Будучи на фронте и в госпитале, наш директор Андрей Сергеевич не терял связи со своей школой, постоянно интересовался учебой и жизнью ребят, делился советами с учителями и воспитателями. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Будучи на фронте и в госпитале, наш директор Андрей Сергеевич не терял связи со своей школой, постоянно интересовался учебой и жизнью ребят, делился советами с учителями и воспитателями.

2018-01-29 250
Будучи на фронте и в госпитале, наш директор Андрей Сергеевич не терял связи со своей школой, постоянно интересовался учебой и жизнью ребят, делился советами с учителями и воспитателями. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Будучи на фронте и в госпитале, наш директор Андрей Сергеевич не терял связи со своей школой, постоянно интересовался учебой и жизнью ребят, делился советами с учителями и воспитателями.

Заведующей (директором) интерната в деревне Каменка стала учитель истории Сара Григорьевна Нанкина. Создавая каменский дружный коллектив, Сара Григорьевна на практике успешно осуществляла идеи А.С.Шаркова о воспитании полноценной, гармоничной человеческой личности.

Стяжкина Валентина Ивановна

(Валя Гречишкина,

воспитанница интерната

«Каменка» 1941-1944 гг)

 

Из воспоминаний директора интерната «Каменка»

Сары Григорьевны Нанкиной об организации

Коллектива.

В 1940-1941 учебном году я работала учителем истории 9 и 10 классов 185 школы Дзержинского района города Ленинграда. На 9-й день войны, 30 июня 1941 года по мобилизации РОНО я выехала со школьниками в эвакуацию эшелоном, начальником которого был директор 185 школы Андрей Сергеевич Шарков. Путь в Кировскую область был «окольным», трудным и мучительным. Начальник нашего эшелона проявил исключительную распорядительность, энергию и заботу о детях, благодаря которым наше длительное и тяжелое путешествие благополучно завершилось. По прибытии на место он же связался с районными организациями и колхозами, разместил детей по интернатам (учащиеся школы были по возрасту разбиты на три интерната) и руководил ими в сложный и трудный период их организации. В октябре 1941г ., в связи с уходом А. С. Шаркова на фронт, я была назначена директором интерната в Каменке.

К нашему приезду Каменка пустовала. Заняв находившиеся там 5 домиков, мы оказались её единственными обитателями. На берегу протекавшего здесь ручья стояла баня. Кругом был лес. Ближайшая деревня находилась в километре от Каменки.

Обстановка помещений была наипростейшая: топчаны, деревянные столы, скамейки. Ели из алюминиевых мисок алюминиевыми или деревянными ложками. Отопление во всех домиках было печное, отсюда постоянная забота о дровах, которые по заданию сельсовета издалека доставляли колхозы. Вместе с колхозниками за дровами ездили и наши старшие ребята. Летом все собирали хворост и шишки в лесу. Электричества не было, освещались керосиновыми лампами и маленькими коптилками. Воду брали из колодца, находившегося возле нашего главного здания. Туалеты были холодные. Радио не было. Слушать последние известия, которыми все обитатели Каменки живо интересовались, бегали в сельсовет в Рыбаковщину, там забирали и корреспонденцию, приходящую в интернат.

Воспитанниками каменского интерната были ученики средних и старших классов 185 школы, а также учащиеся других школ Дзержинского района. В интернате числилось примерно 100 детей. Все воспитанники были разбиты на четыре группы, называвшиеся у нас бригадами.

Каменские дети учились в Рыбоковщине, в 10 - летней школе «Красная Заря» (по имени колхоза) вместе с местными ребятами. Здесь же учились и воспитанники Казанского интерната. Сотрудниками интерната были также ленинградцы, приехавшие с детьми учителя и некоторые родители, оставшиеся здесь работать. Штат интерната был невелик: директор, завхоз, 3-4 воспитателя, 2 повара, прачка, медсестра. Основными работниками Каменки были учителя: Мария Алексеевна Карамазова, Сара Григорьевна Нанкина, Надежда Дмитриевна Румянцева и родители: Аполлинария Петровна Гречишкина, Надежда Анисимовна Воробьева, Мария Александровна Четверикова, Зоя Николаевна Крылова, Таисия Сергеевна Кузьмина, Антонина Ильинична Пензина, Кузьма Сергеевич Алпатов. Медсестрой в нашем изоляторе работала Маргарита Павловна Гомаш. М. А. Карамазова, С. Г. Нанкина и Н. Д. Румянцева были и учителями школы «Красная Заря», в которой учились каменские дети. Эта школа с нашим приездом стала 10 - летней.

Решать стоящие перед нами многочисленные и сложные задачи без самого активного участия воспитанников было невозможно, тем более при таком малом количестве сотрудников. Поэтому в организации детского самоуправления и самообслуживания мы видели свою важнейшую задачу, для успешного решения которой особенно много сил и напряженного труда пришлось затратить зимой 1941- 1942 гг. В вопросах организации детского коллектива и работы с ним работники интерната широко использовали метод и опыт А.С.Макаренко; конечно, применительно к нашим условиям и к нашему составу ребят. Макаренковские формулировки: «Не пищать», «Чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему», «Ничто так не украшает человеческую жизнь, как перспектива впереди» - прочно вошли в нашу жизнь и в сознание каменских детей. Работе в этом направлении способствовал контакт, установившийся между сотрудниками и воспитанниками. Со стороны всех работников ребята видели бескорыстную, самоотверженную работу, полностью направленную на облегчение и улучшение их жизни. Отсюда у детей возникало чувство доверия и уважения, без которых не могло быть взаимопонимания и контакта.

Высшим органом самоуправления в Каменке был старостат. В него входили бригадиры четырех бригад и председателей пяти созданных в интернате комиссий: учебной, производственной, культмассовой, санитарной и хозяйственной. Возглавлял старостат председатель, техническую работу вел секретарь. Председатель и секретарь старостата и председатели комиссий избиралась на общей линейке (так называлось собрание все х воспитанников). Каждая бригада выбирала своего бригадира и своего представителя в каждую из пяти комиссий. Таким образом, все бригады были связаны со всеми комиссиями и старастатом. На собраниях старостата, как правило, присутствовал директор интерната, воспитатели и в случае необходимости – завхоз и медицинский работник. На собраниях мы совместно решали все вопросы интернатской жизни: устанавливали режим дня в зимнее и летнее время, организовывали помощь колхозам, решали вопросы организации и работы в своем подсобном хозяйстве, организации праздников в интернате и др. Здесь отчитывались бригадиры, председатели комиссий и с самоотчетами выступали отдельные воспитанники. На собрания вызывались нарушители установленных нами норм поведения (если воздействия бригады было недостаточно). В лице старостата мы, опытные педагоги, имели надежных и верных младших товарищей, вносивших в работу свою инициативу, молодой задор и энергию. В ряде случаев члены старостата, действуя с нами в одном направлении, добивались лучших, чем мы, результатов: будучи по возрасту ближе к ребятам, они больше знали о положении в бригадах, чувствовали настроение ребят. Права и ответственность старостата с течением времени возрастали. Обязанности ответственного дежурного по интернату поочередно несли все члены старостата, вместо воспитателей. Отвечая за весь распорядок и ход дня в интернате, ответственный дежурный нес личную ответственность за точное распределение всех нормированных продуктов: вместе с дежурной бригадой он развешивал на порции хлеб, масло, сахар.

Старостат и воспитатели прилагали все усилия к тому, чтобы ребята добросовестно и хорошо учились. На учебу смотрели как на дело большой государственной важности. Одним из наших лозунгов был: «Отличишься в учебе – победишь в бою!» Окончание каждого учебного года мы отмечали большими торжественными праздниками с вручением отличникам грамот от старостата.

Летом много работали в колхозах и в своем подсобном хозяйстве. Работой руководила производственная комиссия. Уходили на поле сразу после завтрака, а возвращались у вечеру к ужину. На обед колхозники привозили в поле котел картошки и бидон молока. За работу колхоз начислял интернату трудодни, которые оплачивал продуктами наравне с колхозниками.

Кроме того, в интернате был большой огород, гдевыращивали картошку, морковь, свеклу, лук, огурцы, капусту и пр. Семена или рассаду выдавала производственная комиссия и завхоз. Каждый обрабатывал свою грядку самостоятельно: вскапывал, удобрял, поливал, окучивал и т.д. Время для этой работы каждый находил и выкраивал сам. Осенью все убирали свой урожай, взвешивали, фиксировали и складывали в овощехранилище. Метод соцсоревнования, широко применяемый на сельхозработах, давал прекрасные результаты.

По окончании полевых и огородных работ мы ежегодно проводили праздники труда. Председатель производственной комиссии на торжественной линейке сообщал количество заработанных трудодней и собранных с огорода овощей, отмечались отличники нашего трудового фронта. Наши овощи и полученные по трудодням продукты (мука, горох, и др.) позволили значительно улучшить и разнообразить питание в интернате.

У нас было пять малышей, которым тяжело было работать на поле. Им тоже нашлась работа: они по два человека в день помогали пасти скот. Кроме того, они собирали для интерната на зиму щавель, грибы, ягоды, которых кругом было много. Ягодами лакомились все ребята, забегая в свободное время в лес на 10-15 минут.

Зимой и летом после ужина собирались в столовой. Обсуждали известия с фронта, читали вслух газеты, книги, рассказы, очерки, статьи – Макаренко, Твардовского, Соболева, Эренбурга, Симонова и др.

В Каменке был свой хор, свои чтецы и декламаторы, своя стенгазета. Мы с ребятами ставили пьесы Чехова «Юбилей», «Предложение» и др. С концертами ребята выступали на праздниках: в интернате, в школе, в госпитале, в клубе на станции Свеча. Праздники в Каменке проводились часто. Их организацией ведала культкомиссия. В торжественные дни приглашали гостей: учителей из Рыбаковщины, председателей колхозов и сельсоветов, представителей районных организаций. В конце 1942 года интернат получил в виде премии патефон, который доставлял ребятам так много радости в праздничные дни и в часы отдыха.

Дисциплинированность и организованность каменского коллектива, хорошие показатели ребят в учебе и труде отмечали все. Какими путями и методами мы добивались таких результатов?.. Воспитанники Каменки были не пассивными объектами воспитания, а активными строителями своей жизни, сами воспитывали себя. Мы лишь поддерживали формирующиеся в них патриотизм и гражданственность, проявляющиеся в упорной учебе и добросовестном труде как активных составляющих участия в общей борьбе с ненавистным врагом.

Большое внимание мы уделяли нравственному воспитанию ребят: воспитанию честности, правдивости, чуткости, дружбы, принципиальности и других моральных качеств. Видя заботу и внимание с нашей стороны, ребята привыкли заботиться друг о друге и о нас – взрослых.

Однако бывали и у нас различные эксцессы. Однажды летом Игорь Варновский (председатель старостата) поймал на поле двух наших ребят, вырывающих турнепс. Вечером собрался старостат, на который были приглашены виновники. Решено было просить правление колхоза вычесть из нашего общего заработка по одному трудодню за каждый вырванный турнепс. Решение было объявлено на линейке (общем собрании), доведено до правления колхоза и осуществлено. Больше таких случаев никогда не было.

Во время летних полевых работ старостат решил освободить от труда одного недовольного всем ворчуна, если он так тяготится работой. Два дня освобожденный «отдыхал»в товремя, когда товарищи работали. На третий день воспитанник упрашивал допустить его к работе со всеми.

Так познавалась радость победы над трудностями, гордость за свой коллектив, формировалось чувство долга, ответственности перед товарищами, человеческое достоинство.

Интернат просуществовал три года: с конца лета 1941 года по сентябрь 1944 года. За это время ребята выросли, окрепли. Болели мало, инфекционных болезней мы не знали. Было два-три случая воспаления легких, закончившихся полным выздоровлением. Не знали мы и серьезных желудочных заболеваний. Все редкие у нас болезни, благодаря бдительности медсестры М.П. Гомаш и воспитателей, быстро ликвидировались.

В феврале 1943 года военкомат призвал на военную службу трех старших ребят 1925 года рождения. Они были направлены в Львовское военно-пехотное училище и оттуда через шесть месяцев на фронт. В их числе был первый председатель нашего старостата Игорь Варновский; замечательный комсомолец, за полтора года так много сделавший для укрепления органов интернатского самоуправления и воспитания каменского коллектива. 25 июня 1944 года Игорь погиб в бою за Бугом, не успев получить свою первую воинскую награду, медаль «За отвагу», и не дожив до своих полных 19 лет.

Летом 1943 года некоторые воспитанники, окончившие 8-е 10-е классы, разъехались в военные училища, техникумы и ВУЗы. 17 человек уехали в ремесленные училища Ленинграда. К новому, 1944 году мы отправили нашим ребятам на фронт и некоторым другим, особо нуждающимся, посылки с продуктами своего хозяйства. В январе 1944 года наш интернат принял около 20 новых воспитанников из ликвидированного интерната из деревни Казань. Окончание последнего учебного года в Каменке было отмечено 14 июня особо торжественным вечером. А 28 июня 1944 года мы прощались с Каменкой, вспоминали прожитые годы, мечтали о близкой победе, о будущих встречах в Ленинграде.

 

Письма с фронта

Встречи через много лет.

Поездка в Каменку через 32 года, в 1976 году воспитанников Риты Плоткиной (М.Я. Семеновой) и

Лени Семенова

 

 

Мы заказали билеты до станции Свеча за 16 дней, и все еще не верилось, что поедем в Каменку…

32 года прошло с тех пор, как мы уехали из нее, и все эти годы не раз снилась нам наша Каменка. Как-то там сейчас?..

На станцию Свеча мы прибыли в 11 часов. Моросил дождь, но этого мы совсем не замечали. Не терпелось скорее двинуться в путь! С рюкзаками за плечами и сумкой в руках отправились мы по знакомой тропинке.

Дождь прошел, выглянуло солнце. Вскоре мы вышли на большую дорогу. Впереди …- Рыбаковщина!

Вот и колхоз «Красная Заря»! Несмотря на то, что не были здесь 32 года, Рыбаковщину узнали сразу! Правда, деревня разрослась вправо, появились новые постройки.

А вот и наша школа! Все та же: одноэтажная, деревянная. Слева деревья, через дорогу дом, в котором был наш медпункт.

Впереди виднеется каменский лес.

Мы пошли дорогой до Куклят, где когда-то брали молоко для каменцев. В Куклятах встретили женщин, одна из которых помнит нас. Она показала дом, в котором жили мама и тетя Лили Лосевой.

Влево от Куклят идет дорога на Каменку. Все та же дорога! Те же поля слева и справа. Очень скоро оказались мы на знакомой лесной полянке, заросшей теперь новыми кустами, молодыми елочками и высокой травой… Сохранилась и дорога до того места, где раньше была наша столовая. А вот тополей и колодца мы не нашли. Домов наших тоже нет. Лишь примерно удалось определить те места, где стояли: наш дом, столовая, «лабаз», и дом наших мальчиков.

Хоть и нет больше наших построек на этой поляне, но как здесь все дорого нам! Прямо на дороге мы развели костер, вскипятили чай. Перекусили, попили чаю, - и обратно в дорогу. Комары одолевали, как когда-то, 32 года назад!

До Свечи нас подвезли на «козлике», и к вечеру мы были уже на станции.

Я очень довольна, что удалось осуществить свою давнишнюю мечту: побывать в Каменке, ставшей в дни войны для всех нас родным домом и семьей.

В 1998году

22 июня я снова еду в Кировскую область в деревню Рыбаковщина (куда в августе 1941 года привез нас А.С. Шарков, директор нашей 185 школы г. Ленинграда).

На этот раз еду по приглашению учителей и учащихся Рыбаковской школы. По их инициативе в 1995 году – в год 50-летия Победы – началась переписка между нами.

23 июня я прибыла на станцию Свеча. На вокзале меня встретили учителя с огромными букетами пионов. Две машины быстро доставили нас в Рыбаковщину. Директор школы Шумихина Галина Александровна встретила хлебом-солью. В школе уже накрыт стол для завтрака. Первая беседа с учителями и осмотр музея, посвященного детям-ленинградцам (которые учились во время Великой Отечественной войны в Рыбаковской школе «Красная Заря»)

Музей создан учителями-энтузиастами Касимовой Надеждой Аркадьевной и Шумихиной Галиной Александровной вместе с учениками.

В этом музее – наши воспоминания, архивы, фотографии, сувениры и книги о Ленинграде.

В настоящее время Надежда Аркадьевна Касимова со своими учениками оформляет альбом с нашей перепиской.

После осмотра музея я с удовольствием прошлась по Рыбаковщине (недавно жители отметили ее 100-летие). Как разрослась деревня! Появились новые улицы. Построены новая школа, дом культуры, здание администрации. Отличная дорога соединяет Рыбаковщину со станцией Свеча.

Колхоз «Красная Заря» живет и успешно развивается в новых трудных условиях (а многие колхозы прекратили свое существование).

24 июня Утром с Галиной Александровной Шумихиной и Людмилой Юрьевной Огарковой (зав. домом культуры) пошли в Каменку.Пошли напрямик, как когда-то ходили из школы домой… Но где же Каменка? – Почти непроходимый лес! Если в 1976 году на месте наших пяти домов была еще поляна, то теперь здесь сплошной лес!

И все-таки чтут память о нас жители Рыбаковщины. Рядом с тропинкой, на одной из берез – дощечка с надписью «Каменка». А школьники собираются сделать макет Каменки в своем музее.

После возвращения из Каменки в школе состоялась встреча с местными жителями (некоторые из них учились с нами в 1941-44 гг.).

25 июня Прощальная встреча со школьниками и учителями. Беседа продолжалась 3 часа, записывалась на магнитофон. Было сделано много фотоснимков. Как интересовались дети нашей учебой, нашим бытом, нашей работой на колхозных полях! Ведь летом ребята с учителями помогают колхозу «Красная Заря» убирать урожай, а многие затем учатся в СПТУ-37 и остаются работать в родном колхозе.

Большое спасибо населению Рыбаковщины, а особенно Леониду Петровичу Коврижных (главе администрации), Г.А. Шумихиной, Н.А.Касимовой, Л.Ю.Огарковой, за такой теплый прием, за память о нас – ленинградцах; за ту патриотическую работу, которую они проводят с детьми, за любовь к нашей Родине!

Отдельно хочу рассказать о нашей школе. Ее состарило время. Меня провели по всем классам. В кабинете биологии сохранены экспонаты птиц и животных, которые привез А.С. Шарков из нашей ленинградской школы. Учителя хранят эти экспонаты как память о ленинградцах. Березы около школы тоже состарились, но их не вырубают, потому что «их сажали ленинградцы»!

Какое счастье, что в наше такое тяжелое время находятся люди, которым не безразлична история нашей Родины, история своего родного края! Они изучают историю исчезнувших деревень, собираются сделать макет Каменки!

А наши школьники С-Петербурга, знают ли они историю своей 185 школы, знают ли, что в годы войны в ней помещался госпиталь, известно ли им что-нибудь о «каменцах»? Как было бы хорошо, если бы наши школьники связались с ребятами Рыбаковщины, подружились с ними, вспомнили и сохранили славную историю своих предшественников.

В память о поездке мне вручили несколько экземпляров книги сельского учителя-историка П.Стародубцева «Земля Свечинская», где описана история Свечинского района с древних времен до наших дней.

 

 

Послесловие

Нам, воспитанникам интерната «Каменка», уже за 70 лет. Выросли наши дети, подрастают наши внуки, правнуки. С высоты своего возраста и жизненного опыта мы с благодарностью вспоминаем своих дорогих наставников Андрея Сергеевича Шаркова, Сару Григорьевну Нанкину и их единомышленников. Мы восхищаемся их мудростью, чуткостью и сердечной теплотой по отношению к нам; мужеством в преодолении трудностей военного времени; оптимизмом, верой в победу над жестоким врагом, искренней любовью к нашей прекрасной Родине.

Именно такие люди спасли и воспитали наше поколение, которое в послевоенные годы возродило из руин нашу Родину. Наши наставники своим примером воспитали в нас лучшие человеческие чувства - честность, трудолюбие, ответственность, взаимопомощь, коллективизм, патриотизм.

Нас радует, что сегодня в своих выступлениях по радио и телевидению президент России В. В. Путин, губернатор С- Петербурга В. А. Яковлев, а также председатель комитета по образованию СПб В. И. Криличевский подчеркивают важность и необходимость патриотического воспитания нынешнего поколения России.

Мы надеемся, что опыт организации жизни ленинградских детей в годы Великой Отечественной войны в эвакуации, описанный в этой книге, может быть полезен и сегодня.

Бывшие воспитанники интерната «Каменка»: Гречишкина Валя (Стяжкина Валентина Ивановна), Кирова Тоня (Соловьева Антонина Алексеевна), Котова Галя (Галина Васильевна), Плоткина Рита (Семенова Маргарита Яковлевна), Политавкин Леша (Алексей Михайлович), Рубцов Вася (Василий Федорович), Сидоров Юра (Юрий Андреевич)

Содержание

Предисловие

Из воспоминаний директора интерната «Каменка» Сары Григорьевны Нанкиной об организации коллектива

Воспоминания воспитателя и учителя литературы Марии Алексеевны Карамазовой о жизни, работе и учебе в интернате «Каменка»

Из воспоминаний о школе «Красная Заря» учителя русского языка Л.С. Щербаковой

Из воспоминаний Вали Земель о Каменке

Воспоминания Тони Кировой (А.А.Соловьевой) об Андрее Сергеевиче Шаркове, Саре Григорьевне Нанкиной и воспитателях интерната «Каменка»

Письма с фронта

Встречи через много лет

Послесловие

 

Декабря 1944 года

 

 

Дорогие Каменцы!

Желаю всем здоровья и бодрости! Жизнерадостности и оптимизма!

Желаю всем успехов в учебе. Яркой, активной, содержательной жизни и интересной творческой работы.

Желаю каждому из вас иметь в жизни настоящих, преданных друзей и самим быть такими.

Это и есть то, что мы называем счастьем!

 

Из письма Сары Григорьевны Л. Политавкину в 1982 году:

 

«Ваша привязанность к Каменке вызвана тем, что вам в детстве посчастливилось жить в коллективе, в котором выполнение гражданского долга являлось не доблестью, а нормой поведения для взрослых и детей, и отношения между вами строились на принципах коммунистической морали…

…Чем старше вы становитесь, тем больше понимаете красоту и радость жизни в Каменке, хотя протекала эта жизнь в трудное и страшное время Великой Отечественной войны…

…Время показало, что большинство из вас многое взяли из той жизни на вооружение…»

 

Каменские тополя

Лет

Год

Прощальный вечер

Златое время улетает,

В незримый жизни океан,

Как чудодейственный таран

На разум мысли направляет.

И в чистом сердце сберегаем

Мы юную свою мечту.

Дорогу светлую одну

В обширной жизни выбираем.

Наш разум, мысли и сердца

Горели в дружбе без конца

И на пороге жизни светлой

Сольемся сердцем, как один,

Чтоб наша дружба-исполин

Пылала краскою заветной.

Год.

Книга «Страницы воспоминаний» возвращает нас во времена суровых испытаний военного лихолетья 1941- 1945гг. Это рассказ о жизни в эвакуации ленинградских школьников, составленных из воспоминаний учителей и воспитанников интерната «Каменка» (в Свечинском районе Кировской области):

О двух замечательных наставниках: Андрее Сергеевиче Шаркове и Саре Григорьевне Нанкиной, организовавших коллектив в духе идей А.С. Макаренко, давших своим питомцам путевку в жизнь;

О не прерывающейся ни на один день учебе, к которой и дети, и учителя относились как к делу первейшей государственной важности;

О трудной, но необходимой и ответственной работе в колхозе и на собственном огороде, обеспечивающем значительное разнообразие интернатского обеденного стола;

О самообслуживании: коллективных заготовках «даров природы»: трав, ягод, грибов, а также дров и хвороста для отопления;

О досуге и каникулах; постановке спектаклей, выступлениях хора и чтецов перед населением и ранеными бойцами в госпитале; о трудовых и спортивных праздниках, днях рождения с обязательным вручением самодельных подарков и наград.

О неустанном, вдумчивом самоотверженном воспитании истинных патриотов, настоящих граждан, ответственных строителей будущей счастливой полноценной жизни.

Автор-составитель: Стяжкина В.И. (Валя Гречишкина, воспитанница интерната «Каменка»)

 

Обработка текста: Шаркова И.А. (дочь Шаркова А.С.)

Ответственный за выпуск: Михайлова Т.А. (Таня Шаркова, дочь Шаркова А.С.)

 

Образовательный Центр «Гармония»

С-Петербург 2000г.

Будучи на фронте и в госпитале, наш директор Андрей Сергеевич не терял связи со своей школой, постоянно интересовался учебой и жизнью ребят, делился советами с учителями и воспитателями.

Заведующей (директором) интерната в деревне Каменка стала учитель истории Сара Григорьевна Нанкина. Создавая каменский дружный коллектив, Сара Григорьевна на практике успешно осуществляла идеи А.С.Шаркова о воспитании полноценной, гармоничной человеческой личности.

Стяжкина Валентина Ивановна

(Валя Гречишкина,

воспитанница интерната

«Каменка» 1941-1944 гг)

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.