Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2018-01-29 | 213 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
До войны я работала учительницей русского языка и литературы в школе № 195 Дзержинского района г. Ленинграда. Меня с группойучеников 8, 9, 10 классов 185 школы перевели в интернат в село Каменку.
Все три года войны я проработала в интернате воспитательницей (одновременно я вела 5, 6 и 7 классы в школе в селе Рыбаковщина). Это был замечательный интернат. Организовал его Андрей Сергеевич Шарков, «Макаренко 185 школы», как его называли. Добрый, умный человек, с широким взглядом на жизнь, на людей, веселый, энергичный, глубоко переживающий за эвакуированных, обездоленных детей. Помню, в интернате однажды заболел воспалением легких воспитанник Игорь Варновский. Срочно нужен был сульфидин. К несчастью, поднялась сильная пурга, а до станции Свеча, где можно было достать лекарство, - 7 километров! И А.С. Шарков пошел на станцию,с великим трудом добрался до нее и затем, проделав такой же трудный путь обратно, доставил нужное лекарство. У меня в душе осталось очень яркое, доброе, благодарное чувство к нашему директору, Человеку и Воспитателю с большой буквы.
Когда А.С. Шаркова взяли на фронт, он нашел и оставил вместо себя достойную замену, Сару Григорьевну Нанкину. Новый директор (историк по образованию) была человеком с волевым характером, с очень доброжелательным, но строгим отношением к детям, к работе. В основе глубоко продуманной «макаренковской» системы организации жизни интерната лежал принцип полной самостоятельности воспитанников; причем, не на словах, а на деле.
Жизнью интерната управлял высший орган «старостат», которым умело руководила Сара Григорьевна.
На весь день выделялись дежурные. Они вставали вместе с поваром, подносили воду, дрова, накрывали стол для завтрака, резали хлеб, будили ребят, проверяли санитарно-гигиеническое состояние комнат, записывали в дневник особые события дня.
|
У дежурных воспитывалось высокое чувство ответственности. Они были совершенно самостоятельны, так как вставали воспитателей, и от них требовалась распорядительность, организаторские способности, доброжелательное отношение к людям. Это для ребят была «проба сил». Мне, например, поручили работать с группой пятиклассников. В группе было 30 человек, из них 19 второгодников. Успеваемость была очень низкая, особенно по математике. В нравственном отношении многие дети были, мягко, говоря «не на высоте», было в них много дикости, невоспитанности, какой-то отчужденности. Мы взялись за эту группу всем интернатом: старостат, учителя, старшеклассники. Многим ребятам помогали индивидуально. Вскоре группу было не узнать. Не забыть нашего общего торжества в день сдачи экзаменов по математике. Многие ребята получили «пятерки» и «четверки» и никому не было сделано никакой поблажки. Это была победа. С тех пор пятиклассники стали иначе вести себя, у них появилась уверенность в себе, какая-то солидность. Они активно включились в общую жизнь интерната, особенно в нашу художественную самодеятельность.
Летом мы все работали в колхозе. Пололи, теребили лен, гребли и возили сено, копали картошку. Ребята отлично работали на полях, соревнуясь бригадами и внутри бригад.
Для нас, лененградцев, было совершенно необыкновенно вот так вдруг очутиться среди природы: чудных стройных сосен, елочек, узорчатого кустарника. Осенью и зимой мы просто застывали, очарованные волшебными восходами и заката солнца. Все небо расцвечивалось такими замечательными красками, голубыми, розовыми! Были в этом что-то от яркого праздника, светлого, необычного… Зимой лес был сказочно красив: большие и маленькие деревья обступали нас кругом, всюду пушистые снежные лапы сосен, - чарующие застывшие сверкающие царство, и только еле заметная тропинка вела к домам, к людям. Но, глядя на эту красоту, мы обычно только вздыхали, опускали глаза и говорили: «Если бы не война…»
|
Летом на опушках и пригорках было много земляники. От мала до велика все лакомились ею. Большой компанией, человек 30-40, ходили за грибами, километров за пять. Это было веселое занятие. А грибные блюда казались особенно вкусными.
Все наши дети и мы взрослые жили дружно, одной семьей. Например, однажды зимним утром дежурные сообщают, что снегу намело так много, что и в школу не пройти. Тогда старшие мальчики встают на лыжи и прокладывают лыжню, затем мальчики помладше протаптывают тропинку по лыжне и замыкают шествие девочки, которые идут уже по достаточно твердой тропе. Иногда и обратно шли в пургу, тогда из школы отправлялись группами, был приказ никого не оставлять ни в школе, ни в поле.
Все дни рождения обязательно отмечались: пирогом, поздравлением от старостата и дружескими приветствиями и подарками-самоделками товарищей.
Каждые 10 дней все обязательно мылись в бане.
Интересно проводились праздники. На обед готовились «торжественное» блюдо, а вечером вступали самодеятельные артисты. Большую роль в развитии художественной самодеятельности сыграла Лиля Лосева (Елизавета Петровна работала потом пионервожатый). До войны она пела в хоре Дворца пионеров. Руководил хором прославленный композитор И. Дунаевский. Лиля обладала приятным сильным голосом, знала много песен, любила веселье, была заводилой. Я составляла литературные монтажи, и мы превращали в интересные, содержательные выступления. Однажды мы даже сумели поставить спектакль «Раскинулось море широко» и «гастролировали» с ним в клубе на станции Свеча.
Часто ребята выступали в госпитале. Вася Рубцов, лучший наш маленький певец и декламатор, особенно нравился бойцам. Один солдат подарил Васе ножичек на память, которым мальчик потом очень дорожил.
Настроение у нас было высокое, патриотическое. Мы читали газеты, многие очерки были прочитаны вслух. К поэме Твардовского «Василий Теркин» ученик Леня Семенов нарисовал иллюстрации. Мы знали обо всех событиях на фронте, мы ими жили.
В течение первого года из Ленинграда было получено особенно много извещений о гибели родителей наших воспитанников. Эти переживания накладывали на детей свою страшную печать. Ребята сразу взрослели, становились, мудрее, серьезнее.
|
Невозможно забыть проводы на фронт старших мальчиков. Они получили повестки, не закончив 10го класса. Собрание было торжественно-печальное, но в то же время и оптимистическое… Некоторые из мальчиков вернулись, но некоторым это не было суждено, они отдали свои жизни за Родину.
Мне кажется, все воспитанники с очень добрым, хорошим чувством вспоминают наш интернат в Каменке. В 1944 году воспитанник Петя Алпатов написал стихотворение, в котором выразил чувство любви и благодарности ребят к интернату:
«И никогда мы не забудем,
Родная Каменка, тебя!»
В Каменке старостат отмечал многих грамотами за отличную работу. Получила такую грамоту и я. На ней было два высказывания Макаренко:
«Ничто так не украшает человеческую жизнь, как перспектива впереди»;
«Чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему».
Сколько раз я повторяла эти слова мысленно и вслух в школе своим ученикам и воспитанникам.
Когда я вспоминаю об этих таких трудных, таких насыщенных трех годах работы во время эвакуации в Кировской области, меня охватывают самые хорошие, самые высокие человеческие мысли и чувства.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!