родителей имеется масса возможностей внести свой вклад в умственное развитие малыша. · Исследователи доказывают, что родители и воспитатели имеют очень много возможностей повлиять на интеллектуальное развитие ребенка. Для этого не нужна скучная, гнетущая учеба, нужно лишь создать атмосферу, наполненную полезными переживаниями. · Несложные физические упражнения, укрепляющие мышцы, одновременно стимулируют и мозг. Ученые твердо зафиксировали позитивное воздействие упражнений для пальцев и рук на мозг. · Чтобы способствовать умственному развитию ребенка, необходимо создать благоприятную, эмоциональную атмосферу.

 

Малыши - наши крохи, сорванцы, мамины дочки и настоящие сыновья своих отцов. Они играючи перенимают у взрослых их разнообразный опыт, придумывают, фантазируют, перемешивают, лепят, творят, малюют – созидают!.. Участвуйте в этом процессе вместе с ними. Дайте ребёнку возможность понять, ощутить, почувствовать этот мир через маму, папу, няню, бабушку - родного и близкого, дорогого ему человека.

Именно в раннем детстве закладывается фундамент для доверительных отношений с родителями, другими людьми, обществом в целом. Именно годовалый карапуз, с распахнутыми глазами глядящий на мир, учится у родителей любить своих будущих детей.

 

 

О.Н. Орлова


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.