Вопрос 29. Правила речевого этикета — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Вопрос 29. Правила речевого этикета

2018-01-28 259
Вопрос 29. Правила речевого этикета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вежливость необходимо явно демонстрировать при общении с помощью языка.

Кроме того, у многих народов выбор приветствия зависит от возраста, пола, степени близости общающихся, времени суток. Рассмотрим национальную специфику русских обращений, являющихся самым употребительным и показательным этикетным знаком. Они могут быть неличностными (господа, гражданин) и индивидуальными, неформальными (Миша, Мария Павловна). Обращение может быть на «ты» и на «вы»: «ты» говорят в ситуации обращения к близкому человеку, в неофициальной обстановке и тогда, когда говорящий относится к собеседнику грубо, фамильярно. «Вы» используется при вежливом обращении к не очень близкому человеку, в официальной обстановке, к малознакомым и незнакомым людям, хотя здесь и существует множество нюансов. Еще один пример: не принято называть присутствующее при разговоре третье лицо местоимением он(а), а надо упоминать про него, назвав его имя (отчество).

Существует ряд этикетных правил ведения речи:

1. Вести разговор, если тема интересна, понятна всем собеседникам, уместна;

2. Вести разговор, если говорящий хорошо ориентируется в теме;

3. Строить свою речь в соответствие с интересами, знаниями,
социальным положением, возрастом, пол, мнением собеседников,
официальностью / неофициальностью ситуации;

4. Начинать разговор с нейтральных, общепринятых тем, но
стремиться надо к нетривиальным сообщениям, содержательным
разговорам;

5. Уметь внимательно выслушивать своего собеседника, проявляя
интерес к теме разговора и к самому говорящему, не перебивать его;

6. Не демонстрировать свое безразличие к теме беседы;

7. Не переносить свои отрицательные оценки речи собеседника на его личность;

8. Не произносить речь на повышенных тонах, даже для того,
чтобы что-то доказать оппоненту;

9. Не замолкать при присоединении к беседующим нового собеседника, а помочь ему включиться в общую тему;

10. Не использовать непонятные хотя бы одному из собеседников
слова, термины;

11. Не употреблять шутки, слова, избегать тем, вопросов, которые могут кого-либо обидеть, смутить;

12. Не слишком увлекаться рассказами о себе, своих близких,
своих делах, быть скромнее в своей речи, в самооценках;

13. Ставить в центр внимания слушающего, но не задавать собеседнику бестактных вопросов по поводу его личной, частной
жизни;

14. Не навязывать разговор человеку, не желающему беседовать;

15. Не навязывать свои советы, стараться смягчать свою речь,
снимая излишнюю категоричность, поскольку говорящий может
ошибаться;

16. Не отзываться дурно о других, иначе собеседник поймет, что
говорящий может так же отзываться о нем самом, что испортит
отношения;

17. Не выводить собеседника из терпения излишними словами,
объяснениями, отступлениями от основной темы;

18. Не говорить в одиночку и слишком много, давать высказываться и другим и не утомлять их;

19. Уважительно, доброжелательно относиться к адресату;

20. Следовать логике, чтобы вывод не противоречил посылке,
чтобы следствия вытекали из причин;

21. Употреблять короткие фразы, не превышающие порог смыслового восприятия и концентрации внимания человека (5-9 слов, 45-90 сек. без пауз);

22. Следить за тем, чтобы слушающий не уставал, давать ему передохнуть, пробуждать его внимание паузами, повторными об
ращениями, средствами авторизации и адресации текста;

23. Следить за невербальными знаками, сопровождающими речь:
излишне не жестикулировать, не лгать, поскольку мимика все
равно выдаст ложь.

 

Вопрос 30. Культура речевого поведения и речевой этикет юриста

Деятельность юристов многогранна: она имеет прямое отношение и к составлению различных документов, и к участию в прениях сторон на су­дебном процессе, и к пропаганде правовых знаний и т.д. Следовательно, для юриста профессионально значимо:

-владение нормами русского литературного языка: нормами литератур­ного произношения, нормами словообразования и образования форм слова, нормами построения словосочетаний и предложений, нормами употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлеж­ностью;

-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

-развитие умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Несомненно, без перечисленных знаний, умений и навыков невозможна качественная профессиональная деятельность юристов, поэтому необходимо постоянно тренировать свою врожденную языковую способность.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.