Порядок внесения изменений в типовые учебные программы. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Порядок внесения изменений в типовые учебные программы.

2018-01-29 194
Порядок внесения изменений в типовые учебные программы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработка учебно-планирующей документации в учреждениях профессионально-технического образования

методические рекомендации

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработка учебно-планирующей документации в учреждениях профессионально-технического образования

методические рекомендации

 

Могилев

УМЦ ПО

УДК 377.12

ББК 74.560

Р 17

Рекомендовано к изданию методическим Советом учебно-методического центра профессионального образования

 

Разработчики: зам.директора УМЦ ПО Козырева М.Н., методист УМЦ ПО Базылева О.В.

 

Рецензент: директор УМЦ ПО Мулерова И.К.

 

 

Разработка учебно-планирующей документации в

Р 17 учреждениях профессионально-технического образования:

методические рекомендации/сост. М.Н.Козырева,

О.В.Базылева. – Могилев: УМЦ ПО, 2012. - 19с.

 

Данные материалы подготовлены в дополнение к методическим рекомендациям УО РИПО «Разработка учебно-программной документации образовательных программ профессионально-технического образования» и могут использоваться педагогическими работниками при разработке учебно-планирующей документации.

Предназначены для заместителей директора по учебно-производственным работам и производственному обучению (старшим мастерам), преподавателей и мастеров производственного обучения. Также будут полезны всем заинтересованным педагогическим работникам.

 

УДК 377.12

ББК 74.560

Р 17

 

Введение

Планированию в системе профессионально-технического образования всегда уделяется большое внимание.

К документации по планированию в учреждении профессионально-технического образования (УПТО) относятся учебные планы, учебные программы, перспективно-тематический план и др.

В методических рекомендациях даются разъяснения по разработке учебных программ и перспективно-тематических планов, приводятся их формы. Учтены требования действующих нормативных документов и являются дополнением к методическим рекомендациям «Разработка учебно-программной документации образовательных программ профессионально-технического образования» (РИПО, 2012 год).

Методические рекомендации будут полезны:

- преподавателям и мастерам производственного обучения;

- заместителям директора по учебно-производственным работам и производственному обучению (старшим мастерам);

- специалистам управлений образования и методистам учебно-методического центра профессионального образования.

 

 

Р екомендации по разработке учебных программ

 

 

Учебная программа – документ, разрабатываемый в учреждении образования на основании типовых учебных программ с учетом выбранных квалификаций и их специализаций согласно специфики регионального рынка труда и особенностей учреждения образования.

Учебные программы по учебным предметам общепрофессионального цикла и учебным предметам обязательного выбора профессионального компонента учебного плана учреждения профессионально-технического образования утверждаются управлением образования областного исполнительного комитета.

Учебные программы по учебным предметам специального цикла профессионального компонента учебного плана учреждения профессионально-технического образования, в том числе и по производственному обучению, по согласованию с организациями-заказчиками кадров, утверждаются управлением образования областного исполнительного комитета.

Учебная программаопределяет содержание обучения по тому или иному учебному предмету, порядок изучения учебного материала.

Учебная программа учреждения профессионально-технического образования разрабатывается в учреждении образования и учитывает особенности выбранной совокупности квалификаций, требования организаций-заказчиков кадров, особенности учреждений профтехобразования и реализуемых образовательных программ профессионально-технического образования. При составлении учебных программ проводится корректировка содержания типовых учебных программ связанная с развитием техники и технологий, также необходимо учитывать изменения, происходящие в содержании и характере труда относящиеся к конкретной профессии. Проектирование учебных программ осуществляют параллельно разработке учебного плана.

Учебная программа должна соответствовать:

· образовательному стандарту по специальности;

· требованиям профессионально-квалификационной характеристики;

· типовой учебной программе по учебному предмету (производственному обучению).

При проектировании количество часов, отведенное на изучение отдельных тем в типовых учебных программах, последовательность их изучения в обоснованных случаях можно изменять по усмотрению преподавателей (мастеров производственного обучения) при условии выполнения целей и задач предмета, достижения необходимых результатов обучения. При этом объем учебного времени, отводимого на предмет должен соответствовать утвержденному учебному плану.

Все изменения рассматриваются на заседании методической комиссии и утверждаются руководством учебного заведения в установленном порядке и должны быть отражены в пояснительной записке учебной программы.

Разработанные учебные программы предоставляют на экспертизу в учебно-методический центр профессионального образования вместе с учебным планом и утверждаются в установленном порядке.

Если типовая учебная программа по учебному предмету общепрофессионального цикла (например, предмет «Экономика») едина для обучения по нескольким квалификациям, то учебная программа разрабатывается в одном экземпляре. Такие учебные программы собираются в отдельную папку, которая является приложением к действующим комплектам УПД.

Если разрабатывается учебная программа по учебному предмету с изучением на повышенном уровне, то это указывается на титульном листе и в пояснительной записке. В тематическом плане и содержании учебной программы введение новой темы, углубление изучаемого материала по теме и другое отражается курсивом.

Рекомендуемая структура учебной программы:

§ титульный лист (приложение 1);

§ пояснительная записка;

§ тематический план (приложение 2);

§ содержание учебной программы (приложение 3);

§ перечень структурных элементов научно-методического обеспечения (учебно-методического комплекса), (приложение 4), включающий:

- нормативную документацию (образовательный стандарт, типовая учебная программа, нормативная документация по стандартизации и т.д.);

- учебно-методическую документацию (методические рекомендации, методика изучения отдельных тем и т.д.);

- учебные издания;

- средства обучения (учебники, учебные пособия, электронные средства обучения и т.д.);

- средства контроля (контрольные задания, тесты и т.д.);

§ показатели оценки результатов учебной деятельности обучаемых по учебному предмету (приложение 5);

§ лист согласования (приложение 6).

 

 

В пояснительной записке должны быть отражены:

- цели обучения (с учетом требуемых уровней усвоения учебного материала), воспитания и развития;

- наименование квалификаций, для которых предназначена данная учебная программа, их уровень;

- сведения о типовой учебной программе производственного обучения, на основании которой разработана учебная программа производственного обучения учреждения профессионально-технического образования;

- требования по реализации межпредметных связей;

- сведения о тематике комплексных и проверочных работ;

- сведения об этапах производственного обучения;

- сведения о включении в содержание соответствующих тем учебной программы информации о новой технике, технологиях, используемых в организациях-заказчиках кадров, специфике регионального рынка труда;

- рекомендации по организации изучения отдельных тем, проведению лабораторных, практических, лабораторно-практических занятий (работ) и др.

Тематический план является частью учебной программы, включает полный перечень тем учебного предмета и объем времени на их изучение, разрабатывается в соответствии с учебным планом и учебной программой.

Тематический план учебной программы учебного предмета учреждения профессионально-технического образования должен соответствовать конкретной образовательной программе профессионально-технического образования. Составляется преподавателем конкретного учебного предмета. Включает перечень тем учебной программы, обязательные контрольные работы, лабораторно-практические занятия (работы), практические занятия (работы), лабораторные занятия (работы), отводимое количество учебного времени.

Тематический план учебной программы производственного обучения учреждения профессионально-технического образования должен соответствовать конкретной образовательной программе профессионально-технического образования, предусматривать распределение проверочных и комплексных работ, содержать перечень разделов и тем с указанием количества часов на их изучение с учетом уровней квалификации (разрядов, категорий, классов). В тематических планах учебных программ производственного обучения УПТО, как правило, выделяются этапы обучения: обучение в учреждении профессионально-технического образования, обучение в организациях-заказчиках кадров, производственная практика. Тематический план разрабатывается мастером производственного обучения по конкретным профессиям.

К содержанию учебных программ учреждения профессионально-технического образования предъявляются следующие требования:

- конкретность, рациональная последовательность содержания отдельных тем, разделов;

- соответствие целей изучения тем и прогнозируемых результатов их достижения;

- обоснованность последовательности проведения обязательных контрольных работ, лабораторных, лабораторно-практических, практических занятий (работ), комплексных и проверочных работ, правильность формулировки целей их проведения.

Учебные программы учреждения профессионально-технического образования должны иметь буквенно-цифровые коды, указывающие на связь их содержания с требованиями профессионально-квалификационной характеристики.

Количество часов, отводимое на изучение тем, последовательность их изучения в обоснованных случаях по усмотрению преподавателей (мастеров производственного обучения) могут изменяться при условии выполнения целей и задач предмета, достижения необходимых результатов обучения, вносимые изменения рассматриваются на заседании методической комиссии и утверждаются руководством учебного заведения. Все изменения должны быть отражены в пояснительной записке.

В перечень средств научно-методического обеспечения включаются приобретаемые и самостоятельно разрабатываемые педагогическими работниками учреждения профессионально-технического образования средства.

 

Программа производственной практики – документ, определяющий содержание и структуру производственного обучения учащихся на конкретном предприятии.

Программа заключительного периода производственного обучения (производственной практики)рассматривается на заседании методической комиссии, согласовывается с предприятием и утверждается заместителем директора по УПР (ПО).

Рекомендуемые разделы:

· - титульный лист;

· - общие положения;

· - цель и задачи практики;

· - перечень учебно-производственных работ учащихся;

· - организация рабочего места;

· - квалификационная характеристика;

· - изучение передовых приемов и методов работы;

· -график прохождения производственного обучения (согласованный и утвержденный в установленном порядке);

· - показатели оценки результатов учебной деятельности обучаемых в заключительном периоде производственного обучения;

· - рекомендации мастеру п/о.

 

М.п.

 

 

Разработчик: _____________ должность ___________ _______________

(подпись) (инициалы, фамилия)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В методических рекомендациях реализованы следующие задачи:

- раскрыт порядок разработки первоначальной учебно-планирующей документации по учебным предметам профессионального компонента в учреждении образования;

- раскрыты основные требования по структуре и содержанию первоначальной учебно-планирующей документации по учебным предметам профессионального компонента.

Рекомендации позволяют систематизировать и конкретизировать работу по разработке учебных программ и перспективно-тематических планов по учебным предметам профессионального компонента в учреждениях профессионально-технического образования.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Методика производственного обучения: учеб.-метод. пособие/Л.Л.Молчан (и др.); сост. Л.Л.Молчан, А.Д.Лашук. – 2-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2011. – 192 с.

2. Разработка учебно-программной документации образовательных программ профессионально-технического образования: метод. рекомендации / разраб.: М.В.Ильин (и др.). – Минск: РИПО, 2012 – 59 с.

3. Учебно-методические комплексы в профессионально-техническом образовании: теоретические основы и проектирование: монография/ А.Х.Шкляр, С.М.Барановская. – 3-е изд., испр. – Минск: РИПО, 2011. – 68 с.

 

Методическое издание

Козырева Марина Николаевна,

Базылева Оксана Викторовна.

Разработка учебно-планирующей документации в учреждениях профессионально-технического образования

Методические рекомендации

 

 

Компьютерная верстка: М.Н.Козырева

 

 

Учебно-методический центр профессионального образования

управления образования Могилевского облисполкома.

Ул.Якубовского, 18. 212026, г.Могилев.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработка учебно-планирующей документации в учреждениях профессионально-технического образования

методические рекомендации

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработка учебно-планирующей документации в учреждениях профессионально-технического образования

методические рекомендации

 

Могилев

УМЦ ПО

УДК 377.12

ББК 74.560

Р 17

Рекомендовано к изданию методическим Советом учебно-методического центра профессионального образования

 

Разработчики: зам.директора УМЦ ПО Козырева М.Н., методист УМЦ ПО Базылева О.В.

 

Рецензент: директор УМЦ ПО Мулерова И.К.

 

 

Разработка учебно-планирующей документации в

Р 17 учреждениях профессионально-технического образования:

методические рекомендации/сост. М.Н.Козырева,

О.В.Базылева. – Могилев: УМЦ ПО, 2012. - 19с.

 

Данные материалы подготовлены в дополнение к методическим рекомендациям УО РИПО «Разработка учебно-программной документации образовательных программ профессионально-технического образования» и могут использоваться педагогическими работниками при разработке учебно-планирующей документации.

Предназначены для заместителей директора по учебно-производственным работам и производственному обучению (старшим мастерам), преподавателей и мастеров производственного обучения. Также будут полезны всем заинтересованным педагогическим работникам.

 

УДК 377.12

ББК 74.560

Р 17

 

Введение

Планированию в системе профессионально-технического образования всегда уделяется большое внимание.

К документации по планированию в учреждении профессионально-технического образования (УПТО) относятся учебные планы, учебные программы, перспективно-тематический план и др.

В методических рекомендациях даются разъяснения по разработке учебных программ и перспективно-тематических планов, приводятся их формы. Учтены требования действующих нормативных документов и являются дополнением к методическим рекомендациям «Разработка учебно-программной документации образовательных программ профессионально-технического образования» (РИПО, 2012 год).

Методические рекомендации будут полезны:

- преподавателям и мастерам производственного обучения;

- заместителям директора по учебно-производственным работам и производственному обучению (старшим мастерам);

- специалистам управлений образования и методистам учебно-методического центра профессионального образования.

 

 

Р екомендации по разработке учебных программ

 

 

Учебная программа – документ, разрабатываемый в учреждении образования на основании типовых учебных программ с учетом выбранных квалификаций и их специализаций согласно специфики регионального рынка труда и особенностей учреждения образования.

Учебные программы по учебным предметам общепрофессионального цикла и учебным предметам обязательного выбора профессионального компонента учебного плана учреждения профессионально-технического образования утверждаются управлением образования областного исполнительного комитета.

Учебные программы по учебным предметам специального цикла профессионального компонента учебного плана учреждения профессионально-технического образования, в том числе и по производственному обучению, по согласованию с организациями-заказчиками кадров, утверждаются управлением образования областного исполнительного комитета.

Учебная программаопределяет содержание обучения по тому или иному учебному предмету, порядок изучения учебного материала.

Учебная программа учреждения профессионально-технического образования разрабатывается в учреждении образования и учитывает особенности выбранной совокупности квалификаций, требования организаций-заказчиков кадров, особенности учреждений профтехобразования и реализуемых образовательных программ профессионально-технического образования. При составлении учебных программ проводится корректировка содержания типовых учебных программ связанная с развитием техники и технологий, также необходимо учитывать изменения, происходящие в содержании и характере труда относящиеся к конкретной профессии. Проектирование учебных программ осуществляют параллельно разработке учебного плана.

Учебная программа должна соответствовать:

· образовательному стандарту по специальности;

· требованиям профессионально-квалификационной характеристики;

· типовой учебной программе по учебному предмету (производственному обучению).

При проектировании количество часов, отведенное на изучение отдельных тем в типовых учебных программах, последовательность их изучения в обоснованных случаях можно изменять по усмотрению преподавателей (мастеров производственного обучения) при условии выполнения целей и задач предмета, достижения необходимых результатов обучения. При этом объем учебного времени, отводимого на предмет должен соответствовать утвержденному учебному плану.

Все изменения рассматриваются на заседании методической комиссии и утверждаются руководством учебного заведения в установленном порядке и должны быть отражены в пояснительной записке учебной программы.

Разработанные учебные программы предоставляют на экспертизу в учебно-методический центр профессионального образования вместе с учебным планом и утверждаются в установленном порядке.

Если типовая учебная программа по учебному предмету общепрофессионального цикла (например, предмет «Экономика») едина для обучения по нескольким квалификациям, то учебная программа разрабатывается в одном экземпляре. Такие учебные программы собираются в отдельную папку, которая является приложением к действующим комплектам УПД.

Если разрабатывается учебная программа по учебному предмету с изучением на повышенном уровне, то это указывается на титульном листе и в пояснительной записке. В тематическом плане и содержании учебной программы введение новой темы, углубление изучаемого материала по теме и другое отражается курсивом.

Рекомендуемая структура учебной программы:

§ титульный лист (приложение 1);

§ пояснительная записка;

§ тематический план (приложение 2);

§ содержание учебной программы (приложение 3);

§ перечень структурных элементов научно-методического обеспечения (учебно-методического комплекса), (приложение 4), включающий:

- нормативную документацию (образовательный стандарт, типовая учебная программа, нормативная документация по стандартизации и т.д.);

- учебно-методическую документацию (методические рекомендации, методика изучения отдельных тем и т.д.);

- учебные издания;

- средства обучения (учебники, учебные пособия, электронные средства обучения и т.д.);

- средства контроля (контрольные задания, тесты и т.д.);

§ показатели оценки результатов учебной деятельности обучаемых по учебному предмету (приложение 5);

§ лист согласования (приложение 6).

 

 

В пояснительной записке должны быть отражены:

- цели обучения (с учетом требуемых уровней усвоения учебного материала), воспитания и развития;

- наименование квалификаций, для которых предназначена данная учебная программа, их уровень;

- сведения о типовой учебной программе производственного обучения, на основании которой разработана учебная программа производственного обучения учреждения профессионально-технического образования;

- требования по реализации межпредметных связей;

- сведения о тематике комплексных и проверочных работ;

- сведения об этапах производственного обучения;

- сведения о включении в содержание соответствующих тем учебной программы информации о новой технике, технологиях, используемых в организациях-заказчиках кадров, специфике регионального рынка труда;

- рекомендации по организации изучения отдельных тем, проведению лабораторных, практических, лабораторно-практических занятий (работ) и др.

Тематический план является частью учебной программы, включает полный перечень тем учебного предмета и объем времени на их изучение, разрабатывается в соответствии с учебным планом и учебной программой.

Тематический план учебной программы учебного предмета учреждения профессионально-технического образования должен соответствовать конкретной образовательной программе профессионально-технического образования. Составляется преподавателем конкретного учебного предмета. Включает перечень тем учебной программы, обязательные контрольные работы, лабораторно-практические занятия (работы), практические занятия (работы), лабораторные занятия (работы), отводимое количество учебного времени.

Тематический план учебной программы производственного обучения учреждения профессионально-технического образования должен соответствовать конкретной образовательной программе профессионально-технического образования, предусматривать распределение проверочных и комплексных работ, содержать перечень разделов и тем с указанием количества часов на их изучение с учетом уровней квалификации (разрядов, категорий, классов). В тематических планах учебных программ производственного обучения УПТО, как правило, выделяются этапы обучения: обучение в учреждении профессионально-технического образования, обучение в организациях-заказчиках кадров, производственная практика. Тематический план разрабатывается мастером производственного обучения по конкретным профессиям.

К содержанию учебных программ учреждения профессионально-технического образования предъявляются следующие требования:

- конкретность, рациональная последовательность содержания отдельных тем, разделов;

- соответствие целей изучения тем и прогнозируемых результатов их достижения;

- обоснованность последовательности проведения обязательных контрольных работ, лабораторных, лабораторно-практических, практических занятий (работ), комплексных и проверочных работ, правильность формулировки целей их проведения.

Учебные программы учреждения профессионально-технического образования должны иметь буквенно-цифровые коды, указывающие на связь их содержания с требованиями профессионально-квалификационной характеристики.

Количество часов, отводимое на изучение тем, последовательность их изучения в обоснованных случаях по усмотрению преподавателей (мастеров производственного обучения) могут изменяться при условии выполнения целей и задач предмета, достижения необходимых результатов обучения, вносимые изменения рассматриваются на заседании методической комиссии и утверждаются руководством учебного заведения. Все изменения должны быть отражены в пояснительной записке.

В перечень средств научно-методического обеспечения включаются приобретаемые и самостоятельно разрабатываемые педагогическими работниками учреждения профессионально-технического образования средства.

 

Программа производственной практики – документ, определяющий содержание и структуру производственного обучения учащихся на конкретном предприятии.

Программа заключительного периода производственного обучения (производственной практики)рассматривается на заседании методической комиссии, согласовывается с предприятием и утверждается заместителем директора по УПР (ПО).

Рекомендуемые разделы:

· - титульный лист;

· - общие положения;

· - цель и задачи практики;

· - перечень учебно-производственных работ учащихся;

· - организация рабочего места;

· - квалификационная характеристика;

· - изучение передовых приемов и методов работы;

· -график прохождения производственного обучения (согласованный и утвержденный в установленном порядке);

· - показатели оценки результатов учебной деятельности обучаемых в заключительном периоде производственного обучения;

· - рекомендации мастеру п/о.

 

Порядок внесения изменений в типовые учебные программы.

 

Корректировка типовых учебных программ рассматривается на заседаниях методических комиссий и фиксируется в протоколах.

Преподаватели (мастера производственного обучения), изучив типовую учебную программу, подготавливают предложения с обоснованием о внесении изменений в типовую программу в 2-х экземплярах. В период разработки учебных программ подают председателю методической комиссии данные предложения на рассмотрение. В случае положительного результата преподавателю (мастеру производственного обучения) выдается выписка из протокола заседания (копия протокола), один экземпляр предложений и данные изменения вносятся в учебную программу с отражением в пояснительной записке.

Приложение 1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКОГО ОБЛАСТНОГОИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «_______________________________________________________»

СОГЛАСОВАНО _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________   «___» ____________ 20____ г. УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель начальника управления образования Могилёвского облисполкома   _____________ В.В.Рыжков   «___» ____________ 20____ г.

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.