Выделяются следующие признаки общественного объединения — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Выделяются следующие признаки общественного объединения

2018-01-29 267
Выделяются следующие признаки общественного объединения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) добровольное объединение;

2) некоммерческое;

3) негосударственная структура;

4) действует на основании устава.

Признаками общественно-политической организации являются: широкая социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей.

Задача общественных организаций – выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества.

Основные типы общественно-политических организаций: союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления.

Виды общественно-политических движений:

– в зависимости от сферы деятельности: социально-политические, этнополитические, конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные и т. д.;

– в зависимости от целей: революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические;

– в зависимости от количества участников: массовые либо элитарные;

– в зависимости от места в политическом спектре: левые, центристские и правые;

– в зависимости от масштаба деятельности: местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т. п.;

– в зависимости от социального состава: профессиональные, женские, молодежные;

– в зависимости от характера возникновения: сознательно организуемые и стихийные;

– в зависимости от методов действий: насильственные и ненасильственные.

 

19. Политические партии и партийные системы.

Политические партии - это добровольно организованные политические объединения граждан, придерживающихся одной идеологии и ориентированных на завоевание и осуществление политической власти".

Партии отличаются от социальных движений и других общественных объединений рядом главных признаков.

наличие определенной политической идеологии как своеобразного отражения мира и его преобразования; совокупности политических идеалов и ценностей;

принятие программы действий с обозначенной стратегией и тактикой;

формирование организационной структуры: четкое внутреннее деление, управленческий аппарат и т.д.; зафиксированные, как правило, в Уставе партии;

обязательным условием успешного функционирования партий является прочная социальная база (поддержка народа, класса, социальной группы и т.д., которые голосуют за партию на выборах, финансируют ее деятельность, проводят агитационно-пропагандистскую работу и т.д.);

обязательный атрибут любой партии – это выдвижение и осуществление такой политической цели как борьба за власть и участие в ее реализации. В этом заключается главное отличие партий от других общественных организаций и движений, действующих в политике. Какую бы конкретную цель ни ставила перед собой партия – будь то построение коммунизма или охрана окружающей среды – она добивается того с помощью борьбы за власть. Этим политическая партия и отличается, прежде всего, от других разновидностей общественных объединений (общественных организаций и движений), которые также активно участвуют в политической жизни, но не добиваются прямого контроля над правительственной властью. Победившие на выборах партии становятся правящими и получают право определять внутреннюю и внешнюю политику страны.

Основные типы:

1. По участию в осуществлении политической власти и роли в политической системе партии делятся на правящие и оппозиционные.

2. По характеру своей деятельности партии могут быть классифицированы как парламентские и «авангардные».

3. По организационной структуре и условиям партийного членства (типология М.Дюверже) партии типологизируются на кадровые и массовые.

4. 4. По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач выделяют революционные партии, реформистские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений), консервативные и реакционные партии (стремящиеся к восстановлению предшествующих общественных порядков и структур).

5. В дополнение вышеназванной типологии принято также различать «левые», «правые» и «центристские» партии на основе политической тактики, или «политического темперамента».

6. По виду партийного руководства партии бывают вождистскими и с коллегиальным управлением.

7. По своей классовой сущности партии подразделяются на буржуазные, мелкобуржуазные, помещичьи, крестьянские, рабочие.

8. С точки зрения их идейно-политической ориентации различаются коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные партии, а также партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины.

20. Общественно-политические организации и движения в политической жизни современного общества.

Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.

 

Существуют множество типов общественно-политических движений:

- с точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;

- по идеологической основе – либерально-демократические, консервативные, социалистические;

- по национальному признаку – национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;

- по демографическому признаку – молодежные, студенческие и др.;

- по масштабам – международные, региональные, в стране, штате, республике;

- по методам и способам действия – легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

- конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:

- выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;

- создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;

- руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддержи­ваться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий.

 

21. Политическое поведение: разновидности и характерные черты.

Политическое поведение - это любая форма участия в осуществлении власти или противодействия ей. Оно может охватывать участие в формальных организациях или движениях, включенность в различные элементы политической системы или сознательное отстранение от них.

Основные особенности массового политического поведения:

· Статичность, инерционность (массы не обладают свойством самоорганизации, они пассивны и инерционны в выборе методов своих действий).

· Стохастичность, вероятность (в массовом поведении велика случайность, неупорядоченность отношений между людьми).

· Ситуативность (характер действий масс часто определяется местом, временем, поводом; долговременные, рациональные интересы соседствуют с эмоциональными проявлениями).

· Анонимность (членам масс не интересны индивидуальные свойства, личностные качества друг друга).

· Отказ от личной ответственности.

Виды:

Не властное (политическое участие) Властное (политическое поведение)
Участие в референдуме В узком смысле
Голосование на выборах (электоральное поведение) Организация партии
«Прямые действия» Сложение полномочий
Экстремальные (патологические действия) Принятие управленческого политического решения

 

22. Сущность и основные типы политического режима.

Политический режим –это система приемов, методов, способов осуществления политической власти в обществе. Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Режимы:

Демократический

Недемократический (тоталитарный, авторитарный)

23. Тоталитарный политический режим: социальная база и основные черты.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Э

2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков.

3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления.

4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

24. Авторитарный политический режим и его основные черты.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Основные признаки авторитарного режима:

1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики».

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:

§ абсолютные и дуалистические монархии;

§ военные диктатуры, или режимы с военным правлением;

§ теократию;

§ персональные тирании.

 

25. Демократический политический режим, его черты, предпосылки утверждения и функционирования.

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;

разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;

гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;

равноправие - все имеют равные гражданские и политические

права и свободы, а также гарантии их зашиты;

плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

 

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса.

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им.

2. Свободные выборы представителей власти.

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства.

4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. «Все, что не запрещено законом, - разрешено».

К демократическим режимам относят:

президентские республики;

парламентские республики;

парламентские монархии.

 

26. Трансформация и модернизация современных политических режимов.

Основной причиной может служить то, что предыдущий режим перестал удовлетворять ожиданиям основных социальных слоев. Этому предшествует длительный этап ослабления жизнеспособности предыдущего режима.

Процесс смены политического режима в политологии называют «политический транзит».

Пути трансформации политических режимов:

вооруженная интервенция извне;

революция снизу – неизбежно сопряжена с большими человеческими жертвами и потерями материальных и духовных ценностей;

капитуляция (абдикация) – редко встречающийся путь, требуется, чтобы политический режим до крайней степени дискредитировал себя в глазах общества;

революция сверху – наиболее оптимальный путь, открывающий возможность наименьших потерь.

 

27. Политическая элита, ее сущность, черты и функции.

Термин “элита” в переводе с латинского означает “лучший”, “отборный”, “избранный”.

Политическая элита — это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.

Функции политической элиты:

— стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.);

— организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь)

— интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).

Политическая элита подразделяется на правящую (которая непосредственно обладает государственной властью), оппозиционную (т.е. контрэлиту), высшую (которая принимает значимые для всего общества решения) и т.д.

Политическая элита имеет свои характерные черты:

• право выдвижения из своей среды политических лидеров;

• право на привилегии;

• закрытость или полузакрытость для чужих социальных слоев;

• психологию превосходства;

• собственную идеологию;

• доступ к закрытой информации и высокой культуре.

28. Политическая элита и тенденции ее эволюции.

 

29. Политическое лидерство, его природа, функции и типологии.

Лидерство рассматривается в политологии как один из механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов, общества в целом. Его сущность составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.

1. «Теория черт» Суть теории сводится к попыткам выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера.

2. Но это уже приверженцы второй волны «теории черт». Сторонники ситуационного подхода исходят из того, что различные черты лидера варьируются в зависимости от ситуации.

3. Весьма близка ситуационному подходу теория определяющей роли последователей. На первый план выдвигается анализ не самих лидеров, а их последователей, их интересов и запросов. Группа сама выбирает себе лидера, который удовлетворяет ее.

Политическое лидерство имеет определенные признаки:

1) наличие собственной политической программы, умение реализовать ее;

2) популярность, авторитет, ответственность. Только тот, кто способен взять на себя ответственность, и может выступать в роли лидера;

3) постоянно всей своей практикой доказывать право на лидерство и оправдывать кредит доверия.

С научной точки зрения представляет интерес типология лидеров;

1) традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций (например, старший сын монарха после его смерти сам «законно» (или легитимно) становится монархом;

2) рационально-легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его «разумность».

3) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, на культе его личности.

По стилю деятельности типы лидера выделяются как авторитарный и демократический.

По характеру деятельности типы лидерства выделяются как:

1) универсальный, то есть постоянно проявляющий качество лидера;

2) ситуационный, проявляющий качество лидера в определенной ситуации.

По содержанию типы лидерства выделяются как:

а) лидер-вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий программу поведения;

б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

в) лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и организатором.

По видам деятельности различают «формальное» и «неформальное» лидерство.

Политологи обычно разделяют индивидуальное лидерство — лидер и его последователи и коллективное лидерство — элита и массы.

Политическое лидерство выполняет ряд важнейших функций к ним относятся:

1. Определение и формулирование интересов социальных групп целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция).

2. Процесс выработки и принятия политических решений (управленческая функция).

3. Мобилизация масс на достижение политических целей, распределение социальных ролей и функций в обществе, инициирование и социальных инноваций (мобилизационная функция).

4. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван обеспечивать национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом (интегративная функция).

5. Коммуникация власти и масс, т.е. организация связи между обществом и властью. Убеждение общества в целесообразности и правильности принимаемых властных решений (коммуникативная функция).

6. Легитимация власти. Обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы (функция легитимации).

30. Политическая культура как социальное явление.

 

31. Политическая культура в современном обществе: особенности, источники и пути развития.

 

 

32. Политическая социализация и политическая культура.

 

33. Сущность, содержание и эволюция политических конфликтов.

 

 

34. Классификация политических конфликтов, основные пути и механизм их разрешения.

 

35. Сущность, содержание, субъекты и объекты политики.

 

 

36. Виды политики и особенности ее осуществления в 21 веке.

 

37. Принципы выработки и осуществления политики.

 

 

38. Военная доктрина государства – теоретическая основа военной политики.

 

39. Политическая и военно-техническая стороны военной доктрины.

 

 

40. Основные направления политики современного государства.

 

41. Роль ОДКБ в военно-политической деятельности государства.

 

 

42. Национально-государственные интересы современного общества.

 

43. Внешняя политика ведущих государств мира в современных условиях.

 

 

44. Средства обеспечения безопасности и защиты государственного суверенитета.

 

45. Формы и типы международных отношений.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.