Три способа легитимации политической власти. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Три способа легитимации политической власти.

2018-01-29 3085
Три способа легитимации политической власти. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Первый способ - “традиционный ” - базируется на сакрализации по­литической власти и властных отношений; политический лидер рассматрива­ется как "наместник Бога на земле"; люди не идут против власти и порядков из-за боязни кары, возмездия со стороны Бога.

Второй - " легально­рациональный” - основан на разуме, интересах; люди не нарушают сущест­вующие "формально-бюрократические" нормы функционирования политиче­ской власти из-за боязни хаоса и анархии; они убеждены в том, что сущест­вующий политический порядок - наиболее эффективный из реально возмож­ных. (Этот способ нашел свое точное отражение в известном высказывании У.Черчилля о том, что "демократия - худшая из всех форм правления, за ис­ключением всех остальных").

Третий способ - "харизматический ” - опирается на веру в способность политической власти вывести общество из тупика; к этому способу легитимации политическая власть прибегает, как правило, только в чрезвычайно сложные, "революционные" периоды.

Теперь рассмотрим механизмы легитимации политической власти, т.е. средства

1. Социопсихологические механизмы легитимации. Это такие ме­ханизмы, которые формируют у индивида психологическую готовность при­знать правомочность деятельности институтов власти. К примеру, власти мо­гут внушить людям, что недостатки в ее функционировании объективны и потому следует их "понять и простить", взамен обещая в будущем "скорей­шего исправления положения".

 

2. Механизмы легитимации, основанные на участии граждан. Как спра­ведливо отмечает Ю.Гайда, "участие граждан в управлении наиболее совер­шенная и успешная форма легитимации власти, так как пробуждает в них ощущение политической субъективности и позволяет отождествляться с по­литическим режимом и его политикой". Предоставляя людям возможность участвовать в выборах, референдумах, создавать политические партии, власть формирует у людей чувство сопричастности в формировании и осу­ществлении политики.

 

3. Социотехнические механизмы легитимации. Это такие механизмы, как политическая социализация и формирование политического сознания. С помощью этих механизмов у людей формируются определенные политиче­ские взгляды, которые в конечном счете оправдывают деятельность сущест­вующих органов власти.

 

4. Технократические механизмы легитимации. Технократическая леги­тимация обеспечивается эффективным функционированием политической власти. Оно формирует лояльное отношение людей к власти.

 

5. Легитимация посредством силы. В этом случае власть прибегает к таким средствам, как принуждение, устрашение, запугивание и т.п. С их по­мощью достигается определенный уровень лояльности общества к власти.

 

6. Легитимация путем формирования чувства внешней или внутренней угрозы. Это достаточно распространенный механизм легитимации власти. В этом случае власти, ссылаясь на действительную или мнимую внешнюю или внутреннюю угрозу, объединяют людей вокруг себя, тем самым упрочивая свое положение и как бы отодвигая на второй план вопрос о законности са­мой власти.

 

14. Сущность и классификация социально-политических учений.

Предметом истории политических учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, общество, политику.

1. Политические учения Древнего Востока(Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и гос­подствовало понимание божественного происхождения власти.

2. Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 – 479 гг. до нашей эры) признает божественное происхождение власти императора, но отказыва­ется от божественного происхождения государства. Конфуций считал, что го­сударство возникло из объединения семей; это большая семья, где император – строгий, но справедливый отец, а подданные – его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной це­лью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.

 

В 4 веке до нашей эры Шан Ян дал начало направлению, получившему на­звание «легизм». Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания.

3. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была аре­ной ожесточенной борьбы за власть. Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470 – 99 гг. до нашей эры); его ученик Платон Афинский (427 – 347 гг. до на­шей эры) – политические идеи его изложены в диалоге «Государство»; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит (384 – 322 гг. до нашей эры).

4. Политические учения Средневековья. Средневековье характерно следующими политическими процессами:

создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;

распад их на раздробленные политические образования;

расцвет сословно-представительных монархий.

Особенности политических учений этого этапа:

безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;

политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобре­тают форму законов;

социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных дея­телей;

обоснование теологической теории политической власти

5.. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. Характерные черты политической мысли этой эпохи:

освобождение политической науки от теологии;

развитие гуманистических начал в политической теории;

анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократиче­ского устройства общественной жизни.

6. Современные политические учения. Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие пе­риоды.

Первый период – становление современной политической науки

Второй период – активное расширение сфер политологических исследова­ний (конец 40-х – вторая пол.70-х гг.) – характерен поворотом к проблемам ли­берализации политической жизни, демократии, социальной политики государ­ства:

Третий период – поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. – наст. время).

 

15. Сущность, структура и функции политической системы общества.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государст­венных органов, политических партий, движений, общественных ор­ганизаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

Структуру политической системы составляют следующие компоненты:

1) субъекты политической организации общества, к которым относятся - госу­дарство, политические партии, общественные организа­ции и объединения, трудовые коллективы, профессиональные союзы, религиозные объединения и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической систе­мы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие по­литическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятель­ности и совокупного политического опыта.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (т.е. формирование политического сознания индивида и "включение" его в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроиз­водство политической системы путем обучения все новых членов об­щества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам. Легитимность, другими словами законность).

 

16. Государство в политической системе общества.

место государства в политической системе общества может быть определено как главенствующее.

Чем объясняется данный тезис? Ответ прост: теми особенностями, которыми обладает государство как элемент рассматриваемой системы. А ими являются:

1. Особый статус – интересы народа могут быть представлены на международной арене только государственным аппаратом, что обусловлено наличием и функционированием явления «суверенитет».

2. Особые полномочия, заключающиеся в том, что государство единственное имеет право создавать акты, регламентирующие все аспекты жизни на конкретной, четко оговоренной территории.

3. Особый «аппарат законного принуждения», который гарантирует существование и функционирование первых двух черт, а именно: наличие армии и органов охраны внутреннего правопорядка.

Многие правоведы приводят дополнительные особенности, но, как правило, они лишь уточняют представленные аспекты.

Исходя из вышеперечисленного, следует, что государство в политической системе общества фактически находится в двояком положении. Первое – это важный элемент, без которого система не может существовать. А, второе, представленные выше особенности вполне четко указывают на то, что оно находится на самой вершине «политической пирамиды», что и обуславливает его роль.

 

17. Государство и гражданское общество, их соотношение и взаимосвязь.

преследуют одну общую цель: социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы.

Единство:

оно обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и т.д.

они формируются одновременно.

рассматриваемых социальных и государственно-правовых явлений находит свое выражение в демократическом политическом режиме.

Различия:

Правовое государство — это организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества.

Гражданское общество — это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Таким образом, сущностная черта гражданского общества — существование в его рамках различных социальных сил, общественных образований.

Одно из отличий государства от гражданского общества состоит в его способности принимать законы и другие нормативно-правовые акты и возможности применять меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом.

Государство и гражданское общество взаимодействуют друг с другом, образуют определенное единство. Взаимодействие гражданского общества с государством осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах. Это: 1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса;

2) участие субъектов гражданского общества и прежде всего тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти;

3) запрет тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную и личную жизнь человека и гражданина;

4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в РФ.

18. Общественно-политические объединения (ассоциации): признаки, разновидности, роль в общественной жизни.

Общественно-политические организации и движения – это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.